Направления деятельности и перспективы развития Сбербанка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение современной системы сберегательных банков России, раскрытие основных проблем и выявление перспектив.
В соответствии с обозначенной целью, задачами работы являются:
1. представить общую характеристику Сбербанка РФ;
2. рассмотреть основные направления деятельности Сбербанка РФ;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Роль и место Сбербанка РФ в экономике и в банковской системе страны. 3
1.1. История Сбербанка России 4
1.2. Текущее состояние Сбербанка и его положение в банковской системе РФ 5
1.3. Организационная структура и капитал Сберегательного банка России 10
Глава 2. Направления деятельности Сбербанка РФ. 13
2.1. Пассивные операции 14
2.1.1. Привлечение вкладов физических лиц. 14
2.1.2. Размещение временно свободных денежных средств малых, средних предприятий и корпоративные клиентов. 16
2.2.3. Депозитарное обслуживание клиентов и депозитные операции для финансовых организаций. 16
2.2.4. Векселя и сертификаты Сбербанка. 18
2.2.5. Корпоративное казначейство 19
2.2. Активные операции 19
2.2.1. Кредитование 19
2.2.2. Кредитование субъектов РФ и муниципальных образований 26
2.2.3. Межбанковское кредитование 26
2.3 Банковские, консультационные и околобанковские операции Сбербанка 26
2.3.1. Брокерские услуги 26
2.3.2. Операции с драгоценными металлами в слитках 27
2.3.3. Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства и консультирование корпоративных клиентов по инвестиционно-банковским вопросам. 28
2.3.4. Инкассация организаций клиентов и аренда сейфов. 29
2.3.5. Корреспондентские отношения с финансовыми организациями 29
Глава 3. Перспективы развития и важнейшие результаты деятельности Сбербанка России 31
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Особенности и направления деятельности Сбербанка РФ-работа 3!.doc

— 476.50 Кб (Скачать документ)

  За последние годы банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ банка, а именно: значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны; масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей, так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов); бренд и репутация банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия банку со стороны всех категорий клиентов; коллектив банка и значительный накопленный опыт. Большое количество опытных квалифицированных специалистов во всех регионах России, огромный управленческий опыт в рамках одной из самых масштабных организаций в мире, процессы и системы, которые в целом справляются с задачами уникального масштаба и сложности.

Но в то же время работа Сбербанка на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся: низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания. Проявлениями этого являются низкий уровень перекрестных продаж, низкий уровень доходов от многих продуктов, недостаточный охват потенциальной клиентской базы; низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов банка. По мнению клиентов, банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов; исключительно низкий уровень производительности труда. По этому показателю банк сильно проигрывает не только банкам развитых стран (ряд которых уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся рынков. Основные причины этого: излишняя громоздкость и сложность бизнес-процессов, низкий уровень специализации и разделения труда; отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий; низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда; децентрализация операций и функций поддержки.

В результате многие из систем и процессов банка плохо масштабируемы, а рост объемов бизнеса не приводит к росту эффективности; недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками. Большинство из них сегодня являются распределенными, недостаточно формализованными и плохо масштабируемыми. Также в ряде случаев баланс между контролем рисков и доходностью слишком сильно смещен в сторону недопущения рисков. В результате банк несет высокие расходы на осуществление контроля, которые не дают ожидаемой отдачи, и недополучает доходы; слабые стороны корпоративной культуры банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.

Осознавая внутренние организационные проблемы,

21 октября 2008 года Наблюдательный  совет Сбербанка России единогласно  одобрил Стратегию развития Сбербанка  до 2014 года.

 

Дальнейшее развитие банка и реализация его модернизации требуют существенной перестройки модели ведения бизнеса, формирования качественно новой технологической базы, изменения менталитета сотрудников и внедрения новых управленческих и мотивационных механизмов.

 

Для достижения этих целей развитие банка будет сфокусировано на четырех основных направлениях преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:

  • Принципиально важным направлением развития Банка станут максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. Это значит, что банк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений. Это означает, что качество и глубина взаимоотношений с клиентом, а также навыки и возможности банка в области продаж и обслуживания, которые обеспечат поддержание и развитие этих отношений, станут важной основой конкурентного преимущества банка.

С практической точки зрения, для того чтобы ориентация на клиента не осталась лозунгом, банк существенным образом изменит очень многие элементы своей работы, начиная от логики продуктового предложения и создания внутри банка выделенной вертикали продажи обслуживания в рознице и заканчивая новой моделью клиентской

работы в корпоративном блоке  и изменением процессов и процедур в бэк- и мидл-офисе.

  • Реализация выбранного сценария «модернизации» предполагает комплексную перестройку процессов и систем и их перевод на новую «промышленную» основу. Подобная «индустриализация» систем и процессов в банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество обслуживания клиентов и позволит банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков. Построение промышленных систем и процессов во многих случаях подразумевает консолидацию или централизацию функций как инструмента повышения управляемости и снижения затрат, а также пересмотр многих основных процессов, большую формализацию методик работы (например, оценку рисков) и построение современных систем электронного документооборота, способных работать в масштабах всего банка. Это также потребует существенного развития информационных систем.

В результате используемые системы  не только смогут «справляться» с масштабом операций банка, но и позволят банку сделать масштаб своих операций важнейшим источником формирования конкурентных преимуществ. Наиболее очевидные проявления этих изменений связаны с планами консолидации бэк- и мидл-офисных функций, а также с построением новых систем управления кредитными рисками. Однако эти изменения также весьма значимо затронут и бизнес-подразделения банка, в частности в контексте построения систем управления взаимоотношениями с клиентами и поддержки клиентской работы в корпоративном и розничном бизнесе.

  • «Индустриализация» позволит повысить эффективность, управляемость и качество, принципиально и «разово» меняя логику работы систем и процессов «сверху вниз». Руководство банка глубоко убеждено, что этого недостаточно для выполнения стратегических целей и миссии банка. Важнейшим элементом стратегии развития банка является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Задача, которую ставит перед собой банк, — сделать эффективность и качество делом каждого сотрудника в каждом подразделении, вовлечь как рядовых сотрудников, так и руководителей банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития банка, а не просто пассивными исполнителями. Для достижения этого третьим направлением изменений станет формализация Производственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления банком. Разрабатываемый на базе технологий Lean2, этот подход предполагает интегрированную работу по оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям «снизу вверх», создание в банке систематической способности к обновлению и самосовершенствованию, а также изменение менталитета и ценностных установок сотрудников. Первым направлением работы банка, которое будет затронуто этим процессом, станет организация работы розничных отделений и внутренних структурных подразделений (ВСП), однако поэтапно ПСС получит повсеместное распространение.
  • Осознавая важность и приоритет российского рынка банковских услуг для развития бизнеса, банк ставит перед собой задачу стать значимым участником мировой финансовой системы, поэтому выделяет развитие операций на международных рынках как одно из приоритетных направлений. При этом банк понимает, что развитие его международного присутствия и повышение его значимости (не только с точки зрения размера, но и степени участия в мировом финансовом секторе) будет достаточно медленным и постепенным процессом. Это еще больше подчеркивает необходимость того, чтобы первые шаги на пути превращения Сбербанка из крупного национального в международный банк делались уже сейчас.

 

 

Реализация стратегии развития позволит банку укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов. В рамках стратегии банк ставит перед собой цели по четырем основным направлениям:

 

1 / Финансовые результаты: увеличение  объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.

 

2 / Положение на российском рынке:  укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).

 

3 / Качественные показатели развития: лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.

 

4 / Операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.

 

Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту  рыночной капитализации и выдвижению банка в число лидирующих финансовых институтов мира.

 

 

 

 

Заключение

 

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма.

Сберегательный банк РФ – это  универсальный коммерческий банк. Он предоставляет своим клиентам более 100 разнообразных услуг, как традиционных, связанных с привлечением средств во вклады, кредитованием, расчетно-кассовым обслуживанием, так и сравнительно новых для банка – дилинговых, операций с фондовыми ценностями, посреднических и т. д.

В результате проведения анализа деятельности Сберегательного банка РФ можно сделать следующие выводы: Прежде всего, нельзя не заметить, что результаты деятельности Сберегательного банка РФ улучшаются с каждым годом. Все это говорит об успешном функционировании Сберегательного банка. Однако в работе Сберегательного банка есть и некоторые отрицательные моменты. При анализе основных показателей деятельности было установлено, что удельный вес просроченной задолженности увеличивается быстрее, чем темпы роста остатка ссудной задолженности, а также выявлена проблема по кредитованию, возникающих в процессе работа Сбербанка с населением.

 В целях привлечения ресурсов  для своей деятельности Сберегательному  банку важно разработать стратегию  политики исходя из целей и  задач, закрепленных в уставе, для получения максимальной прибыли и сохранения банковской ликвидности. Политика банка в области сбережений населения нацелена на сохранение лидирующего положения в этом секторе финансового рынка, путем совершенствования действующих и внедрения новых видов вкладов и депозитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.02.2010) "О банках и банковской деятельности"
  3. Белоглазова Г. Н., Кроливецкая Л. П. Банковское дело: Учебник- М.: Финансы и статистика, 2004.
  4. Букато В. И., Головин Ю. В., львов Ю. И. Банки и банковские операции в России- 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. М. Х. Лапидуса.- М.: Финансы и статистика, 2001.
  5. Лаврушин О. И. Банковское дело: Учебник- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика,2003.
  6. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции.- М. : ИПЦ «Вазар-Ферро», 1994.
  7. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. – СПб.: Питер, 2007.
  8. Жуков Е.Ф., Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб.  и доп. – М.:ЮНИТА-ДАНА, 2001 г
  9. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник, под ред. Н.Ф.Самсонова. – М.:ИНФРА-М, 2001
  10. "Российская газета" - Федеральный выпуск №5152 (73) от 8 апреля 2010 г.
  11. Интернет- ресурс: http://www.cbrf.ru
  12. Интернет-журнал «Личные деньги», http://www.personalmoney.ru/
  13. Интернет- ресурс http://cbr.ru/
  14. Интернет- ресурс http://www.bankdelo.ru/
  15. Журнал «Вопросы экономики» №5 за 2009 год
  16. Журнал «Деньги и кредит» № 9 за 2010 год
  17. Журнал «Деньги и кредит» №7 за 2009 год
  18. Журнал «Эко» №8 за 2009 год
  19. Журнал «Экономист» №5 за 2009 год
  20. Журнал «Эко» №5 за 2010 год

 

 

 

 


Информация о работе Направления деятельности и перспективы развития Сбербанка РФ