Небанковские кредитные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание

Несмотря на то, что банковская деятельность осуществляет финансовое посредничество и предоставляет финансовые услуги, она удовлетворяет лишь часть потребностей крупных сегментов населения и развивающегося частного сектора. Так же в банковской системе сформировалась тенденция снижения устойчивости коммерческих банков, а также расширяется диапазон факторов, стимулирующих к возникновению ситуации, когда возможно резкая потеря платежеспособности того или иного коммерческого банка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. Небанковские кредитные учреждения в современной экономике, их формы, виды, структура назначение и функции…………………………………………….....4
1.1 Виды, формы, структура небанковских кредитных учреждений……………....4
1.2 Развитие небанковских кредитных учреждений…………………………………….....7
.
Глава II. Небанковские кредитные учреждения в экономике Кыргызской республики: анализ и развитие………………………………………………………………………………...8
2.1 Нормативные акты регулирующие деятельность небанковских кредитных учреждений в Кыргызской Республике……………………………………………………………….…..8
2.2 анализ деятельности небанковских кредитных учреждений на примере специализированных кредитных учреждений Кыргызстана……………………………………10
2.3 Проблемы функционирования небанковских кредитных учреждений Кыргызской Республике………………………………………………………………………………….…………..15
ГЛАВА III. Перспектива и стратегия развития небанковских кредитных учреждений Кыргызской Республике……………………………………………………….……….……24
3.1 Создание небанковских кредитных учреждений, закономерное следствие несовершенство банковской системы…………………………………………………………………...24
3.2 Стратегия и прогноз развития небанковских кредитных учреждений в Кыргызской Республике………………………………………………………………………………………….. ...26
Заключение……………………………………………………………………………………………………..…..28

Список литературы………………………………………………………………………………………….…29

Работа состоит из  1 файл

небанковские кредитная учреждение.DOC

— 272.50 Кб (Скачать документ)

Другая сфера  финансовых услуг – страхование  жизни – утратила доверие населения  в результате инфляции (потеря взносов  по долгосрочным личным видам страхования) и может дискредитировать себя вновь. На сегодняшний день в Кыргызской Республике страховщики, занимающиеся страхованием жизни, на самом деле выполняют страховую сумму с начислением процентов. Потребность в этом виде страхования у населения есть. Это вызвано объективной необходимостью страховой защиты людей в связи со смертью, потерей трудоспособности от несчастных случаев. Любое из этих событий затрагивает различные стороны уровня жизни людей. Но в настоящее время в связи с низкой платежеспособностью населения этот вид страхования практически не применяется.

В условиях децентрализации  экономики, роста числа средних  и мелких предприятий и фирм не выплата страхового возмещения при гибели или повреждения застрахованных объектов может повлечь за собой серьезные финансовые затруднения и даже банкротство страхователя, который до недавнего времени испытывал колоссальные трудности с формированием страховых резервов. К великой радости страховщиков парламент принял поправки к Налоговому кодексу, касающиеся страхового бизнеса. В главу 19 «Вычеты из совокупного дохода для определения размера прибыли, подлежащей налогообложению» введена новая статья 104. 1, согласно которой страховые организации имеют право на вычет из совокупного годового дохода сумм отчислений в страховые резервные фонды, в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством Кыргызской Республики. Теперь страховые компании имеют возможность стать более устойчивыми.

Но не ошибиться  в выборе страховщика – задача самого страхователя. Критерии могут быть следующими:

  • оплаченный уставной капитал;
  • лицензии на право проведения страховых операций;
  • страховыми объективная информация Страхового Надзора Кыргызской Республики;
  • наличие договоров перестрахования с рейтинговыми.

 

Среди кыргызских страховщиков есть такие компании, которые смогут защитить интересы клиента от авантюризма тех псевдо-страховых компаний, которые сознательно или по страховой безграмотности превышают все допустимые пределы своих возможностей. Возможности страховых компаний не одинаковы. Страхование основано на доверие клиентов. Обязательства страховщиков должны быть полностью и своевременно выполнены, а может ли страховая компания, например, страхующая лиц, выезжающих за границу, при наступления страхового случая сразу оплатить 50-100 тысяч долларов США, если они не перестраховывают свои риски?

Информацию о надежности той или иной страховой компании можно получить в Государственном Страховом Надзоре Кыргызской Республики либо в Министерстве финансов, в отделе небанковского сектора.

Банкротство одного страховщика может подорвать доверие к финансовой надежности всех страховых компаний и тем самым отрицательно сказаться на развитие более стабильных страховых компаний, а цель надзора – соблюдать в достаточной степени интересы застрахованных.

Страхование повсеместно находится в той или иной мере под опекой государства, и, естественно, основной целью протекционистских мер государства является предотвращения существенного вызова валютных средств за границу иностранными страховыми компаниями. В условиях становления страховой индустрии избежать перестрахования невозможно. Вопрос состоит, однако, в том, насколько потребности в перестраховании могут быть обеспечены силами собственной национальной страховой индустрии и какова степень необходимости использования зарубежных перестраховочных емкостей. Определенный потенциал для развития внутреннего перестрахования есть, но он пока не велик. Становление рынка только начинается. Поэтому формирующийся местный страховой рынок, не имеющий мощных перестраховочных емкостей, вынужден перестраховывать свои риски за рубежом. Национальные страховщики должны развивать и углублять взаимодействие между страховыми компаниями Кыргызской Республики в форме перестрахования в интересах самих же страховщиков и экономики страны.

В то же время необходимо максимально использовать внутренние возможности перестрахования, прежде чем обращаться на зарубежные рынки, которые, кстати, сами переживают в последнее время немалые трудности, и не все компании за рубежом безупречно надежны. Там есть определенные проблемы, общие для страхового западного рынка, связанные прежде всего с новыми требованиями, предъявляемыми в последние годы страховщиками. Это довольно сложный процесс, приводящий в конечном итоге к изменениям в самой структуре условиях деятельности страховых рынков Запада.

И тем не менее иностранцы не торопятся вкладывать деньги в  нашу экономику. Например, две совместные кыргызско-английские компании имеют оплаченный уставной капитал не более двух миллионов сом. Что касается привлечения «ноу-хау» (новых технологий), то ничего нового из того, что мы уже знаем и умеем, они не принесли. Если чему-то можно научиться у западных компаний, то это их опыту организаций страховой деятельности. Скорей всего, секретом успеха иностранных компаний является:

    • неопытность и доверчивость населения;
    • недобросовестная реклама;
    • выпячивание своего иностранного имени, хотя подчас предлагаются сомнительные комбинации страхования.

 

По привычке все иностранное  мы бездумно принимаем за благо. А  тем временем аккумулированные путем страхования денежные средства работают на экономику других стран. Для сохранности средств – это очевидный плюс, для экономики Кыргызской Республики – минус. Плюс – это эффективная защита интересов страхователя при наступлении страхового случая. Например, по условию перестраховочного договора страховщик оставляет на своем риске 10 % ответственности от страховой суммы, а остальные 90 % передает в перестраховании. Допустим, общая страховая сумма 100 000 $, тогда 10 % приходится на страховщика, а остальные 90 % размещается среди перестраховщиков, им же передается и соответствующая часть полученной страховой премии. Оплата страхового возмещения при наступлении страхового случая будет пропорционально взятым на себя обязательством. Минус для страдающей острым финансовым дефицитом страны очевиден.

В то же время нельзя не читывать авторитет, надежность и финансовые возможности  международных перестраховщиков разных стран. Этот рынок у них складывался  десятилетиями, а иногда и столетиями. Это противоречивый процесс взаимоотношений с иностранными страховыми и перестраховочными компаниями требует взвешенного подхода, вытекающего из развития самого страхования.

Важным моментом развития страхования является формирование правильного отношения к нему со стороны населения, предпринимателей и руководителей предприятий. Страхование почти во всех странах является такой отраслью, зашитой стимулирования которой – один из приоритетов государства. Государство должно заботиться о формировании надежной отечественной системы страхования, расширении деятельности страховых компаний, укреплении их правовой и экономической базы. Общегосударственные интересы должны выражаться во всемирном увеличении финансовых, в том числе валютных ресурсов, в обеспечении наиболее полного возмещении ущерба от природных и техногенных катастроф, в инвестировании страховых резервов в отечественную экономику, в предотвращении неоправданного оттока капитала за рубеж.

Для развития этого сектора  экономики в первую очередь необходимы стабильная политическая и экономическая ситуация в стране, подъем производства и рост благосостояния народа. Если решится указанный круг вопросов, то это вызовет рост потребности в страховании как услуге специфического роста и, как следствие, – усиление позиции страховых компаний.

Что касается инвестиционных фондов, то ситуация в настоящем  такова, что сегодняшние фонды  – очень громоздкие по составу  компании. Число акционеров весьма значительно – превышает 80 тысяч. Инвестиции же этих акционеров незначительны, – в среднем вклад составляет около 4 тыс. упаев или порядка сорока сомов. Государство позволяет себе неоднократное отступление от Программ массовой приватизации: не всегда выставлялись на аукционы 25 % приватизированных предприятий; не все включенные в Программу предприятия выставлены на продажу; невостребованные населением приватизационные купоны проданы; часть акций наиболее привлекательных предприятий передана Соцфонду и др. В результате приватизационные купоны так и не смогли набрать того солидного веса, на которые были рассчитаны, и оправдать, возлагавшиеся на них надежды.

Проблем у инвестиционных фондов в такой ситуации много. Затраты  на обслуживании акционеров занимают значительную долю в расходах фонда. Законодательство предъявляет жесткие требования к обеспечению защиты интересов акционеров независимо от размеров их лицевых счетов. Порой затраты на обслуживание акционера превышают сумму его инвестиций. Практически невозможно собрать акционеров на годовой собрание, правда, принятый в 2009 году Закон «Об инвестфондах» несколько смягчило требования по кворуму. Сложно работать с людьми, не имеющими представление о фондовом рынке вообще и инвестиционных фондах в частности, особенно в условиях кризисной экономики, банкротств ряда банков и крушения финансовых пирамид. В такой ситуации управляющие фондов, помимо управления финансами, вынуждены заниматься просветительской и образовательной работы с акционерами.

Не смогли удержаться в аналогичных условиях приватизационные фонды в Казахстане, не осталось и ваучерных фондов в России. Они либо прекратили свое существование, либо преобразовались в пенсионные или паевые инвестфонды.

Сумеют ли удержаться «на плаву» кыргызские инвестфонды? Однозначно ответить на это вопрос сегодня сложно. Если посмотреть динамику развития фондов-членов Ассоциации за шесть лет, можно заметить успехи. Чистые активы выросли с 9,5 млн. сомов в 2005 году до 39,4 млн. сомов в 2009 году – более чем в четыре раза и это не за счет прироста акционеров, их число практически не изменилось – 82,12 тыс. человек в 2005 году и 82,58 тыс. человек в 2009 году.

Кроме того, из активов  ушло на выплату дивидендов акционерам за эти годы более 20 млн. сомов. Таким  образом, управляющим удалось добиться роста активов более чем в шесть раз.

Конечно, такого роста достигли фонды далеко не за счет дивидендов, получаемых по портфельным акциям, и не за счет бурного роста фондового рынка в республике. Хотя стоит отметить наиболее успешный в этом плане 2007 г., когда и рынок был на подъеме, росли в цене акции, и промышленность сработала с прибылью, и девальвация сома была плавной. Только этот год дал прирост стоимости активов на 20 млн. сомов. Доходы в семи фондов за 1994-2009 гг. составили 38,4 млн. сомов, без учета вне реализационной прибыли (роста курсовой стоимости портфельных акций). Расходы за этот период составили 12,5 млн. сомов.

Их сумма была бы значительно  ниже, не будь такой обремененности большим числом мелких акционеров. Чистой прибыли фонды заработали более 23,8 млн. сомов. В некоторых фондах она поднималась в 2007 г. в среднем до 700 сомов на одного акционера. Расходы на одного акционера в год в среднем колеблются от 12 до 103 сомов.

Управляющие инвестфондов выработали приемлемую для себя стратегию, исходя из экономических реалий: некоторые  отдают предпочтение работе с денежными средствами, скорректировав портфель на преимущество государственных ценных бумаг. И это дало свои результаты. Тогда как дивиденды и курсовые стоимости акций практически не дают доходов, финансовые операции дают неплохую прибыль. Таким образом, инвестфонды вливают в экономику через ГКВ реальные суммы денег исчисляемые не одним миллионом сомов, и получают прибыль в условиях стагнации фондового рынка и кризиса экономики.

Разумеется это не выход. Гораздо большие возможности могут дать корпоративные ценные бумаги, но их надежность весьма сомнительна. Особенно в последнее время, Когда участились случаи банкротства предприятий. В этой ситуации инвестфонды, на ряду с другими акционерами, теряют все, и дальнейшая тенденция смены собственников предприятий может обескровить инвестфонды. В процессе банкротств инвестфонды несут большие потери. Ведь иногда идет умышленная смена собственника стабильно работающего и перспективного предприятия через процедуру банкротства.

При разработке Закона «О банкротстве» следует предусмотреть защитные механизмы для владельцев акций, особенно инвестфондов, за которыми стоит масса людей и которые первоначально были предназначены для передачи собственности из государственного владения всему населению республики.

Крах множества финансовых пирамид подорвал доверие людей  к разного рода финансовым компаниям. Нельзя допустить подобные ситуации и с инвестфондами. Перспектива у активно работающих фондов есть: наработанные активы, хорошо ориентируются в ситуации и способны стать аккумуляторами свободных средств населения для последующего инвестирования их в экономику. Но, к сожалению, сегодня нет, или почти нет, надежных эмитентов, куда инвестфонды захотели бы инвестировать.

 

Пенсионный  фонд

 

Последние поправки к закону о пенсионном обеспечении, принятые кыргызским парламентом, фактически затормозили базовую пенсию на несколько лет. У многих наших престарелых сограждан, на собственном меню наблюдающих постоянный рост неумолимой инфляции, такая перспектива вызывает вполне понятный пессимизм. Причем даже для тех из них, кто наименее осведомлен в премудростях рыночной экономики, становится понятным, что в крошечных размерах и несвоевременной выплате их пенсий виновна несовершенство системы пенсионного обеспечения.

Возможности действующей распределительной государственной пенсионной системы практически исчерпаны. Пенсионные выплаты превышают взносы. Остро необходима кардинальная реформа пенсионного обеспечения. Искусственно ограничивается максимальный размер пенсии и увеличивается пенсионный возраст, а потом и вовсе урезается базовая пенсия. Такая политика ведет к обнищанию пенсионеров.

Нельзя сказать, что  в правительственных кругах не понимают необходимости реформ. Понимают и довольно давно на разных  уровнях говорят: «Пора». Немаловажную роль сыграли вояжи иностранных доноров-консультантов, завлекавших нас кредитами на реформу пенсионной системы. Причем все международные эксперты в один голос убеждают нас, что суть реформы должна заключаться в обязательном и незамедлительном переходе к  системе негосударственного пенсионного обеспечения. В чем же дело? Налицо кризис существующей системы. Необходимость ее скорейшего реформирования осознана властями и населением. Есть возможность дополнительного финансирования. То есть сформирована благоприятная ситуация для успешного старта реформы. Почему она не запускается?

Информация о работе Небанковские кредитные учреждения