Общая характеристика банковской системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:
• принцип двухуровневой структуры банковской системы;
• принцип универсальности банков.
Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка, и всех остальных банков.

Работа состоит из  1 файл

банк.doc

— 923.50 Кб (Скачать документ)

Полевые учреждения Банка  России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинским Уставом, они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, и физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.

В настоящее время полевые учреждения имеются во всех воинских округах, на флотах и в группах войск, государствах ближнего зарубежья (Армения, Грузия, Казахстан, Латвия, Таджикистан, Кыргызстан), Приднестровье, местностях с тяжелыми климатическими условиями (Анадырь, Тикси, Новая Земля), в отдаленных точках базирования дальней авиации, на полигонах, космодромах Байконур и Плесецк. Кроме того, они действуют в составе некоторых видов Вооруженных сил России, воинских .объединений и соединений. Полевое учреждение, дислоцированное на космодроме Байконур, кроме войсковых частей и обеспечивающих жизнедеятельность космодрома организаций и учреждений, обслуживает администрацию г. Ленинска и ее структурные подразделения1.

В целях совершенствования денежно-кредитной  системы РФ при Банке России создан Национальный банковской Совет, численностью 15 человек, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Председателем Национального банковского Совета является Председатель Банка России. Совет рассматривает концепцию совершенствования банковской системы РФ, проекты основных направлений единой государственной кредитной и валютной политики, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела, участвует в разработке принципов организации системы расчетов в РФ.

Банк России обладает экономической  и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти. Его экономическая независимость проявляется в организационном и финансовом аспектах. Организационная независимость Банка России определяется тем, что Банк России является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается.

Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда одна из сторон добровольно принимает на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банку России запрещено кредитовать федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Выражением политической независимости Банка России может служить отсутствие формальных связей между ним и Правительством РФ, а также его независимость в кадровом вопросе. Политическая независимость Банка России проявляется и в том, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие Федеральному закону <«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банк России, созданный для осуществления  управленческих функций, имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Федеральном законе:

• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Функции и полномочия, предоставленные  Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы (рис. 1.2).

Являясь органом монетарной власти, Банк России осуществляет следующие функции:

• разрабатывает и проводит (во взаимодействии с Правительством РФ) единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

• осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и  продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

• организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так  и через уполномоченные банки;

• принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и  организует составление платежного баланса РФ;

• проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики РФ в целом  и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы  и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Денежно-кредитная  политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают 'обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. -

Реальная макроэкономическая ситуация может вносить определенные коррективы в формулировку целей макроэкономической политики. Так, условия послекризисного развития предопределили на 1999 г. такие макроэкономические цели, как максимальное ограничение спада ВВП (в пределах 3%) и сдерживание инфляции (на уровне до 30% в год). Тенденция экономического роста, наметившаяся в 1999 г., и реальное снижение инфляции в качестве основных ориентиров макроэкономической политики на 2000 г. позволили определить дальнейшее снижение инфляции до 18% и обеспечение роста ВВП на 1,5%.

Основными задачами макроэкономической политики в 2001—2002 гг. стали: закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики.

Конечные цели денежно-кредитной  политики Банка России формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. В 1999 г. такой целью было сдерживание роста инфляции при ограничении спада в экономике. На 2000 г. конечной целью денежно-кредитной политики было определено снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП. Для дальнейшего снижения макроэкономических рисков, развития позитивных тенденций, сформированных в 1999—2000 гг., роста сбережений и инвестиций, повышения монетизации экономики и поддержания долговременного экономического роста Банк России в качестве конечной цели на 2001 г. определил снижение инфляции до уровня 12—14%.

Фактический уровень инфляции в 2001 г. составил 18% при росте ВВП на 5,8%. Главной задачей Банка России в среднесрочной перспективе является плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. В 2002 г. уровень инфляции должен составить 12—14% (из расчета декабрь к декабрю), или 14,3—15,5% в среднегодовом выражении.

Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован  следующим образом.

Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год передается на заключение в Национальный банковский Совет. Далее проект, уточненный по рекомендациям Национального банковского Совета, представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает решение.

Председатель Банка России ежегодно представляет Государственной Думе годовой отчет, в котором содержится перечень мероприятий по единой государственной Денежно-кредитной политике, проведенных Банком России.

Реализация утвержденной денежно-кредитной  политики целиком возложена на Банк России. В части реализации этой политики закон регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, в том числе установление процентных ставок по собственным операциям, нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонируемых в Банке России, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения.

Процентная политика Банка России используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России предоставляет минимальные процентные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

В настоящее время важной особенностью процесса регулирования процентных ставок в экономике является то, что Банк России не оказывает непосредственного воздействия на рыночные процентные ставки, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяется количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние Банка России на уровень процентных ставок главным образом осуществляется посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования Банка России для коммерческих банков является лишь ориентиром и индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики. Ставка рефинансирования Банка России оказывает опосредованное влияние на уровень ссудного процента в связи с тем, что в пределах официальной ставки проценты за кредит банка относятся на затраты (включаются в себестоимость продукции), а сверх этой величины — выплачиваются из прибыли.

Коммерческие банки, заключая кредитные  договоры, не должны ориентироваться исключительно на ставку рефинансирования Банка России. Процентные ставки по кредитам, устанавливаемые ими, реально определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка и уровнем кредитных рисков, а также планируемой нормой прибыли.

Устанавливая официальные ставки по своим операциям, Банк России учитывает  динамику процентных ставок коммерческих банков, однако величина официальных ставок не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок. Банк России, воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, стремится к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономический рост. Это отражается в динамике официальных ставок Банка России.

В 2001 г. действовала ставка рефинансирования в размере 25% годовых, ставка по кредитам и «овернайт» установлена на уровне 22% годовых. В 2002 г. официальная ставка рефинансирования понижена до 23% годовых.

Политику резервных  требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Кроме того, при отзыве лицензии на совершение банковских операций средства, депонированные в Банке России, используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Банк России, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Банком России норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы. Увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, Банк России проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.

Благодаря механизму обязательного резервирования, заключающемуся в депонировании части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Банке России и фактическом их блокировании на этом счете в течение всего периода функционирования банка, обязательные резервы выполняют также и функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов возложена на кредитные организации ст. 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. При этом покрытие обязательных резервов различными видами активов, приносящих доход, не допускается. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

Информация о работе Общая характеристика банковской системы Российской Федерации