Общая характеристика банковской системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:
• принцип двухуровневой структуры банковской системы;
• принцип универсальности банков.
Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка, и всех остальных банков.

Работа состоит из  1 файл

банк.doc

— 923.50 Кб (Скачать документ)

Регулирование реорганизации и ликвидации кредитных  организаций. Реорганизация и ликвидация кредитных организаций может происходить как добровольно — по решению их акционеров (участников), так и в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков. Дополнительная задача, которая решается в ходе надзора, состоит в обеспечении условий для добросовестной конкуренции на банковском рынке и недопущении его монополизации группами взаимосвязанных кредитных организаций.

Добровольная реорганизация кредитных организаций происходит по инициативе их учредителей и имеет своей целью улучшение рыночного положения данной кредитной организации за счет расширения доли рынка, выхода на новые его сегменты, отсечения неэффективных направлений банковского бизнеса, снижение рисков на основе их распределения между самостоятельным Организациями и т.п. К добровольной ликвидации учредители прибегают в том случае, когда по различным мотивам отказываются от ведения банковского бизнеса (снижение рентабельности этого бизнеса, усиление конкуренции на банковском рынке, отсутствие свободных рыночных ниш и т.п.). В этих случаях Банк России осуществляет общий надзор за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов в процессе осуществления реорганизационных и ликвидационных процедур.

Принудительная реорганизация проводится Банком России в рамках мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, к которым кроме реорганизации относятся также меры по финансовому оздоровлению и назначение временной администрации по управлению кредитной организации. Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства являются случаи, когда кредитная организация:

• не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев  требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах;

• не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах;

• допускает, абсолютное снижение собственных  средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

• нарушает норматив достаточности  собственных средств (капитала);

• нарушает норматив текущей ликвидности  в течение последнего месяца более чем на 10%.

Мерами по финансовому  оздоровлению кредитной организации являются: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами; изменение структуры активов и структуры пассивов; изменение организационной структуры, приведение в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств. На практике могут применяться и иные меры, предусмотренные федеральными законами. Все эти меры должны разрабатывать и реализовывать органы управления кредитной организации и ее учредители. В том случае, если они не способны проводить мероприятия по оздоровлению банка, Банк России может потребовать осуществления мер по финансовому оздоровлению в порядке применения принудительных мер воздействия. Тогда кредитная организация лишается права принимать решения о распределении прибыли между ее участниками и выплате дивидендов.

Временная администрация по управлению кредитной организации является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России на срок не более шести месяцев. Возглавляет администрацию руководитель, который формирует состав временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В период деятельности временной администрации Банк России своим актом может ограничить либо приостановить полномочия исполнительных органов кредитной организации в том случае, когда осуществление ими своих прав наносит ущерб интересам третьих лиц. Если это происходит, временная администрация выполняет функции наблюдательного и контролирующего органа, а также принимает на себя права и обязанности исполнительных органов кредитной организации. При приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация может обратиться в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов. Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения; при передаче дел арбитражному управляющему; по другим основаниям, предусмотренным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Реорганизация кредитной  организации по требованию Банка России проводится в случаях, когда иные меры финансового оздоровления не могут обеспечить восстановления ее платежеспособности и ликвидности. Реорганизация осуществляется в форме слияния, или присоединения к другой, финансо во устойчивой кредитной организации. При получении требования о реорганизации руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней обратиться в органы ее управления с ходатайством о необходимости реорганизации. В свою очередь, органы управления в десятидневный срок с момента получения требования Банка России обязаны принять решение о реорганизации и известить об этом Банк России. Осуществляя надзор за ходом реорганизации, Банк России добивается, чтобы образующиеся при слиянии кредитные организации были финансово устойчивыми, обеспечивали сохранность средств кредиторов и вкладчиков.

В том случае, если меры по финансовому  оздоровлению кредитной организации не приносят результата и у кредитной организации появляются признаки несостоятельности, Банк России может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

Кредитная организация  может быть признана банкротом только по решению суда. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Поэтому все лица, обратившиеся в суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом (сама кредитная организация-должник, ее кредиторы, прокурор, налоговый или иной уполномоченный орган), должны обратиться в Банк России с заявлением об отзыве лицензии. Банк России обязан рассмотреть заявление в течение месяца и в случае достаточных обстоятельств отзывает лицензию, обеспечивая запуск процедуры банкротства, к которым относятся наблюдение и конкурсное производство. Через механизм банкротства обеспечиваются права кредиторов на удовлетворение требований к кредитной организации-должнику, когда она не удовлетворяет их в обычном порядке.

Банк России вносит запись о признании  кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. В процессе конкурсного производства конкурсные управляющие обязаны сдавать отчетность в соответствии с нормативными актами Банка России, в том числе промежуточный и окончательный ликвидационные балансы. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации.

Банк России как расчетный центр банковской системы играет ключевую роль в организации и функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов он выполняет следующие функции:

• устанавливает правила осуществления  расчетов в РФ;

 • монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует их обращение.

Центральный банк РФ как субъект  платежной системы предлагает коммерческим банкам услуги, аналогичные тем, которые они сами предлагают своим клиентам. Банк России выступает в качестве общего банка-корреспондента для всех кредитных организаций, его участие в платежной системе снижает операционные риски всех экономических агентов.

Эмиссия наличных денег, которые являются одним из инструментов платежей, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. В целях организации наличия денежного обращения на территории Российской Федерации Банк России осуществляет прогнозирование и организацию производства, перевозки и хранение банкнот и монеты, создает их резервные фонды. Он устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, а также определяет признаки платежеспособности и порядок замены поврежденных банкнот и монеты и их уничтожения. Банк России в рамках предоставленных ему полномочий определяет порядок ведения кассовых операций для кредитных организаций и их клиентов.

Совершенствование действующей платежной  системы является фактором повышения  стабильности финансового сектора  и экономики страны в целом. Оно  предполагает проведение мероприятий  по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи платежной информации, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов. Большое значение имеет внедрение валовых расчетов в режиме реального времени для проведения крупных, срочных приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями, которое позволит обеспечить эффективную работу финансовых рынков и послужит интеграции российской платежной системы в международные платежные системы.

Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой деятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами. Нормативными актами Банка России являются те акты Банка России, которые направлены на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и рассчитаны на неоднократное применение на территории Российской Федерации. Любые иные акты Банка России, в том числе распорядительные акты, акты толкования нормативных актов в сфере компетенции Банка России, акты Банка России, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования, нормативными актами не являются.

Нормативные акты Банка России обязательны  для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Они не могут противоречить федеральным законам и не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России издаются в следующих формах:

• Указание Банка России;

• Положение Банка России;

• Инструкция Банка России.

 

 

 

 

Тема 2. Организация деятельности коммерческих банков

 

4.1 Функции банков как особых финансовых посредников

 

Наиболее полное представление  о роли и функциях банков в современной  рыночной экономике дает теория финансового  посредничества, которая начиная с 70-х гг. XX в. активно разрабатывается западными экономистами. Эта теория рассматривает финансовую сферу и финансовые рынки как единое целое, считая, что выделение относительно обособленных их подсистем и сегментов определяется скорее действующим национальным законодательством, чем объективными закономерностями развития финансовых отношений. При таком подходе все многообразие участников финансового рынка сводится к трем группам: поставщики финансового капитала (главным образом домохозяйства), его потребители (фирмы, корпорации и государство) и финансовые посредники.

Финансовые посредники — это институты, выполняющие посредническую функцию между поставщиками и потребителями финансового капитала. В отличие от нефинансовых компаний активы финансовых посредников в основном состоят из финансовых требований, а структура пассивов обычно отличается более значительной долей заемных средств.

Основной причиной существования  финансовых посредников в экономике  сторонники теории финансового посредничества считают информационную асимметрию, т.е. то обстоятельство, что мы живем в мире несовершенной информации. Если бы удалось создать такую хозяйственную систему, при которой операционные расходы равнялись бы нулю, информация была бы полной и симметрично доступной всем участникам рынка, а сеть рынков полностью покрывала любые возможные потребности, то в ней финансовые посредники были бы не нужны. Теория финансового посредничества исходит из того, что финансовые услуги, оказываемые финансовым посредником, основаны на информации (информационном преимуществе финансового посредника).

Существует несколько критериев  классификации финансовых посредников. Для выяснения сущности банка как особого типа финансового посредника целесообразно классифицировать всех финансовых посредников по способу финансирования. По этому критерию все финансовые посредники подразделяются на депозитные, в структуре пассивов которых присутствуют высоколиквидные, фиксированные по суммам финансовые обязательства-депозиты, и недепозитные финансовые институты. При таком подходе банки рассматриваются как типичный и широко распространенный вид депозитных финансовых институтов.

Банки как особые финансовые посредники характеризуются следующими существенными  признаками.

Во-первых, как и всякие финансовые посредники, они осуществляют двойной обмен долговыми обязательствами: банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а средства, мобилизованные на этой основе, размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими организациями. Двойной обмен обязательствами отличает банки от брокеров (дилеров), осуществляющих посредничество на финансовом рынке, не прибегая к выпуску собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки формируют собственные обязательства на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам вкладов (депозитов). Двойной обмен обязательствами характерен для всех видов финансовых посредников, но только банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников-банков, поскольку они должны быть оплачены в полной сумме независимо от изменения стоимости их активов. В отличие от банков другие финансовые посредники (инвестиционные компании, фонды и т.п.) все риски, связанные с изменением стоимости их активов, распределяют среди своих акционеров.

Информация о работе Общая характеристика банковской системы Российской Федерации