Общая характеристика банковской системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:
• принцип двухуровневой структуры банковской системы;
• принцип универсальности банков.
Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка, и всех остальных банков.

Работа состоит из  1 файл

банк.doc

— 923.50 Кб (Скачать документ)

• прямой запрет для уполномоченных банков на совершение определенных операций с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению клиентов), включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке. В настоящее время в Российской Федерации прямые запреты на совершение операций с иностранной валютой не применяются.

В рамках предоставленных полномочий по проведению валютной политики Банк России обеспечивает регулирование и совершенствование инфраструктуры валютного рынка. Основным звеном этой инфраструктуры служит система уполномоченных валютных бирж, которые функционируют на основании лицензии Банка России. Текущее воздействие на валютный курс Банк России проводит, непосредственно выходя на валютные биржи. Валютные биржи ведут свою деятельность под полным контролем Банка России, что позволяет ему видеть складывающуюся конъюнктуру рынка и оперативно устранять негативные тенденции. Вместе с тем в определенные периоды времени Банк России проводит интервенции и на межбанковском валютном рынке,- воздействовать на операции которого и осуществлять их контроль труднее, чем за валютными биржами.

В целях адекватной реализации валютной политики и своевременного реагирования на неблагоприятные изменения, Банк России осуществляет постоянный мониторинг всех сегментов валютного рынка.

Прямые количественные ограничения. Они могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством Российской Федерации.

К прямым количественным ограничениям можно отнести:

• установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и на привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков, ограничения на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций;

• введение предельных размеров процентных ставок по предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Банком России в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;

• установление фиксированного соотношения  процентных ставок коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям банков). Так, при предоставлении Банком России централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам (до февраля 1994 г.) устанавливался предельный размер, маржи, которая независимо от роста ставки рефинансирования должна была составлять 3 проц. пункта.

В современных условиях Банк России практически не использует прямых количественных ограничений.

Принятие текущих решений в  области денежно-кредитной политики о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; определении лимитов операций на открытом рынке, условий и порядка предоставления кредитов входит в компетенцию Совета директоров Банка России.

Банк России как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:

• осуществляет государственную регистрацию  кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

• осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций, цель которого - поддерживание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг  кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

• является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

• устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

В структуре Банка России для  выполнения надзорных функций созданы  Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления, Департамент банковского регулирования и надзора. Непосредственно функции по надзору Банк России реализует через свои территориальные управления (Главные управления и Национальные банки республик в составе Российской Федерации).

С позиций жизненного цикла кредитной  организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на:

• регулирование  и контроль создания кредитных организаций;

• надзор за текущей  деятельностью кредитных организаций;

• регулирование  реорганизации и ликвидации кредитных  организаций.

Регулирование и контроль создания кредитных организаций включают в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности. Регистрация и лицензирование призваны ограничить совершение банковских операций только теми экономическими субъектами, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др. Банк России, являясь регистрирующим органом, уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих.

Надзор за текущей  деятельностью кредитных организаций Банком России осуществляется в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах. Основная цель дистанционного надзора — это оценка рисков, принимаемых кредитной организацией, выявление на ранней стадии проблем в деятельности и принятие мер для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций. Контролю со стороны Банка России также подвергаются расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и в руководящем составе кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Банк России также имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации.

В связи с тем, что дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, велика вероятность того, что при появлении и нарастании у банков проблем достоверность и полнота их отчетности будут снижаться, возникает необходимость проведения инспекционных проверок на местах.

Возможность проведения инспекционных  проверок Банком России законодательно закреплена в ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основные правила организации и проведения проверок кредитных организаций и их филиалов, а также обязанности кредитных организаций и их филиалов по оказанию содействия в проведении проверок определены в Инструкции Банка России «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» от 19 февраля 1996 г. № 34. В соответствии с инструкцией главной целью проверок является определение непосредственно на месте реального финансового состояния данной кредитной организации и ее филиалов, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

При проверке на местах инспектора Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов и правомерность формирования доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законов и нормативных актов Банка России.

Для реализации законодательно закрепленных за ним функций в области банковского  регулирования и надзора Банку  России предоставлены полномочия применять меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний. Порядок применения мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности изложен в Инструкции Банка России «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» от 31 марта 1997 г. № 59. Согласно данной инструкции меры воздействия к кредитным организациям делятся на предупредительные и принудительные. Конкретный состав мер воздействия может сочетать и предупредительные, и принудительные меры и зависит от характера допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном на ранних стадиях возникновения недостатков и доводятся до кредитной организации в письменной форме или в ходе деловой встречи, результаты которой оформляются в виде протокола. Содержание предупредительных мер может включать доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности, изложение рекомендаций по исправлению создавшейся ситуации, предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в случае нарушения кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, представления неполной или недостоверной информации, а также если совершаемые операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков. Принудительные меры оформляются в виде предписания. К ним относятся:

• штраф;

• требование об осуществлении мероприятий  по финансовому оздоровлению;

• ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

• запрет на осуществление кредитными организациями отдельных или всех банковских операций, предусмотренных лицензией, на срок до одного года;

• запрет на открытие филиалов на срок до одного года; ,

• требование о замене руководителей  кредитной организации;

• введение временной администрации по управлению кредитной организацией;

• отзыв лицензии на осуществление  банковских операций.

Информация о примененных принудительных мерах воздействия, кроме введения временной администрации и отзыва лицензии, является конфиденциальной.

В целях организации банковского  надзора за деятельностью кредитных  организаций и применения к ним  адекватных мер надзорного реагирования все кредитные организации с точки зрения финансового состояния Банком России подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классификационных групп, а именно:

категория I — финансово  стабильные кредитные организации:

группа 1. Кредитные организации  без недостатков в деятельности;

группа 2. Кредитные организации, имеющие  отдельные недостатки в деятельности;

категория II — проблемные кредитные организации:

группа 3. Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;

группа 4. Кредитные организации, находящиеся  в критическом финансовом положении.

Отнесение банков к той или иной классификационной группе производится на основании данных отчетности и другой информации (например, результатов инспекционной проверки) за прошедший период.

Для предупреждения банкротства действующих  кредитных организаций Банк России может применять меры по их финансовому оздоровлению, назначать временную администрацию по управлению кредитной организацией либо потребовать ее реорганизации. Выбор зависит от состояния кредитной организации и от перспектив применения мер воздействия со стороны Банка России.

Меры по финансовому  оздоровлению кредитной организации включают оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменение структуры активов и структуры пассивов, изменение организационной структуры и другие меры, которые должны осуществлять прежде всего органы управления банка и его учредители. Если руководители кредитной организации и учредители (участники) не проводят мероприятия по ее оздоровлению, Банк России вправе потребовать у кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению в принудительном порядке. С этого момента кредит ная организация не вправе принимать решение о распределении прибыли между ее участниками и выплате дивидендов.

Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России на срок не более шести месяцев. В период деятельности временной администрации актом Банка России о ее назначении полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. В случае ограничения полномочий временная администрация выполняет функции наблюдательного и контролирующего органа. При приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации она принимает на себя те права и обязанности, которые предусмотрены федеральными законами. При приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация может обратиться в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Информация о работе Общая характеристика банковской системы Российской Федерации