Оценка деятельности коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание

Современный этап развития банковской системы характеризуется некоторой стабилизацией и умеренным развитием после нескольких пережитых системных кризисов. На данном этапе банки начинают все взвешеннее подходить к оценке всех рисков, в том числе к риску активных межбанковских операций, к которым относятся: межбанковское кредитование, открытие и ведение операций через счета в других банках, открытие депозитных счетов в других банках, операции с ценными бумагами других банков и тд. С другой стороны, клиенты банков, как юридические, так и физические лица, сейчас стали более ответственно и обдуманно относится к обслуживающему банку. Все эти факторы обуславливают актуальность развития и совершенствования методик оценки финансового состояния банков.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Коммерческие банки и оценка их деятельности 7
Понятие «коммерческий банк» 7
Принципы деятельности и функции коммерческих банков 8
Банковские операции коммерческих банков. 9
Оценка деятельности коммерческого банка 13
Финансовая устойчивость и надежность коммерческого банка 14
Оценка финансового состояния коммерческого банка ОАО УКБ "Новобанк" 18
Общая характеристика банка 18
Содержание анализа и оценки финансового состояния банка 21
Регулирование банковской деятельности на примере ОАО УКБ «Новобанк» 34
Факторы, негативно влияющие на деятельность ОАО УКБ «Новобанк» 37
Основные факторы риска, связанные с деятельностью ОАО УКБ «Новобанк» 37
Перспективы развития 41
Заключение. 42
Список использованной литературы 45

Работа состоит из  1 файл

ДКБ.doc

— 516.50 Кб (Скачать документ)

Следующая задача – привлечение средств  клиентуры со значительными оборотами  по счетам, привлечение бюджетных  средств при получении статуса  уполномоченных городских Администраций. Стремиться к изменению структуры баланса: поддержание внутренней сопряженности активов и пассивов по суммам и срокам на уровне не более 25% и стабильности источников до 70%. Создание ресурсов базируется на поиске дешевых и стабильных источников, сбалансированных с активами по срокам и процентам с учетом планируемой маржи. Наиболее выгодно привлечение среднесрочных ресурсов ( 91 день). Доля средств, привлекаемых до востребования – не более 25%. На более длительный срок планируется привлечение валютных ресурсов, рублевые ресурсы должны привлекаться с плавающей процентной ставкой. В области кредитования необходимо улучшить качество кредитного портфеля с целью обеспечения плановой доходности, не допускать роста кредитных рисков, максимально снизить объем неработающих кредитов. Кредитование должно проводиться при наличии схем получения реальных денежных средств, обеспечивающих гашение кредита. Удовлетворение потребности в кредитах предприятий предполагается также за счет ускорения оборачиваемости кредитов и высвобождения из неработающих. С целью сбора необходимого объема доходов нужно осуществлять поддержание нормативного уровня рентабельности активов, инвестиций, текущий уровень возвратности кредита определять, исходя из критерия снижения уровня рентабельности.

Регулирование банковской деятельности на примере ОАО УКБ «Новобанк»

Банк  России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система  мер, посредством которых государство  через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль  за деятельностью проводится с целью  обеспечения устойчивости отдельных  банков и предусматривает целостный  и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Аудитором ОАО УКБ «Новобанк» является ОАО  «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит», которая проводит проверку годового бухгалтерского отчета ОАО УКБ «Новобанк» ежегодно. (Приложение №3)

Главная цель банковского регулирования  и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Банк России не управляет банками, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Для осуществления  своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у банка необходимую информацию о его деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его смысл состоит  в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и предотвратить крах и  системный кризис банков. Пруденциальное регулирование - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской деятельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, т. е. за банковской системой в целом. В то же время надзор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банковский надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение которых должно способствовать укреплению финансовой устойчивости и надежности кредитных организаций. В частности Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

При этом Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц- клиентов.

Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистрации кредитных  организаций, выдачи им соответствующих  лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.

Банковский  надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность  банковского надзора состоит  в проверке соответствия решений  и действий кредитной организации  законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка  России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

В лицензии ОАО УКБ «Новобанк» предусматривается перечень операций, выполняемых банком.

Важное  значение в работе банка является инспектирование деятельности Центробанком РФ.

Вопросы инспектирования кредитных организаций  предусмотрены ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».[6]

Проверка  банка и его филиалов проводится на основании планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанными в инструкции структурными подразделениями Банка России и его территориальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки могут быть проведены и осуществляться по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориального учреждения Банка России. На практике круг инициаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента или запрос контролирующего органа.

Проверка  банка и его филиалов проводится комплексно[16]. В результате комплексной проверки банка подтверждается достоверность отчетов, представленных Банку России; соответствие выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России; соблюдение данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». На основании законодательства РФ проверка проводится с периодичностью, необходимой для целей банковского надзора и регулирования.

По результатам  проверки составляется акт проверки не менее чём в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается руководителю проверенной организации, о чем во втором и третьем экземплярах акта делается соответствующая отметка. Второй экземпляр передается руководителю, назначившему проверку, для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделении, проводившем проверку.

Факторы, негативно влияющие на деятельность ОАО  УКБ «Новобанк»

Ситуация, сложившаяся в российском банковском секторе в 2009 году под воздействием масштабного финансового кризиса, оказала безусловное влияние на деятельность банка. Среди факторов, оказавших существенное влияние на результаты деятельности банка, можно выделить сокращение объемов кредитования реального сектора экономики и населения, ухудшение условий привлечения средств по срокам и размеру процентных ставок, нестабильность фондового рынка, рост банковских рисков, снижение качества активов и как следствие – увеличение расходов по созданию резервов по ссудной и приравненной к ней задолженности. В таких условиях управление ликвидностью и поддержание качества кредитного портфеля имели приоритет над темпами наращивания активных операций. Особое внимание уделялось кредитной политике банка и организации работы в сфере управления рисками.

  Основные факторы риска, связанные с деятельностью ОАО УКБ «Новобанк»

Система управления рисками направлена на ограничение  рисков, принимаемых банком и обеспечение  порядка проведения операций и сделок, которые способствуют достижению установленных банком целевых ориентиров деятельности, и основана на нормативных требованиях и рекомендациях Банка России. Организация деятельности по управлению рисками осуществляется в рамках Политики управления рисками, утверждаемой Советом директоров.

Политика  банка в области управления рисками  базируется на комплексном подходе  к организации процесса управления рисками, прежде всего в части  идентификации, оценки, оптимизации, мониторинга  и контроля рисков.[17]

Кредитный риск рассматривается банком как один из наиболее существенных рисков, присущих банковской деятельности, так как именно в кредитных операциях сосредоточена основная часть активов банка. 

Управление  и регулирование кредитными рисками  в отчетном периоде осуществлялось   в соответствии с Кредитной политикой банка   посредством:

  • соблюдения  максимальных размеров риска на одного заемщика или группы связанных заемщиков в соответствии с требованиями Банка России.   
  •     установления лимитов суммарных  вложений в активные операции и контроля   за  их соблюдением.   Лимиты устанавливались исходя из  размера собственного капитала банка и финансового состояния заемщика;
  •    установления лимитов полномочий лицам, принимающим решения о заключении   договоров активных операции (кредитных и лизинговых договоров, договоров факторинга,  предоставлении банковских гарантий) и контроля   за  их соблюдением;   
  • соблюдения   процедур регламентирующих  порядок заключения и сопровождения кредитных договоров;
  • анализ финансового состояния заемщиков, включая анализ состояния расчетов по налогам и сборам, а также состояние денежных потоков;
  • привлечения обеспечения, достаточного для возврата основного долга и начисленных   процентов;            
  • мониторинга состояния кредитного портфеля, просроченных обязательств, полноты формирования  резерва на возможные потери по ссудам;
  • ежемесячного рассмотрения состояния кредитного портфеля, в том числе просроченной и проблемной задолженности, на заседаниях Кредитного комитета и Правления банка, а также на заседаниях Совета директоров каждое полугодие;
  • постоянный контроль со стороны Службы внутреннего контроля банка за правильностью оценки кредитных рисков по ссудам;
  • контроля за условиями эксплуатации и техническим состоянием залогового  имущества.

Несмотря  на консервативную кредитную политику, проводимую банком, нестабильность экономической  ситуации в стране привела к ухудшению  финансового состояния ряда заемщиков, что не могло не отразиться на качестве кредитного портфеля банка. Уровень кредитных рисков, характеризующийся долей просроченной ссудной задолженности в объеме кредитного портфеля, на конец года составил 5 % (или 51 880 тыс. рублей), доля кредитов, относимых к 1-2 категориям качества снизилась до 77,5 %.

Риск  ликвидности, возникающий при несбалансированности по срокам активов и пассивов банка, является основным видом риска, потенциально влияющим на способность банка своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства перед контрагентами. Управление ликвидностью в банке осуществляется в соответствии с принятыми нормативными документами, которые определяют порядок управления активами и обязательствами, устанавливают процедуры пополнения и восстановления ликвидности.

Риск  потери ликвидности банк минимизирует путем расчета рациональной потребности в ликвидных средствах, установления предельных значений коэффициентов избытка/недостатка ликвидности, ежедневного контроля за соблюдением нормативов ликвидности (Н2, Н3 и Н4). В течение года случаев нарушения нормативов ликвидности не было.

Управление  процентным риском тесно связано с риском ликвидности и включает в себя управление активами и обязательствами банка. Задача управления процентным риском состоит в минимизации этого риска в пределах прибыльности банка и поддержания необходимого уровня ликвидности.

Для управления процентным риском используется метод  контроля процентной маржи на основе анализа влияния процентных ставок на уровень процентной прибыли. Также, в части контроля процентного  риска ежемесячно рассчитываются средневзвешенные ставки по размещению и привлечению ресурсов, ежеквартально производится количественная оценка уровня риска.

Банк  подвергается фондовому риску при неблагоприятном изменении цен на рынке ценных бумаг. При управлении фондовым риском банк использует следующие инструменты:

    • лимиты  вложений и лимиты полномочий при совершении операций с ценными бумагами;
    • лимиты-ограничители потерь - «стоп-лосс»;
    • диверсификация структуры вложений в ценные бумаги (по видам ценных бумаг, отраслей или эмитентов);
    • мониторинг фондового риска;
    • процедуры последующего контроля за исполнением ранее принятых решений.

Информация о работе Оценка деятельности коммерческого банка