Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа
Целью преддипломной курсовой работы является исследование и анализ предоставляемых услуг для предприятий со стороны банков и предложение направлений повышения их эффективности.
Согласно цели преддипломной работы, поставлены следующие задачи:
оценить роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики;
изучить предпосылки взаимодействия коммерческого банка и предприятий;
определить специфику процесса взаимодействия «предприятие-банк» как субъектов рыночной экономики, особенности их стратегии, тактики и механизма реализации последних;
проанализировать основные финансовые показатели Сбербанка 4624 ( г. Нефтекамск );
рассмотреть основные банковские продукты и услуги для предприятий;
предложить направления по повышению эффективности взаимодействия банков и предприятий.
Введение 3
1 Теоретические основы развития банковских отношений с предприятиями 8
1.1 Роль коммерческих банков в экономике страны 8
1.2 Характеристика банковских продуктов и услуг для предприятий 11
2 Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий 17
2.1 Факторы взаимодействия банковских учреждений и предприятий 17
2.2 Критерии прогнозной оценки развития взаимодействия банка с клиентами 22
2.3 Методика оценки взаимоотношений банка и предприятий 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы развития банковских отношений с предприятиями 8
1.1 Роль коммерческих банков в экономике страны 8
1.2 Характеристика банковских продуктов и услуг для предприятий 11
2 Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий 17
2.1 Факторы взаимодействия банковских учреждений и предприятий 17
2.2 Критерии прогнозной оценки развития взаимодействия банка с клиентами 22
2.3 Методика оценки взаимоотношений банка и предприятий 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
Актуальность исследования связано с тем, что в условиях развития рыночных отношений, предприятия самостоятельно определяют банки, где могут открыть свои расчетные счета.
Для получения финансовых ресурсов, актуальным также является выбор банка, с которым предприятие предполагает сотрудничать.
Следует отметить, что современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Однако банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности, но и не имеет ни географических, ни национальных границ.
Банки, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом влияют, не только на экономическое развитие предприятий, но и на экономическое развитие страны.
Хотя на рынке банковских продуктов в России усилилась конкуренция, но без доступа западных банков, это является ограниченной конкуренцией.
Банки также как и предприятия
борются за клиента, расширяя ассортимент
банковских продуктов и услуг, меняя
ценовую политику, в расчете на
выгодное и долгосрочное сотрудничество.
Руководству предприятия
Актуальность
темы исследования заключается в том,
что эффективное финансовое взаимодействие
банков с предприятиями с одной стороны
будет способствовать развитию экономических
отношений в нашей стране, а с другой способствовать
укреплению позиций банковской системы.
Важно знать, какие именно факторы оказывают влияние на развитие системы взаимодействия промышленных предприятий и банков, почему в разных странах системы взаимодействия различны.
Исследование вышеназванных
Степень разработанности проблемы. Проблема взаимодействия банков и предприятий занимает важное место в экономической науке, особенно в последнее десятилетие. Наибольший интерес для работников банков с целью эффективного взаимодействия с предприятиями представляют разработки в области оценки финансового положения предприятий таких ученых – экономистов, как Абрамова М. А1. , Астринский Д2., Напоин В., Платонов В. Хиггинс М3., Коробкова Г. Г4., Бендиков М.А5, Джамай Е.В., Гиляровская Л.Т6., Вехорева А.А., Ковалев В.В7., Седачев Ю8., Чечевицына Л.Н9, Чуев И.Н., Шеремет А. Д10. и другие.
Общие вопросы функционирования банковской системы и ее роли во взаимодействии с предприятиями были отражены, систематизированы, обобщены, детально проанализированы проблемы и возможные пути решения в трудах Белоцерковского В. И. , Федоровой Е.А11., Жуковой Е.Ф12., Калыриной А. В13., Забелиной О.В., Толкаченко Г.Л14., Зражевского В.В15., Шапкина А.С16. , Шевченко И. В17., Лобанова А. А., ,Чугунова А. В18 и другие.
Вместе с тем, изучение имеющихся публикаций позволяет сделать вывод о том, что большинство из них раскрывают взаимодействие названных участников экономических отношений в аспекте либо конкретных хозяйственных операций (расчетно-кассовое обслуживание, процедуры выдачи кредита, валютных операций), либо формирования корпоративных структур типа финансово-промышленных групп, либо влияния отдельных аспектов денежно-кредитной политики на функционирование бизнеса. В экономической литературе до последнего времени не представлены в обобщающем структурированном виде организационно-экономического аспекта взаимодействия предприятий и банков, отражающие специфику их отношений как субъектов управления, испытывающих влияние макро-, мезо- и микроэкономических факторов.
Целью преддипломной курсовой работы является исследование и анализ предоставляемых услуг для предприятий со стороны банков и предложение направлений повышения их эффективности.
Согласно цели преддипломной работы, поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является Сбербанк 4624 ( г. Нефтекамск ).
Предметом исследования выступает экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия банка и предприятий в сфере услуг Сбербанка 4624 для предприятий.
Методология и методы исследования.
Методология исследования базируется на принципах научного обобщения, концепций системного, комплексного подходов, институциональной теории, индукции и дедукции, экспертных оценок, статистических методов.
Методологической базой работы
стали теоретические и
Информационную базу исследования составили научно-литературные источники, материалы Федеральной службы государственной статистики России, бюллетени банковской информации, материалы научно-практических и практических конференций и семинаров, аналитическая информация, предоставленная промышленными предприятиями и коммерческими банками. Анализ современного взаимодействия промышленных предприятий и банков в системе корпоративного управления в России, а также рекомендации по его совершенствованию даны, опираясь на положения Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законодательных актов РФ, нормативных документов Министерства финансов, Центрального Банка РФ.
В качестве эмпирической базы исследования использованы документы и аналитические материалы, а так же данные по финансовой отчетности Сбербанка 4624.
Теоретическая значимость преддипломной работы заключается в развитии теоретико-методических подходов к процессу в отношении в взаимодействия предприятий и банков, взаимосвязь между объектом и субъектом взаимодействия обусловливает их общность, которая не позволяет им функционировать независимо друг от друга.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические и практические разработки могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для группировки клиентской базы банка на основе выделенных критериев группировки по оценке кредитоспособности предприятий по методике Сбербанка РФ.
Отдельные положения, разработанные по преддипломной работе, могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для других банков по оценке кредитоспособности предприятий и уменьшения рисков для банков.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы (38 источников). В основной части размещено 3 таблицы, 1 формула и 2 рисунка. Общий объем курсовой работы составляет 43 страницы.
1 Теоретические
основы развития банковских
Стабильный и динамично
Существенные изменения
В активных операциях банков20 основная доля приходится на кредитные операции и операции с ценными бумагами. Выдавая ссуды своим клиентам, коммерческие банки увеличивают денежное предложение, и наоборот, возврат этих ссуд сокращает денежную массу в обращении.
Обязательные банковские резервы
- это часть банковских активов, хранящихся
либо в форме наличных в специальных
сейфах банка, либо (большая их, часть)
в форме депозитов на счетах Центрального
банка. Резервы составляют лишь определенный
процент банковских вкладов, который
устанавливается Центральным
Помимо ссудных операций, еще одним видом банковских операций являются банковские услуги. Они включают операции с валютой, платежный оборот, доверительные операции (управление имуществом клиентов по доверенности), размещение и хранение ценных бумаг.
Наряду с вышеназванными традиционными операциями банков в последнее время стали широко использоваться такие банковские услуги, как лизинг и факторинг. Лизинг - это приобретение банком имущества, например, компьютерного оборудования, для сдачи его в аренду пользователям. Это новая форма финансирования, которая дает ряд преимуществ, как лизингодателю, так и лизингополучателю. Факторинг - это передача компанией управления своей дебиторской задолженностью банку, который берет также обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение всех финансовых обязательств данной фирмы. Факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, включая бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое21. Благодаря факторингу значительно ускоряется оборачиваемость средств в расчетах.
Поскольку банки - это чисто коммерческие предприятия, их целью является получение прибыли. Валовая прибыль состоит из доходов от учетно-ссудных операций, процентов и дивидендов от инвестиций в ценные бумаги, комиссионных от посреднических операций, доходов от внешних операций, прибыли от учредительства и биржевых сделок. Чистая прибыль банка - это разница между валовой прибылью и всеми затратами по осуществлению банковских операций. Норму банковской прибыли составляет отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка.
Роль коммерческих банков в рыночной
экономике не ограничивается теми функциями,
о которых речь шла выше. Очень
часто, когда хотят уточнить роль
банков в экономике, говорят, что
они выполняют функцию
Информация о работе Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий