Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Описание

Целью преддипломной курсовой работы является исследование и анализ предоставляемых услуг для предприятий со стороны банков и предложение направлений повышения их эффективности.
Согласно цели преддипломной работы, поставлены следующие задачи:
оценить роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики;
изучить предпосылки взаимодействия коммерческого банка и предприятий;
определить специфику процесса взаимодействия «предприятие-банк» как субъектов рыночной экономики, особенности их стратегии, тактики и механизма реализации последних;
проанализировать основные финансовые показатели Сбербанка 4624 ( г. Нефтекамск );
рассмотреть основные банковские продукты и услуги для предприятий;
предложить направления по повышению эффективности взаимодействия банков и предприятий.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы развития банковских отношений с предприятиями 8
1.1 Роль коммерческих банков в экономике страны 8
1.2 Характеристика банковских продуктов и услуг для предприятий 11
2 Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий 17
2.1 Факторы взаимодействия банковских учреждений и предприятий 17
2.2 Критерии прогнозной оценки развития взаимодействия банка с клиентами 22
2.3 Методика оценки взаимоотношений банка и предприятий 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Основные направления вз банка с предприятиями-предипломная 3.docx

— 114.56 Кб (Скачать документ)

Таким образом, следует констатировать, что одной из причин нестабильности БС России является неточный учет коммерческими  банками официального уровня инфляции в ставках процента при одновременном  ее несоответствии реальным показателям  инфляционных процессов в стране. Реализации неадекватной процентно-ценовой  стратегии (назначении депозитных и  кредитных ставок процентов) отечественными банками, может повлечь далеко идущие негативные последствия для их контрагентов39.

Одновременно ситуация неустойчивости БС усугубляется ростом просроченной ссудной задолженности (ПСЗ) по банковским кредитам. Объем ПСЗ в целом  по БС России за период 1996-2010 гг. в относительных  цифрах сократился с 9,1% до 5,3%, но в абсолютном выражении наблюдался стремительный  рост, который (по официальным банковским отчетам) составил практически 10 раз (при  росте объемов кредитования в 15 раз). При этом понятно, что выдача новых  кредитов ведет к снижению доли просроченных кредитов, однако для оценки качество вновь выданных кредитов требуется  время.

Необходимо отметить, что просроченные ссуды составляют лишь небольшую  часть проблемных кредитов банков. Ввиду этого авторами проведен дополнительный расчет «эффекта Фишера» в условиях дооценки статистического уровня инфляции и ПСЗ на 5% по каждому фактору. Результаты оценки сквозной рублевой операции «депозит-кредит» с учетом дооценки инфляции и ПСЗ свидетельствуют, что, при принятых допущениях, работа банков имеет по данному виду деятельности отрицательный доход в период с 2002-2009 гг., максимальные скрытые потери банки получили (при принятой гипотезе) в 2009 г. – 9,60%, прогноз на 2010 г. – потери банка в размере 4,0% (рис. 2).

По результатам, проведенного исследования выявлено, что реализуемая банками  процентно-ценовая стратегия за период 1996-2010 гг. была несбалансированной. Вкладчик, в надежде сохранить  собственные денежные средства и  получить доход, в большей части  лишь компенсировал скрытые потери банков от кредитных операций, что  в результате приносило экономически агентам (не банкам) скрытые потери.

Одновременно понятно, что потери банков от проблемных кредитов оказывают  негативное влияние на их работу и  представляют собой, как правило, безвозвратные  потери. Достоверность учета ПСЗ  оказывает прямое и существенное влияние на реальные результаты работы банка, поэтому задачей кредитных  организаций является не только построение сбалансированной процентно-ценовой стратегии и ее своевременное регулирование, но и всемерное реальное снижение доли проблемных кредитов.

 

Рис. 2. Динамика среднегодовой эффективности  сквозной рублевой операции «депозит-кредит»  за период 2000-2010 гг.

Функционирование банков в условиях неопределенности инфляционных рисков и роста уровня ПСЗ приносит кредитору  дополнительные явные и скрытые  потери от кредитных операций, что  значительно затрудняет процесс  кредитования предприятий реального  сектора экономики и настоятельно требует проведения интегральной, гибкой и высококвалифицированной кредитной  политики.

Повышение доходности кредитных операций и снижение риска по ним — две  противоположные цели40. Как и во всех сферах финансовой деятельности, где наибольшие доходы инвесторам приносят операции с повышенным риском, повышенный процент за кредит является платой за риск в банковском деле. При формировании ссудного портфеля банк должен придерживаться общих для инвесторов принципов — сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее доходными, но и менее рискованными направлениями кредитования.

Диверсификация ссудного портфеля означает распределение, рассеивание  кредитного риска по нескольким направлениям. Банки должны ограничивать либо кредитование одного или нескольких крупных заемщиков, либо предоставление крупного кредита  группе взаимосвязанных заемщиков. Главное правило диверсификации ссудного портфеля: выдавать ссуды  различным предприятиям из различных  отраслей экономики меньшими суммами  на более короткий срок и большему числу заемщиков. Как дополнительное условие снижения риска должна применяться  диверсификация обеспечения возврата кредитов на основе сочетания различных  способов обеспечения возврата ссуд — залога, гарантий, поручительств, страхования.

Соблюдение этих правил позволяет  компенсировать возможные потери по одним кредитным сделкам выгодами от других.

Процентная политика является важной частью учетно-ссудной стратегии  банка в целом. Проценты, полученные от предоставления кредитов, составляют важнейшую часть доходов банка. Уровень процентных ставок по кредитам зависит от ряда факторов41:

  • уровень инфляции в стране (для рублевых кредитов);
  • ставка рефинансирования Центрального банка, играющая роль официальной «цены денег» на кредитном рынке;
  • средняя процентная ставка по межбанковскому кредиту;
  • ставка LIBOR (для кредитов в валюте);
  • средняя процентная ставка банка по депозитам;
  • структура кредитных ресурсов банка: чем выше доля «дорогих» ресурсов в пассивах банка, тем дороже выдаваемый кредит;
  • спрос на кредит, который связан со склонностью инвесторов осуществлять вложения в реальный сектор экономики, с уровнем доходности других способов инвестирования (например, вложений в валюту, ценные бумаги);
  • назначение и условия ссуды, степень риска.

Таким образом, назначая плату за кредит, банк учитывает как ситуацию на рынке  кредитных ресурсов, так и индивидуальные обстоятельства кредитной сделки: риск, срок кредитования, способ предоставления ссуды, обеспеченность возврата. Например, давним клиентам с хорошей кредитной  историей банк может предоставлять  льготные ссуды по ставке ниже ставки рефинансирования или ниже средневзвешенной ставки по кредитам в данном банке.

2.3  Методика оценки взаимодействия банка и предприятий

 

Для оценки взаимодействия банка и  предприятий необходимо знать не только финансовой положение предприятий, но и финансовое положение самого банка.

Среди них используются модели: управления структурой активов и пассивов (гэпом) в условиях процентного риска; управления кредитным риском; управления ликвидностью; анализа и управления доходностью банка; государственного регулирования банковской деятельности42.

Методика оценки взаимодействия банка  и предприятий может быть рассмотрена, через призму оценки финансовых ресурсов предприятия при решении вопроса о предоставлении кредита.

Выбор методов оценки кредито- и платежеспособности потенциальных заемщиков также определяется самим банком. При кредитовании банки осуществляют дифференцированный подход к заемщикам, учитывая их кредитоспособность — способность вовремя расплатиться с банком по ссудным обязательствам. Кредитоспособность заемщика анализируется банком для определения условий кредитования. Анализ проводится на основе данных кредитной истории заемщика. Их банк может получить из межбанковской информационной системы или использовать свои собственные наблюдения, если заемщик уже пользовался кредитами данного банка. В любом случае кредитоспособность фирмы или банка-заемщика проверяется по данным их бухгалтерской отчетности на несколько отчетных дат. Существуют также методы определения кредитоспособности граждан на основе сведений об их доходах.

Оценка кредитных рисков производится банками по всем ссудам и всей задолженности  клиентов, приравненной к ссудной, как в российских рублях, так и в иностранной валюте, а именно:

  • по всем предоставленным кредитам, включая межбанковские кредиты (депозиты);
  • по векселям, приобретенным банком;
  • по суммам, не взысканным по банковским гарантиям;
  • по операциям, осуществленным в соответствии с договором финансирования под уступку денежного требования (факторинг).

Снижение кредитного риска является одной из важнейших задач управления кредитным портфелем банка43.

Оценка кредитных рисков производится банками по всем ссудам и всей задолженности  клиентов, приравненной к ссудной, как в российских рублях, так и в иностранной валюте, а именно:

  • по всем предоставленным кредитам, включая межбанковские кредиты (депозиты);
  • по векселям, приобретенным банком;
  • по суммам, не взысканным по банковским гарантиям;
  • по операциям, осуществленным в соответствии с договором финансирования под уступку денежного требования (факторинг).

Снижение кредитного риска является одной из важнейших задач управления кредитным портфелем банка.

Для любого банка эффективность взаимодействия с предприятием может быть определена с использованием рейтинговых оценок по данным бухгалтерской отчетности предприятия.

На любом этапе взаимодействия банка и предприятия можно  выделить ряд базовых задач, к  которым можно отнести:

  • выяснение проблем, которые существуют.
  • определение проблем, которые могут быть решены в ближайшее время и в перспективе.
  • выбор средств решения краткосрочных проблем.
  • определение возможностей и стратегий решения долгосрочных проблем.
  • определение эффективности решения проблем для предприятия и банка.
  • разработку программы развития взаимодействия.
  • создание, использование и развитие методической базы, обеспечивающей организационные и информационные процессы развития взаимодействия.

Чтобы все эти задачи были реализованы, необходимо иметь полное доверие предприятия к банку, а банка к предприятию. Это  доверие строится, прежде всего, на оценке их финансово-экономических  возможностей как существующих, так  и потенциальных возможностей. Для  этого используются различные методы.

Состояние финансов является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия  и его потенциал в деловом  сотрудничестве, является гарантом эффективной  реализации экономических интересов  всех участников финансовых отношений (как самого предприятия, так и  его партнеров).

Устойчивое финансовое положение  предприятия является не подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного  управления всей совокупностью производственно-хозяйственных  факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Теория анализа финансов, предпринимательства и экономики  предприятия рассматривает понятие  “устойчивое финансовое положение” не только как качественную характеристику его финансов, но и как количественно  измеримое явление. Этот принципиальный вывод позволяет сформулировать общие принципы построения научно-обоснованной методики оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, независимо от формы собственности  и вида деятельности. Такую оценку можно получить различными методами, с использованием различных критериев.

Рассмотрим этапы методики комплексной сравнительной рейтинговой  оценки финансового состояния предприятия, основанной на теории и методике финансового  анализа предприятия в условиях рыночных отношений44.

1 этап. Сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период времени.

2 этап. Обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, и их классификация, расчет итогового показателя рейтинговой оценки.

3 этап. Классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая  оценка учитывает все важнейшие  параметры (показатели) финансово-хозяйственной  и производственной деятельности предприятия, то есть хозяйственной активности в  целом. При ее построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии  и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная  оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном наборе показателей. Поэтому выбор  и обоснование исходных показателей  финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться в соответствии с достижениями теории финансов предприятия, исходить из целей оценки и потребностей партнеров предприятия в аналитической  оценке.

Предлагаемая система  показателей базируется на данных публичной  отчетности предприятия. Обобщенно  наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия  представлены в форме № 2 (“Отчет о финансовых результатах и их использовании”) годовой и квартальной  финансовой отчетности. Это требование делает оценку массовой, позволяет  контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всем участникам экономического процесса. Оно также  позволяет оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки.

Информация о работе Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий