Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа
Целью преддипломной курсовой работы является исследование и анализ предоставляемых услуг для предприятий со стороны банков и предложение направлений повышения их эффективности.
Согласно цели преддипломной работы, поставлены следующие задачи:
оценить роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики;
изучить предпосылки взаимодействия коммерческого банка и предприятий;
определить специфику процесса взаимодействия «предприятие-банк» как субъектов рыночной экономики, особенности их стратегии, тактики и механизма реализации последних;
проанализировать основные финансовые показатели Сбербанка 4624 ( г. Нефтекамск );
рассмотреть основные банковские продукты и услуги для предприятий;
предложить направления по повышению эффективности взаимодействия банков и предприятий.
Введение 3
1 Теоретические основы развития банковских отношений с предприятиями 8
1.1 Роль коммерческих банков в экономике страны 8
1.2 Характеристика банковских продуктов и услуг для предприятий 11
2 Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий 17
2.1 Факторы взаимодействия банковских учреждений и предприятий 17
2.2 Критерии прогнозной оценки развития взаимодействия банка с клиентами 22
2.3 Методика оценки взаимоотношений банка и предприятий 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
В таблице 3 приводится набор исходных показателей для общей сравнительной оценки.
Таблица 3 - Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности |
Показатели оценки эффективности управления |
Показатели оценки деловой активности |
Показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости |
1. Общая рентабельность
предприятия – балансовая |
1. Чистая прибыль на 1 рубль объема всей реализации |
1. Отдача всех активов
– выручка от реализации |
1. Коэффициент покрытия – оборотные средства на 1 рубль срочных обязательств |
2. Чистая рентабельность предприятия – чистая прибыль на 1 рубль активов |
2. Прибыль от реализации продукции на 1 рубль объема реализации продукции |
2. Отдача основных фондов
– выручка от реализации |
2. Коэффициент ликвидность – денежные средства, расчеты и прочие активы на 1 рубль срочных обязательств |
3. Рентабельность собственного капитала – чистая прибыль на 1 рубль собственного капитала (средств) |
3. Прибыль от всей реализации на 1 рубль объема всей реализации |
3. Оборачиваемость оборотных
средств – выручка от |
3. Индекс постоянного актива – основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам |
4. Общая рентабельность
производственных фондов – |
4. Балансовая прибыль на 1 рубль объема всей реализации |
4. Оборачиваемость запасов – выручка от реализации на 1 рубль запасов и затрат |
4.Коэффициент автономии – собственные средства на 1 рубль итога баланса |
5. Оборачиваемость дебиторской задолженности – выручка от реализации на 1 рубль дебиторской задолженности |
5. Обеспеченность запасов
собственными средствами – | ||
6. Оборачиваемость наиболее ликвидных активов – выручка от реализации продукции на 1 рубль наиболее ликвидных активов |
|||
7. Отдача собственного
капитала – выручка от |
Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в четыре группы. В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния дел предприятия являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения как бы является самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие.
Такой подход соответствует
практике рыночной конкуренции, где
каждый самостоятельный
Можно сделать следующие выводы:
1. Факторами взаимодействия
банков и предприятий является
необходимость пополнения
2. Оценкой деятельности по взаимодействию банка и предприятий служат финансовые показатели предприятий на основе методик используемых банками.
Деятельность предприятий
За счет формирования взаимовыгодных финансовых отношений предприятия с обслуживающим банком возможно наращение его экономического потенциала, что является основой деловой активности предприятия.
В условиях среды хозяйствования рыночного типа взаимодействующим промышленным предприятиям и банкам недостаточно находиться в плоскости лишь простого обслуживания друг друга. Важную роль приобретают процессы развития, обеспечивающие повышение эффективности их взаимодействия, а следовательно, достижения между ними устойчивых связей более высокого уровня. Таким образом, существует объективная необходимость совершенствования системы взаимодействия промышленных предприятий и банков.
Основные положения и
1. Эффективное функционирование банковской системы является необходимым условием для обеспечения экономического роста. Основная функция банков заключается в перераспределении ресурсов в экономике и реализации инвестиционных процессов. Эффективность деятельности банков в значительной степени определяет эффективность функционирования промышленных предприятий. Выступая в роли финансовых посредников, банки концентрируют в себе риски экономических субъектов и поэтому традиционно подвергаются наиболее пристальному вниманию со стороны государства.
2. Экономические результаты деятельности банка влияют на результаты деятельности его клиентов - промышленных предприятий. Как развитие предприятия зависит от эффективного функционирования банка, так и развитие банка связано с успешной деятельностью предприятия. Поэтому банк в значительной степени заинтересован в благополучном развитии и эффективном управлении данными предприятиями.
Организуя сотрудничество с предприятиями, банк должен осуществлять оценку не только их финансового состояния, но и качества менеджмента.
1 Абрамова М.А. Финансы и кредит. - М.: Юриспруденция, 2010. – 448с
2 Астринский Д., Напоин В. Экономический анализ финансового положения предприятия //Финансы. – 2009. - № 12.
3 Банковское дело: стратегическое руководство / Под ред. Платонова В. Хиггинса М. – М.: «Консалтбанкир»,2008. – 564с.
4 Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. Г.Г. Коробковой.- М.: Экономистъ, 2009. – 751с.
5 Бендиков М.А, Джамай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5.
6 Гиляровская Л.Т. Об оценке кредитоспособности хозяйствующих субъектов // Финансы. – 2009. - №4.
Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. – Спб.: Питер, 2010 - 256с.
7 Ковалев В.В. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 2010. - 511с.
8 Седачев Ю. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия в системе оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков коммерческого банка // Аудитор. - 2010. - №8.
9 Чечевицына Л.Н. Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2008.
10 Шеремет А. Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия // Бухгалтерский учет, 2010. - № 13.
11 Белоцерковский, Е.А. Федорова. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 294с.
12 Деньги Кредит Банки: Учебник для вузов. / Под ред. Жукова Е.Ф. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 600с.
13 Деятельность коммерческих банков: Учебное пособие / под ред. проф., д.э.н. А.В. Калырина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 384с.
14 Забелина О.В., Толкаченко Г.Л. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 224с.
15 Зражевский В.В. Принципы оптимизации управления финансовыми потоками в коммерческом банке // Банковское дело. – 2008. – №7.
16 Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009. – 544с.
17 Шевченко И. В. Совершенствование качества обслуживания клиентов кредитными организациями путем внедрения новейших банковских технологий // Финансы и кредит. – 2009. – № 22.
18 Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – 878с.
19 Смулов А. М., Абушаева Р. Р. «Учет инфляционных рисков при взаимодействии банков с предприятиями реального сектора экономики», //Финансы и кредит, № 4, 2010
20 Абрамова М.А. Финансы и кредит.
- М.: Юриспруденция, 2010. –С. 154
21 Зражевский В.В. Принципы оптимизации управления финансовыми потоками в коммерческом банке // Банковское дело. – 2008. – №7.
22 Остапенко В.В., Мешков В.М. Кредитование банками предприятий: потребности, возможности, интересы // Финансы. – 2009. - № 1.
23 Шевченко И. В. Совершенствование качества обслуживания клиентов кредитными организациями путем внедрения новейших банковских технологий // Финансы и кредит. – 2009. – № 22.
24 Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учебник для вузов / Под. ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2010. – 656с.
25 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 23 декабря 2011 г.)., Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2011 г.).
26 Банковское дело: стратегическое руководство / Под ред. Платонова В. Хиггинса М. – М.: «Консалтбанкир»,2008. – С. 167
27 Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – М.: Юристъ, 2009. – 688с.
28 Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – С. 278
29 Ким А.Г., Петросян Д.С., Раскатов А.В. Банк и предприятие: стратегия управленческого взаимодействия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 281
30 Роуз Питер С. Банковский менеджмент. – М.: Дело ЛТД, 2010. – С. 315
31 Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – С. 19
32 Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х томах / Под ред. Грязновой А.Г., Молчанова А.В., Тавасиева А.М., Пановой Г.С. – М.: ДеКА, 2011. – С. 173
33 Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х томах / Под ред. Грязновой А.Г., Молчанова А.В., Тавасиева А.М., Пановой Г.С. – М.: ДеКА, 2011. – С. 547
34 Деньги Кредит Банки: Учебник для вузов. / Под ред. Жукова Е.Ф. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 600с
35 Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», «Феникс», 2011. – 576 с.
36 Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», «Феникс», 2011. – С. 79
37 Смулов А. М., Абушаева Р. Р. «Учет инфляционных рисков при взаимодействии банков с предприятиями реального сектора экономики», //Финансы и кредит, № 4, 2010
38 Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», «Феникс», 2011. – С. 276
39 Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», «Феникс», 2011. – С. 342
40 Повышение устойчивости и реализация инновационного потенциала финансовой системы Российской Федерации: сб. ст. по итогам Междунар. науч. конф. Иваново, 26-27 февраля 2010 г. / под ред. д.э.н. Н.А. Амосовой, д.э.н. Е.А. Бибиковой. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010.
Информация о работе Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий