Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Описание

Целью преддипломной курсовой работы является исследование и анализ предоставляемых услуг для предприятий со стороны банков и предложение направлений повышения их эффективности.
Согласно цели преддипломной работы, поставлены следующие задачи:
оценить роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики;
изучить предпосылки взаимодействия коммерческого банка и предприятий;
определить специфику процесса взаимодействия «предприятие-банк» как субъектов рыночной экономики, особенности их стратегии, тактики и механизма реализации последних;
проанализировать основные финансовые показатели Сбербанка 4624 ( г. Нефтекамск );
рассмотреть основные банковские продукты и услуги для предприятий;
предложить направления по повышению эффективности взаимодействия банков и предприятий.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы развития банковских отношений с предприятиями 8
1.1 Роль коммерческих банков в экономике страны 8
1.2 Характеристика банковских продуктов и услуг для предприятий 11
2 Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий 17
2.1 Факторы взаимодействия банковских учреждений и предприятий 17
2.2 Критерии прогнозной оценки развития взаимодействия банка с клиентами 22
2.3 Методика оценки взаимоотношений банка и предприятий 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Основные направления вз банка с предприятиями-предипломная 3.docx

— 114.56 Кб (Скачать документ)

В таблице 3 приводится набор исходных показателей для общей сравнительной оценки.

 

 

 

Таблица 3 - Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности

I группа

II группа

III группа

IV группа

Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности

Показатели оценки эффективности  управления

Показатели оценки деловой  активности

Показатели оценки ликвидности  и рыночной устойчивости

1. Общая рентабельность  предприятия – балансовая прибыль  на 1 рубль активов

1. Чистая прибыль на 1 рубль  объема всей реализации

1. Отдача всех активов  – выручка от реализации продукции  на 1 рубль активов

1. Коэффициент покрытия  – оборотные средства на 1 рубль  срочных обязательств

2. Чистая рентабельность  предприятия – чистая прибыль  на 1 рубль активов

2. Прибыль от реализации  продукции на 1 рубль объема реализации  продукции

2. Отдача основных фондов  – выручка от реализации продукции  на 1 рубль основных фондов

2. Коэффициент ликвидность  – денежные средства, расчеты  и прочие активы на 1 рубль срочных  обязательств

3. Рентабельность собственного  капитала – чистая прибыль  на 1 рубль собственного капитала (средств)

3. Прибыль от всей реализации  на 1 рубль объема всей реализации

3. Оборачиваемость оборотных  средств – выручка от реализации  продукции на 1 рубль оборотных  средств

3. Индекс постоянного  актива – основные фонды и  прочие внеоборотные активы к собственным средствам

4. Общая рентабельность  производственных фондов – балансовая  прибыль к средней величине  основных производственных фондов  и оборотных средств в товарно-материальных ценностях

4. Балансовая прибыль  на 1 рубль объема всей реализации

4. Оборачиваемость запасов  – выручка от реализации на 1 рубль запасов и затрат

4.Коэффициент автономии  – собственные средства на 1 рубль  итога баланса

   

5. Оборачиваемость дебиторской  задолженности – выручка от  реализации на 1 рубль дебиторской  задолженности

5. Обеспеченность запасов  собственными средствами – собственные  оборотные средства на 1 рубль  запасов и затрат

   

6. Оборачиваемость наиболее  ликвидных активов – выручка  от реализации продукции на 1 рубль  наиболее ликвидных активов

 
   

7. Отдача собственного  капитала – выручка от реализации  на 1 рубль собственного капитала

 

 

Исходные показатели для  рейтинговой оценки объединены в  четыре группы. В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния дел предприятия являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения как бы является самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие.

Такой подход соответствует  практике рыночной конкуренции, где  каждый самостоятельный товаропроизводитель  стремится к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть  лучше своего конкурента.

Можно сделать следующие  выводы:

1. Факторами взаимодействия  банков и предприятий является  необходимость пополнения финансовых  ресурсов для деятельности предприятий,  а для банков обеспечение прибыльности  своей работы за счет предоставление  кредитов.

2. Оценкой деятельности  по взаимодействию банка и  предприятий служат финансовые  показатели предприятий на основе методик используемых банками.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Деятельность предприятий промышленной сферы существенно зависит от эффективности банковской деятельности. Выступая в роли финансовых посредников, банки удовлетворяют базовые  потребности экономики в инвестициях  и обеспечивают диверсификацию рисков, возникающих при взаимодействии экономических субъектов.

За счет формирования взаимовыгодных финансовых отношений предприятия с обслуживающим банком возможно наращение его экономического потенциала, что является основой деловой активности предприятия.

В условиях среды хозяйствования рыночного  типа взаимодействующим промышленным предприятиям и банкам недостаточно находиться в плоскости лишь простого обслуживания друг друга. Важную роль приобретают процессы развития, обеспечивающие повышение эффективности их взаимодействия, а следовательно, достижения между ними устойчивых связей более высокого уровня. Таким образом, существует объективная необходимость совершенствования системы взаимодействия промышленных предприятий и банков.

Основные положения и результаты выполненной преддипломной курсовой работы сводятся к следующему:

1. Эффективное функционирование банковской системы является необходимым условием для обеспечения экономического роста. Основная функция банков заключается в перераспределении ресурсов в экономике и реализации инвестиционных процессов. Эффективность деятельности банков в значительной степени определяет эффективность функционирования промышленных предприятий. Выступая в роли финансовых посредников, банки концентрируют в себе риски экономических субъектов и поэтому традиционно подвергаются наиболее пристальному вниманию со стороны государства.

2. Экономические результаты деятельности банка влияют на результаты деятельности его клиентов - промышленных предприятий. Как развитие предприятия зависит от эффективного функционирования банка, так и развитие банка связано с успешной деятельностью предприятия. Поэтому банк в значительной степени заинтересован в благополучном развитии и эффективном управлении данными предприятиями.

Организуя сотрудничество с предприятиями, банк должен осуществлять оценку не только их финансового состояния, но и качества менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 23 декабря 2011 г.).
  2. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2011 г.).
  3. Необходимость активизации участия банков в инвестиционном процессе вытекает из взаимозависимости успешного развития банковской системы и экономики в целом. // А.В. Беликова. Методический журнал
  4. Абрамова М.А. Финансы и кредит. - М.: Юриспруденция, 2010. – 448с.
  5. Астринский Д., Напоин В. Экономический анализ финансового положения предприятия //Финансы. – 2009. - № 12.
  6. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина - М. «Финансы и статистика», 2010. – 672с.
  7. Банковское дело: стратегическое руководство / Под ред. Платонова В. Хиггинса М. – М.: «Консалтбанкир»,2008. – 564с.
  8. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. Г.Г. Коробковой.- М.: Экономистъ, 2009. – 751с.
  9. Белоцерковский В.И., Федорова Е.А. Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке: Учебник / В.И. Белоцерковский, Е.А. Федорова. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 294с.
  10. Бендиков М.А, Джамай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5.
  11. Гиляровская Л.Т. Об оценке кредитоспособности хозяйствующих субъектов // Финансы. – 2009. - №4.
  12. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. – Спб.: Питер, 2010 - 256с.
  13. Деньги Кредит Банки: Учебник для вузов. / Под ред. Жукова Е.Ф. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 600с.
  14. Деятельность коммерческих банков: Учебное пособие / под ред. проф., д.э.н. А.В. Калырина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 384с.
  15. Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», «Феникс», 2011. – 576 с.
  16. Забелина О.В., Толкаченко Г.Л. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 224с.
  17. Зражевский В.В. Принципы оптимизации управления финансовыми потоками в коммерческом банке // Банковское дело. – 2008. – №7.  
    Ковалев В.В. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 2010. - 511с.
  18. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник.- М.: «Маркет ДС», 2010. – 249с.  
    Крейнина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений // Финансовый менеджмент. – 2008. - №2.
  19. Лямин Л.В. Электронный банкинг: направления банковского регулирования и надзора // Деньги и кредит, 2009. - №6.
  20. Остапенко В.В., Мешков В.М. Кредитование банками предприятий: потребности, возможности, интересы // Финансы. – 2009. - № 1.
  21. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 году. «Инвестиционный банкинг» № 3(3)/2009
  22. Взаимоотношения предприятия и банка // Идеи бизнеса: типовой договор [электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: <http://tvoydohod.ru/fin_25.php>.  - Дата доступа: 13.11.2012.
  23. Злобина, Л.А. Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль: Учебное пособие / Л.А. Злобина. - М.: Издательство МГУП, 2005. - 200 с.
  24. Ким А.Г., Петросян Д.С., Раскатов А.В. Банк и предприятие: стратегия управленческого взаимодействия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 486 с.
  25. Полегошко, Т. Рынок розничных банковских услуг: современные аспекты и дальнейшее развитие / Т. Полегошко // Банковский вестник. - 2008. - № 1. - С. 5 - 13.
  26. Смулов А.М., Абушаева Р.Р. Некоторые причины роста объемов проблемных кредитов в России. / Повышение устойчивости и реализация инновационного потенциала финансовой системы Российской Федерации: сб. ст. по итогам Междунар. науч. конф. Иваново, 26-27 февраля 2010 г. / под ред. д.э.н. Н.А. Амосовой, д.э.н. Е.А. Бибиковой. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010.
  27. Смулов А.М., Абушаева Р.Р. О последствиях неточной оценки уровня инфляции в ставке процента коммерческого банка. // Бизнес и банки, 2010, №№ 31,32.
  28. Стоян И.И. Преимущества партнерских взаимоотношений банка и предприятия // Вестник СевКавГТУ. – 2009. - №2.
  29. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – М.: Юристъ, 2009. – 688с.
  30. Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учебник для вузов / Под. ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2010. – 656с.
  31. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 527с.  
    Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. – 491с.
  32. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологии. Околобанковское пространство: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2008. - 320с.
  33. Центральный Банк Российской Федерации. – М.: ГП «Полиграфбанксервис», 2008. – 101с.
  34. Седачев Ю. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия в системе оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков коммерческого банка // Аудитор. - 2010. - №8.
  35. Чечевицына Л.Н. Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2008. – 352с.  
    Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009. – 544с.
  36. Шевченко И. В. Совершенствование качества обслуживания клиентов кредитными организациями путем внедрения новейших банковских технологий // Финансы и кредит. – 2009. – № 22.
  37. Шеремет А. Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия // Бухгалтерский учет, 2010. - № 13.
  38. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – 878с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Абрамова М.А. Финансы и кредит. - М.: Юриспруденция, 2010. – 448с

2 Астринский Д., Напоин В. Экономический анализ финансового положения предприятия //Финансы. – 2009. - № 12.

3 Банковское дело: стратегическое руководство / Под ред. Платонова В. Хиггинса М. – М.: «Консалтбанкир»,2008. – 564с.

4 Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. Г.Г. Коробковой.- М.: Экономистъ, 2009. – 751с.

5 Бендиков М.А, Джамай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5.

6 Гиляровская Л.Т. Об оценке кредитоспособности хозяйствующих субъектов // Финансы. – 2009. - №4.

Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. – Спб.: Питер, 2010 - 256с.

7 Ковалев В.В. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 2010. - 511с.

8 Седачев Ю. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия в системе оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков коммерческого банка // Аудитор. - 2010. - №8.

9 Чечевицына Л.Н. Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2008.

10 Шеремет А. Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия // Бухгалтерский учет, 2010. - № 13.

11 Белоцерковский, Е.А. Федорова. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 294с.

12 Деньги Кредит Банки: Учебник для вузов. / Под ред. Жукова Е.Ф. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 600с.

13 Деятельность коммерческих банков: Учебное пособие / под ред. проф., д.э.н. А.В. Калырина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 384с.

14  Забелина О.В., Толкаченко Г.Л. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 224с.

15 Зражевский В.В. Принципы оптимизации управления финансовыми потоками в коммерческом банке // Банковское дело. – 2008. – №7.

16 Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009. – 544с.

17 Шевченко И. В. Совершенствование качества обслуживания клиентов кредитными организациями путем внедрения новейших банковских технологий // Финансы и кредит. – 2009. – № 22.

18 Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – 878с.

19 Смулов А. М., Абушаева Р. Р. «Учет инфляционных рисков при взаимодействии банков с предприятиями реального сектора экономики», //Финансы и кредит,   № 4, 2010

20 Абрамова М.А. Финансы и кредит. - М.: Юриспруденция, 2010. –С. 154  

21  Зражевский В.В. Принципы оптимизации управления финансовыми потоками в коммерческом банке // Банковское дело. – 2008. – №7.

22 Остапенко В.В., Мешков В.М. Кредитование банками предприятий: потребности, возможности, интересы // Финансы. – 2009. - № 1.

23 Шевченко И. В. Совершенствование качества обслуживания клиентов кредитными организациями путем внедрения новейших банковских технологий // Финансы и кредит. – 2009. – № 22.

24 Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учебник для вузов / Под. ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2010. – 656с.

25 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 23 декабря 2011 г.)., Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2011 г.).

26 Банковское дело: стратегическое руководство / Под ред. Платонова В. Хиггинса М. – М.: «Консалтбанкир»,2008. – С. 167

27 Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – М.: Юристъ, 2009. – 688с.

28 Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – С. 278

29 Ким А.Г., Петросян Д.С., Раскатов А.В. Банк и предприятие: стратегия управленческого взаимодействия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 281

30 Роуз Питер С. Банковский менеджмент. – М.: Дело ЛТД, 2010. – С. 315

31 Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – С. 19

32 Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х томах / Под ред. Грязновой А.Г., Молчанова А.В., Тавасиева А.М., Пановой Г.С. – М.: ДеКА, 2011. – С. 173

33 Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х томах / Под ред. Грязновой А.Г., Молчанова А.В., Тавасиева А.М., Пановой Г.С. – М.: ДеКА, 2011. – С. 547

34 Деньги Кредит Банки: Учебник для вузов. / Под ред. Жукова Е.Ф. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 600с

35 Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», «Феникс», 2011. – 576 с.

36 Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», «Феникс», 2011. – С.  79

37 Смулов А. М., Абушаева Р. Р. «Учет инфляционных рисков при взаимодействии банков с предприятиями реального сектора экономики», //Финансы и кредит,   № 4, 2010

38 Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», «Феникс», 2011. – С. 276

39 Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», «Феникс», 2011. – С. 342

40 Повышение устойчивости и реализация инновационного потенциала финансовой системы Российской Федерации: сб. ст. по итогам Междунар. науч. конф. Иваново, 26-27 февраля 2010 г. / под ред. д.э.н. Н.А. Амосовой, д.э.н. Е.А. Бибиковой. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010.

Информация о работе Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий