Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа
Целью преддипломной курсовой работы является исследование и анализ предоставляемых услуг для предприятий со стороны банков и предложение направлений повышения их эффективности.
Согласно цели преддипломной работы, поставлены следующие задачи:
оценить роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики;
изучить предпосылки взаимодействия коммерческого банка и предприятий;
определить специфику процесса взаимодействия «предприятие-банк» как субъектов рыночной экономики, особенности их стратегии, тактики и механизма реализации последних;
проанализировать основные финансовые показатели Сбербанка 4624 ( г. Нефтекамск );
рассмотреть основные банковские продукты и услуги для предприятий;
предложить направления по повышению эффективности взаимодействия банков и предприятий.
Введение 3
1 Теоретические основы развития банковских отношений с предприятиями 8
1.1 Роль коммерческих банков в экономике страны 8
1.2 Характеристика банковских продуктов и услуг для предприятий 11
2 Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий 17
2.1 Факторы взаимодействия банковских учреждений и предприятий 17
2.2 Критерии прогнозной оценки развития взаимодействия банка с клиентами 22
2.3 Методика оценки взаимоотношений банка и предприятий 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
Взаимодействие предприятия и банка начинается с момента принятия к исполнению предложения одного их них по оказанию определенной услуги другому. Но прежде чем это предложение будет сделано, его следует разработать. Поэтому предприятия и банки на этапе подготовки подобного рода предложений занимаются, по сути, подготовкой к взаимодействию. То есть они разрабатывают свой набор документов, определяющих порядок, условия и основы прохождения услуги. Безусловно, на этой стадии трудно предусмотреть перспективы развития отношений предприятия с банком. Но взаимодействие, рассчитанное на период жизненного цикла одной услуги, к сожалению, часто заканчивается только ее выполнением и не больше.
На современном этапе развития
отечественной экономики
Государственное кредитование бизнеса
(в том числе малого), как правило,
целесообразно в тех случаях,
когда критерии экономической эффективности
бизнеса недостаточны для использования
банковских программ кредитования. В
свою очередь банковскими
Обычно банки22 в России
предлагает для индивидуальных предпринимателей
и предприятий малого и среднего бизнеса
кредитные продукты без залогового обеспечения
(овердрафт, микрокредит) и с залоговым
обеспечением (миникредит, бессрочная
возобновляемая кредитная линия, ломбардный
кредит), а также лизинг оборудования,
различные виды гарантий, принятых в международной
практике.
Овердрафт — вид краткосрочного беззалогового
кредитования, позволяющий оперативно
осуществлять платежи в тех случаях, когда
остаток денежных средств на расчетном
счете клиента банка меньше суммы, необходимой
для совершения платежа;
Микрокредит (разновидность экспресс-кредитования, т.е. срок оформления 1 день) предоставляется на сумму от 30 000 до 300 000руб. на срок от 3 до 12 месяцев.
Миникредит (разновидность экспресс-кредитования, т.е. срок оформления 1 день) предоставляется на сумму от 100 000 до 900 000 руб. на срок от 6 месяцев до 2 лет. В качестве залога могут выступать автотранспорт, оборудование, товары в обороте.
Бессрочная возобновляемая кредитная
линия — вид кредитования с
залоговым обеспечением на срок от
1—3 лет, использование которого возможно
в режиме овердрафта. В качестве
залога могут выступать товары в
обороте, готовая продукция, движимое
и недвижимое имущество.
Ломбардный кредит — вид кредитования
с залоговым обеспечением на срокдо 2-х
лет. В качестве залога рассматривается
недвижимое имущество, залоговая стоимость
которого должна покрывать сумму платежей
по кредиту и процентам.
Современные коммерческие банки23 способны оказывать до 300 видов услуг (как, например, в Японии). В настоящее время круг банковских операций растет, и все больше стирается грань между традиционными банковскими и небанковскими операциями.
Далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения, так, например, выполнение международных расчетов и трастовых операций. Но есть определенный перечень операций, так сказать, стандартный набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать.
К ним относятся:
Помимо выполнения базовых операций банки24 предлагают клиентам множество других финансовых услуг. В то же время наряду с различиями, обусловленными национально-историческими обязанностями хозяйственного развития отдельных индустриально-развитых стран, можно выделить некоторые ведущие направления банковской деятельности, присущие всем банкам независимо от государственной принадлежности и фактора их местонахождения, к которым относятся: активные, пассивные и активно-пассивные операции.
Пассивные операции - это операции по привлечению средств в банки и формированию ресурсов последних. В условиях рыночной экономики особую важность приобретает процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и в связи с этим качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал коммерческих банков.
Пассивные операции – это формы
заемного финансирования банков: кредиты,
депозиты, сберегательные вклады, эмиссии.
К пассивным операциям
Активные операции – это операции,
посредством которых банки
Активно-пассивные операции – это комиссионные, посреднические операции, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату. Именно эту группу банковских операций называют услугами. Это различные расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые операции по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов, иностранной валюты, посредничество в размещении акций, облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов. Некоторые виды такого рода услуг направлены на улучшение качества обслуживания клиентуры.
Особой группой операций является заключение коммерческим банком договоров о совместной деятельности по реализации конкретных проектов.
Все вышеперечисленные банковские продукты и услуги оказываются на основе закона «О банках и банковской деятельности в России», Федеральный закон от 10 июля 2002 г. ( в ред. от 17.02.2011 г.), № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 23 декабря 2011 г.)., Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2011 г.).25.
В этом законе банками могут оказывать клиентам-предприятиям следующие услуги:
а) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиком;
б) осуществлять расчеты по поручениям клиентов и банков-корреспондентов, в том числе и их кассовое обслуживание;
в) открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;
г) финансировать капитальные
д) выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы) осуществлять иные операции с ними;
е) выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства на третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;
ж) приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);
з) покупать у российских иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;
и) покупать и продавать в России и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;
к) привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;
л) привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции);
м) оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;
н) производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.
И так, к основным услугам банка
для предприятий относятся
В состав нетрадиционных банковских услуг для предприятий входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: посреднические услуги, услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т.п.), предоставление гарантий и поручительств, доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента), бухгалтерская помощь предприятиям, представление клиентских интересов в судебных органах, услуги по предоставлению сейфов, туристские услуги и др.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. роль банков в развитие экономики страны определяется основным фактором, как кредитование, при недостатке собственных средств для развития предприятия.
2. оказание банковских услуг
и использование банковских
3. при предоставлении кредитов
для предприятий необходимо
При построении системы взаимодействия банка с клиентами-юридическими лицами банк, а именно он является инициатором формирования и главным связующим звеном в работе системы, руководствуется следующими принципами26:
1. Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием.
2. Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок.
3. Принцип комплексного обслуживания. Значит, что банк заинтересован оказать клиенту весь (или максимально возможный) комплекс банковских услуг, в которых тот нуждается.
По мнению О.И. Лаврушина, партнерство
банка и предприятия
задачами предприятия-клиента
Банк |
Клиент |
1 |
2 |
1. Создание (формирование) собственного капитала и различных целевых фондов |
1. Создание (формирование) собственного капитала и различных специальных фондов |
2. Проведение клиентам как - привлечение средств в депозиты; - организация расчетного и кассового обслуживания клиентов, выполнение прочих операций по их поручению; - выдача ссуд |
2. Организация трех хозяйственных процессов, составляющих уставную деятельность: - заготовление (приобретения)
товарно-материальных - производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг; - реализация продукции, сдача работ и услуг, т.е. выполнение договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, получение выручки |
3. Участие в формировании |
3. Участие в формировании |
4. Выпуск (эмиссия) ценных бумаг (для продажи), депозитных сертификатов банковских векселей |
4. Выпуск векселей, получение ссуд, займов и др. |
5. Приобретение ценных бумаг, выпускаемых (эмитированных) государством или другими юридическими лицами |
5. Приобретение прочих ценных |
6. Выдача гарантий |
|
7. Консультационно-информационное обслуживание клиентов и др. |
Информация о работе Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий