Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа
Целью преддипломной курсовой работы является исследование и анализ предоставляемых услуг для предприятий со стороны банков и предложение направлений повышения их эффективности.
Согласно цели преддипломной работы, поставлены следующие задачи:
оценить роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики;
изучить предпосылки взаимодействия коммерческого банка и предприятий;
определить специфику процесса взаимодействия «предприятие-банк» как субъектов рыночной экономики, особенности их стратегии, тактики и механизма реализации последних;
проанализировать основные финансовые показатели Сбербанка 4624 ( г. Нефтекамск );
рассмотреть основные банковские продукты и услуги для предприятий;
предложить направления по повышению эффективности взаимодействия банков и предприятий.
Введение 3
1 Теоретические основы развития банковских отношений с предприятиями 8
1.1 Роль коммерческих банков в экономике страны 8
1.2 Характеристика банковских продуктов и услуг для предприятий 11
2 Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий 17
2.1 Факторы взаимодействия банковских учреждений и предприятий 17
2.2 Критерии прогнозной оценки развития взаимодействия банка с клиентами 22
2.3 Методика оценки взаимоотношений банка и предприятий 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39
Как отмечают Д.С. Петросян, А.В. Раскатов
глубоко изучившие аспекты
− операции на фондовом рынке излишне рискованны и вовлечение в них значительных средств чревато ухудшением ситуации;
− приоритетом развития банковской системы является кредитование реального сектора экономики;
− подъем предприятий производственной сферы, их развитие собственными силами практически невозможно без привлечения дополнительных источников финансирования».
П.С. Роуз, рассматривая отношения, возникающие при участии банков в бизнесе клиентов, высказывает предположение, что разрешение банкам сотрудничать с предприятиями, имея в их бизнесе собственный интерес, может способствовать росту экономической стабильности, так как банки в этом случае «...в меньшей степени склонны ставить своих клиентов в трудные ситуации»30.
В «Энциклопедии финансового риск-менеджмента»» рассматриваются пути участия банков в лизинговых сделках путем создания дочерних лизинговых компаний, которые «...в целом обеспечивают более высокую эффективность, нежели непосредственное участие банков в лизинговом бизнесе», а также их кредитного и факторингового обслуживания31.
Практический интерес для
Так, Ю.С.Масленченковым формы финансовых взаимоотношений делятся на посреднические и партнерские33. Посредническая форма финансовых отношений – «обычное» банковское обслуживание денежных потоков предприятия: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, трастовое, банкоматное, дилерское, депозитарное. Составной частью указанных отношений являются формы консультационного обслуживания предприятия. Партнерская форма финансовых взаимоотношений возникает при участии банка в разработке плановых финансовых документов предприятия и заключении договора о его комплексном банковском обслуживании.
В зависимости от срока, на который планируется сотрудничество, можно говорить о стратегических и тактических клиентах.
Наиболее подходящим и заинтересованным
партнером в разработке результативного
финансового плана для
Перечень положительных
Таблица 2 – Результат сотрудничества хозяйствующего субъекта и коммерческого банка
Для банка |
Для предприятия |
1 |
2 |
повышение дохода по финансовым инструментам банка и рынка |
структурированная ресурсная база банка |
повышение дохода за счет ускорения оборачиваемости денежных средств (оборачиваемости дебиторской задолженности, снижения затрат по кредиторской задолженности) |
увеличение процентных доходов за счет оптимизированной структуры финансовых потоков, комиссия |
регулирование налоговой базы (налоговое планирование) |
заданная структура |
финансовый инжиниринг |
потенциал повышения эффективности использования финансовых ресурсов |
фондирование оборотных средств |
диверсификация рисков: процентного, ликвидности, кредитного |
оптимизация оборотного капитала и денежных потоков |
привлечение и удержание денежных потоков предприятия за счет использования большего количества финансовых продуктов |
имидж предприятия в среде |
имидж банка в клиентской среде |
С учетом изложенных теоретических соображений важнейшими экономическими обобщающими (синтетическими) показателями, характеризующими экономическую эффективность использования банковского кредита являются34:
– стоимость земельных участков, приобретенных предприятиями с помощью банковского кредита, в расчете на 1 рубль задолженности по предоставленному кредиту;
– сметная стоимость основных фондов, производственных мощностей и объектов предприятий, вновь построенных, расширенных, реконструированных или технически перевооруженных и введенных в эксплуатацию с помощью банковского кредита, в расчете на 1 рубль задолженности по предоставленному инвестиционному кредиту;
– стоимость дополнительного
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что коммерческий банк является наиболее подходящим субъектом для разработки альтернативного варианта развития предприятия. В силу того, что банковский финансовый аналитик обладает собственными информационными источниками и методами прогнозирования рыночных тенденций, и глубже знает возможности банка по решению различных финансовых проблем, то он может предложить оптимальный вариант решения финансовых проблем предприятия.
Кроме того, установление партнерских
финансовых отношений выгодно банку
и потому, что дает ему некоторые
инструменты для решения
− структурирования привлеченных денежных средств по срокам, объемам и стоимости;
− повышения качества текущей и срочной ликвидности банка;
− регулирования процентного
− расширения ресурсной базы и соответственно возможностей проведения активных операций, обеспеченных структурированными ресурсами;
− регулирования организационной, финансовой, коммерческой и функциональной устойчивости;
− расширения клиентской базы и занятия новых рыночных ниш;
− приобретения имиджа «клиентоориентированного» и «технологичного» банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем;
− увеличения срочных денежных средств в ресурсной базе банка по сравнению со средствами на счетах до востребования;
− обеспечения сбалансированности
между прибыльностью и
Таким образом, партнерская форма
отношений позволяет более
Партнерские отношения предприятия и банка – это совокупность инициируемых ими реальных, планируемых или потенциальных действий, условием осуществления которых является наличие общих целей и максимальное использование свойств, возможностей и предложений противоположной стороны с учетом ее условий и требований, и направленных на достижение определенных целевых ориентиров каждой из сторон. Значительная роль в отношениях предприятия и банка отводится также прошлым и ожидаемым результатам указанных действий.
Особо следует отметить книгу Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», которая посвящена актуальной проблеме эффективного взаимодействия производственных предприятий (комплексов) с банковскими структурами35. В течение многих лет экономических реформ российские предприятия были оторваны от главного финансового источника инвестиционных ресурсов – кредитов банковской системы. И хотя в последнее время в этой области наметились позитивные сдвиги, эта проблема далека от своего решения. Вот почему так важен данный в книге анализ сущности, причин и механизмов сложившейся разобщенности банков и предприятий, обусловленных особенностями процесса становления рыночных отношений в России. В отличие от других работ по аналогичной тематике в книге найдены оригинальные пути разрешения изучаемой проблемы, обеспечивающие не только выгоду банковских структур, но и соблюдение интересов промышленных предприятий, и позволяющие производственным объектам осуществить выход из кризисной ситуации. Работа является одним из немногих современных исследований, комплексно подходящих к решению поставленной проблемы: в ней представлены методологические, теоретические, инструментальные и практические аспекты взаимодействия производственных и банковских структур.
Западные банки используют различные статистические (вероятностные) методы оценки риска банкротства предприятий, претендующих на получение банковских кредитов. Эта вероятность может быть выражена с помощью баллов (score), и потому подобный метод носит название «скоринга»36.
Существуют разные методы скоринга. Чаще всего для оценки риска банкротства предприятия используются показатели, рассчитанные на основе данных баланса и отчета предприятия о результатах его деятельности. В самом общем виде финансовое положение предприятия оценивается по формуле:
Р = К1 Ш + К2 П2 + ... Кп Пп, (1 )
где Р — общая оценка финансового положения предприятия в баллах, определяющая риск банкротства; чем выше оценка, тем меньше риск;
Ш, П2 и т.д. — показатели (в большинстве случаев представляют собой отношение одних балансовых показателей к другим);
Kl, K2 и т.д. — коэффициенты, заранее присваиваемые каждому из показателей П1, П2 и т.д.
Примерами таких показателей и коэффициентов могут служить известные модели, разработанные американцем Альтманом в 1968 г. и Банком Франции в 1982 г.
Главной проблемой практического
использования названных и
Одним из критериев оценки развития взаимодействия банка и предприятий может служить оценка инфляционного риска для банка.
Одним из факторов, который следует
постоянно учитывать во взаимодействии
банка с его контрагентами, является
инфляционный риск. Инфляция является
значимым макроявлением, которое оказывает
влияние на финансово-хозяйственную
деятельность экономических агентов.
Для кредитной организации и
предприятия необходим учет инфляции
при прогнозировании процентно-
С целью учета рисков инфляции
авторы рассматривают влияние эффекта
Фишера на банковские стратегии, а также
приводят методику и результаты сравнительного
анализа количественного
Авторами проведен сравнительный анализ эффективности депозитных и кредитных вложений для условий сложившейся в России двухвалютной системы. Показано влияние этой отечественной особенности проведения банковских расчетов на формирование кредитно-инвестиционной, депозитно-аккумуляционной и процентно-ценовой стратегий кредитных организаций; отмечено разнонаправленное влияние динамики соотношений «рубль-доллар» на выбор банковских стратегий и объемы кредитования реального сектора в отдельные периоды отечественных реформ.
Авторами проведен анализ «эффекта Фишера» в полной системе взаимодействия «вкладчик-банк-заемщик», которые объединены «сквозной» операцией «депозит-кредит»38. Результаты исследования надлежащей оценки кредитными организациями инфляционных рисков в ставке процента по вкладам свидетельствуют о том, что в период 1996-2010 гг. (кроме 1996 г. и 2009 г.) банки устанавливали заниженные ставки, практически не учитывающие статистического уровня инфляции в стране. Вкладчик, соглашаясь на предложенные условия, терял реальный доход, который перераспределялся в пользу банка. Величина неявного дохода банка от каждого рубля вклада равна неявным потерям вкладчика. Проведенные расчеты свидетельствуют о том, что процентно-ценовая стратегия банков по вкладам за период 1996-2010 гг. не учитывала(-ет) интересы вкладчиков, которые рассчитывали(-ют) на защиту своих вкладов от инфляции, не являлась и не является сбалансированной. Под равновесной (сбалансированной) процентно-ценовой стратегией банка авторами понимается такая стратегия банка, которая обеспечивает долгосрочное, устойчивое и взаимовыгодное сотрудничество банка и его клиентов, при условии максимально точной оценки кредитной организацией предстоящего изменения уровня инфляции (учета инфляционного риска)
В 1996 г. основным источником реальных доходов банков являлись кредитные операции, доход от которых в полном объеме покрывал процентные расходы по депозитам и сформировал положительный итоговый финансовый результат. Однако в последующие годы ситуация изменилась, в период 1998-2002 гг. банки получали исключительно депозитный доход, в то время как кредитные операции приносили убытки и компенсировались за счет скрытого дохода от вкладов. В следующие года кредитование временами вновь становилось доходным: в 2004 г. доля дохода от кредита в итоговом реальном доходе банка составила 35%, а в 2006 г. – 92%. В период 2007-2009 гг. банки вновь компенсировали свои убытки от кредитования за счет скрытого перераспределения дохода вкладчиков (рис. 1).
Рис. 1. Динамика доли скрытого дохода от депозита и дохода от кредита в итоговом реальном доходе банка за период 1996-2010 гг.
Информация о работе Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий