Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Описание

Целью преддипломной курсовой работы является исследование и анализ предоставляемых услуг для предприятий со стороны банков и предложение направлений повышения их эффективности.
Согласно цели преддипломной работы, поставлены следующие задачи:
оценить роль коммерческих банков в условиях рыночной экономики;
изучить предпосылки взаимодействия коммерческого банка и предприятий;
определить специфику процесса взаимодействия «предприятие-банк» как субъектов рыночной экономики, особенности их стратегии, тактики и механизма реализации последних;
проанализировать основные финансовые показатели Сбербанка 4624 ( г. Нефтекамск );
рассмотреть основные банковские продукты и услуги для предприятий;
предложить направления по повышению эффективности взаимодействия банков и предприятий.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы развития банковских отношений с предприятиями 8
1.1 Роль коммерческих банков в экономике страны 8
1.2 Характеристика банковских продуктов и услуг для предприятий 11
2 Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий 17
2.1 Факторы взаимодействия банковских учреждений и предприятий 17
2.2 Критерии прогнозной оценки развития взаимодействия банка с клиентами 22
2.3 Методика оценки взаимоотношений банка и предприятий 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Основные направления вз банка с предприятиями-предипломная 3.docx

— 114.56 Кб (Скачать документ)

 

Как отмечают Д.С. Петросян, А.В. Раскатов глубоко изучившие аспекты взаимодействия банковской системы и реального  сектора экономики, «банкам необходимо найти новое направление для  размещения средств», в связи с  тем29, что:

− операции на фондовом рынке излишне  рискованны и вовлечение в них  значительных средств чревато ухудшением ситуации;

− приоритетом развития банковской системы является кредитование реального  сектора экономики;

− подъем предприятий производственной сферы, их развитие собственными силами практически невозможно без привлечения  дополнительных источников финансирования».

П.С. Роуз, рассматривая отношения, возникающие при участии банков в бизнесе клиентов, высказывает предположение, что разрешение банкам сотрудничать с предприятиями, имея в их бизнесе собственный интерес, может способствовать росту экономической стабильности, так как банки в этом случае «...в меньшей степени склонны ставить своих клиентов в трудные ситуации»30.

В «Энциклопедии финансового риск-менеджмента»» рассматриваются пути участия банков в лизинговых сделках путем создания дочерних лизинговых компаний, которые «...в целом обеспечивают более высокую эффективность, нежели непосредственное участие банков в лизинговом бизнесе», а также их кредитного и факторингового обслуживания31.

Практический интерес для исследователей (А.М. Тавасиева, Г.С. Пановой, А.Н. Молчанова, А.В. Масленченкова) проблем взаимодействия предприятий и банков представляют формы финансовых взаимоотношений предприятия и банка32.

Так, Ю.С.Масленченковым формы финансовых взаимоотношений делятся на посреднические и партнерские33. Посредническая форма финансовых отношений – «обычное» банковское обслуживание денежных потоков предприятия: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, трастовое, банкоматное, дилерское, депозитарное. Составной частью указанных отношений являются формы консультационного обслуживания предприятия. Партнерская форма финансовых взаимоотношений возникает при участии банка в разработке плановых финансовых документов предприятия и заключении договора о его комплексном банковском обслуживании.

В зависимости от срока, на который  планируется сотрудничество, можно говорить о стратегических и тактических клиентах.

Наиболее подходящим и заинтересованным партнером в разработке результативного  финансового плана для предприятия  считается коммерческий банк, клиентом которого оно является.

Перечень положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерческим банком приводится в таблице 2.

Таблица 2 – Результат сотрудничества хозяйствующего субъекта и коммерческого  банка

Для банка

Для предприятия

1

2

повышение дохода по финансовым инструментам банка и рынка

структурированная ресурсная база банка

повышение дохода за счет ускорения оборачиваемости денежных средств (оборачиваемости дебиторской задолженности, снижения затрат по кредиторской задолженности)

увеличение процентных доходов за счет оптимизированной структуры финансовых потоков, комиссия

регулирование налоговой базы (налоговое планирование)

заданная структура привлеченных средств

финансовый инжиниринг

потенциал повышения эффективности использования финансовых ресурсов

фондирование оборотных средств

диверсификация рисков: процентного, ликвидности, кредитного

оптимизация оборотного капитала и денежных потоков

привлечение и удержание денежных

потоков предприятия за счет использования большего количества финансовых продуктов

имидж предприятия в среде потребителей продукции

имидж банка в клиентской среде


 

С учетом изложенных теоретических  соображений важнейшими экономическими обобщающими (синтетическими) показателями, характеризующими экономическую эффективность использования банковского кредита являются34:

– стоимость земельных участков, приобретенных предприятиями с  помощью банковского кредита, в  расчете на 1 рубль задолженности  по предоставленному кредиту;

– сметная стоимость основных фондов, производственных мощностей и объектов предприятий, вновь построенных, расширенных, реконструированных или технически перевооруженных и введенных  в эксплуатацию с помощью банковского  кредита, в расчете на 1 рубль задолженности  по предоставленному инвестиционному  кредиту;

– стоимость дополнительного годового выпуска (прироста производства) товаров  и услуг и дополнительной прибыли, полученной предприятием-заемщиком  от реализации прокредитованного коммерческим банком инвестиционного проекта, в расчете на 1 рубль задолженности по предоставленному кредиту.

Приведенные аргументы свидетельствуют  о том, что коммерческий банк является наиболее подходящим субъектом для  разработки альтернативного варианта развития предприятия. В силу того, что банковский финансовый аналитик обладает собственными информационными  источниками и методами прогнозирования  рыночных тенденций, и глубже знает  возможности банка по решению  различных финансовых проблем, то он может предложить оптимальный вариант  решения финансовых проблем предприятия.

Кроме того, установление партнерских  финансовых отношений выгодно банку  и потому, что дает ему некоторые  инструменты для решения следующих  задач его финансового менеджмента:

− структурирования привлеченных денежных средств по срокам, объемам и стоимости;

− повышения качества текущей и  срочной ликвидности банка;

− регулирования процентного риска  за счет гибкой ценовой политики и  диверсификации сроков и объемов  привлечения денежных средств клиентов;

− расширения ресурсной базы и  соответственно возможностей проведения активных операций, обеспеченных структурированными ресурсами;

− регулирования организационной, финансовой, коммерческой и функциональной устойчивости;

      −   расширения клиентской базы и занятия новых рыночных ниш;

− приобретения имиджа «клиентоориентированного» и «технологичного» банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем;

− увеличения срочных денежных средств  в ресурсной базе банка по сравнению со средствами на счетах до востребования;

− обеспечения сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью банка.

Таким образом, партнерская форма  отношений позволяет более эффективно решать многие задачи финансового менеджмента, как предприятия, так и банка. Это создает объективные предпосылки  для ее успешного развития на рынке  банковских услуг.

Партнерские отношения предприятия и банка – это совокупность инициируемых ими реальных, планируемых или потенциальных действий, условием осуществления которых является наличие общих целей и максимальное использование свойств, возможностей и предложений противоположной стороны с учетом ее условий и требований, и направленных на достижение определенных целевых ориентиров каждой из сторон. Значительная роль в отношениях предприятия и банка отводится также прошлым и ожидаемым результатам указанных действий.

2.2 Критерии прогнозной оценки развития взаимодействия банка с клиентами

 

Особо следует отметить книгу  Егоровой Н.Е. и Смулова А.М. «Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование», которая посвящена актуальной проблеме эффективного взаимодействия производственных предприятий (комплексов) с банковскими структурами35. В течение многих лет экономических реформ российские предприятия были оторваны от главного финансового источника инвестиционных ресурсов – кредитов банковской системы. И хотя в последнее время в этой области наметились позитивные сдвиги, эта проблема далека от своего решения. Вот почему так важен данный в книге анализ сущности, причин и механизмов сложившейся разобщенности банков и предприятий, обусловленных особенностями процесса становления рыночных отношений в России. В отличие от других работ по аналогичной тематике в книге найдены оригинальные пути разрешения изучаемой проблемы, обеспечивающие не только выгоду банковских структур, но и соблюдение интересов промышленных предприятий, и позволяющие производственным объектам осуществить выход из кризисной ситуации. Работа является одним из немногих современных исследований, комплексно подходящих к решению поставленной проблемы: в ней представлены методологические, теоретические, инструментальные и практические аспекты взаимодействия производственных и банковских структур.

Западные банки используют различные  статистические (вероятностные) методы оценки риска банкротства предприятий, претендующих на получение банковских кредитов. Эта вероятность может  быть выражена с помощью баллов (score), и потому подобный метод носит название «скоринга»36.

Существуют разные методы скоринга. Чаще всего для оценки риска банкротства предприятия используются показатели, рассчитанные на основе данных баланса и отчета предприятия о результатах его деятельности. В самом общем виде финансовое положение предприятия оценивается по формуле:

 

Р = К1 Ш + К2 П2 + ... Кп Пп,     (1 )

 

где Р — общая оценка финансового положения предприятия в баллах, определяющая риск банкротства; чем выше оценка, тем меньше риск;

Ш, П2 и т.д. — показатели (в большинстве случаев представляют собой отношение одних балансовых показателей к другим);

Kl, K2 и т.д. — коэффициенты, заранее присваиваемые каждому из показателей П1, П2 и т.д.

Примерами таких показателей и  коэффициентов могут служить  известные модели, разработанные  американцем Альтманом в 1968 г. и  Банком Франции в 1982 г.

Главной проблемой практического  использования названных и других моделей скоринга является обеспечение связанности и непротиворечивости различных показателей. Многие банки, чтобы добиться более точных оценок, комбинируют по своему усмотрению различные показатели и коэффициенты.

Одним из критериев оценки развития взаимодействия банка и предприятий  может служить оценка инфляционного  риска для банка.

Одним из факторов, который следует  постоянно учитывать во взаимодействии банка с его контрагентами, является инфляционный риск. Инфляция является значимым макроявлением, которое оказывает  влияние на финансово-хозяйственную  деятельность экономических агентов. Для кредитной организации и  предприятия необходим учет инфляции при прогнозировании процентно-ценовой  стратегии. Эффект изменения реальной доходности финансово-хозяйственной  деятельности под влиянием неточного  учета инфляционных рисков известен в финансово-экономическом анализе  как «эффект Фишера»37

С целью учета рисков инфляции авторы рассматривают влияние эффекта  Фишера на банковские стратегии, а также  приводят методику и результаты сравнительного анализа количественного проявления указанного эффекта в цепочке  «вкладчик – банк – заемщик». Следует заметить, что проведение количественного анализа эффекта  Фишера проводится практически впервые. Раньше все известные научные  источники изучали данное явление  исключительно с качественной стороны.

Авторами проведен сравнительный  анализ эффективности депозитных и кредитных вложений для условий сложившейся в России двухвалютной системы. Показано влияние этой отечественной особенности проведения банковских расчетов на формирование кредитно-инвестиционной, депозитно-аккумуляционной и процентно-ценовой стратегий кредитных организаций; отмечено разнонаправленное влияние динамики соотношений «рубль-доллар» на выбор банковских стратегий и объемы кредитования реального сектора в отдельные периоды отечественных реформ.

Авторами проведен анализ «эффекта Фишера» в полной системе взаимодействия «вкладчик-банк-заемщик», которые объединены «сквозной» операцией «депозит-кредит»38. Результаты исследования надлежащей оценки кредитными организациями инфляционных рисков в ставке процента по вкладам свидетельствуют о том, что в период 1996-2010 гг. (кроме 1996 г. и 2009 г.) банки устанавливали заниженные ставки, практически не учитывающие статистического уровня инфляции в стране. Вкладчик, соглашаясь на предложенные условия, терял реальный доход, который перераспределялся в пользу банка. Величина неявного дохода банка от каждого рубля вклада равна неявным потерям вкладчика. Проведенные расчеты свидетельствуют о том, что процентно-ценовая стратегия банков по вкладам за период 1996-2010 гг. не учитывала(-ет) интересы вкладчиков, которые рассчитывали(-ют) на защиту своих вкладов от инфляции, не являлась и не является сбалансированной. Под равновесной (сбалансированной) процентно-ценовой стратегией банка авторами понимается такая стратегия банка, которая обеспечивает долгосрочное, устойчивое и взаимовыгодное сотрудничество банка и его клиентов, при условии максимально точной оценки кредитной организацией предстоящего изменения уровня инфляции (учета инфляционного риска)

В 1996 г. основным источником реальных доходов банков являлись кредитные  операции, доход от которых в полном объеме покрывал процентные расходы по депозитам и сформировал положительный итоговый финансовый результат. Однако в последующие годы ситуация изменилась, в период 1998-2002 гг. банки получали исключительно депозитный доход, в то время как кредитные операции приносили убытки и компенсировались за счет скрытого дохода от вкладов. В следующие года кредитование временами вновь становилось доходным: в 2004 г. доля дохода от кредита в итоговом реальном доходе банка составила 35%, а в 2006 г. – 92%. В период 2007-2009 гг. банки вновь компенсировали свои убытки от кредитования за счет скрытого перераспределения дохода вкладчиков (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика доли скрытого дохода от депозита и дохода от кредита  в итоговом реальном доходе банка  за период 1996-2010 гг.

Информация о работе Основные направления развития взаимодействия банков и предприятий