Рынок ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 21:45, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, а также отображения современного состояния рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

конечный.doc

— 326.50 Кб (Скачать документ)

     В зависимости от сроков, на которые  заключаются сделки, рынки ценных бумаг подразделяются на кассовые и  срочные. Кассовый рынок (рынок «спот», рынок «кэш») - это рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом чисто технически их исполнение может растянуться на срок до одного-трех дней, если требуется поставка самой ценной бумаги в физическом виде. Срочный рынок ценных бумаг -это рынок с отсроченным, обычно на несколько месяцев, исполнением сделки. Как правило, традиционные ценные бумаги (акции, облигации) обращаются на кассовом рынке, а контракты на производные инструменты рынка ценных бумаг -на срочном рынке.

     В зависимости от эмитентов, выпускающих ценные бумаги, можно выделить рынки государственных, корпоративных, банковских ценных бумаг, ценных бумаг фондов и компаний.

     Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный  и вторичный, биржевой и внебиржевой.

     Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.

     По  организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.

     Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются  также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.

       По уровню развития следует  различать развитые и развивающиеся  рынки. К развитым фондовым рынкам следует отнести рынки США, Японии, Германии, Великобритании, Франции и ряда других стран с развитой рыночной экономикой. Эти рынки отличают наличие широкой законодательной базы, четкое регулирование как со стороны государства, так и со стороны саморегулируемых организаций, обращение разнообразного количества фондовых инструментов, развитая рыночная инфраструктура.

     Термин  «развивающийся рынок» (emerging market) был  введен экспертами Международной финансовой корпорации (МФК) в середине 80-х гг., когда МФК начала работу над концепцией создания фондов и развития рынков капиталов в наименее развитых районах мира. Развивающийся рынок можно определить как рынок, на котором происходит быстрый рост новых компаний, наблюдается большая амплитуда колебаний цен финансовых инструментов, имеются высокие уровни рисков и продолжается формирование основ законодательной базы.

       В мире примерно 40-45% стран, в  которых фондовый рынок строится  по типу американской модели, примерно столько же стран  имеют смешанную модель, и в оставшихся 10-15% стран фондовый рынок строится по типу немецкой модели. 

     
    1. Развитие  нормативной базы рынка ценных бумаг.

     Основные  законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

  • Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2 (1995 – 1996 гг.);
  • Закон «О банках и банковской деятельности» (2003 г.);
  • Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (2002 г.);
  • Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.);
  • Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);
  • Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.);
  • Закон «Об акционерных обществах» (1996 г.);
  • Закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.);
  • указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;

     постановления Правительства РФ (в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях).

     Главный документ, призванный регулировать отношения  государства с инвесторами, - Закон  «О государственном внутреннем долге  РФ», определяет понятие государственного долга, а также выделяет среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг. Контроль за состоянием государственного долга был возложен на Верховный Совет РФ, затем – на Государственную Думу; управление долгом – на Правительство РФ. Обслуживание государственного долга осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

     Закон закрепил в роли эмитента ценных бумаг  Правительство РФ, которое уполномочено определять условия и порядок  эмиссии государственных долговых обязательств и нести ответственность по ним. Эта ответственность не распространяется на ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации и местными органами власти.

     Нормативным документом, регулирующим рынок ценных бумаг, является Положение о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в России. В документе формулируется определение государственных долговых обязательств, а также устанавливается, что среди прочих эмитентами ценных бумаг могут выступать государство, государственные органы и органы местной власти. Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок в целом, стал Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», от 22 апреля 1996 г., согласно которому эмитентами ценных бумаг, помимо других юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В законе систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности и участники рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи, рассматриваются вопросы информационного обеспечения рынка ценных бумаг, в частности вопросы раскрытия информации эмитентами, ответственности за использование служебной информации, рекламы на фондовом рынке.

     .

 

     

     Раздел 2. Инфраструктура рынка  ценных бумаг и  её функционирование.

     2.1. Необходимость регулирования  рынка ценных бумаг.

     Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением  и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

     Для начала следует выделить систему  регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

     - государственные органы регулирования; 

     - саморегулирующиеся организации; 

     - законодательные нормы рынка  ценных бумаг; 

     - этику, традиции и обычаи рынка. 

     Государство выполняет ряд важнейших функций  на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

     - разработка программы и стратегии  развития рынка ценных бумаг,  наблюдение и регулирование исполнения  этой программы, выработка законодательных  актов для реализации стратегии; 

     - установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

     - контролирование финансовой безопасности  и устойчивости рынка, надзор  за выполнением распоряжений  по безопасности;

     - обеспечение информированности  всех без исключения инвесторов  о состоянии рынка;

     - формирование государственных систем  страхования на рынке ценных  бумаг; 

     - контроль и предупреждение чрезмерного  вложения инвестиций в государственные  ценные бумаги;

     На  сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка  ценных бумаг, первая подразумевает, что  государство максимально активно  контролирует и вмешивается в  регуляционный процесс на рынке  и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

     Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый

     рынок, стал Федеральный закон № 39 –  ФЗ от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. Закон устанавливает, что эмитентами ценных бумаг, помимо юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления. Данным Законом систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности участников рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи и т.д.

     Большое значение имеет раздел Закона, посвященный регулированию рынка ценных бумаг, в том числе организации деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

     В функции Федеральной комиссии входит:

     - разработка основных направлений  развития рынка ценных бумаг; 

     - утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг;

     - установление обязательных требований  к операциям с ценными бумагами;

     - установление норм допуска ценных  бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

     - обеспечение общедоступной системы  раскрытия информации на рынке  ценных бумаг и осуществление  контроля за соблюдением законодательства  Российской Федерации о ценных  бумагах. 

     В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг  по следующим направлениям:

     1. Выступает в качестве административного  органа, издающего законы, которые  регулируют:

     - порядок и образование акционерных  обществ; 

     - порядок эмиссии и виды разрешённых  к эмиссии ценных бумаг; 

     - ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;

     - деятельность биржи, разрешают  или запрещают отдельные виды  сделок с ценными бумагами.

     2. Выступает на рынке в качестве  субъекта экономических отношений.  В целях мобилизации финансовых  ресурсов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (краткосрочная облигация - 90 дней) и т.д.

     3. Воздействует на состояние рынка  через кредитно-денежную политику  Центрального банка. 

     Другими словами, состояние фондового рынка  тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.

     При выкупе облигаций Центральным банком резервы банков возрастут. Продажа  или скупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России