Рынок ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 21:45, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, а также отображения современного состояния рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

конечный.doc

— 326.50 Кб (Скачать документ)

     Компания, желающая включить свои акции в биржевой список, подает на биржу заявку определенной формы и сообщает о себе довольно подробную информацию. Объем и  характер этих сведений определяет сама биржа, поэтому требования к ценным бумагам на разных биржах могут быть различными. Ценные бумаги, не включенные в биржевой список на одной бирже, могут быть приняты другой биржей, где требования более мягкие.

     Ценные  бумаги не прошедшие листинг могут обращаться на внебирживом рынке.

       Внебиржевой рынок

          Внебиржевой рынок охватывает  рынок операций с ценными бумагами, совершаемых вне фондовой биржи. 

          Через этот рынок проходит  а) большинство первичных  размещений; б)  торговля  бумагами  худшего качества (в сравнении с зарегистрированными на бирже).

          Вместе с тем, существуют переходные  формы, так называемые "прибиржевые"  рынки,  которые размывают четкую  границу  между биржевыми и  внебиржевыми рынками. Это "вторые", "третьи", "параллельные" рынки,  создаваемые фондовыми биржами и находящиеся под их регулирующим воздействием.  Как правило, подобные рынки имеют более низкие требования к качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних компаний, поддерживая при этом регулярность торговли,  котировки и единство правил. Возникновение  этих  рынков было обусловлено стремлением фондовых бирж расширить свой рынок,  а также желанием создать упорядоченный, регулируемый рынок ценных бумаг для финансирования небольших и средних компаний,  являющихся носителями наиболее  современных технологий.

          С другой стороны, из чисто  внебиржевого оборота возникают  организованные  системы  торговли  ценными  бумагами,  имеющие  компьютерную основу и  аналоги   территориально  распределенной электронной бирже. Примером могут быть внебиржевые системы Национальной ассоциации  инвестиционных  дилеров  (США):  НАСДАК

     (NASDAQ) - Система автоматической котировки  Национальной ассоциации инвестиционных  дилеров, НМС (NMS) - Ценные бумаги национального рынка, а также Канадская система внебиржевой торговли (COATC),  Система автоматической котировки и дилинга при Сингапурской фондовой бирже (SESDAQ) и другие.

     Российская  практика

         В настоящее время  российский  внебиржевой  рынок  состоит из следующих сегментов:

         Для государственных ценных бумаг:

         - система  торговли  долгосрочными  облигациями для юридических  лиц,  созданная Центральным банком  России ( в качестве дилерской/брокерской  сети  выступают  Главные   территориальные управления ЦБР,  еженедельные объемы продаж - несколько десятков млн. рублей);

          - система торговли государственными  краткосрочными облигациями (электронный  межбанковский рынок,  созданный   ЦБР совместно с Московской  межбанковской валютной биржей;

          - торговая сеть Сберегательного банка по операциям с мелкономинальными государственными облигациями и другими долговыми обязательствами  государства для физических лиц ( в качестве брокерской сети выступают отделения Сберегательного банка и их филиалы;

         - аукционная сеть  (центры  приватизации  и т.п.)  Государственного комитета по имуществу РФ (торговля акциями приватизируемых предприятий, обмен акций на ваучеры, рынок приватизационных сделок,  совершаемых при акционировании предприятий, на основе региональной сети Госкомимущества);

          - "телефонные" внебиржевые рынки  валютных облигаций, казначейских  векселей и т.д. 

          Для ценных бумаг частных эмитентов:

          - внебиржевое первичное размещение  акций вновь  созданных акционерных  обществ, долговых ценных бумаг;

          - внебиржевой вторичный рынок  ценных  бумаг  коммерческих  банков (депозитных  и сберегательных  сертификатов,  финансовых векселей);

          - стихийные  внебиржевые  рынки   ценных  бумаг (оборот по ценным  бумагам как между предприятиями,  так и между физическими лицами);

          - электронные внебиржевые рынки,  имеющие  организованные системы  торговли  (электронный рынок  ELM (акции на нем котируются  наряду с продовольствием,  химической  продукцией и т.п.),

     проекты корпорации "АСТ", "Национальной  торгово-банковской системы" и др. Электронные фондовые рынки находятся в процессе формирования;

          - стихийный рынок суррогатов  ценных  бумаг  (коммерческие сертификаты,  кредитные опционы,  стандартизированные  страховые полисы, обращающиеся  товарные  контракты,  "билеты",   свидетельства о депонировании и т.п.);

 

     

     Раздел 3. Технология проведения торгов государственными бумагами  на Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). 

     3.1. Становление рынка  государственных  ценных бумаг в  РФ.

     Государственный долг, выраженный  в государственных облигациях, требует как и любая другая ценная бумага некой инфраструктуры, которая позволяла бы заинтересованным сторонам – в данном случае государству и инвесторам – заключать сделки.  В апреле- мае 1992 г. Центральный банк РФ при содействии "Российско-американского банковского форума" приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. После разработки с июня по декабрь 1992г. ЦБ РФ нормативный основы проекта организации обращения ГКО, к которому подключается также Минфин РФ был проведен конкурсный отбор среди московских бирж (ММВБ, ММФБ, МЦФБ, РМВФБ) на право создания торгово-депозитарной и расчетной части проекта выпуска ГКО. Его выиграла ММВБ, которая приступила к подготовке организационно-технической базы рынка.    

       В мае 1993 г. утверждена законодательно-нормативная база рынка ГКО, разработанная Центральным банком РФ и Минфином РФ. Правительство РФ приняло постановление N. 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", в котором одобряются основные условия выпуска ГКО. Верховный совет РФ принял постановление N. 4526-1 от 19.02.93 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций", в котором разрешил правительству РФ в 1993 году осуществить размещение займа на сумму 650 млрд. рублей посредством выпуска ГКО. ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ утвердил "Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (приказ ЦБ РФ N.02-78 от 6.05.93). ММВБ подписала Договор с ЦБ РФ на выполнение функций депозитария, расчетной и торговой систем на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций (17.05.93).       

     Тогда же в мае 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион (18 мая) по размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) со сроком обращения 3 месяца (объем выпуска -- 1,0 млрд. руб.). На базе торгово-депозитарной системы биржи начались регулярные вторичные торги, в которых приняли участие 24 банка и финансовые компании, получившие от ЦБ РФ статус официального дилера на рынке ГКО.

     Таким образом, Московская Межбанковская  Валютная биржа, являясь уникальной торговой системой для  размещения и обслуживания облигаций внутреннего  государственного долга и обслуживая крупнейший сегмент российского рынка ценных бумаг (объем составляет 384,88 трлн. руб.) представляет из себя крупнейшую инфраструктурную организацию российского рынка ценных бумаг.

     Всего в секторе государственных ценных бумаг работают более трёхсот  дилеров ЦБ РФ: 303 банка и финансовых компаний ведут торги с 1200 удаленных рабочих мест

     В торгово-депозитарном комплексе ММВБ на 1 января 1998 г. было открыто около 43,5 тыс. счетов отечественных и иностранных  инвесторов. Кроме торгов по ГКО, в  секторе государственных ценных бумаг торгуются Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) и облигации РАО «Всероссийские высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ»).

     В период становления рынка ГКО  после того как Минфин РФ продемонстрировал  способность точно выполнять обязательства по погашению облигаций, на рынке ГКО начался настоящий бум. В октябре Минфин РФ открыл доступ к рынку для физических лиц. Рост доверия к облигациям позволил в декабре провести размещение первого выпуска ГКО со сроком обращения 6 месяцев. В общей сложности в 1993 году состоялось девять аукционов по первичному размещению ГКО, на которых было продано 2,3 млн. облигаций на сумму 0,177 трлн. руб.  Курс Минфина РФ и ЦБ РФ на поддержание высокой привлекательности рынка за счет высокой надежности, доходности и ликвидности облигаций, а также снижение инфляции и падение процентных ставок привели к быстрому расширению рынка ГКО. В феврале ЦБ РФ официально объявил о допуске нерезидентов на рынок ГКО и возможности для них приобретать ГКО на сумму до 10% номинального объема выпуска. Внедрив новый программно-технический комплекс, ММВБ успешно провела в марте торги по ГКО на базе электронной торгово-депозитарной системы нового поколения. Это ознаменовало начало качественно нового этапа развития инфраструктуры рынка ГКО, в рамках которого началась реализация проектов по подключению к бирже удаленных терминалов и региональных торговых площадок на биржах-членах АРВБ, а также внедрению новых финансовых инструментов на основе ГКО (фьючерсы и опционы на ГКО, "репо", ломбардные кредиты и др.). Количество официальных дилеров на рынке ГКО возросло до 56. В июне ММВБ приступила к проведению торговых сессий по ГКО в ежедневном режиме. Рынок сохранил устойчивость даже при резкой дестабилизации ситуации на других секторах финансового рынка ("черный вторник" в октябре 1994 г.). Развивая организационно-техническую инфраструктуру рынка ГКО, ММВБ начала подключать удаленные терминалы в офисах банков-дилеров, а также тестировать подключение первой региональной торговой площадки по ГКО в Новосибирске (СМВБ) к центральной торгово-депозитарной системе. По итогам 1994 года общий объем рынка достиг 10,6 трлн. руб., чистый доход бюджета от ГКО составил 5, 7 трлн. руб., т.е. около 10% бюджетного дефицита.

     Развитие  рынка государственных ценных бумаг стало одним из приоритетных направлений жесткой финансовой политики правительства РФ, которое добилось утверждения бюджета на 1995 год с условием безинфляционного покрытия его дефицита в размере 71,6 трлн. руб. Задача привлечения в бюджет значительных средств за счет реализации государственных ценных бумаг предопределила быстрое расширение рынка ГКО, что стало возможным в условиях стабилизации валютного рынка и расширения круга инвесторов. ЦБ РФ получил возможность доразмещать на вторичных торгах часть выпуска ГКО, неразмещенную на аукционе. По итогам первого полугодия 1995 года объем рынка ГКО достиг 35,7 трлн. рублей по номиналу, а чистая выручка составила 12,9 трлн. рублей, позволив покрыть более 60% дефицита госбюджета по текущим операциям. В июне 1995 г. на ММВБ прошел первый аукцион по размещению нового вида государственных ценных бумаг-облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), которые имеют период обращения более 1 года и ежеквартальные купонные выплаты, определяемые на основе средневзвешенной доходности ГКО. При объеме выпуска 1 трлн. рублей было реализовано 0,588 трлн. рублей. Одновременно в рамках торгово-депозитарной системы ММВБ начались вторичные торги по ОФЗ-ПК. Нормативной базой для их обращения стало постановление правительства РФ N.458 от 15.05.95 г. "О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федерального займа (ОФЗ) ".

     В конце лета 1995 г. практическая реализация проекта регионального расширения рынка ГКО-ОФЗ вступила в заключительную фазу. ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ утвердил новую редакцию "Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций " (15.06.95 г.) и "Положение о порядке учета денежных средств по операциям с ценными бумагами на организованном рынке государственных ценных бумаг (ОРЦБ)" (приказ Банка России N.02-174 от 26.07.95), которые регламентировали порядок проведения торгов расчетов по ГКО с учетом организации региональных торговых центров (РТП). ММВБ ввела в эксплуатацию новую программную версию автоматизированной торгово-депозитарной системы, которая обеспечивает поддержку РТП. 10 октября прошли первые межрегиональные биржевые торги по ГКО-ОФЗ, которые стали возможны после открытия на СМВБ (Новосибирск) регионального центра по торговле государственными ценными бумагами. подключенного к центральному комплексу ММВБ в режиме реального времени. Одновременно осуществлен переход на новую систему расчетов (Т+1), соответствующую концепции организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ). После введения "валютного коридора" и кризиса на московском рынке межбанковских кредитов ("черный четверг" - 24 августа 1995 г.) рынок государственных именных бумаг стал крупнейшим сектором финансового рынка. Продолжилось быстрое расширение рынка ГКО-ОФЗ, объем которого к концу 1995 г. достиг 76.5 трлн. руб. по номиналу. В октябре был отменен налог на операции с ценными бумагами, включая ГКО- ОФЗ. ММВБ продолжила развитие сети удаленных рабочих мест, а также снизила биржевой комиссионный сбор. Это повысило привлекательность рынка государственных ценных бумаг, делая реальными планы правительства по безинфляционному финансированию дефицита государственного бюджета. По итогам 1995 года чистыми доход бюджета от ГКО- ОФЗ составил 26,9 трлн. руб., т.е. около половины бюджетного дефицита. В течение 1996 г. пользуясь благоприятной конъюнктурой на рынке, Минфину РФ и ЦБ РФ удалось снизить доходность ГКО-ОФЗ до уровня инфляции. Этому способствовала также либерализация допуска на рынок государственных ценных бумаг нерезидентов, которые получили возможность с 7 февраля 1996 г. участвовать через уполномоченные банки-нерезиденты в аукционах ОФЗ и репатриировать получаемую прибыль (около 19% годовых в валюте) под гарантии ЦБ РФ. ММВБ учредила Расчетную палату ММВБ, которая создана в виде небанковской кредитной организации для осуществления расчетов по биржевым сделкам на ОРЦБ.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России