Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:52, курсовая работа
Цель системы кредитования двояка: с одной стороны, обеспечение возврата ссужаемых средств, с другой стороны, обеспечение получения банком дохода от кредитных операций.
Развитие товарно-денежных отношений, изменение роли коммерческих банков в формировании национальных экономик, усиление конкурентной борьбы между ними за сферы влияния и долю на финансовом рынке определили тенденции в развитии потребительского кредитования как банковской услуги.
Введение3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования6
1.1 Сущность и элементы потребительского кредитования6
1.2 Классификация и типы потребительского кредитования11
1.3 Зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов14
Глава 2. Состояние и анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.1 Анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.2 Механизм выдачи, оформления и погашения потребительского кредита на примере АО «БТАБанк»22
2.3 Мониторинг кредитов и работа с проблемными кредитами.30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан44
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского кредитования в Республике Казахстан 44
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования в Республике Казахстан 48
Заключение.53
Список использованной литературы 56
Когда
реализовать залоговое
Всю информацию по залоговому имуществу необходимо ежемесячно до 10 числа каждого месяца направлять в Управление по работе с проблемными кредитами для размещения на веб-сайте. Менеджерам отношений и кредитным офицерам необходимо владеть информацией по залоговой базе данных по всей системе банков на случай, если у какого-нибудь клиента возникнет потребность в имуществе, имеющемся в перечне залогового имущества банка.
В случае, если должник/залогодатель оспаривает результаты торгов, либо обращается в суд по иным вопросам, тем самым, препятствуя проведению мероприятий по взысканию задолженности, необходимые материалы передаются юристу филиала (Юридическому Управлению – по займам Головного офиса).
В
случае если заемщиком не предпринимаются
меры по погашению ссудной
При невозможности проведения внесудебной реализации заложенного имущества, либо не исполнении в добровольном порядке своих обязательств гарантами и поручителями, кредитное досье заемщика с расчетом задолженности по заемщику передается по акту приема-передачи юристу филиала (Юридическому управлению – по кредитам Головного офиса) для проведения работы по погашению задолженности в судебном порядке. Юрист филиала (Юридическое управление) осуществляет все необходимые мероприятия, до момента получения вступившего в законную силу судебного решения (приказа).
Судебный
порядок взыскания ссудной
В случае отсутствия залогового имущества или его неликвидности, необходимо проверить заемщика в Центре по недвижимости и территориальном Управлении ГАИ на наличие недвижимого имущества и автотранспорта, на которые может быть обращено взыскание. Аналогичным образом следует проверить также супругу (супруга) заемщика с учетом возможности обращения на долю заемщика в совместном имуществе супругов. Если официально за заемщиком имущество не числится, то судиться не имеет смысла, поскольку повлечет дополнительные затраты.
Если после реализации залогового обеспечения его стоимость не покрывает ссудной задолженности, необходимо добиваться наложения взыскания на все имущество заемщика в судебном порядке.
В
ходе исполнительного производства
необходимо проводить постоянный контроль
над работой судебного
После
принятия всех необходимых процедур
по взысканию задолженности с
заемщика (в частности, получения
акта судебного исполнителя о
невозможности взыскания
По
завершении всех возможных мероприятий
по работе с проблемным кредитом в
случаях, когда залоговое имущество
реализовано, а заемщик прекратил
существование (ликвидация юридического
лица или признание его банкротом
по решению суда, смерть заемщика –
физического лица) кредитный офицер
совместно с юристом филиала
направляет в Управление по работе
с проблемными кредитами
Дополнительные положения
В
ходе работы с проблемными кредитами,
в особенности по заемщикам, отказывающимся
т погашения ссудной
Договора
и иные документы юридического характера,
имеются в действующей
Существенная
роль в работе с проблемными кредитами
отведена службе безопасности филиала,
которая может выполнять
Необходимость подключения в работе с заемщиком службы безопасности обуславливается тем, что менеджер отношений и кредитный офицер в силу продолжительного сотрудничества и сложившихся отношений не всегда могут оказать необходимое психологическое давление на заемщика для формирования у него стойкой мотивации по выполнению своих обязательств перед банком.
В
определенных случаях к работе по
взысканию ссудной
В некоторых случаях существенную роль в вопросе погашения ссудной задолженности играет угроза уголовного преследования заемщика по факту злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности или по факту мошенничества. В соответствии с законодательством Республики Казахстан правоохранительные органы принимают заявление банка и возбуждают уголовное дело только после вступившего в силу решения суда о взыскании задолженности и его неисполнение в установленные сроки должником. Однако, угроза уголовного преследования может положительно влиять на активизацию деятельности заемщика по погашению кредита до возбуждения претензионно-исковой работы.
Мониторинг ссудного портфеля Департаментом кредитования
Кредитный комитет Департамента кредитования проводит общий контроль координацию работы по мониторингу ссудного портфеля банка.
Для
осуществления указанных задач
Кредитный комитет Департамента
кредитования определяет минимальные
суммы кредитов, подлежащих плановому
глубокому мониторингу, а также
необходимость направления
По
результатам анализа
На плановых и экстренных заседаниях Кредитного комитета Департамента кредитования рассматриваются выявленные проблемные кредиты и факты нецелевого использования кредитов, выданных по решению Головного офиса.
При рассмотрении вопроса о дальнейшей работе с проблемным кредитом Кредитным комитетом Департамента кредитования определяется управление, которое будет контролировать и координировать данную работу. В случае принятия решения о целесообразности применения мероприятий по финансовой реабилитации заемщика дальнейшее руководство осуществляется Управлением кредитования (Управлением кредитования крупных проектов, Департаментом корпоративных финансов). В случае, если финансовая реабилитация заемщика признана нецелесообразной и принято решение о взыскании ссудной задолженности, дальнейшее руководство проводится Управлением по работе с проблемными кредитами при содействии куратора филиала Управления кредитования (кредитного офицера управления кредитования крупных проектов, менеджера отношений Департамента корпоративных финансов) и в случае необходимости – службы безопасности филиала (Управления безопасности – по кредитам, представленным Головным офисом) вплоть до полного погашения кредита.
Глава 3 Перспективы развития потребительского кредитования в Республики Казахстан.
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского кредитования в Республике Казахстан
Основная проблема, присущая потребительскому кредитованию, вытекает из его главного достоинства, а именно - малого размера потребительского кредита. Для получения кредитного портфеля, сравнимого с корпоративным, необходимо выдавать потребительских кредитов на несколько порядков больше чем корпоративных. А это предъявляет совершенно другие требования к работе банка и его кредитных офицеров в плане скорости и технологичности.
Если корпоративный кредит можно сравнить со штучной уникальной работой, то потребительский кредит должен выпускаться массовой серией, для чего требуется коренным образом менять принципы рассмотрения и одобрения кредитных заявок. Для автоматизации процесса необходимо уменьшить до минимума человеческий фактор.
Последние исследования показали, что, не смотря ни на что, потребительский кредит зачастую относится к наиболее прибыльным кредитам, которые может выдать банк. Но банковские услуги, нацеленные на потребителей, могут быть также одними из дорогостоящих и рискованных банковских услуг, так как финансовое положение отдельных лиц может быстро измениться вследствие болезни или потери работы.
В настоящее время потребительские ссуды предоставляются индивидуальным заемщикам разными коммерческими банками. При этом к числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая стабильность, уровень официальной процентной ставки Национального Банка Республики Казахстан, инфляционные ожидания населения, покупательная способность тенге, ее стабильность, развитость валютного и фондового рынков, конъюнктура рынка ссудных капиталов и проч.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка и его клиента (конкурентоспособность банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов и т.д.). Эти и многие другие факторы принимает во внимание банк при разработке своей кредитной политики, определяющей сроки кредитования, уровень взимаемых процентных ставок и другие условия кредитования.
Условия в каждом конкретном случае мало отличаются от приведенных выше: годовые процентные ставки в 18–25% в тенге и обязательный залог, за исключением мелких кредитов на приобретение товаров народного потребления, где залогом может служить сам товар.
В целом столь обширное
предложение потребительских
Во-первых, кредитный бум – явный признак оживления в экономике и появления в стране очень крупных денег.
Во-вторых, он лучше любой
статистики свидетельствует о финансово-
Однако мы все же имеем дело с феноменом: в стране с весьма низкими доходами населения динамично развиваются самые дорогие виды потребительского кредитования. Больше всего вопросов вызывает структура спроса, то есть тот круг клиентов, на который сегодня ориентируется казахстанский кредитодатель.
Безусловно, очень многие
представители отечественного “
Все банки второго уровня в Казахстане сейчас переходят от корпоративного бизнеса к розничному. Поскольку банковский рынок уже перенасыщен работой с корпоративными клиентами, мы все больше поворачиваемся к рознице. В этой связи наблюдается такое оживление на рынке розничного кредитования. Сейчас идет интенсивный поиск механизмов вложения капитала, поэтому банки, работающие с физическими лицами, стремятся к расширению своей клиентской базы. Большую роль в завоевании симпатий населения играет конкуренция между кредитодателями, в частности, сейчас среди банков наметилась тенденция к понижению процентных ставок. Рынок адаптируется к низкой покупательной способности населения, создавая эффективные механизмы перераспределения его частных накоплений. Главное препятствие, заставляющее нас во многих случаях идти на непопулярные для клиента условия, – это высокие риски”.
Несмотря на обширное и быстро растущее предложение, в Казахстане есть большой невостребованный спрос на потребительские кредиты. По ряду позиций предложение и спрос не стыкуются. Очевидно, рынок лишь начинает движение к удовлетворению существующего спроса. На этом пути есть серьезные ловушки и подводные камни.
Одна из основных проблем
при получении кредита –
Информация о работе Рынок потребительских кредитов в Казахстане