Рынок потребительских кредитов в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание

Цель системы кредитования двояка: с одной стороны, обеспечение возврата ссужаемых средств, с другой стороны, обеспечение получения банком дохода от кредитных операций.
Развитие товарно-денежных отношений, изменение роли коммерческих банков в формировании национальных экономик, усиление конкурентной борьбы между ними за сферы влияния и долю на финансовом рынке определили тенденции в развитии потребительского кредитования как банковской услуги.

Содержание

Введение3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования6
1.1 Сущность и элементы потребительского кредитования6
1.2 Классификация и типы потребительского кредитования11
1.3 Зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов14
Глава 2. Состояние и анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.1 Анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.2 Механизм выдачи, оформления и погашения потребительского кредита на примере АО «БТАБанк»22
2.3 Мониторинг кредитов и работа с проблемными кредитами.30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан44
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского кредитования в Республике Казахстан 44
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования в Республике Казахстан 48
Заключение.53
Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ план, введение, 1глава, 2 глава.docx

— 180.83 Кб (Скачать документ)

 

2.3 Порядок  мониторинга кредитов и работа  с проблемными кредитами

 

Мониторинг  кредита – это повседневная работа по наблюдению за погашением кредитов с момента их выдачи и до полного погашения путем проведения постоянного анализа деятельности заемщика, контроля за соблюдением всех требований заключенных договоров (договора займа и договора залога) и принятия адекватных мер воздействия на заемщика, в случае ухудшения качества кредита или нарушения условий договоров.

Мониторинг  необходим для того, чтобы как  можно раньше выявить признаки того, что у заемщика могут появиться  затруднения с погашением кредита, Это необходимо делать на ранней стадии для того, чтобы максимально увеличить  эффект от корректирующих действий банка  и снизить его убытки.

Источники информации при мониторинге:

  • информация, имеющаяся в банке;
  • информация, получаемая от заемщика;
  • информация из других источников (поставщики, покупатели, банки, финансовые органы, третьи лица и др.).

В ходе осуществления мониторинга  действующих кредитов необходимо проводить  жесткую политику, нацеленную на полный и своевременный возврат кредита  и уплату вознаграждения по нему.

Виды  мониторинга по полноте получаемой информации: (рисунок 5)

  • текущий мониторинг – проводится на постоянной основе для получения общей информации о хозяйственном и финансовом состоянии заемщика в рамках наблюдения за соблюдением графика платежей, оформляется ежемесячным отчетом по текущему мониторингу;
  • глубокий мониторинг – имеет целью получение максимально полной информации о хозяйственном и финансовом состоянии заемщика, проводится один раз в квартал по всем кредитам, а также в экстренном порядке в случае получения тревожных сигналов.

Вид мониторинга по частоте проведения:

  • плановый – ежемесячный текущий мониторинг и ежеквартальный глубокий мониторинг, проводимые по всем кредитам;
  • неотложный (экстренный) – глубокий мониторинг, проводимый в срочном порядке в случае получения тревожных сигналов и/или при просрочке погашения ссудной задолженности.

Мониторинг может охватывать все средства в рамках законодательства Республики Казахстан, которые могут  быть использованы для получения  информации и обеспечения возврата кредита. В ходе осуществления мониторинга  сотрудники банка должны строго придерживаться требований законодательства и условий  договоров о конфиденциальности информации о клиенте.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Виды мониторинга

 

Проведение  мониторинга действующих кредитов возлагается на кредитных офицеров, которые несут полную ответственность  за надлежащий мониторинг, своевременное  выявление тревожных сигналов и  организацию работы по возврату проблемных кредитов. Для решения поставленных задач кредитные офицеры вправе привлекать сотрудников других подразделений, в частности, юридической службы и службы безопасности в пределах их компетенции.

Кредитный комитет филиала принимает решение  о направлении дальнейшей работы в случае появления проблемного  кредита: финансовых мер по оздоровлению и реабилитации заемщика либо взыскания  задолженности.

Общая ответственность за состояние и  качество ссудного портфеля филиала  возлагается на Директора филиала.

Кураторы  филиалов Управления кредитования проводят мониторинг ссудного портфеля филиалов, осуществляют контроль за мониторингом кредитов кредитными офицерами филиалов. Кураторы филиалов Управления по работе с проблемными кредитами осуществляют контроль за мониторингом проблемных кредитов, оказывают филиалам методическую и практическую помощь в работе с проблемными кредитами.

Общий контроль и координацию работы по мониторингу ссудного портфеля банка  осуществляет Кредитный комитет  Департамента кредитования. Распоряжения Кредитного комитета Департамента кредитования по вопросам организации мониторинга  кредитов и работы с проблемными  кредитами обязательны для исполнения руководством и ответственными сотрудниками филиалов.

Вся проделанная работа по мониторингу  с момента выдачи кредита и  до его полного погашения отражается в отчетах по мониторингу, которые  подшиваются в кредитное досье. Кредитному офицеру необходимо соблюдать  все требования к оформлению документации при мониторинге и сопровождении  займов, отраженные в действующем  Порядке формирования и хранения кредитных досье и других нормативных  документах банка.

Проверка  целевого использования кредитных  ресурсов

После предусмотренного проектом срока освоения кредитных ресурсов кредитный офицер обязан проверить их целевое использование  с выездом на место реализации проекта. Если проектом предусмотрено  поэтапное освоение кредитных ресурсов, проверка целевого использования производится согласно проектных данных по каждому этапу проекта.

Результатом проверки должно быть заключение о  целевом использовании кредитных  ресурсов. К заключению прилагаются  все документы, подтверждающие целевое  использование (акт приема-передачи, банковские или расходные кассовые ордера, товарно-транспортные накладные  и т.д.)

В случае обнаружения факта не целевого использования кредитный офицер должен поставить в известность  начальника кредитного отдела и директора  филиала и в срочном порядке  провести глубокий мониторинг кредита. Не целевое использование кредитных  ресурсов ставит под сомнение возможность  реализации проекта, предусмотренного бизнес-планом. Поэтому это первый тревожный сигнал, требующий срочного принятия адекватных мер реагирования.

После выявления факта не целевого использования  кредитный офицер готовит уведомление  о невыполнении обязательств. Уведомление  проверяется и визируется юристом  филиала, регистрируется в регистрирующем органе, после чего направляется заемщику.

Вопрос  о не целевом использовании выносится  на рассмотрение Кредитного комитета филиала, который рассматривает  риски, связанные с направлением средств не по целевому назначению и их влияние на реализацию проекта. По результатам анализа Кредитный  комитет филиала принимает решение  о дальнейшей работе со ссудной задолженностью, а также решает вопрос о применении к заемщику штрафных санкций. Дальнейшие действия проводятся кредитным офицером в соответствии с решением кредитного комитета филиала с привлечением в необходимых случаях юридической  службы филиала и службы безопасности.

Если  кредит был выдан по решению Головного  офиса, кредитный офицер ставит в  известность о факте не целевого использования куратора филиала  в Головном офисе. В Департамент  кредитования направляется служебная  записка с описанием ситуации и предложением по дальнейшей работе со ссудной задолженностью. К служебной  записке прилагается выписка  из протокола заседания Кредитного комитета филиала и в необходимых  случаях иные документы.

Куратор филиала Управления кредитования выносит  вопрос о не целевом использовании  на рассмотрение Кредитного комитета Департамента кредитования. В необходимых  случаях вопрос выносится на рассмотрение вышестоящего уполномоченного органа Головного офиса.

В случае принятия решения о досрочном  взыскании ссудной задолженности  филиалу необходимо действовать  целенаправленно и решительно. Дальнейший контроль за работой филиала по данному кредиту проводит Управление по работе с проблемными кредитами при содействии куратора филиала Управления кредитования.

Текущий мониторинг ежемесячно проводится по всем кредитам до их полного погашения. Цель текущего мониторинга – не допустить образования неплатежей, выявляя на ранней стадии признаки назревающих проблем. Основой для осуществления мониторинга по всем текущим кредитам является график платежей заемщика. Копия графика платежей передается менеджеру счета. На основании графика кредитный офицер и менеджер счета осуществляют контроль за соблюдением заемщиком условий погашения ссудной задолженности.

При текущем мониторинге необходимо установить контроль за ходом реализации проекта заемщика (контроль за своевременной поставкой сырья и материалов, монтажом и запуском оборудования, началом производства, выпуском и сбытом продукции и т.д.), сравнивая планы и фактическое исполнение.

В ходе мониторинга кредита кредитный  офицер должен обусловить такие отношения  с заемщиком, при которых последний  должен своевременно сообщать банку  о появляющихся проблемах, которые  могут привести к нарушениям условий  кредитного договора, а не ставить  банк перед свершившимся фактом дефолта. Именно такой подход является подтверждением положительной деловой репутации  и кредитоспособности заемщика, поскольку  по тем или иным причинам с дефолтом могут столкнуться даже крупные  и финансово устойчивые предприятия.

В отличие от глубокого текущий  мониторинг не требует проведения углубленного финансового анализа с тщательной проверкой первичной документации. Вместе с тем, характер текущего мониторинга  не означает, что он должен проводиться  формально. Следует помнить, что  признаки проблемного кредита могут  первое время находиться в латентном  состоянии или умышленно утаиваться заемщиком от кредитного офицера.

Основные  действия по осуществлению текущего мониторинга:

1. Контроль за движением денег по счетам заемщика:

  • ежедневное наблюдение за оборотами по счетам заемщика;
  • до наступления срока очередного платежа проверить наличие денежных средств на счетах заемщика, в случае их отсутствия выяснить причины и как они отразятся на осуществлении платежа.

2. Предупреждение клиента:

  • при наличии телефонной связи с заемщиком – устно, за два-три дня до наступления срока платежа;
  • при отсутствии телефонной связи – письменно, за пять-шесть дней до наступления срока платежа.

3. Посещение клиента:

  • ознакомление с общим состоянием финансово-хозяйственной деятельности заемщика на материалах финансовой отчетности предприятия;
  • наблюдение за общим ходом реализации проекта и его сравнение с плановыми показателями;
  • в случае, если обеспечением займа являются товары в обороте, необходим ежемесячный контроль за их наличием, состоянием и условиями хранения, рыночной стоимостью и покупательским спросом.

Кредитному  офицеру следует пользоваться любой  возможностью посетить клиента для  наблюдения за текущим состоянием его  деятельности. По возможности следует  получать информацию о заемщике от третьих лиц и из других источников. Результаты текущего мониторинга должны отражаться кредитным офицером в  ежемесячном отчете по текущему мониторингу  кредита.

В случае если мониторинг проводится по кредиту с малым уровнем риска, а также по надежным заемщикам, имеющим  отличную кредитную историю, текущий  мониторинг может быть ограничен  наблюдением за движением денежных средств по счетам заемщика без оформления результатов текущего мониторинга. Решение «Об упрощенном текущем  мониторинге кредита» принимается  уполномоченным органом, принимающем  решение о выдаче кредита, с кратким  обоснованием целесообразности упрощенного  характера мониторинга. В случае выявления в ходе ежемесячного мониторинга  тревожных сигналов необходимо приступить к проведению глубокого мониторинга.

Глубокий мониторинг проводится не реже одного раза в три месяца, начиная со дня выдачи. Минимальная сумма и иные условия кредитов, подлежащих глубокому мониторингу в плановом порядке, определяются Кредитным комитетом Департамента кредитования. Решение о проведении планового глубокого мониторинга может быть принято на заседании уполномоченного органа банка, принимающего решение о выдаче кредита. В обязательном порядке глубокий мониторинг проводится также после получения тревожных сигналов в экстренном порядке.

При проведении глубокого мониторинга  должна быть соблюдена последовательность действий, обеспечивающая комплексную  проверку деятельности заемщика, не допускающая  исключения факторов, которые могут  оказать значительное влияние на ход реализации проекта и возможность  исполнения обязательств заемщика перед  банком.

В первую очередь кредитный офицер должен изучить общее состояние  деятельности заемщика (функционирование производственных мощностей, текущая  деятельность заемщика по реализации товаров и услуг и т.д.). При  этом проверяется ход реализации проекта согласно бизнес-плана. Проверяется фактическое выполнение запланированных к данному сроку мероприятий, рассматриваются имеющие место отклонения и их влияние на возможность погашения кредита.

После визуального осмотра предприятия, необходимо изучение финансового состояния  заемщика. В этих целях кредитный  офицер анализирует данные финансовой отчетности предприятия: баланс, отчет  о прибылях и убытках, отчет о  движении денежных средств. При этом производится сверка данных финансовой отчетности с оборотно-сальдовыми ведомостями.

При анализе показателей баланса  производится изучение их динамики с  комментариями о причинах происшедших изменений. Отдельных комментариев также требуют изменения в структурах дебиторской и кредиторской задолженности, значительное увеличение кредиторской задолженности и просрочка исполнения обязательств дебиторами заемщика. Производится проверка соответствия отчетных данных с первичной документацией (контрактами, актами сверки и т.п.).

Информация о работе Рынок потребительских кредитов в Казахстане