Рынок потребительских кредитов в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание

Цель системы кредитования двояка: с одной стороны, обеспечение возврата ссужаемых средств, с другой стороны, обеспечение получения банком дохода от кредитных операций.
Развитие товарно-денежных отношений, изменение роли коммерческих банков в формировании национальных экономик, усиление конкурентной борьбы между ними за сферы влияния и долю на финансовом рынке определили тенденции в развитии потребительского кредитования как банковской услуги.

Содержание

Введение3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования6
1.1 Сущность и элементы потребительского кредитования6
1.2 Классификация и типы потребительского кредитования11
1.3 Зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов14
Глава 2. Состояние и анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.1 Анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.2 Механизм выдачи, оформления и погашения потребительского кредита на примере АО «БТАБанк»22
2.3 Мониторинг кредитов и работа с проблемными кредитами.30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан44
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского кредитования в Республике Казахстан 44
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования в Республике Казахстан 48
Заключение.53
Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ план, введение, 1глава, 2 глава.docx

— 180.83 Кб (Скачать документ)

 

АО  «БТА Банк» – системообразующий банк Казахстана и лидер по созданию банковской сети в странах СНГ. БТА уверенно занимает лидирующие позиции в Казахстане среди банков второго уровня по величине активов и собственного капитала. У БТА одна из самых больших разветвленных филиальных сетей: 22 филиала и 193 расчетно-кассовых отделов РКО по всему Казахстану.

  Основными принципами деятельности банка являются взвешенная финансово-кредитная политика, максимальный учет интересов клиентов. Высокое качество услуг, взвешенный подход к выбору направлений размещения ресурсов и обеспечение высокой доходности проводимых операций. Результатом претворения в жизнь этих принципов являются достигнутые высокие показатели деятельности банка.

Используя накопленный опыт кредитной работы, банк, увеличил базу надежных заемщиков, расширил программы кредитования клиентов как юридических, так и физических лиц. На основе базовых принципов  кредитной политики проводилось  дальнейшее расширение кредитных операций, как в национальной, так и в  иностранной валюте.

Вознаграждение  за пользование кредитом начисляется  согласно методу начисления и взыскивается с Заемщика в соответствии с условиями  кредитного договора. Ставки и сроки  погашения вознаграждения по кредитам, комиссии по гарантиям и аккредитивам устанавливаются в каждом случае отдельно, решением Кредитного Комитета или Правлением Банка в рамках утвержденных ставок и тарифов на проведение банковских операций. [24]

Кредитование  продолжает оставаться одним из главных  направлений деятельности банка, что  обусловлено его высокой доходностью. Однако кредитная политика направлена не только на получение наибольшей прибыли от кредитных операций, но и на максимальное снижение кредитных  рисков. Благодаря проведению взвешенной и консервативной кредитной политики, профессиональной работе специалистов, совершенствованию механизма принятию решений и процедур риск - мониторинга, эффективность кредитных операций постоянно растет. Этому же способствует хорошее знание заемщиков, значимости финансируемых проектов в развитии приоритетной отрасли экономики  Казахстана и их окупаемости, а также надежность и высокая ликвидность предлагаемого обеспечения по кредитам. Рост депозитной базы, привлечение иностранных кредитных линий и инвестиций международных финансовых институтов, участие в государственной программе финансирования импортозамещения и экспортоориентированного производства позволило банку сохранить и нарастить кредитную активность.

Кредитный портфель АО «БТА Банк» разносторонне развит и не имеет чрезмерной отраслевой концентрации. В структуре выданных банком кредитов преобладают краткосрочные ссуды, обеспечивающие наименьший риск и наибольшую доходность операций.

В структуре ссудного портфеля «БТА Банка» на 01.01.2012г. (121,53 млрд. тенге) доля стандартных кредитов составила 7,39%, сомнительных  – 58,16%, безнадежных – 61,54%. Сумма кредитов сомнительных 5 категории и безнадежных составляет  513,9 млрд. тенге или 13,9% от  совокупного ссудного портфеля. (таблица 4) [23]

Таблица 4.

Классификация кредитов «БТА Банка» по качеству (млрд. тенге)

Классификация

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

Сумма

% к итогу

Сумма

% к итогу

Сумма

% к итогу

Стандартные

1766,1

69,96

144,5

6,91

121,53

7,39

Сомнительные 1 категории

193,5

7,67

322,1

15,41

233,79

14,21

Сомнительные 2 категории 

19,5

0,77

0,36

0,02

150,7

9,16

Сомнительные 3 категории 

199,6

7,91

86,15

4,12

41,38

2,52

Сомнительные 4 категории 

7,9

0,31

9,9

0,47

16,8

1,02

Сомнительные 5 категории 

68,6

2,72

385,6

18,45

513,9

31,25

Безнадежные

213,01

8,44

696,1

33,30

1012,14

61,54

Итого

2524,4

100

2090

100

1644,7

100


Источник: www.afn.kz

 

Финансовое  и экономический развитие Казахстана обуславливает рост благосостояния населения и уверенность в  завтрашнем дне, что напрямую влияет и повышает интерес физических лиц  к услугам кредитования. (таблица 5) [24]

Таблица 5

Структура потребительских  кредитов на 31.12.2011г (млрд.тенге)

Наименование  потребительского кредита

Объем кредитного портфеля

Количество кредитов

Доля в общем объеме

Программа кредитования на неотложные нужды

5, 393

23 893

70.4%

Программа «Универсальный Факультет»

0,221

3 600

2.9%

Программа «Автомобиль в кредит»

1, 005

2 800

13.1%

Программа «Любимая»

0,100

160

1.3%

Кредиты сотрудникам

0,581

1 399

7.6%

 

Ломбардное кредитование

0,000275

20

0.004%

Ипотечное кредитование

0,129

130

1.7%

Карточные кредиты

0,070

44

0.9%

Прочие кредиты

0,160

876

2.1%

Итого потребительских кредитов

7, 663

32 922

100%


Источник: Отчет «БТА Банка» на 31 декабря 2011 года.

В этой связи, БТА всегда нацелен на потребности клиентов и предлагает целый ряд кредитных продуктов.

Кредитная линия «Любимая» – разновидность  потребительского кредитования на любые  цели под залог недвижимости. Однако в отличие от обычного потребительского кредита, который берётся и погашается лишь один раз, кредитная линия «Любимая»  работает по револьверному принципу: заёмщику на длительный срок устанавливается  кредитный лимит, в пределах которого можно брать и погашать любые  суммы неограниченное количество раз.

Автокредитование. БТА Банк предлагает кредиты на покупку  нового автотранспорта в автосалонах – партнерах банка.

Кредитная линия «Универсальный факультет» - это совместная программа БТА  Банка и Финансового центра по предоставлению кредитов на обучение в колледжах, средних специальных  Учебных заведениях, высших Учебных  заведениях, магистратуре и докторантуре, как на территории Республики Казахстан, так и на территории всего мира.

БТА Банк предлагает различные программы  экспресс-кредитования, которые помогут вам приобрести новую мебель, бытовую технику, оплатить обучение в вузе, отдохнуть за границей или же провести торжество и многое другое.

Порядок выдачи кредита в банке.

Рассмотрим  практику деятельности кредитного отдела АО «БТА Банк» при выдаче потребительского кредита. (рисунок 4)

Перечень  необходимых документов по заявке на предоставление займа:

  • заявка на предоставление займа на потребительские нужды;
  • удостоверение личности (проверенное службой безопасности филиала);
  • документ, подтверждающий присвоение РНН;
  • копия трудовой книжки (при ее наличии) или индивидуальный трудовой договор, либо выписка из приказа о приеме на работу, заверенные отделом кадров с места работы;
  • справка с места работы о заработной плате (не менее чем за 12 последних месяцев) с указанием занимаемой должности и срока действия заключенного с работником трудового договора;
  • залоговое обязательство.

После получения полного пакета документов, банк в общеустановленном порядке  анализирует кредитоспособность заемщика, проводит экспертизу правоустанавливающих документов и оценку жилья, являющегося  предметом купли-продажи, а в последующем - предметом залога и выносит заявку в установленном порядке на рассмотрение Кредитного комитета. При наличии  положительного решения полномочного Кредитного комитета, о принятом решении  информируется заемщик и продавец.

Кредитный менеджер составляет письменное заключение о целесообразности выдачи кредита  и согласовывает с Заемщиком  условия предоставления кредита.

Заключение  кредитного менеджера, завизированное руководителем кредитующего подразделения, заключения других служб Банка и  дочернего предприятия прилагаются  к пакету документов Заемщика.

Кредитный менеджер вправе самостоятельно принять  решение об отказе в выдаче кредита:

- если при проверке выявлены  факты предоставления поддельных  документов или недостоверных  сведений;

- если платежеспособность Заемщика  или предоставленное обеспечение  возврата кредита не удовлетворяет  требованиям Правил кредитования  физических лиц.

О принятом решении кредитный менеджер сообщает клиенту, делает соответствующую  отметку в журнале регистрации  заявлений и на заявлении клиента  и помещает пакет документов в  дело отказов в выдаче кредитов. Причина отказа указывается на заявлении  клиента или в заключении кредитного работника.

Пакет документов со своим заключением, завизированным руководителем подразделения, кредитный менеджер направляет управляющему отделением  для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) кредита в пределах компетенции управляющего.

Управляющий отделением делает надпись на заявлении  клиента о принятом им решении  с указанием даты и возвращает документы кредитному менеджеру.

В остальных случаях кредитный  менеджер готовит кредитную заявку в кредитный комитет отделения. Подготовка и рассмотрение вопроса  на заседании комитета, а также  оформление принятых решений, осуществляется в соответствии с регламентом  работы кредитного комитета.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита в кредитном комитете банка кредитный менеджер направляет пакет документов, включая выписку  из протокола заседания кредитного комитета отделения, в управление (отдел) кредитования банка. При принятии комитетом  отделения решения об отказе в  предоставлении кредита вопрос не выносится  на рассмотрение комитета банка.

Управление  кредитования банка проверяет предоставленные  документы и в случае необходимости  направляет их для получения заключения в службу безопасности, юридическое  и другие управления; готовит свое заключение и выносит вопрос на рассмотрение кредитного комитета.

Далее выписка из протокола заседания  кредитного комитета банка и пакет  документов направляются в отделение  банка и передаются кредитному менеджеру.

Кредитный менеджер делает отметку о принятом управляющим или кредитным комитетом  отделения или банка решении  в журнале регистрации заявлений (с указанием даты и номера протокола) и сообщает об этом решении Заемщику.

При принятии положительного решения кредитный  менеджер вносит информацию в единую базу данных индивидуальных заемщиков  и приступает к оформлению кредитного договора. Далее кредитный менеджер оформляет договор залога.

Одновременно  с оформлением кредитного договора составляется и график погашения  кредита.

Все документы, кроме договора залога составляются в трех экземплярах, один экземпляр  каждого документа – для Заемщика (поручителя), два экземпляра – для  Банка. После подписания один из них  передается в отдел кассовых операций (в хранилище), другой остается у  кредитного менеджера.

Договоры  залога составляются:

- в трех экземплярах, если не  требуется нотариальное удостоверение  и регистрация (аналогично кредитному  договору);

Информация о работе Рынок потребительских кредитов в Казахстане