Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:52, курсовая работа
Цель системы кредитования двояка: с одной стороны, обеспечение возврата ссужаемых средств, с другой стороны, обеспечение получения банком дохода от кредитных операций.
Развитие товарно-денежных отношений, изменение роли коммерческих банков в формировании национальных экономик, усиление конкурентной борьбы между ними за сферы влияния и долю на финансовом рынке определили тенденции в развитии потребительского кредитования как банковской услуги.
Введение3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования6
1.1 Сущность и элементы потребительского кредитования6
1.2 Классификация и типы потребительского кредитования11
1.3 Зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов14
Глава 2. Состояние и анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.1 Анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.2 Механизм выдачи, оформления и погашения потребительского кредита на примере АО «БТАБанк»22
2.3 Мониторинг кредитов и работа с проблемными кредитами.30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан44
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского кредитования в Республике Казахстан 44
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования в Республике Казахстан 48
Заключение.53
Список использованной литературы 56
При анализе отчета о прибылях и убытках, а также отчета о движении денежных средств необходимо сравнение фактических данных с показателями бизнес-плана. По имеющимся негативным изменениям выясняются причины и их влияние на возможность погашения кредита. При изучении имеющихся у заемщика товарно-материальных ценностей необходимо проверить их фактическое наличие на складе путем визуального осмотра.
После того как проведенный анализ выявил все негативные отклонения финансовых показателей и связанные с ними просчеты и ошибки, необходимо наметить план действий по их устранению в настоящем и недопущению в будущем – до срока возврата кредита и обсудить их с руководителями и специалистами компании – заемщика.
Действия,
направленные на устранение просчетов
и ошибок, приведших к негативным
отклонениям в финансовых показателях,
могут выглядеть следующим
В
ходе глубокого мониторинга
Тревожные сигналы
Одной из главных задач мониторинга является выявление тревожных сигналов, то есть признаков того, что у заемщика могут появиться затруднения с погашением кредита.
Тревожные
сигналы могут представлять собой
как финансовые признаки (связанные
с финансово-хозяйственной
Тревожные сигналы обнаруживаются путем:
Анализы финансовой отчетности и сопоставление с прошлыми отчетами могут выявить следующие тревожные сигналы:
При посещении заемщика и контактах с его руководством и сотрудниками кредитного офицера должны настораживать такие факты как:
Тревожными сигналами могут быть полученные сведения об изменившихся взаимоотношениях заемщика с деловыми партнерами:
Кроме вышеперечисленных признаки ухудшения финансового состояния заемщика могут быть выявлены на основе анализа внешних факторов:
Вышеперечисленные
признаки не являются полным перечнем
тревожных сигналов. О возможном
возникновении проблемного
Порядок работы при наступлении сроков погашения кредита.
В день наступления срока погашения задолженности (основного долга или вознаграждения) кредитный офицер и менеджер счета должны проверить погашен ли платеж.
В случае непогашения очередного платежа в кратчайшие сроки кредитный офицер связывается с заемщиком по телефону, а в необходимых случаях производит выезд к заемщику для выяснения причин просрочки и предъявления требования о срочном внесении платежей.
В случае, если просрочка платежа была вызвана лишь временными финансовыми затруднениями или забывчивостью заемщика и нет оснований предполагать дефолт по обязательствам заемщика, решается вопрос о погашении текущего платежа и недопущения нарушения графика платежей по кредиту в будущем. Заемщику необходимо объяснить, что нарушение графика платежей отрицательно сказывается на его деловой репутации и возможности продолжения сотрудничества с банком.
Если в ходе посещения заемщика выявлены тревожные сигналы, свидетельствующие о наличии возможных проблем с погашением кредита, осуществляется глубокий мониторинг, результатом которого должны быть обоснованные выводы по вопросам:
Если
по результатам мониторинга
В случае, если по результатам глубокого мониторинга установлено, что просрочка платежа была вызвана общим негативным развитием финансово-хозяйственной деятельности заемщика и погашение кредита находится под угрозой, дальнейшая работа со ссудной задолженностью проводится по методике работы с проблемными кредитами. Ко всем банковским счетам заемщика, гаранта, поручителя (в том числе и в других банках) предъявляются в установленном порядке платежные требования-поручения (с отметкой банков об их принятии).
В течение 5 со дня отнесения задолженности на счет просроченных ссуд кредитным офицером отправляются уведомления о невыполнении обязательств заемщику, гаранту и поручителю.
По кредитам, обеспеченным залоговым имуществом, уведомление о невыполнении обязательств направляется залогодателю с регистрацией уведомления в органе, зарегистрировавшем залог.
При отправке уведомлений почтой (заказным письмом) необходимо сохранить документальное подтверждение – квитанцию об отправке, которая подшивается в кредитное досье. При отправке уведомления нарочным – необходима личная подпись адресата (заемщика, залогодателя, гаранта, поручителя) на втором экземпляре уведомления, которое, так же, подшивается в кредитное досье
Если
в дальнейшем банком будет принято
решение об обращении взыскания
на залоговое имущество или
Выявление
проблемного кредита и
Проблемным является кредит, для погашения которого в соответствии с условиями договора у заемщика нет финансовых возможностей, и имеется, по крайней мере, одна из следующих особенностей:
Первоочередным
мероприятием при выявлении проблемного
кредита является проведение экстренного
глубокого мониторинга (за исключением
случаев, когда проблемный кредит был
выявлен по результатам уже проведенного
глубокого мониторинга). В ходе мониторинга
необходимо установить наличие и
состояние залогового имущества, определить
его реальную рыночную стоимость (с
привлечением независимых оценщиков)
и уровень потребительского спроса.
По результатам подготовить
Юридической
службой должны быть проверены правильность
оформления и регистрации договоров
залога, легитимность правоустанавливающих
документов на залоговое имущество,
наличие всех необходимых согласий
на получение кредита и
Вопрос о проблемном кредите выносится на рассмотрение Кредитного комитета филиала, который по результатам рассмотрения мониторингового отчета и анализа сложившейся ситуации определяет направления дальнейшей работы с проблемным кредитом. При этом разрабатывается детальный план дальнейших мероприятий.
По проблемным кредитам, превышающим лимит самостоятельного кредитования филиала, в Департамент кредитования в кратчайшие сроки направляется подробная информационная справка по истории кредита, отчет о проведенном глубоком мониторинге и предлагаемый план мероприятий.
После
получения указанных материалов
куратор филиала Управления кредитования
ставит в известность куратора филиала
Управления по работе с проблемными
кредитами. Рассмотрение и анализ представленных
материалов на данном этапе производится
совместно обоими управлениями. При
необходимости сложившаяся
Вопрос о проблемном кредите выносится кураторами филиалов на рассмотрение Кредитного комитета Департамента кредитования. В необходимых случаях данный вопрос выносится Департаментом кредитования на рассмотрение вышестоящего уполномоченного органа Головного офиса.
После выявления проблемного кредита дальнейшая работа может проводиться в двух направлениях:
Финансовая
реабилитация включает в себя комплекс
мероприятий, предусматривающих
Взыскание
задолженности предусматривает
взыскание ссудной
Информация о работе Рынок потребительских кредитов в Казахстане