Рынок потребительских кредитов в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание

Цель системы кредитования двояка: с одной стороны, обеспечение возврата ссужаемых средств, с другой стороны, обеспечение получения банком дохода от кредитных операций.
Развитие товарно-денежных отношений, изменение роли коммерческих банков в формировании национальных экономик, усиление конкурентной борьбы между ними за сферы влияния и долю на финансовом рынке определили тенденции в развитии потребительского кредитования как банковской услуги.

Содержание

Введение3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования6
1.1 Сущность и элементы потребительского кредитования6
1.2 Классификация и типы потребительского кредитования11
1.3 Зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов14
Глава 2. Состояние и анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.1 Анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.2 Механизм выдачи, оформления и погашения потребительского кредита на примере АО «БТАБанк»22
2.3 Мониторинг кредитов и работа с проблемными кредитами.30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан44
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского кредитования в Республике Казахстан 44
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования в Республике Казахстан 48
Заключение.53
Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ план, введение, 1глава, 2 глава.docx

— 180.83 Кб (Скачать документ)

При анализе отчета о прибылях и убытках, а также отчета о движении денежных средств необходимо сравнение фактических  данных с показателями бизнес-плана. По имеющимся негативным изменениям выясняются причины и их влияние  на возможность погашения кредита. При изучении имеющихся у заемщика товарно-материальных ценностей необходимо проверить их фактическое наличие  на складе путем визуального осмотра.

После того как проведенный анализ выявил все негативные отклонения финансовых показателей и связанные с  ними просчеты и ошибки, необходимо наметить план действий по их устранению в настоящем и недопущению  в будущем – до срока возврата кредита и обсудить их с руководителями и специалистами компании – заемщика.

Действия, направленные на устранение просчетов  и ошибок, приведших к негативным отклонениям в финансовых показателях, могут выглядеть следующим образом:

  • в части текущих активов – сокращение избыточных запасов ТМЗ, введение системы строгого контроля за покупкой сырья и материалов, ускорение взимания дебиторской задолженности и т.д.,
  • в части долгосрочных активов – реализация неиспользуемых, излишних и устаревших машин и оборудования, продажа или передача в аренду производственных и других технологических линий, не приносящих в настоящий момент прибыли и т.д.,
  • в части маркетинга – поиск и расширение доли рынка, новых рентабельных продуктов и услуг с учетом спроса на данный момент;
  • в части выпуска продукции – сохранение или изменение структуры выпускаемой продукции в зависимости от ее конкурентоспособности, ассортимента и прибыльности и т.д.

В ходе глубокого мониторинга необходима обязательная проверка фактического наличия  и технического состояния залогового имущества, условий его хранения, сохранность, покупательский спрос, а  также конъюнктура рынка с  учетом рыночной стоимости и местонахождения  залогового имущества. Результаты проведенного глубокого мониторинга отражаются в отчете.

Тревожные сигналы

Одной из главных задач мониторинга  является выявление тревожных сигналов, то есть признаков того, что у  заемщика могут появиться затруднения  с погашением кредита.

Тревожные сигналы могут представлять собой  как финансовые признаки (связанные  с финансово-хозяйственной деятельностью  заемщика), так и нефинансовые признаки (не связанные прямо с финансово-хозяйственной  деятельностью заемщика, но свидетельствующие  о возможности наступления дефолта).

Тревожные сигналы обнаруживаются путем:

  • анализа финансовых отчетов;
  • личных контактов с заемщиком;
  • сообщений третьих лиц;
  • иных источников информации;
  • посещений заемщика.

Анализы финансовой отчетности и сопоставление  с прошлыми отчетами могут выявить  следующие тревожные сигналы:

  • возникновение убытков от операционной деятельности;
  • снижение, либо отсутствие денежных потоков;
  • снижение объема продаж;
  • резкое увеличение дебиторской задолженности;
  • замедление оборачиваемости запасов;
  • рост просроченных долгов, задержка зарплаты работникам, расчетов с бюджетом;
  • ухудшение финансовых коэффициентов;
  • нежелание предоставлять финансовую отчетность, создание препятствий в проведении мониторинга.

При посещении заемщика и контактах  с его руководством и сотрудниками кредитного офицера должны настораживать  такие факты как:

  • уклонение заемщика от личных встреч, делегирование полномочий по контактам с кредитным офицером третьим лицам (это могут быть бухгалтер, юрист, зав. производством и др.);
  • субъективные факты, свидетельствующие о негативном отношении заемщика к возврату кредита или его опасения в возможности своевременно погасить свою задолженность перед банком;
  • наличие конфликтных ситуаций среди учредителей и руководства;
  • смена учредителей или руководства (первых руководителей, главного бухгалтера и т.д.);
  • резкое изменение профиля деятельности предприятия;
  • распродажа или выбытие недвижимости и другого имущества;
  • происшествия, которые нарушают ход производственного процесса (пожар, аварийная ситуация и т.п.);
  • вовлечение заемщика в судебные тяжбы, которые могут привести к значительной потере активов или иным негативным образом отразиться на исполнении обязательств заемщика перед банком.

Тревожными  сигналами могут быть полученные сведения об изменившихся взаимоотношениях заемщика с деловыми партнерами:

  • потеря важнейших партнеров (поставщиков, покупателей);
  • разрыв или не продление договоров с арендодателем;
  • изменение ранее планировавшихся условий платежа (например, заемщик стал приобретать товары на условиях предоплаты, бартера или путем использования различных схем взаимозачетов);
  • запросы о заемщике со стороны новых кредиторов (в частности других банков);
  • неофициальное наведение справок о финансовом состоянии заемщика третьими лицами;
  • заключение нелогичных с экономической точки зрения и невыгодных договоров.

Кроме вышеперечисленных  признаки ухудшения финансового  состояния заемщика могут быть выявлены на основе анализа внешних факторов:

  • изменение законодательства, неблагоприятно влияющего на дальнейшее развитие финансово-хозяйственной деятельности заемщика;
  • макроэкономические тенденции по снижению рентабельности отрасли заемщика;
  • падение спроса на продукцию заемщика в связи с технологическими прорывами в данной отрасли;
  • появление сильного конкурента.

Вышеперечисленные признаки не являются полным перечнем тревожных сигналов. О возможном  возникновении проблемного кредита  могут свидетельствовать многие другие факты и сведения, прямо  или косвенно влияющие на деятельность заемщика. Искусство кредитного офицера  заключается в тщательном анализе  всех данных о заемщике и выявлении  самых незначительных на первый взгляд признаков надвигающегося дефолта. Система раннего выявления проблемных кредитов основана, прежде всего, на человеческом факторе. Поэтому кредитному офицеру  необходимо своевременно принимать  необходимые меры, не боясь нареканий  в свой адрес в связи с рассмотрением  данной кредитной заявки. Следует  помнить, что при возникновении  проблемного кредита промедление  только ухудшает ситуацию и снижает  возможность возврата кредита в  полном объеме с наименьшими затратами.

Порядок работы при наступлении сроков погашения  кредита.

В день наступления срока погашения  задолженности (основного долга  или вознаграждения) кредитный офицер и менеджер счета должны проверить  погашен ли платеж.

В случае непогашения очередного платежа  в кратчайшие сроки кредитный  офицер связывается с заемщиком  по телефону, а в необходимых случаях  производит выезд к заемщику для  выяснения причин просрочки и  предъявления требования о срочном  внесении платежей.

В случае, если просрочка платежа была вызвана лишь временными финансовыми затруднениями или забывчивостью заемщика и нет оснований предполагать дефолт по обязательствам заемщика, решается вопрос о погашении текущего платежа и недопущения нарушения графика платежей по кредиту в будущем. Заемщику необходимо объяснить, что нарушение графика платежей отрицательно сказывается на его деловой репутации и возможности продолжения сотрудничества с банком.

Если  в ходе посещения заемщика выявлены тревожные сигналы, свидетельствующие  о наличии возможных проблем  с погашением кредита, осуществляется глубокий мониторинг, результатом которого должны быть обоснованные выводы по вопросам:

  • причины просрочки;
  • возможность погашения заемщиком просроченного платежа;
  • возможность выполнения заемщиком графика платежей в дальнейшем.

Если  по результатам мониторинга установлено  несоответствие графика платежей реальным денежным потокам заемщика, необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности реструктуризации кредита во избежание  дальнейших нарушений условий договора займа.

В случае, если по результатам глубокого мониторинга установлено, что просрочка платежа была вызвана общим негативным развитием финансово-хозяйственной деятельности заемщика и погашение кредита находится под угрозой, дальнейшая работа со ссудной задолженностью проводится по методике работы с проблемными кредитами. Ко всем банковским счетам заемщика, гаранта, поручителя (в том числе и в других банках) предъявляются в установленном порядке платежные требования-поручения (с отметкой банков об их принятии).

В течение 5 со дня отнесения задолженности  на счет просроченных ссуд кредитным  офицером отправляются уведомления  о невыполнении обязательств заемщику, гаранту и поручителю.

По  кредитам, обеспеченным залоговым имуществом, уведомление о невыполнении обязательств направляется залогодателю с регистрацией уведомления в органе, зарегистрировавшем залог.

При отправке уведомлений почтой (заказным письмом) необходимо сохранить документальное подтверждение – квитанцию об отправке, которая подшивается в  кредитное досье. При отправке уведомления нарочным – необходима личная подпись адресата (заемщика, залогодателя, гаранта, поручителя) на втором экземпляре уведомления, которое, так же, подшивается в кредитное досье

Если  в дальнейшем банком будет принято  решение об обращении взыскания  на залоговое имущество или обращении  взыскания на имущество должника во внесудебном порядке.

Выявление проблемного кредита и определение  направлений дальнейшей работы.

Проблемным  является кредит, для погашения которого в соответствии с условиями договора у заемщика нет финансовых возможностей, и имеется, по крайней мере, одна из следующих особенностей:

  • у заемщика наблюдаются негативные тенденции в области финансовой деятельности и возможности погашения кредита, подтверждаются тревожные сигналы;
  • кредит является непогашенным в нарушение условий договора.

Первоочередным  мероприятием при выявлении проблемного  кредита является проведение экстренного  глубокого мониторинга (за исключением  случаев, когда проблемный кредит был  выявлен по результатам уже проведенного глубокого мониторинга). В ходе мониторинга  необходимо установить наличие и  состояние залогового имущества, определить его реальную рыночную стоимость (с  привлечением независимых оценщиков) и уровень потребительского спроса. По результатам подготовить заключение о возможности его реализации и достаточности для погашения  задолженности банку по предоставленному займу.

Юридической службой должны быть проверены правильность оформления и регистрации договоров  залога, легитимность правоустанавливающих документов на залоговое имущество, наличие всех необходимых согласий на получение кредита и предоставление имущества в залог. Результатом  проверки должно быть заключение о  состоянии документации по залоговому обеспечению и возможности проведения торгов на залоговое имущество.

Вопрос  о проблемном кредите выносится  на рассмотрение Кредитного комитета филиала, который по результатам  рассмотрения мониторингового отчета и анализа сложившейся ситуации определяет направления дальнейшей работы с проблемным кредитом. При  этом разрабатывается детальный  план дальнейших мероприятий.

По  проблемным кредитам, превышающим лимит  самостоятельного кредитования филиала, в Департамент кредитования в  кратчайшие сроки направляется подробная  информационная справка по истории  кредита, отчет о проведенном  глубоком мониторинге и предлагаемый план мероприятий.

После получения указанных материалов куратор филиала Управления кредитования ставит в известность куратора филиала  Управления по работе с проблемными  кредитами. Рассмотрение и анализ представленных материалов на данном этапе производится совместно обоими управлениями. При  необходимости сложившаяся ситуация и планируемые мероприятия согласовываются  с другими управлениями Головного  офиса.

Вопрос  о проблемном кредите выносится  кураторами филиалов на рассмотрение Кредитного комитета Департамента кредитования. В необходимых случаях данный вопрос выносится Департаментом  кредитования на рассмотрение вышестоящего уполномоченного органа Головного  офиса.

После выявления проблемного кредита  дальнейшая работа может проводиться  в двух направлениях:

  • финансовая реабилитация заемщика;
  • взыскание ссудной задолженности.

Финансовая  реабилитация включает в себя комплекс мероприятий, предусматривающих предоставление заемщику возможности по возврату кредита  за счет изменения условий кредитного договора, выделения дополнительных кредитных ресурсов и принятия иных мер, позволяющих заемщику продолжить финансово-хозяйственную деятельность.

Взыскание задолженности предусматривает  взыскание ссудной задолженности  с заемщика (залогодателя, гаранта, поручителя) во внесудебном или в  судебном порядках, в том числе, реализация залогового имущества, обращение взыскания  на остальное имущество заемщика, уступка прав требования по кредиту  третьим лицам и т.д.

Информация о работе Рынок потребительских кредитов в Казахстане