Рынок потребительских кредитов в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание

Цель системы кредитования двояка: с одной стороны, обеспечение возврата ссужаемых средств, с другой стороны, обеспечение получения банком дохода от кредитных операций.
Развитие товарно-денежных отношений, изменение роли коммерческих банков в формировании национальных экономик, усиление конкурентной борьбы между ними за сферы влияния и долю на финансовом рынке определили тенденции в развитии потребительского кредитования как банковской услуги.

Содержание

Введение3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования6
1.1 Сущность и элементы потребительского кредитования6
1.2 Классификация и типы потребительского кредитования11
1.3 Зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов14
Глава 2. Состояние и анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.1 Анализ потребительского кредитования в Казахстане19
2.2 Механизм выдачи, оформления и погашения потребительского кредита на примере АО «БТАБанк»22
2.3 Мониторинг кредитов и работа с проблемными кредитами.30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан44
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского кредитования в Республике Казахстан 44
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования в Республике Казахстан 48
Заключение.53
Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ план, введение, 1глава, 2 глава.docx

— 180.83 Кб (Скачать документ)

Современное развитие кредитного рынка Казахстана характеризуется очень динамичными темпами совершенствования кредитных взаимоотношений участников кредитного рынка.

С развитием банковской деятельности в Казахстане сформировался особый подход к содержанию банковской стратегии. Под банковской стратегией следует  понимать общее направление и  способ использования средств для достижения поставленной цели и принятия управленческого решения. Достижение ранее поставленной цели предполагает выработку новой цели и, соответственно, новой стратегии. При этом стратегию банка можно определить как цель и методы ее реализации, а тактику - как совокупность конкретных средств, приемов и методов достижения цели. Стратегия и тактика между собой тесно взаимосвязаны. Тактика является конкретным средством воплощения в жизнь стратегии. Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяет коммерческим банкам избежать неудач в своей деятельности, полнее реализовать свой интерес в мире коммерции.

Каждый  банк разрабатывает свои правила  кредитования в соответствии с законодательством  нашей страны по вопросам кредитной  деятельности,  в том числе  нормативными правовыми актами Национального  банка Республики Казахстан. Правила  определяют общие приоритеты, стандарты  и параметры принятия решений  в области кредитной деятельности, основные принципы управления кредитными рисками и ориентируют кредитную  деятельность банка.

Доля кредитов физическим лицам растет. Одна из самых заметных новых тенденций на рынке банковских услуг в Казахстане резкий рост интереса банков к частным заемщикам. На конец 2011 года доля физических лиц в кредитном портфеле банков составила 5,3%, однако большая часть этих кредитов выдавалась собственным сотрудникам или сотрудникам корпоративных клиентов. В 2011 году еще более чем в 2010 году банки стали активно продвигать кредитные продукты для граждан.

По  итогам 4-го квартала 2011 года в сегменте розничного кредитования тенденция  роста спроса со стороны населения  сохранилась. Доля банков- респондентов, заявивших об увеличении спроса на ипотечные продукты в начале 2012г., составила 24%. Однако около 87% банков прогнозируют оставить кредитную политику без изменения и всего 10% банков говорят о некотором смягчении кредитной политики.

После длительного снижения доли кредитов, полученных частными лицами (к началу 2009 года она составила 6,9% кредитного портфеля банков), в 2010 году темпы роста кредитного портфеля заметно уступали приросту кредитования граждан – к началу 2011 года доля кредитов населению составила уже 8,5%.

На  одного гражданина Республики Казахстан  приходится почти 650 тенге кредитов физическим лицам.

Доля  валютных ссуд в общем объеме кредитов населению составляет всего 17,7%, причем эта цифра складывается за счет Астаны (где доля валютных кредитов составляет 32,5%) и Алматы (68,9%). Самая низкая доля валютных кредитов – в Северном Казахстане.

По  качеству кредитов в тенговом и валютном сегменте рынка лидирует Алматы. Наибольшая доля просроченных тенговых кредитов в Южном Казахстане, валютных – в Восточном Казахстане.

 

Территориальное распределение выданных кредитов физическим лицам (таблица 1).

Таблица 1

Территориальное распределение кредитов физическим лицам на 1 июля 2012 г.

 

Кредиты физическим лицам

 

Доля просроченных кредитов

Сумма млрд. тенге

В % к итогу

Доля кредитов в валюте

На 1 жителя, в тенге

Всего

В тенге

В валюте

Республика Казахстан

77,4

100,0

17,70

48,0

1,67

1,21

3,80

Центральный Казахстан

6,9

8,90

28,82

92,4

1,50

0,76

3,33

Северный Казахстан (не включая  Астану)

4,8

6,20

25,28

33,2

2,53

1,67

5,09

Южный Казахстан (не включая Алматы)

4,3

5,60

4,63

20,4

2,86

2,84

3,28

Восточный Казахстан

11,0

14,20

4,30

34,3

1,34

1,15

5,49

Западный Казахстан

6,0

7,80

4,00

41,3

2,00

1,61

11,39

Алматы

34,4

44,40

32,5

346,4

3,13

1,89

7,71

Астана

10,1

13,04

68,9

66,0

3,77

3,66

8,01


Источник: рассчитано по данным Нацбанка и Агентства по статистике Республики Казахстан

 

В целом по кредитному портфелю худшие результаты показывают заемщики Южного Казахстана. (таблица 1) [20] [21]

Кредитование  малого и среднего бизнесов увеличилось  на 9% по состоянию на 31 декабря 2011 года до 37,168 миллионов тенге с 34,059 миллионов  тенге по состоянию на 31 декабря 2010 года, которое в свою очередь  увеличилось на 57% с 21,741 миллионов тенге по состоянию на 31 декабря 2009 года. Кредиты физическим лицам увеличились на 121% до 41,219 миллионов тенге по состоянию на 31 декабря 2011 года с 18,650 млн. тенге по состоянию на 31 декабря 2010 года, которое увеличилось на 148% с 7,512 миллионов тенге по состоянию на 31 декабря 2009 года.

Следующая таблица представляет информацию (на основе счетов Банка) касательно кредитного портфеля Банка в разбивке по типу заемщиков по состоянию на указанные даты (таблица 2). [22]

Таблица 2

Классификация кредитов по типам заемщика (млрд. тенге)

 

На 31 декабря

на 31 декабря

2011

2010

2009

2008

 

Крупные корпораций

13,1895

12,1709

10,4374

6,7065

Малый и  средний бизнес

3,7168

3,4059

2,1741

1,5922

Физические  лица

4,1219

1,8650

0,7512

0,4414

Итого

21,082

17,441

13,3627

8,7401


Источник: Ежегодный отчет РФЦА.

 

 

Налоговые новации заставляют граждан прибегать к кредитам банков. По всей видимости, катализатором  роста потребительского кредитования стало внесение в Налоговый кодекс статей о контроле за расходами физического лица. Обнаружив серьезные расхождения между декларированными доходами и расходами, либо не имея информации о доходах, налоговые органы должны будут требовать пояснений по этому факту.

Чтобы обойти этот закон, многие декларируют  получение кредита как источник средств для покупки. В качестве кредитора можно называть и физическое лицо, но услуги банка предпочтительнее, т.к. ему не требуется подтверждать свои источники доходов. При этом контроль за источниками погашения этих кредитов не предусмотрен.

Этот  фактор настолько весом, что, например, в программе ипотечного кредитования даже введен запрет на досрочное погашение  кредитов в течение первых трех месяцев  после получения кредита. Это  позволяет банку получить некоторый  доход по кредиту и компенсировать издержки.

На  начало текущего года 2012г  кредитный рынок обладал следующими характеристиками (таблица 3) [23]

Таблица 3.

Банки второго уровня по объему выданных кредитов на 01.01.2012 (млрд.тенге)

Наименование Банков

Место по акимвам на 01.01.2012г.

Портфель кредитов

Доля кредитов в активах (%)

Доля сформированных провизий в  кредитах на 01.01.2012г., (%)

Доля просроч. задолж-ти по кредитам, вкл.проср.вознагр. на 01.01.2012г. (%)

Доля неработающих кредитов (%)

01.01.12

01.01.11

Изм. (%)

«Казкоммерцбанк»

1

2344,3

2297,5

1%

96,5

30,9

26,85

28,66

«Народный Банк Казахстана»

2

1224,4

1371,6

-1%

60,5

23,3

13,07

22,16

«БТА  Банк»

3

1644,7

2090,4

-35%

82,5

56,0

33,25

66,14

«Банк Центр Кредит»

4

719,9

805,62

8%

59,4

15,2

6,34

14,55

«АТФ  Банк»

5

849,5

863,33

0%

86,4

15,1

17,44

15,75

«Альянс Банк»

6

545,5

535,07

8%

111,5

58,5

54,52

63,52

ДБ  АО «Сбербанк»

7

227,5

359,33

21%

63,4

10,3

2,19

11,59

«Цеснабанк»

8

200,9

332,65

-15%

76,8

42,1

5,96

46,66

«Kaspi Bank»

9

288,7

361,42

15%

81,8

14,1

8,78

13,43

  «Евразийский Банк»

10

176,6

269,9

83%

62,5

6,7

2,17

6,11


Источник: сайт www.afn.kz

 

По  объему кредитов, предоставленных гражданам, лидирует Казкоммерцбанк. На начало 2012 года он выдал ссуд на сумму 2 344,3 млрд. тенге, с долей просроченных кредитов 30,30%.На втором месте – Банк Туран Алем на сумму в 1 644,7 млрд. тенге, с долей просроченных кредитов 33,25%

На  нормальные кредиты приходится не более  трети потребительских кредитов коммерческих банков. Реально функционирующие  системы кредитования граждан (если не считать Казкоммерцбанк) пока не велики. Потому что в реальности кредитование граждан достаточно рискованно. Еще один распространенный миф гласит, будто бы частные лица – заметно более аккуратные заемщики, чем предприятия. На первый взгляд, внимание, проявленное банками к частным заемщикам закономерно. Во всяком случае, по данным Нацбанка именно частные заемщики оказались самыми дисциплинированными. В конце 2011 года доля просроченных кредитов среди ссуд частным лицам составила 4,1%, тогда как среди кредитов органам власти – 7,5%, предприятиям и организациям – 11,3%. [23]

В 2009-2011 годах более низкая доля, чем  в потребительском кредитовании, наблюдалась лишь по кредитам государственным  органам власти, а на 1 января 2012 года доля кредитов предприятиям стала ниже, чем по ссудам населению. Конечно, низкая доля просроченных кредитов физическим лицам объясняется и высокой  долей в этом объеме ссуд, полученных сотрудниками банков.

Но  такие показатели в первую очередь  обусловлены именно высокой долей  кредитов сотрудникам, качество которых  находится под полным контролем  банка.

Банки, реально кредитующие граждан, не могут похвастаться особо низкой долей просроченных кредитов. Более  пристальный анализ развеивает и  миф высокой надежности частных  заемщиков.

Самая известная в области потребительского кредитования программа – когда  банк предлагает приобретение бытовой  техники в кредит с оформлением  договоров прямо в магазине. Заплатив не менее 20% стоимости товара, покупатель получает остальную часть стоимости  в кредит на срок до полугода под  процентную ставку на уровне 20,8% годовых, надо признать, достаточно приемлемую.

В целом можно сделать вывод, что  банки еще только начали нащупывать нишу работы с частным заемщиком, но пока это лишь первые и не всегда удачные опыты. И, тем не менее, некоторые  банки, по крайней мере алматинские банки, уже понимают, что бороться стоит не только за корпоративного, но и за частного заемщика.

 

2.2 Механизм выдачи, оформления  и погашения потребительского  кредита на примере АО «БТА  Банка»

Информация о работе Рынок потребительских кредитов в Казахстане