Шпаргалки по дисциплине "Банковское дело"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:45, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 25 экзаменационных билетов по дисциплине "Банковское дело".
Билет № 1
1.Коммерческие банки как особый вид финансовых посредников в рыночной экономике
2. Банковские вклады (депозиты), их классификация
...
Билет № 25
1. Ликвидность коммерческого банка: сущность и показатели, ее определяющие
2. Организация процесса кредитования в коммерческом банке

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки .. общее.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

 

Билет № 25

1. Ликвидность  коммерческого  банка: сущность  и  показатели, ее  определяющие.

КБ должен обеспечивать способность удовлетворять требованиям вкладчиков, то есть обеспечивать ликвидность. Обязательно наличие средств, достаточных для обеспечения потребностей в кредите, так как предоставление кредита – основной вид деятельности банка. Его неспособность удовлетворять запросы клиентов в кредитах приведет к потере выгодных операций, снижению прибыли.

Конфликт между ликвидностью и прибыльностью банка можно считать центральной проблемой, которую он решает при размещении средств. С одной стороны, он ощущает давление держателей акций, заинтересованных в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет кредитования заемщиков. Но с другой стороны, руководство банка хорошо представляет, что такие действия снижают ликвидность банка.

Для большинства КБ спрос на ликвидные средства (S) возникает по 2 причинам: из-за снятия клиентами денег со своих счетов и в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов. Еще одной из причин является погашение задолженности по займам банка, которые он мог получить от других банков. Для удовлетворения спроса банк может привлечь: поступления вкладов от клиентов, средства на новых счетах и вклады на существующих счетах. Различные источники предложения ликвидных средств (P) и спроса определяют нетто-ликвидную позицию (N) банка:  N = P - S         

 Когда S>P, ожидается дефицит ликвидных средств, в противном случае – их излишек.

Спрос на ликвидные средства банка редко бывает равен их предложению в какой-либо момент времени. Банк должен постоянно иметь дело либо с дефицитом ликвидных средств, либо с их излишком.

Существует дилемма между ликвидностью и прибыльностью банка. Большая часть банковских ресурсов предназначается для удовлетворения спроса на ликвидные средства, меньшая часть – для достижения желаемой прибыльности банка.

Большинство банков имеют несоответствие между сроками погашения по активам и по основным обязательствам. Другая проблема –  чувствительность банков к изменениям % ставок. При их росте некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей или, взяв ссуду, приостанавливают подачу заявок на новые кредиты. Изменение % ставок влияет и на рыночную стоимость активов, продажа которых может понадобиться. Требование ликвидности является приоритетным, его невыполнение может подорвать доверие к банку.

Общие подходы к решению проблем ликвидности банков:

1) обеспечение ликвидности за счет активов, то есть трансформация активов (управление ликвидностью через управление активами);

2) использование главным образом заемных ликвидных средств для удовлетворения спроса на денежные средства (управление пассивами);

3) сбалансированное управление ликвидностью (активами и пассивами).

1-й подход считается наиболее старым в обеспечении потребностей банка. В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов и когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства.

Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода и обеспечения ликвидности КБ.

Ликвидные активы должны обладать следующими свойствами: иметь свой рынок (для их быстрого превращения в деньги), достаточно стабильные цены и быть обратимы. Стратегия трансформации активов достаточно дорогой способ, так как в первую очередь продажа активов означает, что банк теряет свои будущие доходы, которые мог получить за счет них, во вторых, это ведет к ухудшению баланса.

Стратегия управления пассивами – это заем быстрореализуемых средств в количестве, необходимом для покрытия ожидаемого спроса на ликвидные средства. Это способ считается наиболее рискованным из-за доступности кредита и изменчивости процентных ставок.

Управление пассивными операциями представляет деятельность банка, связанную с привлечением финансовых средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств, необходимой для соблюдения ликвидности.

2. Организация  процесса кредитования  в  коммерческом  банке.

Кредитный процесс включает:

1.    Формирование портфеля кредитных заявок на основе заявлений предприятий.

2.    Рассмотрение заявки и проведение переговоров с будущим заемщиком. В ходе переговоров кредитный инспектор получает сведения о клиенте и его компании, задает вопросы по поводу просьбы о кредите, вопросы, связанные с погашением кредита и обеспечением займа, а также вопросы о связях клиента с другими банками.

3.    Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды.

4.    Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления (структурирование ссуды). Определяются основные параметры ссуды – вид кредита, сумма, срок, обеспечение, процентная ставка, схема погашения и прочие условия.

5.    Заключение кредитного договора и формирование кредитного дела заемщика.

6.    Предоставление ссуд.

7.    Контроль над выполнением условий договора и погашения кредита (кредитный маркетинг).

8.    Возврат кредита (обратный приток денежных  средств в банки и уплата процентов) и закрытие кредитного дела.      

Для учета предоставленного кредита заемщику открывается ссудный счет, а в некоторых КБ используется контокоррентный счет. Контокоррентный счет – единый счет, на котором учитываются все операции банка с клиентами. Здесь отражаются ссуда банка и все платежи со счета с одной стороны, а с другой – средства, поступающие в банк в качестве вкладов, возврата ссуд. Данный счет представляет собой сочетание ссудного счета с текущим.

Открытие ссудных счетов клиентам производится при предоставлении пакета документов:

-         Заявление;

-         Учредительные документы (устав, учредительный договор);

-         Свидетельство о государственной регистрации;

-         Свидетельство о постановке на налоговый учет;

-         Лицензия или разрешение на коммерческую деятельность;

-         Карточка с образцами  подписей должностных лиц, ведущих денежные операции, оттиском печати, заверенная нотариально.

Практика показывает, что в большинстве банков создаются кредитные комитеты, главная задача которых – предварительная экспертиза заявлений клиентов на открытие ссудных счетов и получение ссуд. Без заключений этих комитетов кредитные отделы не принимают к рассмотрению ходатайства клиентов на предоставление ссуд.

            Предоставление каждой ссуды оформляется пакетом стандартных документов, характеризующих цель, размер и сроки кредита, а также кредитоспособность клиента:

¨      заявление (указывается наименование заемщика, номер его расчетного счета, сумму, сроки и цель кредита);

¨      кредитный договор;

¨      срочное обязательство на погашение ссуды; срочное обязательство на уплату процентов;

¨      бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с отметкой ИФНС (за 3 года). В международной практике используются финансовые отчеты, заверенные аудиторской фирмой;

¨      технико-экономическое обоснование ссуды или бизнес-план;

¨      договор залога имущества; банковская гарантия или договор поручительства третьего лица;

¨      бухгалтерский баланс гаранта;       

¨      отчет о состоянии имущества предприятия.                                               

 При рассмотрении заявлений на получение кредитов (ссуд),  коммерческие  банки устанавливают способность предприятий и отдельных  граждан  эффективно использовать и своевременно возвращать  полученные средства.

          Предварительный анализ потенциальной возможности возврата банковских ссуд основывается на изучении личных качеств  первых лиц, а также ликвидности и платежеспособности предприятий, т.е. в основе анализа возвратности ссуд лежат психологические и экономические факторы.

           Личные качества  руководителя:

Порядочность (многолетние традиции предприятия и авторитет руководителя на рынках, т.е. клиент сделает всё, чтобы вернуть долги).

Возраст (молодым предпринимателям, не имеющим достаточного опыта в сфере бизнеса, – ссуды при страховке активов или под гарантии третьего лица,  бизнесменам преклонного возраста – при наличии правопреемника, способного принять ответственность за погашение долгов.)  

Состояние здоровья – при необходимости  требовать медицинскую справку от клиента или использовать  доверительную информацию авторитетных лиц и других клиентов банка.

Наличие правопреемника устанавливается с помощью соответствующих юридических документов, заверенных нотариальными органами (завещания, доверенности на ведение коммерческих дел)

Профессиональная подготовленность – образование клиента, стаж работы, организационные  способности, знание своего бизнеса и т.д.

Кредитоспособность – способность мобилизовать необходимую сумму  денежных средств для погашения долгов, включая задолженность по предоставленным ссудам.  Платежеспособность – способность предприятия оплатить все долговые претензии по обязательствам коммерческой деятельности.

 

Билет № 26

1. Организация  факторингового  обслуживания  коммерческим  банком.

Согласно законодательству факторинг является финансированием под уступку денежного требования

Обычно факторинговые операции осуществляются по следующей схеме

Предприятие заключает контракт на оказание факторинговых услуг с финансовым агентом – фактором. Согласно такому договору поставщик (продавец) реализует товар, но не получает за него плату от покупателя, а уступает финансовому агенту право потребовать ее с покупателя. При этом поставщик не несет ответственности за получение агентом денег от покупателя. Поставщик предъявляет банку документы, подтверждающие факт поставки товара или оказания услуги на условиях рассрочки платежа (накладную, счет фактуру), и в этот же день получает от банка 60–90%% стоимости контракта.

Процент от стоимости контракта, который клиент получит сразу после поставки, зависит от того, к какой категории надежности банк отнесет предприятие – покупателя: чем больше платежеспособен покупатель, тем большую сумму получит поставщик. Продавец должен заведомо проинформировать покупателя об использовании факторинга и подписать с ним соответствующее приложение к договору. При наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги непосредственно в банк. Если покупатель этого не делает, банк предпринимает усилия по взысканию средств с покупателя – должника (дебитора).

Когда задолженность погашена, банк выплачивает поставщику оставшуюся часть стоимости контракта за вычетом своих комиссионных (0,5-3%), которые являются платой за оказание факторинговых услуг.

Таким образом, компания – поставщик предоставляет покупателю возможность купить товар с отсрочкой платежа, но при этом не лишается большей части своих оборотных средств. Как правило, банк и клиент подписывают бессрочный договор факторингового обслуживания. Заключив его однажды, они работают в режиме «сделка - деньги» без оформления новых документов.

Таким образом, факторинг представляет собой сочетание кредита поставщика с комиссионными услугами, состоящими в принятии кредитных рисков фирмой-фактором. При этом фирма-фактор принимает на себя обязательство получения неоплаченных долгов.

2. Формы  обеспечения  возвратности  кредита.             

Форма обеспечения  возвратности  кредита  -  это  конкретный  источник погашения имеющегося долга, юридическое оформление права  кредитора  на  его использование, организация контроля банка за достаточностью и  приемлемостью данного источника.       Если механизм погашения ссуды за счет  выручки  и  его  закрепление  в кредитных договорах являются  основной  предпосылкой  возврата  кредита,  то определение форм обеспечения  возврата  представляет  собой  гарантию  этого возврата. Такая гарантия нужна при высокой степени риска просрочки платежа.       Таким  образом,  в  банковской  практике  источники   погашения   ссуд подразделяются на  первичные  и  вторичные.  Первичным  источником  является выручка от реализации  продукции,  оказания  услуг  или  доход,  поступающий физическому лицу. Реальной гарантией возврата кредита является выручка лишь у  финансово устойчивых  предприятий.  К  ним  относятся:  предприятия,  имеющие  высокий уровень рентабельности и высокую  обеспеченность  собственным  капиталом.  У таких предприятий  происходит  не  только  систематический  приток  денежных средств, но и прирост денежных средств в части образования прибыли, а  также

пополнения собственного капитала. Во всех случаях возникает необходимость иметь дополнительные  гарантии возврата кредита, что требует изыскания вторичных  источников.  К  их  числу относятся: залог имущества и прав, уступка требований  и  прав,  гарантии  и поручительства,  страхование. Залог  имущества  клиента  является  одной  из  распространенных  форм обеспечения возвратности банковского кредита.  Залог  имущества  оформляется договором о залоге,  подписанным  двумя  сторонами  и  подтверждающим  право кредитора  при  неисполнении  платежного  обязательства  заемщиком  получить преимущественное   удовлетворение   претензий   из   стоимости   заложенного имущества. Банковская гарантия,  поручительство  являются  наиболее  действенными способами обеспечения исполнения кредитных обязательств. Их  практическая  привлекательность  связана  с  тем,  что  исполнения обязательства  должником  обеспечивается  обязательством  других  лиц  перед кредитором, которые гарантируют своим имуществом исполнение должником  своих обязательств.

Информация о работе Шпаргалки по дисциплине "Банковское дело"