Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:41, реферат
Карл Ясперс немецкий философ. Выступал против европоцентризма. В работе «Истоки истории и ее цель» разработал категории «осевое время», «осевые народы» и др. Выделял в мировой истории 4 гетерогенных (т.е. разнородных по критериям, разнопорядковых) периода, которые объединяет уровень научного и хозяйственного производства.
Фридрих Ницше немецкий философ, представитель иррационализма, один из основателей «философии жизни». Придерживался идеи культурного элитаризма. Связывал культурное творчество с избытком жизненных сил, создание духовных ценностей — с деятельностью аристократов («касты сверхлюдей»).
Зигмунд Фрейд австрийский врач-психиатр, психолог, философ, основоположник психоанализа и психологической школы в исследовании культуры. Считал, что «всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений».
Юрий юрий михайлович Лотман Русский культуролог, семиотик, филолог и др. С начала 1960-х Лотман разрабатывает структурно-семиотический подход к изучению художественных произведений (опираясь на традиции русской «формальной школы», особенно Ю.Н. Тынянова, и учитывая опыт развития семиотического структурализма).
Для нас,
европейцев, те века — самые значительные,
они составляют непреложный фундамент
нашей культуры, самый богатый
источник наших взглядов и представлений;
однако они не могут иметь значение
оси для всего мира, для всего
человечества, и маловероятно, чтобы
могли стать таковой в будущем.
Совсем иной осью станет деятельность
европейцев, основанная на успехах
науки и техники, которые достигаются
тогда, когда духовная и душевная
жизнь Запада уже клонится к упадку
и сталкивается с Китаем и Индией,
достигшими низшей точки в своем
духовном и душевном развитии.
ФРИДРИХ НИЦШЕ
Немецкий
философ, представитель иррационализма,
один из основателей «философии жизни».
Придерживался идеи культурного
элитаризма. Связывал культурное творчество
с избытком жизненных сил, создание
духовных ценностей — с деятельностью
аристократов («касты сверхлюдей»). Развивал
идеи типологии культуры, намеченной
Шиллером и Шеллингом, выделил «особый
дух культуры». Для различения культур
Ницше использовал
По Ницше,
характерным для Аполлона и Диониса
является то, что они, каждый по-своему,
способны воодушевлять людей, побуждать
их к творческим порывам, рождая образы.
«Аполлоновское» и «
…поступательное движение искусства связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал, подобным же образом, как рождение стоит в зависимости от двойственности полов, при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении. Названия эти мы заимствуем у греков, разъясняющих тому, кто в силах уразуметь, глубокомысленные эзотерические учения свои в области воззрений на искусство не с помощью понятий, но и резко отчетливых образах мира богов. С их двумя божествами искусств, Аполлоном и Дионисом, связано наше знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы встречаем в греческом мире между искусством пластических образов — аполлоническим — и непластическим искусством музыки — искусством Диониса; эти два столь различных стремления действуют рядом одно с другим, чаще всего в открытом раздоре между собой и взаимно побуждая друг друга ко все новым и более мощным порождениям, дабы в них увековечить борьбу названных противоположностей, только, по-видимому, соединенных общим словом «искусство»; пока наконец чудодейственным метафизическим актом эллинской «воли» они не явятся связанными в некоторую постоянную двойственность и в этой двойственности не создадут наконец столь же дионисического, сколь и аполлонического произведения искусства — аттической трагедии.
Чтобы уяснить себе оба этих стремления, представим их сначала как разъединенные художественные миры сновидения и опьянения, между каковыми физиологическими явлениями подмечается противоположность, соответствующая противоположности аполлонического и дионисического начал. В сновидениях впервые предстали…душам людей чудные образы богов, во сне великий ваятель увидел чарующую соразмерность членов сверхчеловеческих существ…
Эта радостная необходимость сонных видении также выражена греками в их Аполлоне; Аполлон, как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее. Он, по корню своему «блещущий», божество света, царит и над иллюзорным блеском красоты во внутреннем мире фантазии…полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога — творца образов…
…чудовищный
ужас…охватывает человека, когда
он внезапно усомнился в формах познавания
явлений, и закон достаточного основания
в одном из своих разветвлении
окажется допускающим исключение. Если
к этому ужасу прибавить
Под чарами
Диониса не только вновь смыкается
союз человека с человеком: сама отчужденная,
враждебная или порабощенная природа
снова празднует праздник примирения
со своим блудным сыном —
«Титаническим» и «варварским» представлялось аполлоническому греку и действие дионисического начала, хотя он не скрывал от себя при этом и своего внутреннего родства с теми поверженными титанами и героями. Мало того, он должен был ощущать еще и то, что все его существование, при всей красоте и умеренности, покоится на скрытой подпочве страдания и познания, открывавшейся ему вновь через посредство этого дионисического начала. И вот же — Аполлон не мог жить без Диониса! «Титаническое» и «варварское» начала оказались в конце концов такой же необходимостью, как и аполлоническое! И представим себе теперь, как в этот, построенный на иллюзии и самоограничении и искусственно огражденный плотинами, мир — вдруг врываются экстатические звуки дионисического торжества с его все более и более манящими волшебными напевами, как в этих последних изливается вся чрезмерность природы в радости, страдании и познании, доходя до пронзительного крика; подумаем только, какое значение мог иметь в сравнении с этими демоническими народными песнями художник-псалмопевец Аполлона и призрачные звуки его лиры! Музы искусств «иллюзии» поблекли перед искусством, которое в своем опьянении вещало истину; мудрость Силена взывала: горе! горе! — радостным олимпийцам! Индивид со всеми его границами и мерами тонул здесь в самозабвении дионисических состояний и забывал аполлонические законоположения. Чрезмерность оказывалась истиной; противоречие, в муках рожденное блаженство говорило о себе из самого сердца природы.
И таким образом везде, куда ни проникало дионисическое начало, аполлоническое упразднялось и уничтожалось. Но столь же несомненно и то, что там, где первый натиск бывал отбит, престиж и величие дельфийского бога выступали непреклоннее и строже, чем когда-либо.
…мы можем теперь ближе подойти в эстетическому сократизму, верховный закон которого гласит приблизительно так: «Все должно быть разумным, чтобы быть прекрасным»…
…у Сократа инстинкт становится критиком, а сознание творцом – воистину чудовищность…Сократа можно было бы обозначить как специфического не-мистика, в котором логическая природа… также чрезмерно развилась… Умирающий Сократ сал новым идеалом для благородного эллинского юношества…В логический схематизм как бы переродилась аполлоническая тенденция…
Австрийский врач-психиатр, психолог, философ, основоположник психоанализа и психологической школы в исследовании культуры. Считал, что «всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений». Она «обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». Предметом анализа у него была личность в культуре, ее психологические характеристики, поведенческие стереотипы, взаимодействие с окружающей средой, внутриличностные процессы. Культура выступала в качестве системы норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между устремлением к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами. Центральное понятие концепции культуры Фрейда — сублимация — понимается как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями (Оно) и требованиями реальности (Сверх-Я).
I.
Человеческая культура... охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты,
необходимые для упорядочивания человеческих взаимоотношений и особенно — для дележа добываемых благ... Как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз. Культура должна поэтому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задаче; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению природы и производству благ. Творения человека легко разрушимы, а наука и техника, созданные им, могут быть применены и для его уничтожения.
Так создается
впечатление, что культура есть нечто
навязанное противящемуся большинству
меньшинством, которое ухитрилось завладеть
средствами власти и насилия... Хочется
думать, что должно же быть возможным
какое-то переупорядочение человеческого
общества, после которого иссякнут
источники неудовлетворенности
культурой, культура откажется от принуждения
и от подавления влечений, так что
люди без тягот душевного раздора
смогут отдаться добыванию благ и
наслаждению ими. Это был бы золотой
век, спрашивается только, достижимо
ли подобное состояние. Похоже, скорее,
что всякая культура вынуждена строиться
на принуждении и запрете
...Напряженный
труд и самоотречение, от чего
зависит существование
...Ни
одной культуре пока еще не
удавалось создать порядок,
II.
...С
осознанием того, что всякая культура
покоится на принуждении к
труду и на отказе от влечений,
а потому неизбежно вызывает
сопротивление со стороны
...Будем
называть тот факт, что какое-то
влечение не может быть