Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:41, реферат
Карл Ясперс немецкий философ. Выступал против европоцентризма. В работе «Истоки истории и ее цель» разработал категории «осевое время», «осевые народы» и др. Выделял в мировой истории 4 гетерогенных (т.е. разнородных по критериям, разнопорядковых) периода, которые объединяет уровень научного и хозяйственного производства.
Фридрих Ницше немецкий философ, представитель иррационализма, один из основателей «философии жизни». Придерживался идеи культурного элитаризма. Связывал культурное творчество с избытком жизненных сил, создание духовных ценностей — с деятельностью аристократов («касты сверхлюдей»).
Зигмунд Фрейд австрийский врач-психиатр, психолог, философ, основоположник психоанализа и психологической школы в исследовании культуры. Считал, что «всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений».
Юрий юрий михайлович Лотман Русский культуролог, семиотик, филолог и др. С начала 1960-х Лотман разрабатывает структурно-семиотический подход к изучению художественных произведений (опираясь на традиции русской «формальной школы», особенно Ю.Н. Тынянова, и учитывая опыт развития семиотического структурализма).
...Они
все еще действуют, все еще
составляют ядро враждебных
...Громадное
число людей повинуется
...Искусство... дает эрзац удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым как ничто другое примиряет с принесенными им жертвами. Кроме того, художественные создания, давая повод к совместному переживанию высоко ценимых ощущений, вызывают чувства идентификации, в которых так остро нуждается всякий культурный круг; служат они также и нарциссическому удовлетворению, когда изображают достижения данной культуры, впечатляющим образом напоминают о ее идеалах.
Самая... важная часть психического инвентаря культуры... это ее, в широчайшем смысле, религиозные представления, ...ее иллюзии.
Ш.
...Если
вообразить, что ее [культуры] запреты
сняты и что отныне всякий
вправе избирать своим
Но как неблагодарно, как, в общем, близоруко стремиться к отмене культуры! Тогда нашей единственной участью окажется природное состояние, а его перенести гораздо тяжелей... В конце концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование — защита нас от природы.
...Природа
противостоит нам всей своей
мощью, величественная, жестокая, неумолимая,
колет нам глаза нашей
...Боги
сохраняют свою троякую задачу:
нейтрализуют ужас перед
...Нравственные законы, которые установлены нашими культурами, царят над всеми событиями в мире, разве что внешняя инстанция, вершащая суд, следит за их исполнением с несравненно большей властностью и последовательностью, чем темные
власти.
IV.
...Религиозней
представления произошли... из необходимости
защитить себя от подавляющей
сверхмощи природы. К этому
присоединился второй мотив,
...Первые,
но всего глубже осевшие,
...Беспомощность ребенка имеет продолжение в беспомощности взрослого…
...Когда
взрослеющий человек замечает, что
ему суждено навсегда остаться
ребенком, что он никогда не
перестанет нуждаться в защите
от мощных чуждых сил, он
наделяет эти последние
VIII.
...Одинаковая
для всех небезопасность жизни
и сплачивает людей в общество,
которое запрещает убийство
...Слово
«культура» обозначает всю
...К
культуре мы относим все формы
деятельности и все ценности,
которые приносят человеку
В качестве
последней, но далеко немаловажной характеристики
культуры мы должны удостоить внимания
тот способ, каким регулируются взаимоотношения
людей, социальные отношения, касающиеся
человека в качестве соседа, рабочей
силы, сексуального объекта для другого,
члена семьи, государства. Здесь
особенно трудно отрешиться от определенных
идеальных требований и уловить,
что вообще в данном случае принадлежит
к культуре. Возможно, с самого начала
следовало бы заявить, что элемент
культуры присутствует уже в первой
попытке урегулировать
Индивидуальная
свобода не является культурным благом.
Она была максимальной до всякой культуры,
не имея в то время, впрочем, особой
ценности, так как индивид не был
в состоянии ее защитить. Свобода
ограничивается вместе с развитием
культуры, а справедливость требует,
чтобы ни от одного из этих ограничений
нельзя было уклониться. То, что заявляет
о себе в человеческом обществе как
стремление к свободе, может быть
бунтом против имеющейся несправедливости
и таким образом
...Происходит
смешение условий
ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ЛОТМАН
Русский культуролог,
семиотик, филолог. С 1939 — студент
филологического факультета Ленинградского
университета; с 1940 — в Советской
армии, участник войны. В 1950— 1954 работал
в Тартусском учительском институте,
с 1954 — в Тартусском университете
(в 1960—1977 — зав, кафедрой русской
литературы). С 1951 — кандидат, с 1961 —
доктор филологических наук. Член-корреспондент
Британской, академик Норвежской, Шведской,
Эстонской (1990) академий. Был вице-президентом
Всемирной ассоциации семиотики. Лауреат
Пушкинской премии РАН, Организатор
серии «Труды по знаковым системам»
в «Учебных записках Тартусского
университета», руководитель регулярных
«летних школ» (по вторичным моделирующим
системам). Один из фигурантов «Тартусско-Московской
школы семиотики» (глава тартусской
школы). Основные работы: «Лекции по
структурной поэтике» (1964); «Структура
художественного текста» (1970); «Анализ
поэтического текста» (1972); «Статьи по
типологии культуры» (1970—1973); «Культура
и взрыв» (1992) и др. С начала 1960-х Лотман
разрабатывает структурно-семиотический
подход к изучению художественных произведений
(опираясь на традиции русской «формальной
школы», особенно Ю.Н. Тынянова, и учитывая
опыт развития семиотического структурализма).
За исходную точку любой семиотической
системы Лотмана принят не отдельный знак
(слово), но отношение минимально двух
знаков, что позволило иначе взглянуть
на фундаментальные основы семиозиса.
Объектом анализа оказывается не единичная
модель, а семиотическое пространство
(«семносфера»), внутри которого реализуются
коммуникационные процессы и вырабатывается
новая информация. Семиосфера строится
как концентрическая система, в центре
которой находятся наиболее очевидные
и последовательные структуры, представляющие
мир упорядоченным и наделенным высшим
смыслом. Ядерная структура («мифообразующий
механизм») репрезентирует семиотическую
систему с реализованными структурами
всех уровней. Ситуация, при которой пространство
реальности не охватывается ни одним языком
в отдельности, но только их совокупностью,
есть не недостаток, а условие существования
языка и культуры, т.к. диктует необходимость
другого — человека, языка, культуры. Граница
имеет и другую функцию — места ускоренных
семиотических процессов, которые затем
устремляются в ядерные структуры, чтобы
вытеснить их. Введение противоположных
и взаимно альтернативных структурных
принципов придаст динамизм семиотическому
механизму культуры. Моделирование неопределенности
связано с типологическим описанием различных
культур и набором допустимых перекодировок,
с теоретической проблемой переводимости-непереводимости.
Заложенные в культуре альтернативные
коды превращают семиотическое пространство
в диалогическое: все уровни семиосферы,
как бы вложенные друг в друга, являются
одновременно и участниками диалога (частью
семиосферы) и пространством диалога (целым
семиосферы). Семиотика культуры не ограничивается
представлением культуры в качестве знаковой
системы, — само отношение к знаку и знаковое
составляет одну из основных типологических
характеристик культуры. Любая реальность,
вовлекаемая в сферу культуры, начинает
функционировать как знаковая, а если
она уже имела знаковый (или квазизнаковый)
характер, то становится знаком знака
(вторичной моделирующей системой). В социальном
отношении культура понимается как сумма
ненаследственной информации или сверх
индивидуальный интеллект, восполняющий
недостатки индивидуального сознания.
Лотман сопоставляет функционально и
структурно близкие «интеллектуальные
объекты» — естественное сознание человека
как синтез деятельности двух полушарий
и культуру как идею би- и полиполярной
структуры и делает вывод о изоморфизме
процессов порождения языка, культуры
и текста. Основная функция культуры заключается
в структурной организации мира — создании
вокруг человека социальной сферы, которая
делает возможной общественную жизнь.
Для нормального функционирования культура,
как многофакторный семиотический механизм,
должна понимать себя целостной и упорядоченной.
Требование целостности (наличия единого
принципа конструирования) реализуется
в образованиях мета культурного уровня,
которые можно представить как совокупность
текстов или грамматик («культура текстов»
и «культура грамматик»). Понятие текста
дано не как метафизическая, отдельная
от истории «реальность», а как определенное,
исторически данное субъектно-объектное
отношение. От понимания текста как манифестации
языка Лотман приходит к понятию текста,
порождающего свой язык. Таким образом,
в программу изучения культуры, по Лотману,
входит различение субтекстовых (общеязыковых}
значений, текстовых значений и функций
текста в системе культуры. Культура есть
сложно устроенный текст, распадающийся
на иерархию «текстов в тексте» и образующий
их сложные переплетения.
О
СЕМИОТИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ
КУЛЬТУРЫ5
Определения культуры многочисленны. Разница в семантическом наполнении понятия «культура» в разные исторические эпохи и у различных ученых нашего времени не будет нас обескураживать, если мы вспомним, что значение этого термина производно от типа культуры: каждая исторически данная культура порождает определенную, ей присущую модель культуры. Поэтому сравнительное изучение семантики термина «культура» на протяжении веков — благодарный материал для типологических построений.
Одновременно во всем многообразии определений можно выделить и нечто общее, видимо отвечающее некоторым интуитивно приписываемым культуре, при любом истолковании термина, чертам. Укажем лишь на две из них. Во-первых, в основу всех определений положено убеждение, что культура имеет признаки. При кажущейся тривиальности этого утверждения оно наделено не лишенным значения содержанием: из него вытекает утверждение, что культура никогда не представляет собой универсального множества, а лишь некоторое определенным образом организованное подмножество. Она никогда не включает в себя всё, образуя некоторую особым образом отгороженную сферу. Культура мыслится лишь как участок, замкнутая область на фоне не-культуры. Характер противопоставления будет меняться: не-культура может представать как непричастность к определенной религии, некоторому знанию, некоторому типу жизни и поведения. Но всегда культура будет нуждаться в таком противопоставлении. При этом именно культура будет выступать как маркированный член оппозиции. Во-вторых, все многообразие отграничений культуры от не-культуры, по сути дела, сводится к одному: на фоне не-культуры культура выступает как знаковая система. В частности, будем ли мы говорить о таких признаках культуры, как «сделанность» (в антитезе «природности»), «условность» (в антитезе «естественности» и «безусловности»), способность конденсировать человеческий опыт (в отличие от природной первозданности), — во всех случаях мы имеем дело с разными аспектами знаковой сущности культуры.
Показательно,
что смена культур (в частности,
в эпохи социальных катаклизмов)
сопровождается обычно резким повышением
семиотичности поведения (что может
выражаться даже в изменении имен
и названий), причем и борьба со старыми
ритуалами может принимать