Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:41, реферат
Карл Ясперс немецкий философ. Выступал против европоцентризма. В работе «Истоки истории и ее цель» разработал категории «осевое время», «осевые народы» и др. Выделял в мировой истории 4 гетерогенных (т.е. разнородных по критериям, разнопорядковых) периода, которые объединяет уровень научного и хозяйственного производства.
Фридрих Ницше немецкий философ, представитель иррационализма, один из основателей «философии жизни». Придерживался идеи культурного элитаризма. Связывал культурное творчество с избытком жизненных сил, создание духовных ценностей — с деятельностью аристократов («касты сверхлюдей»).
Зигмунд Фрейд австрийский врач-психиатр, психолог, философ, основоположник психоанализа и психологической школы в исследовании культуры. Считал, что «всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений».
Юрий юрий михайлович Лотман Русский культуролог, семиотик, филолог и др. С начала 1960-х Лотман разрабатывает структурно-семиотический подход к изучению художественных произведений (опираясь на традиции русской «формальной школы», особенно Ю.Н. Тынянова, и учитывая опыт развития семиотического структурализма).
Одним
из наиболее существенных вопросов является
отношение культуры к естественному
языку. В предшествующих изданиях Тартуского
университета (семиотическая серия)
явления культурного ряда определялись
как вторичные моделирующие системы.
Тем самым выделялся их производный
по отношению к естественным языкам
характер. В ряде работ, следуя гипотезе
Сепира — Уорфа, подчеркивалось и
исследовалось влияние языка
на различные проявления человеческой
культуры. В последнее время Э.
Бенвенист подчеркнул, что только
естественные языки могут выполнять
метаязыковую роль и в этом отношении
занимают совершенно особое место в
системе человеческих коммуникаций.
Однако представляется спорным, когда
автор в этой статье предлагает только
естественные языки считать собственно
семиотическими системами, определяя
все остальные культурные модели
как семантические - не имеющие собственного
упорядоченного семиозиса и заимствующие
его из сферы естественных языков.
При всей целесообразности противопоставления
первичной и вторичной
В порядке
научной абстракции можно представить
себе язык как изолированное явление.
Однако в реальном функционировании
он влит в более общую систему
культуры, составляет с ней сложное
целое. Основная «работа» культуры, как
мы постараемся показать, — в
структурной организации
Но для
того чтобы выполнить эту роль,
культура должна иметь внутри себя
структурное «штампующее
Презумпция
структурности, вырабатываемая в результате
навыка языкового общения, оказывает
мощное организующее воздействие на
весь комплекс коммуникативных средств.
Таким образом, вся система сохранения
и передачи человеческого опыта
строится как некоторая концентрическая
система, в центре которой расположены
наиболее очевидные и последовательные
(так сказать, наиболее структурные)
структуры. Ближе к периферии
располагаются образования, структурность
которых не очевидна или не доказана,
но которые, будучи включены в общие
знаково-коммуникативные
Мы понимаем культуру как ненаследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний. Эта формулировка, если с ней согласиться, предполагает некоторые следствия.
Прежде всего, из сказанного следует, что культура по определению есть социальное явление. Это положение не исключает возможности индивидуальной культуры, в случае, когда единица осмысляет себя в качестве представителя коллектива, или же во всех случаях автокоммуникации, при которых одно лицо выполняет — во времени или в пространстве — функции разных членов коллектива и фактически образует группу. Однако случаи индивидуальной культуры неизбежно исторически вторичны.
С другой стороны, в зависимости от ограничений, налагаемых исследователем на рассматриваемый материал, можно говорить об общечеловеческой культуре вообще, о культуре того или иного ареала или того или иного времени, наконец, того или иного социума, который может меняться в своих размерах, и т. д.
В дальнейшем, поскольку культура есть память, или, иначе говоря, запись в памяти уже пережитого коллективом, она неизбежно связана с прошлым историческим опытом. Следовательно, в момент возникновения культура не может быть констатирована как таковая, она осознается лишь роst fасtum. Когда говорят о создании новой культуры, то имеет место неизбежное забегание вперед, то есть подразумевается то, что (как предполагается) станет памятью с точки зрения реконструируемого будущего (естественно, что правомерность такого предположения способно показать только само будущее),
Таким образом, программа (поведения) выступает как обращенная система: программа направлена в будущее — с точки зрения составителя программы, культура обращена в прошлое — с точки зрения реализации поведения (программы). Из этого следует, что разница между программой поведения и культурой функциональна: один и тот же текст может быть тем или другим, различаясь по функции в общей системе исторической жизни данного коллектива.
Вообще, определение культуры как памяти коллектива ставит вопрос о системе семиотических правил, по которым жизненный опыт человечества претворяется в культуру; эти последние, в свою очередь, и могут трактоваться как программа. Само существование культуры подразумевает построение системы, правил перевода непосредственного опыта в текст. Для того чтобы то или иное историческое событие было помещено в определенную ячейку, оно прежде всего должно быть осознано как существующее, то есть его следует отождествить с определенным элементом в языке запоминающего устройства. Далее оно должно быть оценено в отношении ко всем иерархическим связям этого языка. Это означает, что оно будет записано, то есть станет элементом текста памяти, элементом культуры. Таким образом, внесение факта в коллективную память обнаруживает все признаки перевода с одного языка на другой, в данном случае — на «язык культуры».
Специфическим вопросом культуры как механизма по организации и хранению информации в сознании коллектива является долгосрочность. Вопрос этот имеет два аспекта:
1. Долгосрочность текстов коллективной памяти.
2. Долгосрочность кода коллективной памяти.
В определенных случаях эти два аспекта могут не находиться в прямом соответствии: так, разного рода суеверия можно рассматривать как элементы текста старой культуры с утраченным кодом, то есть как тот случай, когда текст переживает код. Сравним:
Древней правды. Храм упал;
Каждая
культура создает свою модель длительности
своего существования, непрерывности
своей памяти. Она соответствует
представлению о максимуме
Характерно,
что многие структуры вообще не допускают
возможности сколько-нибудь существенного
изменения в отношении
Долгосрочность текстов образует внутри культуры иерархию, обычно отождествляемую с иерархией ценностей. Наиболее ценными могут считаться тексты предельно долговечные с точки зрения и по меркам данной культуры или панхронные (хотя возможны и «сдвинутые» культурные аномалии, в которых высшая ценность приписывается мгновенности). Этому может соответствовать иерархия материалов, на которых фиксируются тексты, и иерархия мест и способов их хранения.
Долгосрочность кода определяется константностью его основных структурных моментов и внутренним динамизмом — способностью изменяться, сохраняя при этом память о предшествующих состояниях и, следовательно, самосознание единства.
Рассматривая культуру как долгосрочную память коллектива, мы можем выделить три типа ее заполнения:
1. Количественное увеличение объема знаний. Заполнение различных ячеек иерархической системы культуры различными текстами.
2. Перераспределение
в структуре ячеек, в
3. Забывание.
Превращение цепочки фактов в
текст неизменно
Однако забвение осуществляется и иным способом: культура постоянно исключает из себя определенные тексты. История уничтожения текстов, очищения от них резервов коллективной памяти идет параллельно с историей создания новых текстов. Каждое новое направление в искусстве отменяет авторитетность текстов, на которые ориентировались предшествующие эпохи, переводя их в категорию не-текстов, текстов иного уровня или физически их уничтожая. Культура по своей сущности направлена против забывания. Она побеждает его, превращая забывание в один из механизмов памяти.
Отсюда можно предполагать определенные ограничения к объеме коллективной памяти, обусловливающие подобное вытеснение одних текстов другими. Но в других случаях несуществование одних текстов становится непременным условием для существования других в силу их семантической несовместимости.
Несмотря на видимое сходство, между забыванием как элементом памяти и средством ее разрушения — глубокая разница. В последнем случае происходит распад культуры как единой коллективной личности, обладающей непрерывностью самосознания и накопления опыта.
Следует
иметь в виду, что одной из наиболее
острых форм социальной борьбы в сфере
культуры является требование обязательного
забывания определенных аспектов исторического
опыта. Эпохи исторического регресс.;
(наиболее яркий пример — нацистские
государственные культуры в XX в.
навязывая коллективу крайне мифологизированные
схемы истории, в ультимативной форме
требуют от общества забвения текстов,
не поддающихся подобной организации.
Если общественные формации в период подъема
создают гибкие и динамические модели,
дающие широкие возможности дли коллективной
памяти и приспособленные к ее расширению,
то социальный закат, как правило, сопровождается
закостенением механизма коллективной
памяти и возрастающей тенденцией к сужению
ее объема.
* * *
Семиотика культуры заключается не только в том, что культура функционирует как знаковая система. Важно подчеркнуть, что само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных типологических характеристик культуры.
Прежде всего, существенно, рассматривается ли отношение между выражением и содержанием как единственно возможное или произвольное (случайное, конвенциональное).
В первом случае принципиальную важность, в частности, приобретает вопрос, как называется то или иное явление, и, соответственно, неправильное называние может отождествляться с иным содержанием (см. ниже). Сравним средневековые поиски имени тех или иных ипостасей, зафиксированные, между прочим, в масонском ритуале; в этом же плане следует трактовать и табуистические запрещения, накладываемые на произнесение того или иного имени.