Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат
. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.
1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.
1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.
1. Возрастание
в 20 веке роли культуры как
фактора социального развития повлекло
за собой усиление исследовательского
интереса к культурной проблематике. «Культура»
- слово относится к числу наиболее употребляемых.
В узком смысле слова, обыденное сознание
понимает культуру как дух, богатство,
образность. В широком значении на обиходном
уровне им обозначают совокупность всех
проявлений человеческой жизнедеятельности,
направленность этой активности на преобразование
окружающей среды с целью господства над
ней. В науке понятие культуры остается
в самой широкой, открытой категории. Оно
играет такую же ключевую роль в социальном
знании как «организм» в биологии и «вещество»
в химии. Пытаясь отразить сущность культуры
исследователи предложили много определений,
но во всех вариантах культура предстает
как отличительный признак, разделяющий
человека и животный мир, как противопоставление
природному, естественному состоянию
человека, как его внебиологический организм,
т.к. она не наследуется, а предполагает
обучение и воспитание. Немецкий философ
Гегель назвал культуру второй природой,
второй реальностью, надстроенной над
естественным мирозданием. Это определение
выражает действительную суть культуры,
ее человеческое начало, которое предполагает
неразрывное единство природы, человека
и его деятельности по целенаправленному
преобразованию естественного порядка
в природных объектах и в состоянии самого
человека.
При этом обратное природное воздействие
на возникновение и развитие культуры
можно проследить начиная от воздействия
на производства простых орудий труда
и саму технологию трудовой деятельности
до особенностей духовной жизни народов.
Человек и его
культура несут в себе природу
земли, свою биологическую предысторию.
Культура – природное продолжение
и преобразованное человеческой
деятельностью. Только в такой связи она надприродна и внебиологична.
Осмысление культуры с т. зрения ее противопоставления
природе как исключительной сферы обитания
человека в среде ест. предполагает учет
их взаимной обусловленности, взаимовлияния
и сл. связи.
При первом рассмотрении мир культуры
видится совокупным результатом материальных
и духовных достижений общества, имеющих
ценностную окраску. Но главная составляющая
и ценность культуры – сам человек. Вне
рамок культуры не существует человек
и в мировом смысле человек и есть культура.
Как биологическая особь он всего лишь
один из представителей мира животных.
Человеческая сущность в том, что это существо
мыслящее, нравственное, обладающее эстетическим
чувством, т.е. культурное. Отсюда становится
ясно, что содержание культуры и ее главная
характеристика имеют измерением гуманизм.
Культура –
непрерывный процесс
В истории этот
принцип демонстрируют
Как производство смысла культура вдохновляет людей и сплачивает их в некоторые сообщества – нация, религиозная группа и др. В смысловом плане культуру следует понимать как средство превращения мира в дом человеческого бытия. Поэтому постижение, изучение культуры приближает человека к истине о себе самом. Еще Сократ определил человека существом, которое постоянно ищет самого себя.
2. Развитие культуры
сопровождается становлением
1. донаучный
(предыстория
2.
Ученые стремятся понять как целостное явление, построить единственную картину культурного развития людей, найти общие основания истории.
3. Научно-философский этап (середина 19 века до настоящего времени).
Исторический подход к культуре сохраняется и усугубляется, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитием.
В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами. Культура – совпадение человеческих замыслов и достижений. В общем, мировом плане под культурологией понимают всю совокупность знаний о культуре, накопленных в отраслях гуманитарного, социального и естественного научного знания. Но в узком и строго определенном смысле «культурология» понимается как наука о культуре. Термин введен в оборот Уайтом.
Попытки создания
науки о культуре в 19 веке наблюдались
в Англии,
Германии, Франции. Следуя обычной схеме
возникновения науки, культурология рождалась
из обобщения эмпирического знания в области археологии,
этнографии, искусства. Позже – социологии.
Одной из первых работ посвященных культуре
стала книга Тайлора «Первобытная культура».
Наиболее значительных
результатов достигли в социальной
и культурной антропологии. В становлении
этого знания выделяют: этнографический
(1800-
1860), эволюционистский (1860-1895), исторический
(1895-1925). Они стали временем формирования
представлений о предмете исследования,
выделения основных категорий и исходных
оснований культурологии. Но решающие
изменения в становлении культурологии
были сделаны в 20 веке, что и определило
ее как мировоззренческую науку и теорию
культуры. Эти изменения были обусловлены
следующими факторами:
1. Очевидностью того, что разнообразие культур определяется их своеобразием, а не отставанием в развитии.
2. Обнаружением
признаков глобального
3. Выявление несовпадения исторического и культурного процессов.
4. Приданием
знаниям по культуре
Сегодня культурологию
можно рассматривать как
Культурология – вид социально-гуманитарного знания в котором часто используются методы естественных и технических наук. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам, от социологии – акцент на содержание совместной жизни и деятельности людей. Если социальная философия занята смыслом индивидуального и общественного бытия, а история – теория о событийно-деятельном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно историческими формами общественного бытия, рассматривая его в совокупности элементов культурно-исторического типа и содержания систем ценностей, регулирующих эти типы.
Как относительно новая научная дисциплина культурология переживает трудности становления.
Сегодня отсутствует
единая теория культуры, их количество
определяется числом крупных исследований
культуры. Все множество учений и
концепций объединяются в различные
научные направления
. Философия культуры, которую определяют как теория культуры в смысле осознания ее сущности и значения;
. История культуры,
предполагающая конкретные
. социология культуры, которую интересует реальное функционирование культуры в целом, сдвиги и изменения в ней, их динамика и реакция на это общества;
. психология
культуры, изучает индивидуальные
особенности отношения к
На основе социально-психологических исследований выделяют культурно- исторические типы личностей. В западных странах широкое распространение получили: этнология культурология, филология и структурно-семиотические концепции культуры. В самом же общем плане культурологическое знание по структуре делится на:
1) культурфилософию;
2) культурную антропологию.
3. Изучением
культуры занимались и
Каждая из этих наук имеет свой предмет
исследования. Культурология выступает
систематизирующим фактором всего комплекса
наук о культуре. При этом ставятся цели:
1. Выведение
на более высокую ступень дости
2. Постижение духа культуры;
3. Понимание культуры как своей, так и иной;
4. Восстановление
целостных представлений о
5. Создание единой и самоценной теории культуры.
6. Утверждение
общей методологии
В соответствии с этими ценностями культурология вычленяет свой предмет исследования, имея объектом изучения культуру. Культурология в качестве предмета берет: содержание общественной жизни, совокупность идей, ценностей, принятых сообществом и обеспечивающих существование и поддержание традиций, особенности рождения, становления, развития и возможной гибели культуры.
Культурология имеет дело с конкретными многообразными культурами и их проявлениями, выявляя их генезис и развитие. В этой связи среди первоочередных задач культурологического исследования выделяют следующие:
1. анализ культуры
как системы конкретных
2. выявление типов связей между элементами культуры;
3. исследование
ментального содержания
4. исследование
типологии культуры и
5. разрешением
проблем социокультурной
6. исследование
культурных кодов и
Обретая собственный
предмет исследования, культурология вырабатывается
соответствующие ему методами. Отметим,
что проблема метода культурологии остается
открытой. Ситуация осложняется тем, что
в сфере теоретического знания наблюдается
научный скептицизм, плюрализм мышления
и признание в равноценном качестве различных
истин знания. К тому же наука о культуре
(культурология) – один из видов социогуманитарного
знания, где исследователь никогда не
может дистанционироваться от объекта
в такой мере, чтобы стало возможно строгое
использование экспериментального метода.
Это знание считается рефлексивным (знание
о самих знаниях), а это предполагает адекватную
интерпретацию и понимание таких текстов.
Речь при этом часто идет не просто о действии
психологической установки на понимание,
а о диалоге, столкновении, конфликте исследователя
и объекта.
В настоящее время культурология широко интегрирует методы эмпирического описания, сравнительного анализа, наблюдений и реконструкций с методами логического обоснования, психоанализа, созерцания и мистического погружения. Большое распространение получил метод структурной лингвистики и культурно-мифологический. Все это многообразие методов реализуется в рамках в основном в 3-х подходах: философском, антропологическом, социологическом.
При философском подходе анализ культуры сосредоточен на поиске тех черт, закономерностей, которые понимаются в качестве основания культуры или причины ее развития.
Суть антропологического
подхода в признании