Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат
. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.
1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.
Социологический
подход старается выявить
2. Оформление
понятия культуры в
1. Развитие представлений о культуре от античности до нового времени.
2. Становление
понятия культуры в
Просвещение.
3. Классические модели европейской философии.
1. Понятие «культура» впервые
начинает употребляться в
Однако оно еще не обладает статусом научности.
Оно подразумевает целенаправленное воздействие
на природу, а также воспитание и образование
самого человека.
В древнегреческой философии
воспитанность и культурность противопоставляется
варварству, отсутствию образованности.
Античные мыслители различали природное
и нравственное, как два противоположных
начала, и усматривали в последнем превосходство
греков над варварами. В
Древней Греции сформировались и два подхода
к решению проблемы субъекта культуры.
С одной стороны своим возникновением
культура обязана богам, а с другой – ее
творец – человек. Человек свободен в
мыслях и действиях.
Искусство Древней Греции полностью игнорировало
негативное начало в человеке и мире, который
его окружает. Ничего грубого, унижающего
достоинство или патологического не находило
в нем место. Оно возносило человека и
его культуру до недосягаемых высот, идеализируя
жизнь.
Рассматривая культуру, через призму человека-гражданина,
наделенного разумом и свободой, греки
дали идеал гуманизма демократии.
В позднеримский период культура
уже традиционно ассоциируется
с персональными особенностями
человека. Возникает тенденция переноса
комплекса представлений о
Наибольшее воплощение эти идеи получили в трудах Цицерона. Рассуждая о культуре, он говорил не о возделывании земли, а о создании духовности, отождествляя культуру души и духа с философией. Культура для него не только образность, развитие искусства и науки, но и особый строй жизни, где духовное состояние человека и интересы государства находятся в противоречивом единстве.
Таким образом, в период античности были намечены основные подходы к интерпретации культуры:
1. понимание культуры как
глобального явления,
2. сведение культуры к деятельности как воплощению духа и разума;
3. рассмотрение культуры как позитивной качественной характеристики личности. При этом во всех подходах присутствовала одна существенная черта феномена: возвышенная созидательность, устремленность к совершенству как общества, так и личности на основе развития человеческого духа и разума. Существенные изменения в трактовке культуры происходили в средние века.
Место человека в ней занимает
бог, мир получает божественную окраску.
Это период изменения основных систем
ценностей. С их переориентацией происходит
и изменение формы культуры. То, что раньше
признавалось в качестве единственно
ценного, устраняется, начинает приобретать
противоположное значение и, наоборот,
а также христианство называло знание
на истине чувств глупостью.
Культура Запада средних веков выражала главную ценность – бога. Черты искусства, науки, философии, этики, права, основные формы социальной, политической и экономической организации, нравы и обычаи, образ жизни, все они по-своему выражали эту ценность. В это время в реальном функционировании культуры происходит разделение на два пласта:
1. официальная и «сокральная» культура, идеи и ценности которой освещены католической церковью. Именем Бога они навязываются и внушаются в обыденное сознание, предопределяя его основные черты.
Но вместе с тем содержание
культуры характеризуется
2. Т.е., с другой
стороны в средневековье
В это время выработан подход к культуре как форме диалога с универсальной системой духовно-нравственных ценностей.
Противопоставление природы и культуры в античной ….. с возникновением христианства сменилось другой полярностью: Бог и культура. На место природы как критерия оценки культуры приходит Бог.
Эпоха Возрождения
– период перехода к Новому времени
(почти 3 века,
14-17 в.в.). Период возрождения не только
принес мировоззренческую парадигму с
ее вниманием к человеку как совершенному
существу, направляющему деятельность на достижение
нравственного, художественного и культурного
идеала. В литературе Ренессанса, космическая,
социальная и телесная даны в неразрывном
единстве. Традиция возврата к ценностям
Античности сказалось и в понимании культуры
как неотъемлемой черты совершенствования
личности.
Формирующееся мировоззрение не восстанавливает и возрождает идеи античности в их оригинале, а адаптирует их к изменяющейся социальной реальности и ее потребностям. Человек не просто и не только сотворенное существо, но и существо созидающее и творящее.
Т.о. период Ренессанса
– переходная стадия, когда только
закладываются основы нового мировоззрения
(антропоцентризма) в центре которого
находится человек-творец. Человекоутверждающие
ценности Античности в изменившейся социальной реальности наполняется
соответствующим содержанием: обзор генезиса
представлений о культуре с периода Античности
до Нового времени позволяет сделать следующие
выводы:
. культура не выступает предметом специального
изучения мыслителей, но ее проблематика
присуща всему процессу теоретических
размышлений.
. в скрытой форме зародились основные
подходы к пониманию культуры, оформились
смыслы и цели человеческой жизнедеятельности,
а значит решались проблемы культуры:
ее сущности, природы, смысла, цели и др.
важнейшее достижение – представления
о культуре как форме бытия, в которой
воплощаются самые высокие духовно-нравственные
ценности, возвышенные устремления человеческого
духа к идеалам Истины, Добра,
Любви, Красоты.
2. Культура становится
объектом философско-
Пуффендорф впервые употребил термин
«культура» в самостоятельном значении
в своей работе «О естественном праве
народа». Он сформулировал понятие культуры
на основе его противопоставления природе,
придал ему самостоятельность и порвал
с ограничением его содержания исключительно
духовной и интеллектуальной деятельности.
На смену традиции от Цицерона, согласно которой понималось совершенствование внутреннего мира человека приходит более широкое толкование культуры. Культура у Пуффендорфа выступает как средство совершенствования человека, не только как процесс совершенствования мира людьми, но и как результат этого преобразования.
Таким образом культура по Пуффендорфу:
. улучшение самих себя (самосовершенствование);
. «улучшение жизни».
Так как Пуффендорф, определяя культуру, имеет в виду не только процесс совершения, но и его результат, он включил в нее не только различные виды человеческой деятельности (ремесло, торговля, строительство городов и архитектурное дело, составление конституции, воспитание, совершенствование нравов); но и их предметное вещественное содержание: различные технические усовершенствования и изобретения, одежду, жилища, государство, мораль, знание, искусство, язык и т.д.
Развитие культуры
(«улучшение природы») начинается, по мнению
Пуффендорфа, уже на ранних этапах человеческих
историй. Накопление материальных благ,
жилищных удобств, происходит очень медленно.
Однако понятие культуры служит у Пуффендорфа не только
для обозначения этого постепенного процесса
«улучшения жизни», ее облагораживания,
сколько для фиксации определенного состояния
«облагороженности», «образованности»,
т.е. для обозначения особой ступени развития
творческих способностей общества, которое
уже достигло богатства и изобилия жизни,
материальных и духовных благ. При этом
культура рассматривается в 2-х планах:
1. как средство совершения человека,
2. как цель человеческой деятельности.
В конце 17 века в Италии был осуществлен первый прорыв в разработке истинной теории познания, примененной к культурному развитию человеческого общества. Итальянский гуманист Вико впервые высказывает идею целостности культуры. Он утверждает, что целостность культуры является орг-ским свойством, обнаруживаемым в процессе исторического развития. Вико считает, что культурно-исторический процесс – результат деятельности людей, результат божеств, провидения.
Наступившая эпоха
Просвещения провозгласила
Формировалась представление о культурном
уровне.
Вольтер – родоначальник новой «философии историй», подчеркивал ценность культуры и понимал как борьбу за прогресс и образование.
Определяющей стороной культуры он считал духовную сферу, стоял на позиции самоценности каждой культуры и был противником европоцентризма.
Особую роль
в культуре своей эпохи сыграл
Руссо. Он предпринял попытку использовать
культуру как противоречивое единство
природного и социального, общественного
и индивидуального и создал теорию,
в которой подвергнул критике культурные
основы человеческого общества. Анализируя
пороки, негативные стороны и процессы
современного ему состояния общества
Руссо приходит к выводу, что общественное
развитие характеризуется ростом деструктивных
тенденций. По его мнению, все люди своей
деятельностью привели себя к несчастьям
и страданиям. Культура обличалась как
отделяющая человека от природы, разрушающая
естественные человеческие связи.
«Культурные народы» воспринимались как
испорченные, им противопоставлялась
чистота и простота нравов, т.н. «варварских
первобытных народов» Культура рассматривается
Руссо как ист., а с другой стороны как
результат зла.
Руссо волновали
проблемы человеческих цивилизаций. Он
обращает внимание на то, что цивилизация поражена
варварством, несет в себе как противоположность.
Цивилизованные народы не должны присваивать
себе право
«развивать народы варварские». Они не
менее самобытны, чем культурные
Западно-Европейские сообщества. Руссо
настаивал, что прогресс культуры относителен,
каждая культура уникальна.
Мысли французских
просветителей относительно культуры
характеризовались высокой
Немецкие просветители
внесли свой вклад в разработку теории
культуры.
Особая роль придается Гердеру. Он называл
культуру миром человеческих изобретений,
рождающихся в результате борьбы человека
с противостоящей природой, в числе естественных факторов развития
культуры Гердер выделил природную среду
обитания людей и многообразие окружающего
животного мира.
Он утверждал, что культуры обладают способностью
развиваться из себя. Это составляет закон
прогресса в истории. Он заключен в устремленности
человеческого общества к гуманности.
Гуманность при этом не сводится к простой
человечности, а понимается как всестороннее
развитие человеческого общества и отдельного
человека. Пробуждающей силой разума прир-го
чел-ва
Гердер считал речь, язык, т.о. определяющий
показатель перехода человека от природного
состояния, к культурному
3. Немецкая классическая
философия выступила как
Нравственность возвышает человека над
его повседневностью, делает культурным
существом. Однако нравственные принципы
должны выполняться добровольно. Внутренняя
свобода человека – мера самоуважения
и достоинства.
Если человек с уважением относится к
себе, то с таким же уважением он должен
относится и к другим. Исходя из представления
о культуре, суть, смысл и ценность которой
– человек, Кант более четко проводит
разграничение культуры и цивилизации.
Апогеем рационализма в понимании культуры
явились взгляды Гегеля.
История культуры
предстает как процесс
Материальное тело культуры – мышление
в его чувственно-предметном осуществлении.
Соответственно и процесс эволюции человеческой
культуры рассматривается им через эволюцию
духа. В этом плане реальный исторический
процесс представлен как закономерно
сменяющие друг друга ступени саморазвития
и самопознания мирового духа. В качестве
их он выделяет восточный мир, античность,
христианство. Гегелевская модель культуры
европоцентрична.
Т.о. Гегель представил культуру как процесс самореализации мирового разума, возможности которого в состоянии решить все проблемы. Притязания на разум и его беспредельные возможности явились следствием осознания реалий середины 19 века. Достижения человеческого разума в этот период породили иллюзию всепоглощающей силы разума, но, объясняя логику, гегелевская концепция не в состоянии объяснить закономерности функционирования общества и культуры.
Кульминационной точкой, возносящей разум, является диалектико- материалистическая концепция, связанная с Марксом и Энгельсом. Проблемы культуры рассматривались ими исходя из материалистического понимания культуры. Согласно ему культура практикуется как процесс и результат деятельности человека во всех сферах бытия и сознания, направляя на преобразование действительности, выявление и развитие сущностных сил человека. Культура характеризует человека как общественное, деятельное существо. К явлениям культуры приложим всеобщий закон общественного развития об определяющей роли общественного бытия к общественному сознанию.
Материальное производство определяет культуру, хотя ее творцом выступает человек. Существенную роль в развитии культуры играет уровень жизни, материальное благосостояние, его обеспеченность средствами жизни. Но прямая зависимость отсутствует. К середине 19 века завершается формирование т.н. «классических» моделей культуры. Для них характерны: