Культура Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:04, реферат

Описание

Становление древнеиндийской культуры связывают с приходом в долину Инда и Ганга арийских племен («ариев» или «арийцев») во второй половине второго тысячелетия до н.э. По предположению ученых, арийские племена формируются уже в середине третьего тысячелетия до н.э. к северу от Черного и Каспийского морей, в междуречье Днепра, Дона и Волги. Несомненна их близость к праславянским и праскифским племенам, о чем говорят многие общие черты этих культур, в том числе и языковая близость. В середине III тысячелетия до н.э. арии по неизвестной до сих пор причине двинулись на территорию нынешнего Ирана, Средней Азии и в Индостан. Миграция, по всей видимости, проходила волнами и заняла по крайней мере 500 лет.

Содержание

Введение
Индская (Хараппская) цивилизация (XXIII-XVIII вв. до н.э.)
Ведийский период
Буддийский период
Классический период
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат готовый.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

НО ВПО  Столичная гуманитарно-финансовая академия

Факультет государственной службы и финансов

Специальность: Государственное муниципальное  управление 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: «Культурология»

На тему: «Культура Древней Индии» 
 
 

  Выполнена:  студентом 2 курса

группа 2 Гм 07в 

Подпись ___________ 
 

Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2008 г. 

План: 

Введение

  1. Индская (Хараппская) цивилизация (XXIII-XVIII вв. до н.э.)
  2. Ведийский период
  3. Буддийский период
  4. Классический период

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Одна  из важнейших задач понимания  древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

     Становление древнеиндийской культуры связывают  с приходом в долину Инда и Ганга  арийских племен («ариев» или «арийцев») во второй половине второго тысячелетия  до н.э. По предположению ученых, арийские племена формируются уже в  середине третьего тысячелетия до н.э. к северу от Черного и Каспийского морей, в междуречье Днепра, Дона и Волги. Несомненна их близость к праславянским и праскифским племенам, о чем говорят многие общие черты этих культур, в том числе и языковая близость. В середине III тысячелетия до н.э. арии по неизвестной до сих пор причине двинулись на территорию нынешнего Ирана, Средней Азии и в Индостан. Миграция, по всей видимости, проходила волнами и заняла по крайней мере 500 лет.

     Характерная черта древнеиндийского общества — деление его на четыре варны (от санскритского «цвет», «покров», «оболочка») — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая варна представляла собой замкнутую группу людей, занимающих определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалось после смерти. Браки заключались только внутри отдельно взятой варны.

     Брахманы («благочестивые») занимались умственным трудом и являлись жрецами. Только они  могли совершать обряды и толковать  священные книги. Кшатрии (от глагола «кши» — владеть, править, а также уничтожать, убивать) представляли собой воинов. Вайшьи («преданность», «зависимость») составляли основную массу населения и занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Что же касается шудр (происхождение слова неизвестно), то они находились на самой низшей социальной ступени, их уделом был тяжелый физический труд. В одном из законов Древней Индии сказано: шудра — «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит». В своей основной массе варна шудр была сформирована из порабощенных ариями местных аборигенов. Мужчины первых трех варн приобщались к знаниям и потому, после посвящения назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это было запрещено, ибо, согласно законам, они ничем не отличались от животных1.

     В данной работе я хочу рассказать о  культуре Древней Индии. Она самая  удивительная и необыкновенная страна. Она прекрасна своим архитектурным  оформлением, загадочна руинами, интересна  сказками, почитаема Учителями, йогами, философами, таинственна обычаями, традициями.

   Древнюю историю Индии можно условно  разделить на следующие периоды:

  1. Древнейшая цивилизация Индская (Хараппская) датируется примерно XXIII- XVIII вв. до н.э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).
  2. Ко второй половине II тысячелетия до н.э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до х.э. именуется "ведийским".
  3. "Буддийский период" (V-III вв. до н.э.) - время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.
  4. II в. до н.э. - V в. н.э. можно рассматривать как "классическую эпоху" древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры.

    Каждый  период важен в развитии Древней Индии. 
     
     
     
     
     
     
     

1. Индская (Хараппская) цивилизация (XXIII-XVIII вв. до н.э.)

 

      Индская цивилизация возникла в районе р. Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она  расположена в бассейне великой  реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия. Для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т.е. древнего гражданского общества и государственности.

      К концу IV тысячелетия до н.э. выделяется несколько типов энеолитических земледельческих культур. Небольшие  поселки с домами из сырцового  кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и изображения на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия - богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между городами Индской цивилизации и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали.

      При исследовании древних городов было выявлено, что часть города была построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Это так называемая цитадель, которая была предназначена для общегородских построек - административных и религиозных. Крупные здания, обнаруженные в цитаделях, их исследователи считают храмами или дворцами правителей. Неподалеку от них находятся бассейны, предназначавшиеся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. В одной цитадель найдено огромное зернохранилище.

     В самих городах были прямые улицы, до десяти метров шириной, использовались для проезда колесных повозок  и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямым углом, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров. Дома были нередко высотой в два этажа и состояли из десятков помещений. В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища.

     Большинство жителей занималось земледелием. Найденные  остатки злаков свидетельствуют о том, что выращивались пшеница, ячмень, просо. ). В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур). Более полное представление можно составить о городском ремесле. В строительстве так широко применялся обожженный кирпич, что его изготовление должно было стать важной отраслью производства. Разнообразием форм отличается керамика. Роспись сосудов в основном воспроизводит растительные орнаменты. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое количество изделий из бронзы, золота и серебра.

     Для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура, это говорит, что основная масса населения  жила в условиях, близких к первобытности.

     Наиболее  примечательными произведениями художественного ремесла крупных городов являются небольшие каменные печати. Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты - такие, как борьба героя с тиграми, женское божество в ветвях дерева, мужское рогатое божество в окружении зверей и т.п. Знаки, восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством местного происхождения самой письменности. В связи с нахождением таких печатей в раскопках  других народов, можно предположить о широкой внешней торговле. Доказательством внутренней торговли считается нахождение каменных гирь и крытого большого помещения (рынка).

     На  основе памятников материальной культуры и искусства могут быть сделаны  выводы, что большое значение придавалось  ритуальному омовению.

     Примерно к концу XVIII в. до н.э. Индская цивилизация перестала существовать. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий, приходили в упадок некогда цветущие города. Ветшали величественные постройки цитадели, застраивались широкие улицы города, нарушалась его планировка. Все меньше появлялось привозных вещей, искусных ремесленных изделий и печатей. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры.

     После гибели Индской цивилизации на месте  опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху  цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние чувствуется как в энеолитических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н.э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.

2. Ведийский период

 

     Период  конца II - первой половины I тысячелетия  до н.э. обычно именуется "ведийским", так как основными источниками  для его изучения служат древнейшие памятники религиозной литературы Индии – веды.

     Санскритское слово "веда" означает "знать". Первоначально существовала одна Веда - "Йаджур-веда", она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века. Он разделил Веды на четыре части: "Риг" (Веда хвалы), "Сама" (Веда песнопений), "Йаджур" (Веда жертвопринашений), "Атхарву" (Веда песнопений и обрядов по излечению от болезней).  В них прославляются боги, содержатся различные песни и обряды, афоризмы, философские мысли, излечение болезней и т.д.

     Кроме основных Вед существуют еще Упаведы - вспомогательные  Веды, которые  включают  разнообразные материальные знания, такие как, воинское искусство, архитектура, логика, астрономия, политика, социология, психология, история и т.д.

     В Ведах также описывается процесс  эволюции живого существа. Говорится, что души эволюционируют от низших  форм к высшим. Такая эволюция происходит до тех пор, пока живое существо не получит тело в человеческой форме жизни. Здесь живое существо обладает  достаточно развитым сознанием и максимальной свободой  воли, поэтому последующая эволюция души зависит в большей степени от самого себя. Живое  существо в человеческом теле способно сознательно выбирать свое следующее  тело; в том числе, выбрав духовное тело, оно может перейти в духовный мир,  в свое изначальное состояние.

     Но  также при знакомстве с Ведами можно узнать о жизни ариев2. Значимым в жизни у арийцев было скотоводство, они обращали молитвы с просьбами о приумножении стад. Крупный рогатый скот считался мерилом богатства. В состав священных книг включались заклинания против болезней домашних животных. В жертву богам приносили молоко, топленое масло, простоквашу и различные виды молочной каши - часто с маслом или творогом. Вождя арийцев называли буквально "коровьим пастухом", состоятельного человека - "обладателем коров", войну - "поисками коров", род - "коровьим загоном" и т.д.

     В качестве тягловых животных использовались преимущественно волы, ослы и мулы. В боевые колесницы впрягали коней.

Информация о работе Культура Древней Индии