Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:00, курсовая работа
Всестороннее развитие личности – вектор человеческого движения вперед; подъем общего уровня внутренней культуры молодых специалистов является одним из приоритетных направлений развития современной системы высшего образования. Комплекс знаний, необходимых специалисту в той или иной области профессиональной деятельности не должен ограничиваться утилитарными рамками, но призван способствовать развитию мировоззрения и становлению личности как «субъекта культурной деятельности».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ……………………..………...5
1.1 Религиозно-общественная характеристика………………………….....5
1.2 Знание и вера……………………………………………………………...8
1.3 Развитие науки…………………………………………………..............10
1.4 Образование, воспитание, искусство. ……………………………........11
1.5 Основные выводы о развитии культуры Средневековья……………..12
ГЛАВА 2. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ЕГО ФЕНОМЕН………………………….13
2.1 Хронологические границы……………………………………………...13
2.2 Самоосмысление человека……………………………………………...14
2.3 Опора мировоззрения…………………………………………………...14
2.4 Начало движения к новому……………………………………………. 16
2.5 Гуманизм………………………………………………………………....19
2.6 Отношение к искусству: светское или духовное?.............................21
2.7 Некоторые выводы………………………………………………………24
2.8 Отношение к красоте……………………………………………………25
2.9 Художник и универсальное знание……………………………………26
2.10 Идеальное и реальное..………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...30
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ……………………..………...5
1.1 Религиозно-общественная характеристика………………………….....5
1.2 Знание и вера……………………………………………………………...
1.3 Развитие науки…………………………………………………......
1.4 Образование, воспитание, искусство. ……………………………........11
1.5 Основные выводы о развитии культуры Средневековья……………..12
ГЛАВА 2. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ЕГО ФЕН
2.1 Хронологические границы……………………………………………...13
2.2 Самоосмысление человека……………………………………………...14
2.3 Опора мировоззрения……………………………………………
2.4 Начало движения к новому……………………………………………. 16
2.5 Гуманизм…………………………………………………………
2.6 Отношение к искусству: светское или духовное?.....................
2.7 Некоторые выводы………………………………………………………24
2.8 Отношение к красоте……………………………………………………25
2.9 Художник и универсальное знание……………………………………26
2.10 Идеальное и реальное..………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...30
ВВЕДЕНИЕ
Всестороннее развитие личности – вектор человеческого движения вперед; подъем общего уровня внутренней культуры молодых специалистов является одним из приоритетных направлений развития современной системы высшего образования. Комплекс знаний, необходимых специалисту в той или иной области профессиональной деятельности не должен ограничиваться утилитарными рамками, но призван способствовать развитию мировоззрения и становлению личности как «субъекта культурной деятельности». Подъем общей культуры формирующегося специалиста возможен только посредством приобщения его к наследию предшествующих поколений, к духовному опыту и системе ценностей. Базой для изучения прошлого, несомненно, является история, и следующие факты, события, процессы для установления определенных закономерностей развития человечества. Общее развитие человеческой деятельности от биологических форм жизни и качественное разнообразие исторически конкретных форм этой деятельности на различных этапах фиксирует термин «культура».
Культура – фундаментальное понятие современного обществознания, сложнейший социальный феномен, выступающий наиболее важным для человека объектом изучения, так как культура образует единое целое с наиболее важными социальными событиями и процессами. Глубина содержания этой категории столь велика, что еще не один исследователь будет предпринимать попытки раскрыть ее сущность. «Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами и в различные исторические эпохи». (5, с.12).
Изучением культуры как феномена призвана быть культурология, т.е. наука, изучающая «основные формы и закономерности мирового развития культуры в ее общих и единичных характеристиках» (11, с.3).
Культура каждого исторического этапа является сложным, органически целостным образованием. Познание специфики культуры, ее базисных ценностей возможна на основе выявления модели мира, определяющей тип творчества. Модель мира трансформируется и обогащается в процессе социального воспроизводства. Она воссоздается искусством и др.социальными институтами, показывая место человека в мире (его отношении к природе, обществу, самому себе и др.людям), формируя способ понимания индивидом смысла жизни и творчества, дает фундаментальный, системообразующей ценностный ориентир. Именно с выявлением базисной модели мира культурологический подход обеспечивает «возможность глубокой рефлексии (размышления, обращенность разума на самого себя) над наиболее сложными элементами конкретной культуры, в т.ч. над философским, этическим, эстетическим и … со знанием своего времени» (11, с.6).
История культуры как раздел культурологии фиксирует факты и объясняет конкретные исторические особенности развития культуры, но само по себе историческое развитие представлении о культуре не подводит к культурологии; это делает культурантропология, «изучающая конкретные ценности, формы, связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Для культуролога принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражает ее конкретные исторический, социальные и личностные формы». (5, с.17) Культурологические исследования вовлекают в научный оборот разносторонний материал из множества сфер социального творчества, однако главным полем исследования культуролога должен быть образ мыслей, образ жизни и деятельности отдельного «субъекта истории». Рассматривая результаты культурной деятельности (произведения живописи, музыки, литературы и т.п.), следует стремиться к постижению самого духа культуры, ее менталитета, парадигмы.
Т.о., предметом исследования культурологии является:
- результат культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества);
- менталитет и отсюда коммуникативный слой культуры (уровень общения, образования и воспитания);
- структура культуротворческой деятельности как ядро, архетип самой культуры
- история как пересечение «творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса» (5, с.14).
В изучении истории мировой культуры европейская культура воздействует на нас наиболее весомо уже в силу расположения нашей страны. Отсюда стремление глубже проникнуть в суть развития данного типа культуры, ведущей свое начало от античности, как явление, более родственного нам. Ввиду традиционной ориентированности европейской образованности на личностное производство культуры, рассматриваемый в данной работе материал призван раскрыть творческую ценность усилий наиболее талантливых представителей культуры, откликнувшихся на запросы своего времени и предвосхитивших будущие шаги в развитии человеческого общества. И в этом направлении из широкого спектра формообразования культуры (наука, техника, политика, экономика, философия, искусство) наиболее целесообразно обращение к сфере художественной культуры. Именно здесь "наиболее полно «чисто» и ярко проявляются творческие силы человека» (5, с.20). В художественном творчестве наиболее широко воплощены универсальные проблемы каждого из нас (счастье и смысл жизни, добро, любовь, честь, совесть и их антиподы). Непреходящее значение этих проблем для любого исторического этапа в целом и для каждого человека отдельно – залог актуальности и значимости изучения для современного исследователя. Современные условия жизни требует обновления и критической переоценки сложившихся представлений о культуре различных исторических эпох, так как в недавнем прошлом выводы исследователей приспосабливались к духу своего времени, деформируясь под давлением жестких идеологических установок с ориентацией на приоритеты политических ценностей. В наши дни осуществляется движение в направлении гуманизации и гуманитаризации образования, культивируется непрагматический интерес ко всесторонней образованности и новое веяние требует нового взгляда, нового отношения к культуре.
Я, как автор данной работы, надеюсь внести свой творческий вклад в культурологическую область, проанализировав отдельно взятую культуру определенной эпохи, в частности, эпохи Возрождения.
Об исторических границах Возрождения.
Исторические границы периода культуры, называемого Возрождением (Ренессансом), до наших дней четко не определены. Этот переход включает в себя два великих движения: Возрождение и Реформацию. Географически Возрождение возникло в Италии, резонируя в прочих странах Западной Европы, тогда как Реформация охватила все страны кроме Италии, хронологически совпадая с последним периодом Возрождения.
Несомненно, что к появлению нового типа культуры привели противоречия эпохи средневековья, что Возрождение подхватило и продолжило целый ряд тенденций предшествующей эпохи и радикально их преобразовало, правда, без ярко выраженного скачка. Бесспорно, связь Возрождения с грандиозными изменениями в общественной жизни, сфере экономики, с зарождением новых производственных (капиталистических) отношений. Возрождение – исключительно интенсивная культура, но очень недолговечная, за исключением Италии. Большинство европейцев ХV-XVI вв оставались в средневековом плену вплоть до самой Реформации, почти не заметив Возрождения. Мне представляется необходимым охарактеризовать ряд аспектов культуры средневековья, которые подвергнутся трансформации впоследствии. Это позволит проследить определенные линии возрожденческих преобразований.
Глава 1. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
1.1 Религиозно-общественная характеристика.
Прежде всего следует остановиться на изначальных социально-культурных характеристиках средневековой иерархии: духовенство заботилось о душе, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ («третье сословие») – трудился.
Общинное ожидание царства Божия на земле, присущее ранним христианам, трансформировалось. Теперь монашество олицетворяло собой сораспятие Христу при жизни. Каждый монашеский орден имел определенную цель: бенедиктинский (VI век) исповедовал практическое милосердие и активное участие в экономической жизни общества; доминиканский орден (XII век) боролся с еретиками; монахи-францисканцы (XIII век) подражали нищенской жизни Христа на земле.
Дворянство придерживалось иных представлений о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о чести, стремление к подвигу, благородство, верность богу и своему сеньору, прекрасной даме и данному слову.
Личная свобода человека не могла продвинуться дальше свободы выбора господина. Иерархия определяла некоторые границы, и былое полисное единство с социальным целым в повседневной жизни стало невозможным.
Средневековый человек из-за сословной замкнутости мог быть сопричастен миру только через Бога, и связь эта имела духовный характер. До XIII века преобладала установка «быть, как все», т.е. типичность, каноничность личности. Это являлось воплощением христианской добродетели, когда отказ от индивидуального принципиален. Личное подчинено всеобщему освещенному религиозными формами сознания. Явное преобладание христианства над язычеством уже в ранние века к X веку завершилось полным торжеством на «варварством», что подтверждается повсеместным строительством церквей при всех более-менее значительных приходах; стиль зодчества – романский. Господствовавший до XII века, данный стиль являл собой архитектуру сурового крепостного характера. Французский скульптор Роден подметил, что романская архитектура «ставит человека на колени», воспринимаясь, как «великое молчание», как устойчивость человеческого мировоззрения. Росписи, рельефы, украшающие церковь, экспонировали грозное могущество Бога.
Мировоззренческой остью христианства является вероисповедальная связь единоверцев, их духовно-нравственные искания. Все идеал, воодушевляющие античность, сняты с «пьедестала»: радость земного бытия, чувственно-любовное восприятие реальности, человек как устремленный к славе и мощи субъект – средоточие заблуждений. Сущность человека греховна, телесные радости достойны порицания и подлежат преодолению, стремления следует подчинить духовному единению с Богом. Образец добродетели отсюда – человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов и спасение с божьей помощью. Сущность нравственного идеала этого нового уровня духовного человека может быть представлена триадой: Веры-Надежды-Любви, где Вера есть «святая простота», ведущая к богу; Надежда олицетворяет идею спасения через загробное воздаяние, путем к которому является смирение, т.е. поведение, освященное церковью; Любовь – связь человека с Богом, устремленность к Нему. Очень важна идея боговоплощения. Царство божье – место соединения с Богом для жизни вечной, однако уже на земле каждый человек может принять его в свою душу подвигом веры и любви («царство божие внутри нас»). Земное, т.о., несовершенно и подлежит преодолению, но это не означает отрицание всяких земных ценностей. Высшая земная ценность – душа человека. Каждая душа заслуживает любви сама по себе без связи с достоинствами (талант, щедрость и т.д.) здесь утверждается ценность любви человека к человеку, люби братской (брат во Христе). Из ценности братской любви вытекает свобода как высшее достояние человека; свобода наиболее интенсивно выражается в подвиге веры.
Традиционализм – еще одна из важнейших черт духовной жизни, связи старого и нового. Чем древнее, тем подлиннее. Новаторство отсюда – проявление гордыни и отступления от истины. Это обусловливает анонимность произведений, ограниченность свободы творчества теологическими нормами.
Символизм – следующая характерная черта средневековья. Библия дает постоянный повод для толкования текста, размышления над ним. Интеллектуальная культура этого времени экзегична (экзегетика – разъяснение текстов; то же, что и герменевтика).
Деятели средневековья прежде всего проповедники, преподаватели богословия. Им важно не только уяснять величие замыслов бога, но и передавать знания другим. Это приводит к распространению таких форм интеллектуальной деятельности, как дискуссия, построение аргументации. Мыслитель должен быть эрудитом – следовательно, знания его должны быть энциклопедическими. Говоря о дидактике этого времени (дидактика – сочинение поучительного, наставительного характера), отмечу создание компиляции (компиляция – составление чужих исследований воедино, без самостоятельной обработки источников). Работы, составленные методом компиляции, назывались «суммами». Хорошо известна, например, «Сумма теологии» Формы Аквинского.
Информация о работе Культура эпох Средневековья и Возрождения