Культура Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика
2. Мировосприятие и религиозные верования
3. Художественная культура
4. Письменность
5. Литература
6. Искусство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Культурология(Китайская культура).docx

— 46.71 Кб (Скачать документ)

     Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно-декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».

     Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью. Стилизация и гротеск сделали возможным отстранение художественного творчества от каких бы то ни было утилитарных соображений и определили в дальнейшем разнообразие китайского искусства позднейших эпох.

     В китайской картине каждый предмет  глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна  – это символ долголетия, бамбук – стойкости и счастья, аист –  одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей – вытянутый  свиток – помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть  природы, а целостность всего  мироздания.

     Все жанры древнекитайского искусства  несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования  человека, настраивали на особое восприятие; восхищение природой, ее красотой и  работой мастера. Наверное, поэтому  красота китайских пейзажей с  их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение  мира, иную эстетику. 

  1. Письменность

     Наиболее  ранние памятники древнекитайской  письменности — иньские гадательные надписи XIV—XI вв. до н. э. Возникновение же этой системы письма должно быть' отнесено к гораздо более раннему времени, поскольку иньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде. С типологической точки зрения между иньской письменностью и современной иероглификой нет принципиальных различий. Подобно современным китайцам, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Подавляющее большинство иньских знаков представляло собой идеограммы — изображения предметов или сочетания таких изображений, передающие более сложные понятия. Кроме того, в иньской письменности уже использовались знаки другого типа, абсолютно преобладающие в современной китайской иеро-глифике: один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков типологически близка к тем древнеегипетским иероглифам, которые, фиксируя звучание слова, имели дополнительный смысловой детерминатив.

     Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, отличающими их от современных китайских иероглифов. Во-первых, каждый элементарный знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части. Во-вторых, существовало большое разнообразие в написании одного и того же знака. В-третьих, ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.

     Благодаря заимствованию иньской письменности чжоусцами развитие ее не прервалось и в I тысячелетии до н. э. Существенные изменения происходят в ней лишь во II—I вв. до н. э., когда после унификации местных вариантов иероглифов возникает новый почерк написания знаков. Иероглифы этого времени уже полностью утратили связь со своими первоначальными начертаниями. Письменность ханьского времени в принципе почти не отличается от современной.

     Трансформация написания знаков была в значительной мере обусловлена эволюцией материалов, использовавшихся для письма. В Древнем  Китае обычно писали на длинных и  тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком  или ремнем. Писали тушью с помощью  кисти, а ошибочно написанные знаки  подчищали металлическим ножом (отсюда происходит обшее название письменных принадлежностей — «нож и кисть»). Начиная с середины I тысячелетия до н. э. древние китайцы писали также на шелке (образцы таких «шелковых» книг найдены в ханьских погребениях). На рубеже новой эры в Китае была изобретена и вошла в употребление бумага. В первых веках новой эры бумага вытесняет все старые материалы для письма.   

  1. Литература 

     Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на'бронзовых сосудах XI—VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин».

     «Шицзин» — подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам   («Нравы  царств»,   «Малые   оды», «Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых — служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.

     Традиции  «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах».

     Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности.

     Народная  поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них — Сыма Сян-жу — были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оставаться спорным.  

  1. Искусство 

     Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Не случайно, в частности, название поэтического жанра сун (гимны) восходит к слову «колокол». Характер аккомпанемента определял поэтические особенности и других жанров. Музыка, поэзия, танец — в синкретическом единстве этих трех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать» — так определялась древними китайцами социальная функция музыки.

     Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые  и ударные. Этот набор музыкальных  инструментов продолжал существовать и в ханьское время для исполнения традиционной «изысканной» музыки. Наряду с ним в I—II вв. в Китае распространяются и совершенно новые музыкальные инструменты, главным образом заимствованные у соседних народов. Многие из них попали в Китай из Средней Азии.

     В глубокой древности в Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придававших  характерные черты дворцовой  и храмовой архитектуре ханьской эпохи.

     Основу  конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть  крыши. Без столбов и соединяющих  их балок здания вообще быть не может  — это представление нашло  отражение в многочисленных метафорах  и сравнениях, встречающихся в  древнекитайских письменных памятниках («Вы для царства Чжэн — словно балка в крыше,—говорит сановник этого царства одному из придворных,—если балка рухнет, то и слеги рассыплются»).

     Здание возводилось на приподнятой платформе, отсюда типичные для древне-китайского языка выражения «подняться во дворец», «спуститься из дворца» и т. д. Стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал применяться в строительстве со II — I вв. до н. э). Крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время украшавшиеся иероглифическими надписями с пожеланиями счастья, благополучия и богатства.

     Образцом  ханьского градостроительства была столица империи — Чанъань, один из крупнейших городов древнего мира. Его окружала стена с двенадцатью воротами. Самыми , высокими зданиями были императорские дворцы. Дворцовые помещения не были сосредоточены в одном месте, а располагались в разных концах столицы. Соединяли их крытые переходы и подвесные галереи, по которым император и его свита могли переходить из одного дворца в другой, не боясь досужих взоров простолюдинов. Вблизи дворцов помещались выкрашенные в желтый цвет здания административных учреждений (в ханьское время красный цвет был символом императора, желтый — официального присутственного места). Не только эти здания, но и дома многих богатых горожан были двухэтажными.

     «Собак  и лошадей изображать трудно, потому что люди постоянно видят и  хорошо знают их, так что нарушение  сходства сразу может быть обнаружено. Духов изображать гораздо легче. Духи не имеют определенной формы, их нельзя увидеть ч поэтому легко  рисовать»,—утверждал один из китайских философов. Его современники достаточно часто изображали и собак с лошадьми и духов — об этом Свидетельствуют многочисленные фрески и барельефы, известные нам благодаря раскопкам погребений. Эти произведения изобразительного искусства относятся, правда, к несколько более позднему времени, но основываются на традиции, сложившейся в период Чжаньго.

     Особенно  следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи. К числу наиболее значительных и известных в настоящее время произведений этого жанра принадлежит фреска, открытая в 1957 г. в ханьском погребении близ Лояна. На ней изображен драматический эпизод междоусобной борьбы конца III в. до н. э,, когда будущий основатель хань-ской династии попал в ловушку, подстроенную его соперником, и остался жив благодаря находчивости своих соратников. Неизвестный художник мастерски передал индивидуальные черты участников пира.

     О том, что в ханьское время существовал обычай украшать портретными фресками дворцовые помещения, говорят многочисленные свидетельства источников; сохранились и имена некоторых знаменитых в свое время художников. Об одном из них рассказывали, что он владел искусством портрета в такой степени, что мог передавать не только красоту лица, но и возраст человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В истории древневосточных стран  Древний Дальний Восток занимает очень важное место. Древнекитайское  классовое общество и государственность  сформировались несколько позже, чем  рзнние цивилизации Древней Передней Азии, тем не менее после возникновения они начинают развиваться в быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые привели к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

     древнекитайское классовое общество и государство  на протяжении столетий развивались  в условиях относительной изоляции от других цивилизаций Древнего Востока. Это определило значительное своеобразие  многих конкретных форм древнекитайского общества и культуры.

     Важной  особенностью социально-экономического развития Древнего Китая является сложный  характер регулирования русла реки Хуанхэ, открытость границ земледельческих  районов Китая для многочисленных приграничных кочевников, обособленность и различие ряда районов Китая, которые  были питательной почвой для политического  и культурного сепаратизма. Эти  особенности затрудняли складывание  централизованного государства  и вместе с тем рождали особо  жесткие формы в борьбе за создание государственной централизации.

     Непрерывность развития древнекитайской народности и культуры, прочная преемственность  традиций нашли отражение в этническом самоназвании современных китайцев — хань, восходящем к наименованию древнекитайской империи; многие черты современной культуры уходят корнями в ранние исторические эпохи. 
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверинцев С.С., Алексеев В.П.: «Древние Цивилизации».

2. Всеобщая  история искусств. Том 1

3. История Древнего Востока: Учебник для вузов. 3-е издание. Москва: Высшая школа, 1999 год.

4. История и наука Древнего Китая.

5. Костина А. В. «Культурология» М.: КНОРУС, 2008

6. Малявин В. В. Китайская цивилизация. Москва: Астрель, 2000 год.

7. Хрестоматия по культурологии.

8. http://bibliotekar.ru/polk-17/53.htm

     

Информация о работе Культура Китая