Культурные традиции сахалинских айнов в отечественной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание

Эта тема актуальна и с практической точки зрения, она помогает решать задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня в новой образовательной политике внедряется мысль о стратегической важности повышения этнокультурологической компетентности людей, целесообразности разработки программ и курсов, способствующих воспитанию межэтнического общения, ознакомлению детей и молодежи с традициями своего и других народов. Обращение к обрядовой культуре этноса позволяет расширить общее представление о народах, способствует выработке положительных стереотипов в отношении других этносов, что ведет к сближению и взаимопониманию между людьми, принадлежащих к разным расовым и этническим группам.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Айны: общие сведения об этносе 6
1.1. Айны как этническая общность 6
1.2.Материальная культура айнов 13
Глава 2. Социальная культура и искусство айнов 27
2.1.Социальная организация и общественный быт айнов. 27
2.2.Мировоззрение, мифология и культовая практика. 30
2.3.Фольклор и декоративно-прикладное творчество айнов 38
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение 50

Работа состоит из  1 файл

курс_культурные традиции сахалинских айнов в отечественной истории.docx

— 1.01 Мб (Скачать документ)

культурные традиции сахалинских айнов в отечественной истории

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Айны: общие сведения об этносе 6

1.1.  Айны как этническая общность 6

1.2.Материальная культура  айнов 13

Глава 2.  Социальная культура  и искусство айнов 27

2.1.Социальная организация и общественный быт айнов. 27

2.2.Мировоззрение, мифология и культовая практика. 30

2.3.Фольклор и декоративно-прикладное творчество  айнов 38

Заключение 43

Список литературы 46

Приложение 50

 

Введение

 

     На севере  Японии, на Хоккайдо живет древнейший  и загадочный аборигенный народ  японских островов – айны. Сегодня  их насчитывается чуть более  20 тысяч человек, но когда-то  людей, идентифицирующих себя  как айны, было гораздо больше, они занимали южную оконечность  Камчатки, Курилы и юг о. Сахалин.  Последние два столетия были  для айнов временем их истребления  и вытеснения с законных мест  проживания. Необычный для жителей  Азии физический облик,  их  язык, наполненный мелодикой, колоритный  песенный и танцевальный фольклор, самобытное прикладное искусство  резко отличает их от аборигенов  Дальнего Востока.  Кто они  такие, откуда пришли, кто их  прародители, где их прародина,  к какой языковой семье принадлежит  язык, на котором они говорят,  к какому антропологическому  типу они относятся и почему  в их культуре смешались черты  южных и северных народов -  эти вопросы ученые всего мира  задают уже более полутора  веков.

Одним из актуальных направлений  этнографических исследований остается выявление и изучение специфических  черт, культурно-бытовых особенностей и этнокультурных связей региональных этнических групп.

В этом контексте исследование обрядовой культуры этнической группы айнов о. Сахалин приобретает  особое звучание. Это была вторая по численности ветвь айнского этноса, чья культура резко отличалась от культуры айнов Хоккайдо, сочетая  в себе южные и северные черты. Волею судеб и государств сахалинские  айны вынуждены были покинуть родные места, и в результате ассимиляционных  процессов их своеобразная материальная и духовная культура полностью растворилась в иной этнокультурной среде, оставив  нерешенными проблемы их этногенеза и этнической истории. Но до сих пор  хранят память о своих предках  потомки айнских родов Куйсали  и Дуван, проживающие на территории Ульчского района, что вызывает активизацию  их этнического чувства, желание  сохранить айнские черты обрядовой культуры. И в данной ситуации видится важным изучение специфических особенностей культуры сахалинских айнов для решения этногенетических, этнокультурных проблем и вопросов их этнической истории.

Актуальность исследования.     Интерес к обрядовому комплексу айнов о. Сахалин был вызван тем, что именно обрядовые традиции составляют наиболее важный этнодифференцирующий пласт в духовной культуре народа. Через обрядовую систему происходит трансляция опыта новым поколениям, передача наиболее важных связей и отношений, благодаря которым сохраняется преемственность в этнической общности. В данной работе обряды и обычаи айнов рассматриваются не изолированно, а в процессе этнокультурного взаимодействия их этнической истории с историей тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов (нивхов), населявших бассейн Нижнего Амура и о. Сахалин, что является первой подобной попыткой исследования проблемы в отечественной науке.

Эта тема актуальна и с  практической точки зрения, она помогает решать задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня  в новой образовательной политике внедряется мысль о стратегической важности повышения этнокультурологической компетентности людей, целесообразности разработки программ и курсов, способствующих воспитанию межэтнического общения, ознакомлению детей и молодежи с традициями своего и других народов. Обращение  к обрядовой культуре этноса позволяет  расширить общее представление  о народах, способствует выработке  положительных стереотипов в  отношении других этносов, что ведет  к сближению и взаимопониманию  между людьми, принадлежащих к  разным расовым и этническим группам. Это особенно актуально сегодня  на фоне обострения межэтнических взаимоотношений  в разных уголках планеты.

Цель  исследования : рассмотреть культурные традиции  сахалинских айнов в контексте отечественной истории.

 

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности этнической общности айнов,  их материальную  культуру;
  2. Исследовать элементы социальной организации и общественный быт айнов;
  3. Проанализировать специфику мировоззрения, особенности мифологической системы айнов, их культовую практику;
  4. Изучить характерные черты фольклора и декоративно-прикладного творчества  айнов.

Объект исследования: культурные традиции  сахалинских айнов.

Предмет исследования: материальная и духовная культура айнов.

Методы исследования:

- сравнительно-исторический,

- аналитический

 Источниковая база:

Проблемы этнической истории  айнов о. Сахалин, особенности их материальной и духовной культуры недостаточно освещены в научных трудах. Однако отдельные аспекты темы нашли  свое отражение в опубликованных работах и научных статьях  ряда отечественных и зарубежных ученых. Эти исследования  можно  разделить на три условные группы. 

К первой группе относятся  труды, охватывающие начальный описательный период историографии айнов о. Сахалин. Здесь выделяются работы путешественников С.П. Крашенинникова, И.Ф. Крузенштерна, Ж.Ф. Лаперуза, Мамия Томомунэ (Риндзо), Могами Токунай, У.Р. Броутона, Б. Виттенгена, Г. Тилли, Т. Аткинсона.

К периоду описательной историографии  с элементами научного объяснения принадлежат  сведения, собранные морскими офицерами  Н.В. Рудановским, Н.В. Буссе, Н.К. Бошняком, В.А. Римским-Корсаковым, участниками  Амурской экспедиции под руководством Г.И. Невельского, монографические работы М.М. Добротворского, Л.И. Шренка, Д.Н. Анучина, И.С. Полякова, Д. Ховарда, Б. Лауфера, П.Лаббэ и др

Особый интерес представляют этнографические исследования политических ссыльных Л. Я. Штернберга и Б.О. Пилсудского, в которых заметен уже научный  подход к проблеме изучения духовной и материальной культуры айнов Сахалина. Их труды стали в последствие  классическими  и легли  в основу российской источниковедческой базы айноведения.  Работа Н.Н. Невского «Айнский фольклор»  часто цитируется отечественными и  зарубежными исследователями.

     С середины  ХХ века и по настоящее время  начался и продолжается третий  описательно-обобщающий период исследования  айнской проблемы, где различные  аспекты этнической культуры  и этнической истории айнов  получили  уже теоретическое осмысление. Ведущими специалистами в этой  области среди российских ученых  считаются А.Б. Спеваковский, С.А.  Арутюнов, В.Г. Щебеньков, Ч.М. Таксами,  В.Д. Косарев, ученые о. Сахалин  и др. Среди работ зарубежных  исследователей выделяются труды  Э. Онуки-Тирни, Дж. Стефана, Б.  Уокера, Ш. Огихара, И. Накамура, К. Ямаура, Х. Уширо, С. Сасаки, Ш. Кайано и др.

 Практическая значимость: состоит  в возможности  использования материалов данной работы в учебно-просветительской деятельности, в музейной работе.

 Структура исследования:  курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложения.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Айны: общие сведения об этносе

1.1.  Айны как этническая общность

Айны —древнейшая этническая общность региона, коренные обитатели Сахалина и Курильских островов. Это один из интереснейших и даже загадочных в этнографическом отношении народов земного шара. Большой интерес и особое внимание к этому этносу со стороны многих исследователей мира объясняется прежде всего комплексом вопросов, образующих так называемую «айнскую проблему», которую ученые разных стран пытаются разрешить вот уже несколько столетий. Основными задачами этой проблемы является нахождение исторической прародины айнов и выявление родственного им этноса или группы этносов, миграционных путей к месту современного расселения, причин миграции.

Расовому своеобразию, проблемам  истории и этнографии айнов посвящено сотни монографий и многие тысячи статей. В числе гипотез и теорий происхождения айнского этноса выделяются несколько основных групп: европеоидной принадлежности, континентального (азиатского) происхождения, сближения с североамериканскими общностями, автохтонности айнского населения, южного (океанийского, австронезийского) происхождения.[17, с. 28]

Айны по своему антропологическому типу занимают обособленное место среди народов Азиатского континента, образуя в пределах Восточной Азии как бы островок расовой обособленности. В противоположность монголоидам (японцам, корейцам, китайцам, народам Приамурья), у айнов наблюдается относительная депигментация (светлый цвет кожи) и сильная обволошенность лица и тела, ставящая их по этому показателю на одно из первых мест в мире. Однако по ряду важных диагностических особенностей черепа (заднескуловый шов, частота клиновидно-верхнечелюстного шва) они имеют специфическое сходство с монголоидами. Сахалинская ветвь айнов являлась наиболее смешанной популяцией, имела значительное число монголоидных черт. До второй половины XX века большое распространение имела южная теория происхождения айнов и их генетического родства с полинезийцами и австралийцами, выдвинутая Л. Вивьеном де Сен-Мартеном, и подержанная российским антропологом Д.Н. Анучиным и развитая Л.Я. Штернбергом.

Исследователь айнской культуры А.Б. Спеваковский отмечает, что «несмотря  на большие масштабы современных изысканий, в айнской проблеме еще очень много неясного, в связи с чем она нуждается в дальнейших разработках»: «...мозаичный комплекс признаков, сочетающих монголоидность и черты, присущие южным общностям, может быть свидетельством того, что айны представляют собой остаток очень древней популяции, возможно, древний вариант монголоидной расы. Скорее всего, регион формирования протоайнов располагался во внутренних районах Азиатского материка, и не обязательно на его юге, возможно, севернее, чем это принято считать. Не исключено, что место сложения древних австронезийцев располагалось поблизости от центра формирования праайнов. Более или менее точно локализировать эти центры пока не представляется возможным. Археологические материалы показывают довольно четкую, устойчивую и многостепенную тенденцию движения древнего населения из внутренних районов Азии в северо-восточном и восточном направлениях». .[27, c.181]

Современные серологические исследования японских ученых свидетельствуют  о более близком родстве айнов с монголоидными популяциями региона, чем с народами Европы и Австралии, что позволяет продолжать разрабатывать версию о принадлежности айнов к палеомонголоидам. В то же время по соматическим и некоторым краниологическим (например, особенности подглазничного узора) признакам айны сближаются с экваториальными этносами. Но эти моменты трактуются российскими этнологами С.А. Арутюновым и В.Г. Щебеньковым как «лишь конвергентное внешнее сходство, а не показатель какого-то генетического родства». По мнению этих исследователей сложение «протоайноидного» населения происходило в результате следующих процессов: «Очевидно, в глубокой древности в Восточной Азии шло формирование различных расовых типов на базе какого-то протоморфного, очень архаичного исходного типа, еще не обладавшего специфическими особенностями современных рас. На севере региона, в сухих и пустынных районах Центральной Азии и Северного Китая, сложился монголоидный расовый тип, на юге, в тропиках, — различные варианты темноокрашенных австралоидов, а в промежуточной субтропической зоне Восточной Азии — различные варианты расовых типов, внешне несколько напоминающие европеоидов. <...> В дальнейшем происходило длительное смешение и замещение этих типов монголоидами, и сохранились они до наших дней далеко не в чистом виде лишь на островной периферии Азии в лице полинезийцев, айнов и некоторых народов Индонезии, у которых монголоидные черты выражены сравнительно слабо».[3, c.69]

Наряду с обособленным местом в мировой расовой систематике не меньший интерес представляет собой традиционная культура айнов. Она включает элементы, которые присущи как северным, так и расселяющимся в южных регионах Тихоокеанского бассейна этносам. При этом определенные элементы культуры вполне позволяют сопоставить их с таковыми в культурах других народов, обитающих на значительном удалении от мест расселения айнов — в Юго-Восточной Азии, на островах Тихого океана, северо-востоке Азии, северо-западе Американского континента.

К числу «южных» особенностей айнской культуры обычно относили: использование примитивного ткацкого станка, похожего на индонезийский; распашную и поясную (набедренная повязка) одежду, изготовленную из луба; старинное вооружение (лук, палицы), сходное с австронезийским; использование токсичных ядов растительного происхождения; татуировку; орнамент; ряд охотничьих поверий и представлений.

Однако исследования смежных  наук во второй половине XX века поставили под сомнение многие положения южной теории. Прежде всего, древнее происхождение культуры «дземон» не позволяет считать прародиной айнов Океанию, заселенную позже Японии. Современные исследователи склоняются к тому, что многие особенности айнской культуры, трактуемые ранее как «южные», могли возникнуть на айнской почве конвергентно, эмпирическим путем, а многие другие имеют аналоги у североазиатских монголоидов. И более правомерно в этой связи говорить об этнических связях между предками тунгусоязычного и айнского населения в древности.

Предметом оживленных научных  споров остается айнский язык, его  происхождение, типологические характеристики. Это язык-изолят. Несмотря на большую работу, проделанную российскими и зарубежными лингвистами, до сих пор не выявлены генетические связи айнского языка с другими языками. Имеются попытки доказать родство айнского языка с австронезийскими языками, с палеоазиатскими языками, с семитскими, с баскским и кавказскими языками, с индоевропейскими языками, с алтайскими. По мнению доктора исторических наук А.Б. Спеваковского данные исторической лингвистики приобретают особое значение в свете айнской проблемы: «Сравнительно-историческое изучение айнского и тунгусо-маньчжурских языков выявляет довольно большое количество общих лексических элементов, оказывающихся межгрупповыми заимствованиями. В первую очередь это относится к родственной терминологии. Множество примеров дает рассмотрение лексических схождений айнского с другими языками: алтайскими, монгольскими, тюркскими, а также корейским, который ряд исследователей относит к алтайской языковой семье. К числу этих примеров относится лексика, связанная с ландшафтом и явлениями природы, материальной и духовной культурой, традиционными занятиями и образом жизни и т.д.» .[27, c.185]

Информация о работе Культурные традиции сахалинских айнов в отечественной культуре