Айны достигли высокого уровня
мастерства в резьбе по дереву. Дерево
– наиболее часто употребляемый
природный материал у айнов, из него
вырезали многие вещи, начиная от лодок
и жилищ и до мелочей вроде
деревянных гвоздей. Многие изделия
из дерева одновременно имели прикладное,
эстетическое и религиозное значение.
Мужчины были обязаны вырезать огромное
количество заструженных палочек инау,
жертвуемых духам во время ритуалов,
их вырезали преимущественно из ивы.
Только мужчины могли орнаментировать
культовые предметы, женщинам это
строго запрещалось.
Высокого художественного
уровня достигали мастера в изготовлении
икуниси - сакральных палочек, которые
рассматривались в качестве посредников
между людьми и духами. Икуниси
исполняли роли посыльных к божествам,
использовались в повседневной практике
для жертвоприношения богам. В этнографической
литературе получили название «палочки
для питья», «усодержатели». На сохранившихся
икуниси искусно запечатлены
сцены морской охоты, рыбной ловли, охоты
на медведя, фрагменты праздников и ритуалов.
Использовались не только приемы рельефной
резьбы, но и прорезной. На некоторых икуниси,
например, воспроизведены сценки охоты,
при этом миниатюрные люди, лодки или животные
двигаются по пазам.
Айнский музыкальный инструмент,
пятиструнныый тонкори изготавливали
также только мужчины, поскольку
этот инструмент считался сакральным.
Для изготовления тонкори в течение
двух лет высушивали древесину сосны,
струны делались из китовых жил с
переплетениями из волокон крапивы.
Айны считали, что звуки тонкори
отгоняют злых духов и болезни. Все
детали резьбы исполнялись только ножами
различной формы, но это были тонкие
работы художественного уровня.
Не только культовые предметы,
но и чаши или ковши, используемые
ежедневно, являлись превосходной искусной
работой, украшались витиеватыми резными
узорами. Из дерева изготавливали разнообразную
посуду – начиная от корытец, в
которых они растирали пестиком
травы, съедобный глинозем, сушеную
рыбу, и кончая тарелками, ложками
и палочками для еды. Даже сосуды,
в которых они приготовляли пищу
над огнем, нередко делали из бересты,
наполненная водой, береста не горела.
Женщины были искусны в
аппликациях, вышивках Они шили красивые
орнаментированные зимние халаты, искусно
компонуя мех по цвету. Особенностью
айнской одежды являлось использование
красочных «вставок» из кусочков
хлопчатобумажной ткани и вышитых
орнаментов. Они служили не только
украшением, но и защитой от злых
духов, искусство их изготовления передавалось
от матери к дочерям по наследству.
В летних халатах витиеватый орнамент
из аппликации и вышивки, количество
узоров и цветовая гамма отделки
указывали на пол и социальный
статус владельца.
Айнские женщины изготавливали
из сухой травы, волокон луба циновки,
которые были многофункциональны. Их
использовали среди постельных принадлежностей,
на них сидели в доме, их вешали на
вход и на стены. Циновки были не только
предметами интерьера, но использовались
и во время ритуалов. Чтобы разнообразить
и обогатить цветовую палитру интерьера,
материал для циновок окрашивали, вымачивая
в воде с корой деревьев, соком растений.
Таким образом, культурное наследие
айнов, представленное образцами во многих
музейных коллекциях, обращает на себя
пристальное внимание ученых. Но следует
отметить, что чаще всего подробно изучаются
вопросы, связанные с религиозными воззрениями,
этногенезом и этнической историей народа.
Заключение
В последнее время обращение
ученых к теме обрядовой культуры
этносов, населявших и населяющих указанную
территорию, становится закономерностью.
Этот процесс вызван многими причинами
и, прежде всего, нерешенностью многих этногенетических и
этнокультурных проблем, касающихся аборигенов
Амуро-Сахапинской историко-этнографической
области, к которым с полным правом относится
этническая группа сахалинских айнов.
Культурное наследие айнов,
представленное образцами во многих
музейных коллекциях, обращает на себя
пристальное внимание ученых. Но следует
отметить, что чаще всего подробно
изучаются вопросы, связанные с
религиозными воззрениями, этногенезом
и этнической историей народа. При
этом во многих исследованиях айны представлены
как единая этническая общность, тогда
как существовало три этнические группы:
хоккайдская, сахалинская и курильская;
каждая со своими культурными особенностями
и диалектами айнского языка. Внимание
этнографов было сосредоточено в основном
на айнах Хоккайдо, как самой многочисленной
этнической группе. И лишь отдельные проблемы
духовной и материальной культуры айнов
Сахалина были затронуты учеными в конце
XIX - начале XX - го веков.
Обряды и обычаи любого
этноса, а айны Сахалина - не исключение,
по праву считаются наиболее устойчивыми
и характерными признаками его духовной
сферы, которые помогают людям адаптироваться
к конкретным условиям окружающей среды.
Они являются важным историческим источником,
раскрывающим механизмы и средства
материального и духовного существования
народа, наиболее отличительным компонентом
этнической культуры.
Сегодня уже можно говорить
о том, что за почти двухсотлетний период
многими поколениями исследователей создана
эмпирическая и теоретическая база для
изучения айнской проблемы. Но в то же
время, в силу определенных обстоятельств,
современные работы рассматривают айнов
как единую этническую общность, тогда
как сахалинские айны имели в своей материальной
и духовной культуре особенности, сближающие
их больше с аборигенами Нижнего Амура
и о. Сахалин, чем с айнами Хоккайдо.
Данные археологических, антропологических,
и лингвокультурологических исследований,
исследования предметов материальной
культуры и декоративно-прикладного искусства
не могут пока дать однозначных ответов
на вопросы, касающихся проблем исторического
и культурного развития айнской этнической
группы острова Сахалин. Сложность состоит
еще и в том, что данный этнос на протяжении
почти всего своего исторического развития
не имел письменности, что привело к утере
большого количества информации или ее
искажению, а начальный этап изучения
айнов Сахалина, когда еще их обычаи и
обряды не претерпели заметного инокультурного
влияния, носил лишь описательный характер.
Если рассматривать обычай
с позиций деятельности человека,
имеющей практическое значение, то
следует заметить, что он тесно
с ней связан,стереотипизируя
формы повседневного человеческого
поведения. В частности промысловая обрядность как
одна из форм деятельности общества рыболовов,
охотников и собирателей была направлена
на удовлетворение насущных потребностей
человека в пище, одежде и др. материалах,
способствующих выживанию данного этноса
в сложных климатических условиях.
Таким образом, решая поставленную
задачу по определению культурных традиций
айнов середины XIX - начала XX вв. в духовной
культуре аборигенов Нижнего Амура и о.
Сахалин, мы отмечаем следующее:
- сахалинские айны имели
своеобразную и самобытную культуру,
основными чертами которой являлись
их обрядовый и ритуальный
комплексы, способствовавшие адаптации
человека к условиям внешней
среды и максимально приспособленные
к хозяйственно-бытовым нуждам
общества охотников, рыболовов
и собирателей; их обрядность
несла в себе заложенную предками
этнокультурную информацию, которую
они передавали подрастающему поколению,
сохраняя на протяжении веков своеобразие
ритуальных форм;
- огромное значение культуры
айнов как источника народного
творчества, тесно связанного с
фольклором, музыкой, хореографией,
орнаментом, декоративно-прикладным
искусством.
Список литературы
- Акулов А. Ю. История языка айну.
// Краеведческий бюллетень, № 3. Южно-Сахалинск,
2005. С. 102 – 103.
- Акулов А. Ю. Реконструкция традиционных
представлений айну о мире (по материалам
анализа фольклорных текстов). // Известия
ИНБП, № 14. Южно-Сахалинск, 2010.
- Арутюнов С.А. Щебеньков В.Г. Древнейший
народ Японии: Судьбы племени айнов. / Арутюнов
С.А. Щебеньков В.Г. -М., 1992.-207 с.;
- Василевский А. А. История археологических
открытий и основные проблемы изучения
каменного века на острове Сахалин. // Офиц.
веб-сайт Сахалинского госуниверситета.
– http://sakhgu.sakhalin.ru.
- Василевский А.А.
Каменный век острова Сахалин./ Василевский
А.А. – Южно–Сахалинск: Сахалинское книжн.
изд–во, 2008. – 412 с.
- Василевский А.А.,
Грищенко В.А., Орлова Л.А.Периодизация,
рубежи и контактные зоны эпохи неолита
в островном мире дальневосточных морей
(в свете радиоуглеродной хронологии памятников
Сахалина и Курильских островов) // Археология,
этнография и антропология Евразии. –
Изд-во ин-та археологии и этнографии СО
РАН, 2010. № 1 (41). – С.51-69.
- Кальчева А. Японский палеолит: когда
появились первые люди на Японских островах.
2009. //Fushigi Nippon. – http://leit/ru/modules.php.
- Кондратенко А. П., Прокофьев М. М. Проблемы
этнической антропологии, археологии
и этнографии айнов./ Кондратенко А. П.,
Прокофьев М. М. - Ч. I-IV. Южно-Сахалинск,
1989; Часть I: О месте айнов в системе расовой
классификации народов мира.
- Коренные народы Сибири и Дальнего Востока
: Справочник в помощь учителю краеведения
/ сост. М. Г. Булавинцева. – Южно-Сахалинск
: Изд-во СОИПиПКК, 2006. – 57 с.
- Косарев В. Д. «Айнская проблема» сегодня:
кто такие дзёмонцы и кто такие айны? //
Известия ИНБП, № 12. Южно-Сахалинск, 2008;
- Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг
света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях
«Надежде» и «Неве»./ Крузенштерн И.Ф.-
Владивосток, 1976. – 392 с.;
- Лаперуз Ж.Ф. Путешествие Лаперуза в Южном
и Северном Тихом океане.// Краеведческий
бюллетень СОКМ. –1995. - № 1. – С.3-47;
- Мамчева Н. А. Музыкальные инструменты
медвежьего праздника // Мамчева Н. А. Обрядовые
музыкальные инструменты аборигенов Сахалина
/ Н. А. Мамчева ; отв. ред. Т. П. Роон. – Южно-Сахалинск
: Изд-во СахГУ, 2003. – С. 8-44.
- Миссонова Л. И. Уйльта Сахалина: Большие
проблемы малочисленного народа / Л. И.
Миссонова ; [отв. ред. С. А. Арутюнов] ; Ин-т
этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая
РАН. – М. : Наука, 2006. – 295 с. : ил., карты.
- Невский Н. А. Айнский фольклор./ Невский
Н. А. - М.: Наука, 1972.
- Онуки-Тирни Э. Айны Северо-Западного
побережья Сахалина. // Краеведческий бюллетень
СОКМ.- 1996.- №№ 1,2,3.
- Осипова М. Айны острова Сахалин: традиции
и повседневность : Очерки обрядовой культуры
/ М. В. Осипова ; [науч. ред. А. Г. Филимонов].
– Хабаровск : РИОТИП, 2008. – 183 c.: табл.,
рис.
- Осипова М. В. Айны о. Сахалин на страницах
исследований российских мореплавателей
и ученых / М.В. Осипова // Сборник статей
молодых ученых / под ред. В.В. Романовой
и др. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2005. – С.
100-110.
- Осипова
М. В. Айны: их контакты с жителями Нижнего
Амура и о. Сахалин / М.В. Осипова // Арсеньевские
чтения: Материалы науч.-практич. конференции,
посвященной 115-летию ПГОМ им. В.К. Арсеньева,
28-29 сент. 2005. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного
университета, 2005.- С.94-95.
- Осипова М. В. Обычаи и обряды айнов в
системе культурного взаимодействия
с аборигенами нижнего Амура и о. Сахалин/
автореф. дис._ Владивосток, 2006
- Пенская Т. В. Макет «Праздник медведя
у сахалинских айнов» / Т. В. Пенская // Айны
: Проблемы истории и этнографии / АН СССР,
Дальневосточ. отд-ние, Ин-т мор. геологии
и геофизики ; Сахалин. обл. краевед. музей
; [сост. М. С. Высоков]. – Южно-Сахалинск,
1988. – С. 163-167.
- Полонский А. С. Курилы. // Краеведческий
бюллетень, № 3. Южно-Сахалинск, 1994. С. 27,
50.
- Прокофьев М. М., Косарев В. Д. Петроглифы
острова Итуруп в связи с проблемой протописьменности
айнов. // Известия ИНБП, № 14. Южно-Сахалинк,
2010.
- Рудановский Н.В. «Поездки мои по острову
Сахалину я делал осенью и зимою …» Отчеты
лейтенанта Н.В. Рудановского. 1853-1854. //
Вестник Сахалинского музея. – 2003. - №10.-
С.137-166.;
- Соколов А. М. Материальная культура айнов
(XIII–XIX вв.): Историко-этнографическое
исследование. – Автореф. дисс. ... к. и.
н. СПб, 2007. С. 5-6, 12.
- Спеваковский А. Б. Медвежий праздник
и другие айнские обряды, связанные с «проводами»
животных, птиц и рыб / Спеваковский А.
Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов
: (религиозные воззрения в традиционном
айнском обществе) / А. Б. Спеваковский
; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.
– М. : Наука, 1988. – С. 130-145.
- Спеваковский А.Б. Айны. // Вопросы истории.
–1985.- №3.- С.180-188.;
- Спеваковский А.Б.Духи, оборотни, демоны
и божества айнов. М., 1988. – 204 с.; С.А. Айны.//
Народы мира. М.-Л., 1965.- С. 942-954.;
- Спеваковский А.Б.Об айнских компонентах
и формировании японской народности и
ее культуры // СЭ.-1964.- № 4. – С.68-75.;
- Спеваковский А.Б.Проблема происхождения
айнов и роль айнского компонента в этнической
истории аборигенов Сибири./ Спеваковский
А.Б.- Кемерово, 1986.- С. 140-148.;
- Таксами Ч.М. Косарев В.Д. Кто вы, айны?
М., -1990.- 318 с.; Таксами Ч.М. Бородачи на островах
Тихого океана // Дальневосточные путешествия
и приключения. Хабаровск, 1973. – С. 358-375.;
- Таксами Ч.М. Материалы МАЭ по этнографии
айнов Южного Сахалина (XIX-нач.XX в.). Л., 1969.
– С. 337-362.;
- Штернберг Л. Я. Гиляки, гольды, орочи,
негидальцы, айны : статьи и материалы
/ Л. Я. Штернберг ; [под. ред. Я. П. Алькор
(Кошкина)]. – Хабаровск : Дальгиз, 1933. –
740 с.
- Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края:
в 3 т. — Репринтное издание 1883–1903 гг. —
СПб.: Альфарет, 2011
Приложение