Национальные школы политической науки США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:24, реферат

Описание

Политическая наука, играющая столь важную роль в современном мире, как ни странно, не имеет одного строгого определения. В школах политологической мысли нет единого представления о том, что составляет предмет и объект науки, нет даже единого названия: "политическая наука", "политические науки", "политология". Наличие множества несовпадающих точек зрения относительно определения сущности и специфики этой науки может быть объяснено историей дисциплины и своеобразием ее существования в разных странах.
Хотя политическая мысль имеет достаточно древнюю историю (первые труды по политическим учениям относят к античности), формирование политической науки как академической дисциплины принято датировать второй половиной XIX века. Причем связанные с ней интеллектуальные центры были сосредоточены преимущественно в Западной Европе (подробнее об этом будет сказано в соответствующем разделе). В Соединенных Штатах наука развивалась в самостоятельном направлении, о чем, например, свидетельствует формирование чикагской школы. Однако ряд обстоятельств - с одной стороны, изменение политического климата в Европе, вызвавшее эмиграцию ведущих ученых в США, с другой стороны, наличие более благоприятной социально-политической обстановки в Америке после Второй мировой войны, - отразилось на состоянии политической науки в разных странах.

Работа состоит из  1 файл

Национальные школы политической науки (2).doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

Национальные  школы политической науки

  Политическая наука,  играющая столь важную роль  в современном мире, как ни  странно, не имеет одного строгого  определения. В школах политологической  мысли нет единого представления  о том, что составляет предмет  и объект науки, нет даже единого названия: "политическая наука", "политические науки", "политология". Наличие множества несовпадающих точек зрения относительно определения сущности и специфики этой науки может быть объяснено историей дисциплины и своеобразием ее существования в разных странах.

  Хотя политическая  мысль имеет достаточно древнюю  историю (первые труды по политическим  учениям относят к античности), формирование политической науки  как академической дисциплины  принято датировать второй половиной  XIX века. Причем связанные с ней интеллектуальные центры были сосредоточены преимущественно в Западной Европе (подробнее об этом будет сказано в соответствующем разделе). В Соединенных Штатах наука развивалась в самостоятельном направлении, о чем, например, свидетельствует формирование чикагской школы. Однако ряд обстоятельств - с одной стороны, изменение политического климата в Европе, вызвавшее эмиграцию ведущих ученых в США, с другой стороны, наличие более благоприятной социально-политической обстановки в Америке после Второй мировой войны, - отразилось на состоянии политической науки в разных странах.

Научная мысль продолжает своё движение по ряду несхожих, иногда весьма прихотливо изгибающихся русел. Изучение их особенностей позволяет  не только выделить множество важных вариантов политологических проблем и методик их решения, но и более определённо говорить о наличии некоего инварианта.

 

Политическая  наука в США

  Две основополагающие  проблемы политической науки  формируют каркас американской  политической мысли: о свойствах политических институтов и о критериях их оценки.

  В течение XX в.  американская политическая мысль  испытала три всплеска. Первый  приходится на десятилетия, пришедшиеся  между Первой и Второй мировыми  войнами (1920-1940), и связан с чикагской школой - именно тогда были разработаны программы эмпирических исследований, в которых существенное внимание уделялось психологической и социологической интерпретациям политики, а также подчеркивалось значение количественных факторов. Второй, более значимый для развития политических исследований, - наблюдается в период после Второй мировой войны и отмечен распространением во всем мире поведенческого подхода к политике, совершенствованием традиционных политологических субдисциплин и ростом профессионализации (что нашло отражение в создании научных учреждений, многочисленных сотрудников которых объединяли не столько иерархические структуры, сколько деловые качества, а также в образовании профессиональных ассоциаций и обществ специалистов, издании научных журналов и т. п.). Третий подъем указывает на введение логико-математических методов исследования и применение экономических моделей при подходе к исследованиям с позиций "рационального выбора" и "методологического индивидуализма".

  В конце XIX - начале XX в. в США начинается привлечение крупного капитала к воздействию на электорат крупных городов - Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго и др. В это время представители крупного бизнеса активно устанавливают сотрудничество с лучшими журналистами, наиболее популярными средствами массовой информации и известными учеными из академических кругов. Вслед за этим в США появилось большое количество публикаций, раскрывающих злоупотребления политической инфраструктуры. Специалисты стали посвящать серьезные монографические исследования деятельности лоббистов и групп давления. К примеру, Питер Одегар написал об американской антисалунной лиге, Пендлтон Херрин - о группах давления в Конгрессе, Элмер Шаттшнайде - о политике и тарифах, Луиз Резерфод - об американской ассоциации баров, Оливер Гарсо - об американской медицинской ассоциации и т. п. Все эти исследования, проводившиеся в период между Первой и Второй мировыми войнами, оставили свой след в развитии американской политической науки. Реализм и эмпиризм первых исследований данного поколения, проявившиеся при изучении явлений, связанных с "теневым кабинетом" или "неформальным правительством", привлекли внимание многих представителей предшествующего поколения американских политических теоретиков, в том числе таких, как Фрэнк Гудноу и Вудро Вильсон [1, C. 175].

Политическая  наука в Чикагском университете

  В первые десятилетия  XX в. понятие научного познания  политики обрело более глубокое  содержание. Такие выдающиеся представители  европейской политической науки,  как Конт, Милль, Токвиль, Спенсер, Вебер, Дюркгейм, Парето, Михельс, Моска, Брайс и др., заложили основы для развития политической социологии, антропологии и психологии. Эмпирическое рассмотрение политических процессов развилось в американских университетах, где политика изучалась в основном на базе юридических, философских и исторических дисциплин. Заслуга чикагской школы политической науки (20-40-е гг.) - в обосновании ее представителями на примерах конкретных эмпирических исследований той установки, что подлинное развитие политического знания может быть достигнуто при помощи стратегии междисциплинарных исследований с применением количественных методологий и за счет организованной поддержки научных разработок. В 1931 г. появилась книга Чарльза Мерриама "Современное состояние политической науки". В книге были проанализированы как опыт становления, так и достигнутый уровень политических исследований. Ч. Мерриам известен также как основатель школы политической науки, которая возникла в Чикаго в 20-е годы ХХ столетия. Чикагская школа внесла большой вклад в повышение требовательности к качеству эмпирических исследований, убедительности их выводов и во введение институционального измерения в изучение политических проблем.

  Ч. Мерриам имел  большой опыт политической работы  в области городской политики, международных отношений и пропаганды. В 1931 он начинает работу над крупными исследовательскими проектами под эгидой чикагского департамента образования, по сути дела, основывая новую школу научных разработок. При Чикагском университете он создает Комитет по исследованиям в области общественных наук. В задачи комитета входила финансовая поддержка наиболее перспективных проектов чикагских ученых. Затем он инициировал организацию Совета по исследованиям в области общественных наук, в задачи которого входила финансовая поддержка наиболее перспективных специалистов на общенациональном уровне.

  Первый крупный  исследовательский проект в Чикагском  университете осуществлялся под  руководством Гарольда Госнелла, который сотрудничал с Ч. Мерриамом в изучении установок избирателей во время выборов мэра Чикаго в 1923 году. Затем Госнелл продолжил это исследование, в ходе которого состоялся первый в истории политической науки эксперимент по выявлению воздействия на исход голосования направленной агитации с целью обнаружить различия между национальными и местными выборами. Техника проведения эксперимента, примененная Госнеллом (1927), была достаточно строгой: участники экспериментальных и контрольных групп проходили тщательный отбор, к опрашиваемым применяли различные стимулы, полученные результаты анализировали на основе самых передовых для того времени статистических методик. После этого Госнелл, первым из специалистов в области политических наук решившийся на такой эксперимент, провел аналогичные исследования в Англии, Франции, Германии, Бельгии и Швейцарии. Гарольд Лассуэлл применил систему Ч. Мерриэма к политической психологии. С 1927 по 1939 г. он опубликовал шесть книг, раскрывающих ранее не изученные аспекты политики. Первая из этих монографий - "Технология пропаганды в мировой войне" (1927) - ввела в научный оборот методы исследования массовых коммуникативных процессов. Она положила начало новому типу научной литературы о средствах массовой информации, о пропаганде и связях с общественностью. Его вторая монографическая работа "Психопатология и политика" (1930) представляла собой исследование "глубинной психологии политики", проведенное на основе анализа деятельности конкретных политиков, у части из которых имелись нарушения психики. В третьей книге "Мировая политика и личная незащищенность" (1935) рассматривались психологические основы и отдельные аспекты политического поведения личности, различные типы политических режимов и политические процессы. Четвертая работа Лассуэлла - "Политика: кто, что, когда и как получает" (1936) - сжатое изложение общей политической теории; основное внимание в этой монографии уделялось взаимодействию элит, конкурирующих между собой в достижении таких ценностей, как "доходы, почет и безопасность". В 1936 г. ученый опубликовал еще один труд - "Мировая революционная пропаганда: чикагское исследование", в котором он вместе с Блуменстоком изучал воздействие мирового экономического кризиса на политические движения в среде чикагских безработных, с акцентом на взаимовлиянии макро- и микрофакторов на политику на местном, национальном и международном уровнях. Он стал первым исследователем комплекса физиологических и эмоционально-мыслительных процессов, применявшим лабораторные методы анализа. За этот же период Лассуэлл опубликовал несколько статей по результатам проведенных им экспериментов, выяснявших взаимообусловленность установок, эмоционального состояния, вербальных высказываний и физиологических параметров политических деятелей на основании анализа их интервью, показателей частоты пульса, кровяного давления, мышечного напряжения и т. п.

  Наряду с Госнеллом  и Лассуэллом, большую роль в  укреплении репутации чикагской  школы сыграли и другие ведущие  ученые факультета, в число которых  входил сам Мерриам и его  коллеги Кинси Райт, занимавшийся международными отношениями, и Л. Д. Уайт, специалист по социальному управлению. Мерриам спонсировал подготовку и издание ряда книг по формированию гражданства в США и Европе. Его труды с полным правом можно назвать предшественниками современных исследований политической социализации и политической культуры [1, C. 177].

  Чикагская школа  продолжала свою плодотворную  работу до конца 30-х гг., пока  университетская администрация  не подвергла сомнению ценность  эмпирических исследований в  области общественных наук. Некоторые известные профессора философского факультета, включая Джорджа Герберта Мида и других ведущих "прагматиков", подали в отставку и перешли в другие университеты. Из специалистов по политическим наукам университет покинули Лассуэлл и Госнелл, а выход на пенсию Мерриама практически свел на нет деятельность Чикагского факультета политической науки. Несмотря на это, работы ведущих ученых чикагской школы уже прочно вошли в научный оборот. Приобретенный в этот период опыт междисциплинарного синтеза оказался очень полезным в годы быстрого послевоенного роста академических учреждений и в годы холодной войны.

Преподавание  политической науки в университетах  США.

  В связи с развитием  системы высшего образования  и расширением сфер применения  достижений политической науки в послевоенный период ее преподавание было введено во многих учебных заведениях, где раньше обучение этой дисциплине отсутствовало. Изучение международных отношений было введено в большинстве новых исследовательских центров в Йельском, Принстонском и Колумбийском университетах, Массачусетском технологическом институте и Гарварде, а в 50-60-е гг. оно получило распространение в университетах Среднего Запада и Запада страны. При формировании штатного расписания сотрудников этих новых научно-исследовательских институтов и университетских факультетов политической науки учитывались не только ставшие уже традиционными субдисциплины (международное право, история международных отношений и организаций), но и новые направления развития предмета международных отношений - проблемы безопасности, политической экономии зарубежных стран, общественного мнения и политической культуры. Отношения с недавно получившими независимость развивающимися странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки требовали подготовки экспертов по регионалистике, а также по экономическим и политическим процессам в этих государствах. Факультеты политической науки быстро разрастались, чтобы подготовить необходимое число молодых специалистов в соответствии с программами развития региональных исследований и международных отношений.

  Особенно большим  спросом пользовались услуги  тех ученых, которые во время  Второй мировой войны занимались  эмпирическими исследованиями. Бизнесменам  была нужна информация о склонностях  и намерениях их избирателей. По сравнению с начинаниями 30-40-х гг. в послевоенные десятилетия эмпирические и маркетинговые исследования переживали период небывалого подъема.

  Направленность их, таким образом, была двоякая  - и коммерческая, и академическая. Основными академическими центрами, где проводились такого рода научные изыскания, стали: Мичиганский университет с работавшими при нем Институтом социальных исследований (ИСИ) и Центром опросов, основанным психологами Ренсисом Лайкертом, Энгусом Кемпбеллом и Дорвином Картрайтом; Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете, созданное социологами Полом Лазарсфелдом и Робертом Мертоном; Национальный исследовательский центр по изучению общественного мнения при Чикагском университете, который в первые годы существования возглавлял социолог Клайд Харт. Именно сотрудники этих трех организаций в послевоенные десятилетия опубликовали многочисленные работы и подготовили тот профессорско-преподавательский состав, который впоследствии внес большой вклад в осуществление "поведенческой революции".

 

 

Подготовка  специалистов в Мичиганском университете.

  Наибольшее значение  в плане подготовки специалистов  по политической науке имел  Мичиганский университет. В действующем  при нем Институте социальных исследований еще в 1947 г. была открыта Летняя школа, где молодых политологов и других обществоведов обучали применению эмпирических методов. В рамках этой программы по технике эмпирических и электоральных исследований прошли подготовку сотни американских и зарубежных политологов. В 1961 г. в Мичигане был создан Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований (ICPSR), поддержанный вошедшими в его состав университетами, при котором действовал быстро увеличивавший свои фонды архив доступных для компьютерной обработки результатов опросов и других количественных данных. Этот архив стал важным источником информации при подготовке большого количества диссертационных работ, статей для научных журналов и многих важных монографических исследований, в которых освещены различные аспекты развития демократического процесса. Работающие там специалисты проводят собственную летнюю программу по обучению количественным методам анализа.

  В 1977 г. Центр  электоральных опросов при Мичиганском  университете был преобразован в Американский национальный центр электоральных исследований (NES), располагающийся в Центре политических исследований (ИСИ). Общее руководство осуществляет Независимый международный совет, не подотчетный американским университетам, которому Национальный научный фонд выделил большой грант. Совместно с этим Советом в Центре электоральных опросов регулярно проводятся исследования национальных избирательных кампаний, в которые немалый вклад вносят представители всех крупнейших национальных политологических и иных гуманитарных сообществ, а публикуемые результаты становятся достоянием научного сообщества в целом.

Информация о работе Национальные школы политической науки США