Национальные школы политической науки США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:24, реферат

Описание

Политическая наука, играющая столь важную роль в современном мире, как ни странно, не имеет одного строгого определения. В школах политологической мысли нет единого представления о том, что составляет предмет и объект науки, нет даже единого названия: "политическая наука", "политические науки", "политология". Наличие множества несовпадающих точек зрения относительно определения сущности и специфики этой науки может быть объяснено историей дисциплины и своеобразием ее существования в разных странах.
Хотя политическая мысль имеет достаточно древнюю историю (первые труды по политическим учениям относят к античности), формирование политической науки как академической дисциплины принято датировать второй половиной XIX века. Причем связанные с ней интеллектуальные центры были сосредоточены преимущественно в Западной Европе (подробнее об этом будет сказано в соответствующем разделе). В Соединенных Штатах наука развивалась в самостоятельном направлении, о чем, например, свидетельствует формирование чикагской школы. Однако ряд обстоятельств - с одной стороны, изменение политического климата в Европе, вызвавшее эмиграцию ведущих ученых в США, с другой стороны, наличие более благоприятной социально-политической обстановки в Америке после Второй мировой войны, - отразилось на состоянии политической науки в разных странах.

Работа состоит из  1 файл

Национальные школы политической науки (2).doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

Г) исходить из того, что  для так понятого - "тотального" - субъекта познаваемый предмет не представляет собой нечто внешнее, объективное. Последний предстает  в своей истине как продукт  собственной деятельности "общественного субъекта" лишь в рамках "превращенной" формы сознания, раздваивающей тотальность праксиса на обособленные друг от друга субъект и объект [2] .

 

Политическая  наука в Австрии.

  Политическая наука  в Австрии зародилась в период  просвещенного абсолютизма. Вскоре после появления первой университетской кафедры политической науки дисциплина интегрировалась в правоведение и науку о формах правления. Исследования в области социальных наук быстро развивались и приобретали международную репутацию в годы, предшествовавшие Первой мировой войне (австрийский марксизм, Венская школа пограничных исследований), а также в период между двумя мировыми войнами (Мария Ягода, Пол Лазарсфелд и другие), что прекратилось с приходом национал-социализма.

  В отличие от  Германии, в Австрии политическая наука не входила в "программу политического перевоспитания". Более того, в 50 - 60-е гг. консервативные социально-политические силы, в особенности медицинские и юридические факультеты, прилагали серьезные усилия, сопротивляясь становлению политической науки как независимой дисциплины в австрийских университетах. В результате в Австрии политическая наука начала развиваться позже, чем в других европейских странах - и все еще находится на достаточно низком уровне институционализации. В качестве самостоятельной дисциплины политическая наука преподается в трех из семи австрийских университетов: университетах Вены, Зальцбурга и Инсбрука. В настоящее время в Австрии насчитывается около 4 тысяч студентов, изучающих политическую науку. Основные предметы, преподаваемые политологам в Австрии, включают в себя: политическую теорию, международные отношения, сравнительную политику и политическую систему Австрии.

  Наиболее известные  независимые политологические институты: институт высших исследований; институт исследований о мире; австрийский институт международных отношений [12].

 

Политическая  наука в Швеции.

  Первая шведская кафедра политической науки - "Джона Скитте профессора дискурса и политики" - также является одной из старейших университетских кафедр в мире. Она была создана в 1622 году в университете Упсала. Упомянутый факт можно было бы считать свидетельством долгой истории шведской политической науки, но это не соответствует действительности. Эта первая кафедра (она существует до сих пор), имела в основном языковую направленность, а именно - на латинскую и римскую риторику. Более верно в качестве отправного пункта истории шведской политической науки было бы взять вторую половину XIX в.: только тогда появилась эта дисциплина в современном понимании [7]. Соответствующие кафедры были созданы в университете Лунда в 1889 г, в университете Гетеборга в 1901 г, в университете Стокгольма в 1935 году. Более того, современные университетские факультеты политической науки не оформились до 1950-х годов. Таким образом, политическая наука в современном ее виде - сравнительно молодая академическая отрасль, хотя как научная дисциплина, имеющая свои профессиональные кафедры, она существует более сотни лет.

  Итак, политическая  наука как особая самостоятельная  дисциплина оформилась около 50 лет назад. До этого основное внимание уделялось истории и истории идей, философии, конституционному праву, политическим институтам и процессам и эволюции парламентаризма. В этих сферах доминировали работы трех ученых: Герберта Тингстена в университете Стокгольма, Акселя Брусевитца в университете Упсала и Фридриха Лагеррота в университете Лунда. Основной задачей "политологов" того времени было обучение государственных служащих и легитимация господствующей формы правления и идеологии. Такой подход был четко ориентирован на интересы правящих элит. Основное внимание уделялось изучению парламентов, политических лидеров и правительств [11]. Ориентированный на государство подход, все еще находящий свое отражение в современной шведской политической науке, не подвергался серьезному сомнению до введения плюралистической перспективы с основным вниманием на других акторах, на уровнях анализа и на других политических процессах и перспективах.

  Начиная со второй  половины XIX столетия и вплоть до 60-х гг. ХХ в., до утверждения бихевиоризма в науке доминировали исторический и философский подходы.

Однако американская политическая наука оказывала свое влияние на шведскую политическую науку  и в первой половине ХХ в. Так, например, после того, как профессор политической науки Стокгольмского университета Герберт Тингстен (1935-1945) провел какое-то время в Соединенных Штатах, он стал считаться экспертом по американской политической науке и политической идеологии. Его работа "Политическое поведение" (1937), в которой применялась электоральная статистика, завоевала международную аудиторию. В своих исследованиях Тингстен основное внимание уделял современной проблематике, используя сравнительные и количественные методы. Один из его студентов, Юрген Вестерштал, продолжил эту традицию и развил социологические бихевиористские подходы в университете Гетеборга. Вестерштал основное внимание в своих исследованиях уделял общественному мнению и СМИ, которые по-прежнему остаются важным объектом исследований, проводимых политологическим факультетом этого университета. Более того, Понтус Фалбек, профессор университета Лунда, основное внимание уделял исследованию политической экономии и статистических и социологических закономерностей. Однако, несмотря на столь раннее распространение, бихевиоризм не оказывал значительного влияния на шведскую политическую науку до окончания Второй мировой войны [7].

  Таким образом,  шведская политическая наука  во многом развивалась под  влиянием подхода, придававшего  особое значение частным политически событиям и характеристикам. В послевоенный период имела место очевидная "американизация", при которой основной целью исследований становилось эмпирическое накопление нейтральных знаний, свободных от оценочных суждений [6]. Очевидным было влияние исследовательских моделей Девида Истона, Девида Трумана, Сеймура Липсета и Карла Дойтча. В рамках дисциплины наблюдался возрастающий интерес к социологии, экономике, психологии, социальной антропологии и статистике, что впоследствии привело к развитию структурного функционализма и теории систем [29]. В целом влияние бихевиоризма привело к ослаблению исторического, философского и формально-юридического подходов, так как стратегической целью бихевиоризма было получение обобщений, не привязанных ко времени и пространству, в то время как историческому измерению политической жизни уделялось очень незначительное внимание. Это привело к большей ориентации дисциплины на современную политическую жизнь [8].

  В эти годы в  шведской политической науке  можно было выделить три различных тенденции. Во-первых, в Гетеборгском университете велись эмпирические исследования в области электоральной социологии, общественного мнения и роли и содержания средств массовой информации. Основное внимание уделялось общим выводам и качественным методам, целью исследований было получение соответствующей информации для национального, региональных и местных правительств. Во-вторых, со стороны идеологических "левых" звучали доводы, дискредитирующие консервативные и позитивистские позиции "новой" политической науки. Марксистская критика подчеркивала необходимость сохранения исторического измерения анализа политических событий. Многие политологи остались равнодушными к таким представлениям, возможно, благодаря уверенности во всеобщей ценности новых влияний и важности для общества "релевантных" знаний. В-третьих, после создания международных связей между учеными, имеющими близкие идеологические и теоретические убеждения, в политической науке началась заметная интернационализация. Однако в большей мере её было бы справедливо назвать "англо-американизацией". Таким образом, эти тенденции демонстрируют инерцию множественности перспектив и отсутствие единого шведского исследовательского сообщества, объединенного вокруг бихевиоризма [23].

Ведущие разделы современной шведской политической науки.

  Разделение шведской  политической науки на подразделы  нельзя рассматривать как жесткий  аналитический инструмент. Ввиду  высокой динамичности развития  содержания политической науки  как дисциплины, принципиальные области анализа и объекты науки претерпевают постоянные изменения. Это приводит к тому, что сама дисциплина и ее подразделы ограничены временем и пространством. Ее временной и междисциплинарный характер трансформируется под влиянием обсуждений, ведущихся между исследователями в пределах одной дисциплины, между представителями академических и практических кругов в области социальных исследований, а также влиятельными людьми общества и международным окружением.

  Подраздел политической  теории может быть, в свою очередь, разделен на нормативную и эмпирическую теорию, из которых первая имеет дело с предполагаемой природой политики, а вторая - с теориями, созданными для применения в эмпирических исследованиях. Изучение истории идей и идеологий имеет долгую историю в Швеции с начала ХХ столетия. Где-то между нормативной и эмпирической политической теориями находится изучение демократии - направление, основанное стокгольмским профессором Гербертом Тингстеном, опубликовавшим в 1947 году исследование "Проблемы демократии". В последнее время основное внимание сместилось в сторону изучения корпоративизма и практического измерения демократической теории. Второй тип политической теории, эмпирическая теория, развилась как следствие всеобщего интереса к методологии и технике исследований. Результаты в этой области наиболее заметны в исследовании политических дебатов, их логической структуры и аргументов, объясняющих политическое поведение. Анализ аргументации включает в себя качественные и количественные методы.

  Государственное управление относится к исследованию административных структур, а исследование политических курсов - к содержанию и стратегии политических и бюрократических программ и мероприятий. В период между двумя мировыми войнами наблюдалось перемещение интереса от парламентов, правительств, президентов, королей к другим политическим акторам, и от исследований национального уровня к другим уровням. Появление и распространение современного государства благосостояния и государственного сектора означало, что взаимодействие между правительствами всех уровней и гражданами будет более интенсивным. В исследовании политических курсов основное внимание уделяется государственной политике, причинам и последствиям мероприятий, исходящих от государственных институтов, анализу преимуществ и недостатков демократической политической системы.

  Сравнительная политика - сравнение политических процессов  или явлений двух или более  политических систем. Традиционно  основное внимание при проведении  исследований в области сравнительной политики ограничивалось Европой и "англо-американским" миром. После Второй мировой войны интерес при проведении таких исследований распространился также и на другие страны, что было вызвано деколонизацией Африки, Азии и Латинской Америки, наличием тоталитарных и авторитарных режимов, а также таких идеологий, как фашизм и коммунизм. Научный интерес сосредоточивался на исследовании причин подъема и падения идеологий, политической стабильности и нестабильности, а также различных направлений движения относительно системы представительской демократии, переходов от нее или к ней. Интерес к неевропейским странам фактически был направлен не на Азию и Латинскую Америку, но на африканский континент. Этот факт может быть частично объяснен тем, что шведское общественное мнение долгое время сочувствовало освободительному движению в некоторых африканских странах, что Африка была главным получателем шведской помощи, выдаваемой в целях развития, а также тем, что Скандинавский институт африкановедения находится в университете Упсала [29].

  Международные отношения  как подраздел политической науки  в Швеции развились довольно  поздно. Первая (современная) шведская  диссертация по международной  политике появилась только в  1964 [25]. Более того, исследовательское  сообщество, специализирующееся в области международных отношений, было тесно связано с тенденциями, доминирующими в англо-американском мире, что становится очевидным при анализе цитат, встречающихся в шведских диссертациях [19, p.2]. Однако область исследований имеет некоторую отличительную национальную специфику, что частично может быть объяснено географическим расположением страны и ее положением относительно соседних центров власти. Многосторонние и асимметричные властные отношения могут являться естественными факторами, привлекающими академическое внимание. Шведские ученые заслужили солидную репутацию достижениями в исследовании международных отношений в таких областях, как теория международных отношений, анализ иностранной политики, процессы принятия решений, международные переговоры, международное сотрудничество и управление конфликтами. В настоящее время также наблюдается рост интереса к изучению международной окружающей среды, европейского сотрудничества и международных режимов, технологии и коммуникаций, международной политической экономии. Шведские ученые, специализирующиеся в области международных отношений, анализируют изменения в структурах государств и изучают взаимосвязи внутренних и международных измерений в период быстрых трансформаций [см., напр., 15, 31]. Исследования в этом подразделе науки также часто направлены на такие нетрадиционные переменные, как идеология и демократия [напр., 9]. Наиболее сильные исследовательские школы в области международных отношений расположены в университетах Лунда и Стокгольма, хотя исследования ведутся и в Гетеборге и Упсала.

Преподавание  политической науки в университетах  Швеции.

  Курсы политической  науки, преподаваемые в Шведских  университетах, обычно включают  в себя политическую теорию, сравнительную  политику, государственное управление, международные отношения. На некоторых политологических факультетах также преподаются курсы по европеистике, местным формам правления и политике в области охраны окружающей среды.

  Политическая наука  в Швеции преподается в следующих  университетах: Гетеборга, Карлштата, Линкопинга, Лунда, Стокгольма, Сундвалла/Харносанда, Умее, Упсала, Ваксо, Оребро, Остерсунда.

Связь между политической наукой и обществом в Швеции.

  Политологи хорошо  интегрированы в шведское общество  и в целом они находятся  в состоянии согласия с организацией и традиционными норами современной политической системы [7]. Ярким примером тесных отношений между правительством, деловыми интересами и академическим миром является развитие исследований государственного сектора в 1980-1990-х гг. (имеются в виду исследования, вызванные потребностями конкретных государственных секторов, например, здравоохранения, трудовой занятости населения, охраны окружающей среды). Политологи также часто оказывают государственным органам информационную и консультационную поддержку [26]. Наиболее ярким примером такого сотрудничества было введение новой конституции в 1974 г., в подготовке которой приняли участие многие шведские ученые.

  В современной  политической науке часто обсуждается  вопрос об "общественной актуальности". Исторически в Швеции доминировало представление о том, что необходимо соблюдать некоторую дистанцию между политикой и политической наукой. Поэтому и сейчас наблюдается определенное неприятие исследований в области природы политических курсов, направленных на разрешение проблем, и предложения рекомендаций по поводу возможных политических мер и процедур. В целом в Швеции, как и везде, не удалось избежать определенной напряженности между требованиями к академическому качеству исследований и их непосредственной актуальности для политики [22].

 

Политическая  наука в Великобритании.

  В британской политической  науке много внимания уделяется  политической истории, объяснению  политических процессов через  национальную традицию. Выделяется  группа политических наук: отдельно изучаются политические учреждения, общественная администрация, политическая философия, политическая антропология, избирательные системы.

  В целом британская  политическая мысль может быть  представлена как продолжение  местными теоретиками американских исследований. В частности, Р. Джонс предпринял структурно-функциональный анализ политики, Д. Нетлл исследовал теорию политической мобилизации, Р. Роуз, М. Девис, В. Льюис и Х. Вайсман развили теорию политических систем, И. Девис исследовал проблему политических изменений. На этой основе в 1950 - 1980 гг. было проведено немало исследований по проблемам:

Информация о работе Национальные школы политической науки США