Национальные школы политической науки США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:24, реферат

Описание

Политическая наука, играющая столь важную роль в современном мире, как ни странно, не имеет одного строгого определения. В школах политологической мысли нет единого представления о том, что составляет предмет и объект науки, нет даже единого названия: "политическая наука", "политические науки", "политология". Наличие множества несовпадающих точек зрения относительно определения сущности и специфики этой науки может быть объяснено историей дисциплины и своеобразием ее существования в разных странах.
Хотя политическая мысль имеет достаточно древнюю историю (первые труды по политическим учениям относят к античности), формирование политической науки как академической дисциплины принято датировать второй половиной XIX века. Причем связанные с ней интеллектуальные центры были сосредоточены преимущественно в Западной Европе (подробнее об этом будет сказано в соответствующем разделе). В Соединенных Штатах наука развивалась в самостоятельном направлении, о чем, например, свидетельствует формирование чикагской школы. Однако ряд обстоятельств - с одной стороны, изменение политического климата в Европе, вызвавшее эмиграцию ведущих ученых в США, с другой стороны, наличие более благоприятной социально-политической обстановки в Америке после Второй мировой войны, - отразилось на состоянии политической науки в разных странах.

Работа состоит из  1 файл

Национальные школы политической науки (2).doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

  Если в  период между Первой и Второй  мировыми войнами решающую роль  в развитии политической науки  сыграл Чикагский университет,  где была создана новаторская исследовательская школа, совершившая подлинную революцию в изучении политических процессов, то в послевоенные десятилетия основные функции в распространении политической науки в большинстве академических центров как в Соединенных Штатах, так и в других странах взял на себя Институт социальных исследований при Мичиганском университете. Во время летних занятий несколько сотен американских и зарубежных молодых специалистов получили там навыки эмпирических и статистических методов исследования; его архивные материалы стали важными источниками для подготовки учеными многочисленных статей и книг. Проведенные в Мичигане исследования электоральных процессов признаны образцом международного уровня.

  Распространение  и совершенствование эмпирической политической теории затронуло не только техническую и теоретическую стороны изучения электоральных процессов. Такие области, как международные отношения и сравнительная политическая наука, развивались столь же динамично, как и анализ американских и внутриполитических процессов. В них также применялись количественные и междисциплинарные подходы. За несколько послевоенных десятилетий в основных университетских центрах, ведущих подготовку аспирантов, - Йеле, Калифорнийском университете в Беркли, Гарварде, Мичигане, Висконсине, Миннесоте, Стэнфорде, Принстоне, Массачусетсском технологическом институте и других - сотни соискателей получили ученые степени по политической науке, после чего им была предложена работа во многих американских и зарубежных колледжах и университетах. В большинстве этих учебных заведений в послевоенные десятилетия аспиранты прошли курсы по количественным методам исследований.

  В 40-60-е гг. подготовке  специалистов в значительной  мере способствовала поддержка  Совета по исследованиям в  области общественных наук, который предоставлял аспирантам и начинающим исследователям стипендии, а также финансировал ряд исследовательских программ. Два его исследовательских комитета, занимавшихся политической наукой - Комитет по политическому поведению и отделившийся от него Комитет по сравнительной политической науки, - особенно активно распространяли эти идеи и практику. Первый из них направлял и поддерживал как электоральные, так и исследования по законодательству, проводившиеся в Америке. Второй - руководил развитием региональных и компаративных исследований. Если большинство участников этих программ были американскими политологами и обществоведами, то около одной пятой ученых, приглашенных на конференции, организованные Комитетом по сравнительной политической науке в 1954-1972 гг., приезжали из-за рубежа. Некоторые из них, в частности Стейн Роккан, Ганг Даадлер, Сэмюэль Файнер, Ричард Роуз, Джованни Сартори, были лидерами движения за развитие и совершенствование социально-политических исследований - как на европейском, так и на национальных уровнях.

В эти годы политическая наука как дисциплина приобретает  характер современной "профессии". Факультеты политической науки, государственного управления и политики впервые возникли в конце XIX в. на основе сотрудничества и благодаря совместным усилиям историков, юристов и философов. В первые десятилетия XX в. во многих американских университетах такие факультеты уже существовали, однако считались "второстепенными".

Американская  ассоциация политической науки.

  В 1903 г. была основана Американская ассоциация политической науки, в которую входило немногим более 200 специалистов. К концу Второй мировой войны численность Ассоциации достигла 3 тыс. человек, к середине 60-х гг. превысила 10 тыс., а в настоящее время она объединяет более 13 тыс. индивидуальных участников. В основном это преподаватели высших учебных заведений, организованные по секциям многочисленных субдисциплин. Большинство ассоциированных членов имеет ученую степень доктора политической науки, присвоенную в одном из ведущих центров подготовки соискателей. Как правило, для ее получения необходимо сдать определенное число экзаменов по специальности и методологии, а также осуществить крупный исследовательский проект. Научная репутация ученого оценивается по количеству публикаций, рекомендованных к изданию "мнением равных". Продвижение на научном поприще обычно зависит от положительных отзывов коллег, занимающихся изучением аналогичной проблематики. Выходит несколько десятков периодических журналов по отдельным отраслям политической науки, материалы которых публикуются после одобрения специалистами в этой области.

Понимание предмета политической науки в США.

  В американской  политической науке сосуществуют  несколько вариантов понимания  предмета. Группа ученых (Ч. Мериам, Т. Парсонс, К. Фридрих, Р. Даль) понимают под политической наукой науку о власти, главная функция которой - распределение ресурсов, обеспечение общего порядка. Но распространена и более узкая трактовка. Становление американской политической науки в США связано с переходом к прямому анализу политического поведения, динамики политических процессов и использования методик, разработанных эмпирической социологией. Соответственно содержание политической науки часто сводится к исследованию способов принятия решений. С точки зрения Д. Истона, главное в политике - это принятие решений, поэтому и в политической науке теория принятия решения является центральной. Г. Лассуэлл считал, что политическая наука призвана заниматься изучением факторов политического воздействия, влияния. Основная задача науки видится в поисках путей стабилизации американской политической системы. Предмет политической науки, считает Д. Смит, составляют не общие законы, а главным образом специфические проблемы и частные институты. М. Гравитц определял политическую науку "как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение людей, приводящее в движение людей..." Политическая наука и учебные курсы по политической науке США складываются из следующих блоков знаний: американская форма правления, политическая теория, сравнительные исследования (сравнительная политическая наука), теория международных отношений, социология политики, общественная администрация.

Фундаментальные проблемы академической политической науки в США.

Современные академические  исследования в американской политической науке направлены на четыре фундаментальные  проблемы:

1. Системное изучение  управленческой "способности"  в контексте функционирования  всей политической системы (К.  Дойч).

2. Анализ действенности  политических решений, способов  изменения политических элит, выяснения  уровня поддержки политической  системы общественным мнением  и ее престижности в рамках  концепции политической культуры (Г. Алмонд, С. Верба, Р. Най,  Д. Девайн).

3. Изучение эффективности  демократии, ее институтов в контексте  политической практики и пропаганды (Р. Даль, С. Липсет, Н. Нарр).

4. Исследование проблем  социально-политического развития  в рамках слаборазвитых стран  в рамках концепции политической  модернизации (Г. Алмонд, Л. Пай, Д. Лернер, У. Ростоу, Дж. Ла. Паломбара, Р. Уард, С. Хантингтон) [4].

 

 

 

 

 

 

Политическая  наука в Европе

Развитие политической науки в Европе.

  В Европе политическая  наука зародилась и прошла  первую стадию становления на  средиземноморском побережье в эпоху античности, продолжая развиваться при средневековом католицизме, Ренессансе, Реформации, Просвещении и в Европе XIX в., но этот процесс либо носил локальный характер, либо происходил в замкнутых институциональных рамках - будь то греческие академии или европейские университеты средневековья и более поздних периодов. Если согласиться, что это наследие составляет предысторию вопроса, то развитие политической науки как самостоятельной дисциплины в Европе можно разделить на два этапа. Первый этап можно отнести ко второй половине ХIХ века. Первоначально политическая наука была ориентирована на обучение элиты. (Создание Свободной школы политических наук в Париже, Лондонской школы экономики, факультета политических наук во Флоренции и университета "Пантеон" в Афинах). Второй этап можно отнести к окончанию Второй мировой войны - к этому времени относится признание политической науки как академической дисциплины и ее интеграция в учебные программы университетов. Среди пионеров этого движения можно назвать Стейна Роккана, Джованни Сартори, Мориса Дюверже.

Зависимость науки от политического климата.

  В первой половине  двадцатого столетия политическая  наука не пользовалась доверием  у большинства европейских правительств. Во время нацистского режима в Германии и Австрии преподавание этой дисциплины в вузах было запрещено, за исключением геополитики. Это привело к эмиграции заметной части профессуры в Америку, где эти ученые в значительной степени способствовали развитию политической науки. В Советском Союзе и других социалистических странах дисциплина отсутствовала или трансформировалась в "официальную науку", полностью зависевшую от прихотей государства. В Испании и Португалии во времена Франко и Салазара эта научная дисциплина была подавлена. Даже некоторые плюралистические демократии, в особенности после событий мая 1968, с недоверием относились к критическому потенциалу политической науки. Эти примеры демонстрируют очевидную взаимосвязь между демократическим строем, гарантирующим интеллектуальную свободу, общественным уважением к плюрализму, настоящей терпимостью мнений и развитием нашей дисциплины. По историческим причинам в Северной Америке и даже в Великобритании климат был более благоприятным для развития дисциплины по сравнению с континентальной Европой.

Трудности академического признания.

  В течение долгого  времени - и даже сейчас - политическая  наука в Европе вынуждена была  преодолевать сопротивление, чуть  ли не обструкцию, со стороны  представителей других академических  дисциплин. В основном на первом этапе политическая наука преподавалась за пределами университетов; не без трудностей дисциплине удалось интегрироваться в программы вузов на втором этапе. Пример Австрии, в которой в 50-60 гг. дисциплина натолкнулась на сопротивление профессоров медицинских и юридических факультетов, далеко не единственный. Во Франции только ценой многих усилий удалось добиться того, чтобы политическая наука была признана самостоятельной дисциплиной в системе высшего образования, с помощью создания особого факультета при Совете   Национального Университета и введения специальных вступительных экзаменов для профессоров политической науки.

В послевоенные годы европейская  политическая наука извлекла значительную пользу из интеллектуального капитала, накопленного американского политической наукой. О. Руин отмечает значительное влияние Девида Истона, Девида Трумана, Сеймура Липсета и Карла Дойтча [29]. Помимо этого, европейская политическая наука получила от американских фондов и значительную финансовую поддержку. Сейчас наука главным образом уже зависит от финансовых ресурсов своих государств. Отсюда проистекает важность для дисциплины политического плюрализма и понимания со стороны политических и административных элит. Несомненно, существование европейских научных объединений, таких как Европейский консорциум политических исследований (E.C.P.R.), Трансъевропейская ассоциация исследования политики. (T.E.P.S.A), Международная ассоциация политической науки (I.P.S.A.), является гарантией независимости политической науки. Хотя эта интернационализация имеет некоторый уклон, называемый часто "англо-американизацией", тем не менее, она представляется необходимой для будущего дисциплины, если принять во внимание, что национальные ассоциации должны больше участвовать в деятельности таких международных научных объединений и создавать новые формы сотрудничества.

  Не удивительно,  что вопрос о самобытности  и независимости политической  науки до сих пор остается  предметом дискуссий. Вот почему  при ее преподавании часто  выбирается установка на мультидисциплинарность. И действительно, политическая наука многое почерпнула из истории, экономики, права, социологии, социальных и гуманитарных наук. Если мультидисциплинарность и является гарантией открытости - особенно в связи с тем, что позволяет студентам получить сбалансированное образование - она же иногда и приводит к исчезновению самой специфики предмета. Очень часто политическая наука интегрирована в философские факультеты, юридические школы, факультеты социальных наук. Собственно политическая наука преподается в ограниченном числе институтов, в таких как факультет политической науки в Сорбонне, университет "Пантеон" в Афинах, Лондонская школа экономики и факультеты политических наук в Италии. В некоторых институтах преподавание международных отношений и международных организаций преобладает над преподаванием собственно политической науки или привело к трансформации объекта исследования в основание независимой дисциплины.

  Таким образом,  проблема самоопределения политической  науки в Европе так и не получила удовлетворительного решения. Это нашло отражение в эпистемологической проблеме названий дисциплины: политическая наука, политические науки, политология, во французском языке также отсутствует единое название специалиста по политической науке: "politologues", "politocologues", "politistes". Политическая наука в странах Европейского Союза добилась заметных успехов, но, как представляется, у нее осталось много нерешенных вопросов.

 

Понимание предмета политической науки в европейских странах.

  В европейских  странах понимание предмета политической  науки складывалось далеко неодинаково.  Национальные особенности развития  социальной мысли в целом в  отдельных странах оказались  настолько значительными, что  и сегодня здесь нет единого  понимания предмета политической науки. Но во всех случаях основной круг проблем политической науки формируется из обобщения национального политического опыта в соотношении с общецивилизационными политическими достижениями и особенностями политики в других странах.

Объекты академических  исследований в европейской политической науке.

Список объектов академических  исследований остается примерно одинаковым во всех странах: политическая теория и политическая философия; изучение электорального поведения; сравнительная политика; институты и национальная политика; администрация и государственная политика; история политической мысли; местная политическая жизнь; изучение меньшинств; международные отношения и многое другое. Однако почти везде игнорируется взаимосвязь между экономикой и политикой (то, что раньше называлось "политэкономией"). Кроме того, "удельный вес" каждой из упомянутых субдисциплин варьируется от страны к стране: "сравнительная политика" и "государственная политика" выглядят более представленными в Северной Европе; политическая социология очень развита во Франции и практически не оставляет места для сравнительной политики и международных отношений.

  В целом в дисциплине  за последние три десятилетия  можно отметить постепенное изменение  объектов исследования. Изначально основное внимание уделялось формам правления, политическим партиям и электоральному поведению. Постепенно исследования переместились в другие области, такие как анализ дискурса, изучение символов, появление меньшинств, выражения плюрализма, механизмы, способствующие воспроизводству элит, и проблемы экологической политики. В результате политическая наука последовательно отказывалась от изучения внешних источников политической власти в пользу внутренних ответвлений, рамификаций и символических выражений, представлений. Переходя от рассмотрения истории и экономики ко всё более разветвляющейся социологии, политическая наука отвернулась от многих важных вопросов. Однако в последнее время наблюдался возврат к изучению моделей принятия решений и регулятивных процессов при помощи анализа "сетей политики", а также возобновившегося интереса к исторической социологии.

Информация о работе Национальные школы политической науки США