Национальные школы политической науки США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:24, реферат

Описание

Политическая наука, играющая столь важную роль в современном мире, как ни странно, не имеет одного строгого определения. В школах политологической мысли нет единого представления о том, что составляет предмет и объект науки, нет даже единого названия: "политическая наука", "политические науки", "политология". Наличие множества несовпадающих точек зрения относительно определения сущности и специфики этой науки может быть объяснено историей дисциплины и своеобразием ее существования в разных странах.
Хотя политическая мысль имеет достаточно древнюю историю (первые труды по политическим учениям относят к античности), формирование политической науки как академической дисциплины принято датировать второй половиной XIX века. Причем связанные с ней интеллектуальные центры были сосредоточены преимущественно в Западной Европе (подробнее об этом будет сказано в соответствующем разделе). В Соединенных Штатах наука развивалась в самостоятельном направлении, о чем, например, свидетельствует формирование чикагской школы. Однако ряд обстоятельств - с одной стороны, изменение политического климата в Европе, вызвавшее эмиграцию ведущих ученых в США, с другой стороны, наличие более благоприятной социально-политической обстановки в Америке после Второй мировой войны, - отразилось на состоянии политической науки в разных странах.

Работа состоит из  1 файл

Национальные школы политической науки (2).doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

  Очевидно, что диверсификация  и фрагментация областей научных  исследований в политической  науке привели к более узкой  специализации ученых, что является общей европейской тенденцией. С технической точки зрения, эволюция нашла свое отражение в последовательной профессионализации дисциплины, хотя процесс и далек от завершения. В первую очередь это затрагивает часть политологов, не заставших героическую эру "мультидисциплинарности". В результате стремление к подтверждению академической легитимности не столько способствует рождению новых идей, сколько приводит к занятию центральных должностей в академическом мире или использованию все более усложняющегося дискурса. Чтобы завоевать окружение, все еще в основном состоящее из специалистов по общественному праву, историков и философов, молодые политологи должны более решительно заявлять об оригинальности своей дисциплины. В этой конкуренции представители других наук часто, благодаря "разносторонности" политической науки, используют ее данные как материал для собственных построений и гипотез.

Европейское измерение  политической науки.

  С теоретической  точки зрения, центральным вопросом  является самобытность европейской политической науки в ее отношении к американской сестре. Эта проблема необъятна и сложна, подходящее решение могло бы быть найдено при наличии соответствующего уровня сотрудничества между европейскими политологами, позволяющего проводить реальные дискуссии. Необходимо отметить, что по культурным и языковым причинам лучше развито общение между политологами из стран Северной Европы и между европейскими и американскими учеными, чем между политологами европейского материка.

  С другой стороны, многими учеными обсуждается вопрос о необходимости "общего европейского рынка" политической науки. Действительно, вполне доказано, что европейские политологи привязаны к изучению преимущественно национальных политических культур и институтов. Однако если ограничиваться таким подходом, наука многое теряет. Это изолирует политологов отдельных стран от международной аудитории, которой они заслуживают. Более того, отсутствие сравнительных исследований грозит для политической науки потерей теоретической мощи и динамики развития.

  Многие исследователи  подчеркивают важность развития  сравнительных исследований и  анализа международных организаций  и отношений. В контексте глобализации  интеллектуальное влияние Старого  Света будет все более зависеть  от его положения как цивилизации и как организации международной науки. Может ли европейское сотрудничество в политической науке продолжать основываться на обмене студентами и преподавателями без научного исследования актуальных механизмов, составляющих европейскую интеграцию? Неразвитость науки в некоторых странах Европейского Союза, возможное присоединение к Европейскому Союзу стран Центральной и Восточной Европы - все это факторы, требующие учета и осмысления.

  Соотношение нормативного  и когнитивного начал в европейской политической науке.

  Трудная политическая  проблема поднята Жаном Лека. Должна ли в современном контексте  европейская политическая наука  оставаться одновременно и когнитивной  и нормативной? После Второй  мировой войны политическая наука  способствовала утверждению ценностей, которые в европейском сознании выступали как важнейший элемент противостояния злодеяниям уходящей эпохи. Может ли теперь дисциплина дистанцироваться от них? В современном контексте, включающем в себя падение советской империи, появление "расширенной Европы", рост разных типов фундаментализма, но также и рост партнерства и диалога между Югом и Востоком, политическая наука не может отрицать обязательного условия констатации правды, что составляет ее моральные основы. Эта ответственность добавляет дополнительные аргументы в пользу необходимости утверждения самобытности дисциплины.

 

Политическая  наука в Германии.

  Возникновение политической  науки как академической дисциплины  в Германии можно отнести к  началу девятнадцатого века. Первые  кафедры были открыты при университетах Мюнхена (1814), Тюбингена (1817) и Вюрцбурга (1822). [17, p. 389] Однако, несмотря на столь многообещающее начало, она не смогла избежать сложностей, порожденных революцией 1848 года. В последующие десятилетия политическая наука оказалась на грани выживания, от нее оставались только государственное управление и общественное право. Во времена Веймарской республики ситуация практически не менялась. Политическая наука определялась как управление, социальная политика и история. В результате, например, университетская политическая наука практически не уделяла внимания причинам и последствиям возникновения национал-социализма. С приходом к власти нацизма то, что оставалось от политической науки, прекратило свое существование. Ее ведущие представители вынуждены были эмигрировать [10, pp. 447-464].

  После второй мировой  войны политическая наука была  введена в качестве составляющей "программы переобучения", утвержденной  западными оккупационными властями. Однако эта идея не встретила  большой поддержки среди немецких университетов. Первая кафедра была создана при университете Кельна в 1946 году. Но место ее заведующего оставалась долгое время свободным. Настоящий толчок к дальнейшему развитию политическая наука получила с открытием Немецкой высшей школы политики в 1949 году. Именно она способствовала новому становлению политической науки как академической дисциплины. В 1959 она присоединилась к Свободному университету Берлина, при этом подчеркивался междисциплинарный характер политической науки. В те годы основные исследования проводились в Берлине (фон дер Габлентц, Френкель, фон Айнерн, Дратх, Фишер-Балинг, Ландсберг), Фрейбурге (Бергштрассер), Гейдельберге (Фридрих, Штернбергер), Кёльне (Герменс), и Марбурге (Абендротх). В 1960 году было принято решение ввести изучение "гражданственности, прав и обязанностей граждан" в программу начальной и средней школ, что способствовало быстрому росту числа студентов и преподавателей в последующие годы. [Ibid.]

В ГДР основное внимание уделялось преподаванию марксизма-ленинизма и научного коммунизма. В настоящее время 10 из 18 неспециализированных восточногерманских колледжей предлагают курсы и степени по политической науке [30].

  Вполне можно утверждать, что сейчас в объединенной  Германии политическая наука представляет собой хорошо установившуюся академическую дисциплину. Так, в 1994 курсы по политической науке предлагались в 68% вузов страны [Ibid.]. Основное внимание на факультетах политических наук уделяется преподаванию следующих предметов: политическая теория и философия, методология, немецкая форма правления, сравнительная политика, международные отношения и политическая экономия. Некоторые институты специализируются на таких предметах, как государственная политика и государственное управление.

Понимание предмета политической науки в немецкой традиции.

  Согласно немецкой  традиции политическая наука  включает систему знаний об  институтах, политическую социологию  и их теоретическую основу - политическую  философию. Для этого подхода  характерно признание идейного первенства общего над частным, а также интеграция политического знания. Влиятельный социальный философ К. Манхейм (1893-1947) обратил внимание на устойчивость в Германии бюрократического мышления, при котором проблемы политики приравниваются к проблемам управления. Бюрократическое или административно-юридическое мышление склонно все свести к акциям управления. Политика поддается управлению и рассматривается как часть процесса управления. Сопротивление, напряженность, революции воспринимаются как случайная помеха, непредвиденное нарушение порядка.

  Современный курс  лекций по политической науке  в Мюнхенском университете состоит  из обзора политики наиболее  значимых для Германии государств (США, Франции, Китая, России), характеристики  политической системы Германии и близкой для Германии Франции, очерков истории Китая, политической мысли, политической философии марксизма. Курс политической науки в Боннском университете менее разнообразен и более последователен. Он сводится к характеристике внешней и внутренней политики ФРГ, основным периодам политического развития Германии в XX веке, правительственным и партийным системам послевоенной Германии, истории политической мысли.

Академические исследования в Германии.

  В академических  исследованиях политической науки Германии можно выделить три основных направления: 1. Нормативистская политическая наука, которая базируется на философском анализе моральных норм политической деятельности

2. Позитивистско-бихевиористическая  эмпирическая политическая социология.

3. "Практико-критическая наука"  о социально-политической власти (франкфуртская школа).

  Проблематика исследований  включает изучение политического  строя, политических партий и  организаций, эмпирический анализ  политического поведения и выборов,  сравнительную политическую науку, политическую философию и историю политических идей. Из наиболее известных немецких политологов можно назвать Т. Адорно, К. Бейме, Р. Даррендорфа, Ф. Найманна, О. Флехтхайма, В. Хенниса, Г. Майера, О. Штаммера, Г. Шнайдера, Э. Криппендорфа, Э. Хиппеля, К. Луца.

В последние годы в немецкой политической науке уменьшилось обсуждение абстрактных  политических концепций, в то время  как основное внимание стало уделяться  концепциям, ведущим к эмпирическому  анализу (например, системный анализ, структурный функционализм, рациональный выбор, политическая экономия). Увеличилось число исследований политических институтов и политики, что было вызвано подъемом интереса к таким явлениям и событиям, как Европейский Союз, падение коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе, объединение Германии, рост противостояния между Севером и Югом.   Все эти тенденции привели к работе в рамках следующих исследовательских программ:

- политическое развитие и трансформация  западных обществ; 

- процессы политической интеграции, в особенности Европейской интеграции, а также их зеркальные отображения, проблемы национализма и этноцентризма;

- сравнение политических систем (главный аспект такого сравнения  - характеристики политических институтов);

- политические изменения Восточной Европы, трансформация и консолидация демократических политических режимов;

- объединение Германии: последствия  перехода институтов (системы правления,  партийной системы, администрации), отношения государства и экономики; 

- исследования по развивающимся странам, анализ потенциалов их развития, выработка стратегии оценки развития, последствий долгового кризиса;

- государственная теория и демократическая  теория: перенос власти от национальных  к наднациональным институтам  в Западной Европе, реконструкция национальных государств в Восточной Европе, анализ интеграции и идентификации граждан со своим политическим сообществом и политическим режимом;

- международные отношения: причины  интеграции, последствия окончания  конфликта между Востоком и Западом, проблемы и предпосылки безопасности;

- международная роль Германии  после объединения [24].

Франкфуртская школа.

  Особое место в  немецкой политической науке  занимает франкфуртская школа.  Политическая наука франкфуртской  школы развивается в контексте критической теории общества, которая была сформулирована группой молодых исследователей, сторонников взглядов Маркса. Ими в 1923 г. во Франкфурте был основан институт социальных исследований, вокруг которого объединились К. Грюнберг, Ф. Вейль, М. Хоркхаймер, Ф. Поллак, Т. Адорно, Г. Маркузе, В. Бенджамин, Д. Лукач и др.

В условиях фашизма "Институт социальных исследований" был ликвидирован, и большинство его сотрудников  вынуждены были эмигрировать. Большинство  исследователей оказались в США  и продолжили работу в стенах Колумбийского университета. После окончания Второй мировой войны некоторые из "франкфуртцев" (М. Хоркхаймер и Т. Адорно) вернулись в Западную Германию, остальные остались в США.

Наиболее известным представителем молодого поколения франкфуртской школы является Юрген Хабермас.

Критическая теория франкфуртской  школы.

  Теорией, приверженность к  которой (с теми или иными  вариациями) объединила франкфуртских  политологов, стала критическая  теория общества. Это название  дали своей версии неомарксизма идеологи франкфуртской школы. Первый из вариантов этого названия принадлежит Хоркхаймеру, опубликовавшему в 1937 г. в руководимом им "Журнале социальных исследований" статью под названием "Традиционная и критическая теория", где он охарактеризовал основные черты критической теории, противопоставив ее всей предшествующей науке и научности вообще. Второй вариант принадлежит Маркузе, выступившему в том же году и в том же журнале с некоторыми уточнениями хоркхаймеровского толкования критической теории.

  Требования критической теории, сформулированные Хоркхаймером  в противоположность традиционной  теории, следующие: 

А) осознавать ограниченность любой специализированной деятельности, в том числе (и особенно) познавательной, имея в виду, что любая такая деятельность - лишь часть целостного исторического праксиса: внутри него она возникает и в нем "снимается";

Б) брать в качестве предмета социальных наук всю человеческую и внечеловеческую природу, всю  систему взаимоотношений общества и природы - эта система, в сущности, и охватывается понятием праксиса;

В) предполагать в качестве познающего субъекта не обособленного  индивида и не члена ученой корпорации, а "общественного человека", представляющего  собой тотальность всех социальных определений, входящих в общество индивидов;

Информация о работе Национальные школы политической науки США