Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:41, реферат
Общение как особого рода деятельность - это творческая игра
интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное
обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета
беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей
переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных
представителей и пр.).
Невербальные средства в деловом общении
Введение
1.1ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Общение как особого рода
интеллектуальных
и эмоциональных сил
обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета
беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей
переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных
представителей и пр.).
СУБЪЕКТОМ общения выступают индивид, группа, целевая или массовая
аудитория, все общество в целом. МОТИВЫ общения субъектов могут не
совпадать в начальных стадиях обмена суждениями. Точно так же могут не
совпадать и цели общения каждой из сторон деловых бесед (переговоров).
Сближение мотивов и целей поведения партнеров - генеральное направление
оптимизации всего процесса общения, главное условие и база достижения в
итоге взаимопонимания и выработки конструктивных взаимоприемлемых
результатов. В сближении позиций собеседников - глубокий внутренний смысл
общения (проистекающего в форме беседы, совещания, диалога, переговоров,
дискуссий и пр.). Деловое общение, сближая позиции собеседников, строит тем
самым доброжелательные и честные отношения партнеров друг с другом и с
обществом в целом.
ПОТРЕБНОСТЬ в общении
которой, человек ощущает недостаток собственных знаний (опыта, умения,
навыков), чтобы разрешить противоречие. Он обращается к собеседнику, чтобы
усвоить его опыт, воспользоваться его сове том, вместе подумать, как
преодолеть общие препятствия. Такая ситуация возникает в сфере практической
деятельности, а также в мире человеческих отношений.
ПРОГРАММА общения заранее
переговоров, делового совещания и пр. Однако в ходе общения все программы
всех участников изменяются.
Совместная программа
общения возникает как
обсуждения точек зрения, мнений, оценок и пр. Общая программа, включая
согласованные мнения сторон, служит далее основой сотрудничества, базой
выработки взаимовыгодных отношений.
ПРОЦЕСС общения распадается на ряд действий, совершающихся
попеременно.
“Вопрос - ответ”, “реплика - возражение”, “утверждение - отрицание”
упорядочивают процесс общения, задают интуитивно принимаемый участниками
общения ритм обмена мнениями, очередность вступления в беседу.
Диалог - универсальная форма общения, модель всего процесса общения.
Он связывает все высказывания в единое пространство соразмышления, создает
эмоциональное и интеллектуальное поле общения. При этом крайние
(радикальные), взаимоотрицающие
суждения создают полюсы
роста общей программы, взаимоприемлемых положений и тезисов.
Взаимосвязь высказываний - основное условие не только плодотворного
процесса общения, но и самого его существования. Это, по сути,
взаимозависимость партнеров общения от высказываний друг друга побуждает в
ходе диалога мгновенно реагировать на возражение, корректировать ход
собственных мыслей, ориентировать собеседника относительно собственных
намерений (программы общения), учитывать сиюминутное изменение общей
программы и т. п.
Обратная связь, т. е. оперативный учет реакции собеседника и корректировка
в связи с этим собственных действий, оптимизирует, постоянно совершенствует
весь ход беседы.
Переход к действиям,
связь с практическими
в подтексте общения (готовность к действиям как итог процесса общения).
ФУНКЦИИ общения многообразны - в соответствии с широким кругом
практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога и
т. д. Обобщенная группировка функций допускает выделение трех их
разновидностей.
Коммуникативная
функция реализуется как
(от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к
культуре и т. д.).
Регулятивная функция “управляет” процессом общения людей, в ходе которого
уточняются (а порой и формируются!) цели, мотивы, ориентиры будущей
совместной или индивидуальной деятельности. Эта функция постоянно
поддерживает обратную связь высказываний собеседников. Взаимный контроль
суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ, постоянное ожидание реплики-
ответа собеседника (т. е. стимулирование беседы) - в этих двух формах и
реализуется обратная связь, регулирующая весь процесс общения.
Эмоционально-психическая
функция проявляется как
и психических состояний каждого собеседника в ходе общения. Эмоции способны
придать дополнительную значимость и вес самым обыденным словам. Каждый
диалог, каждая беседа, воспринимаемые собеседниками как потребность
“отвести душу”, выговориться и т.п., приводит в итоге к особому
эмоциональному подъему (катарсису), т.е. к удовлетворенности общением. И
напротив: негативные эмоции, возникающие в ходе беседы, способны “досрочно”
оборвать деловой контакт.
Единство функций, одновременность их проявления в процессе общения
активизирует все душевные (эмоциональные) и интеллектуальные силы
собеседников, превращает общение в событие личной (а может быть, и не
только личной) жизни людей. Не случайно так плодотворны диалогические формы
общения в журналистике, педагогике, научно-исследовательской деятельности
(“мозговой штурм”, например), в искусстве (театр), политике (дискуссия,
дебаты).
РЕЗУЛЬТАТЫ общения не принадлежат только одному из собеседников - в них
концентрируются взаимообусловленные побуждения участников диалога:
сформировать общее сознание, включить его в индивидуальные сознания каждого
из партнеров беседы;
изменить поведение в соответствии с изменившимся сознанием;
научиться по-новому реагировать на новые обстоятельства;
усвоить новую информацию, новые знания и на этой основе выработать
соответствующие качества характера, новые приемы общения, межличностных
отношений.
СРЕДСТВА ЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ соединяют людей в процессе непосредственного
обмена мнениями, идеями, различного рода текущей информацией. Здесь на ход
беседы влияют такие очевидные факторы, как эмоциональное состояние
собеседников, обстановка (интерьер) общения, активное участие каждой
стороны в диалоге.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
ОБЩЕНИЕ протекает в
высказывания суждений, сообщений, оценок и т. д. В неофициальной обстановке
эта форма общения носит эмоциональный характер, служит поддержанию
дружеских отношений, выработке еди ных взглядов и укреплению
взаимопонимания. В рамках служебных отношений межличностное общение
выступает средством
реализации управленческо-
(начальник - подчиненный, руководитель отдела - служащий, шеф - чиновник,
строевой командир - адъютант и т. д.). Этот тип межличностных отношений
регулируется специальными правилами и нормативными актами (например,
знаменитая Табель о рангах, введенная Петром 1 в 1722 году).
ВНЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ, т. е. в рамках различных форм межличностного
общения, по данным зарубежных специалистов, принимается 67 процентов
деловых решений. Имеются в виду контакты деловых людей:
на спортивной площадке;
за ломберным столиком;
на собачьей площадке;
во время командировки (в путевых встречах и беседах);
на неофициальных приемах;
в гостях (на вечеринках);
во время обеденного перерыва, за столиком кафе
(См.: Time, 1991, N 37, р. 17).
1.2.Вербальные и НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности
его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его
выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее
доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и
смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний,
замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса
(высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый,
хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что
наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная
манера речи
3. Выразительные качества голоса:
•
характерные специфические
хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель;
• нулевые звуки — паузы;
• звуки назализации—«хм-хм»,
«э-э-э» и др.
Невербальные средства общения
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций)
относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию
(движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую
информационную нагрузку. Наиболее показательными яляются случаи, когда к
помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция
при этом становится
единственно возможным
сугубо коммуникативную функцию.
Проксемика объединяет
коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления.
Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию
(прикосновения,
похлопывание адресата по