Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:53, реферат

Описание

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам.

Работа состоит из  1 файл

история образования в россии.docx

— 71.41 Кб (Скачать документ)

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Воспитание  и обучение в период первобытнообщинного  строя

 

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в  процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы  воспитания - специальные ритуалы. Среди  них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют  данные фольклористики, и у предков  восточных славян. В первобытных  родовых общинах подростки, достигшие  половой зрелости, проходили специальную  подготовку, в ходе которой их учили  охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали  к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были показать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. Инициации  обеспечивали усвоение подростками  важнейших трудовых знаний, умений и навыков, системы ценностей, правил поведения и мировоззренческих  представлений, принятых в общине.

В первобытных родовых  общинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов  интересам общины. Община выступала  как совокупный воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи.

Различия в воспитании детей определялось их полом. Мальчиков  готовили преимущественно к мужским  видам деятельности (охота, изготовление орудий труда), а девочек - к женским (собирательство растительной пищи, ведение  домашнего хозяйства, уход за детьми). Это обусловливалось господствующей системой половозрастного труда  и соответствовало потребностям производственной жизни.*

В VI-IX вв. педагогическая практика восточных славян претерпела заметные изменения. Хотя воспитание детей по-прежнему осуществлялось главным образом  в процессе включения их в различные  виды деятельности, хотя продолжали существовать обряды инициации и различия в  воспитании девочек и мальчиков  продолжали оставаться очень существенными, на характер воспитания оказывали сильное  внимание процессы, связанные с разложением  первобытнообщинного строя и  формированием раннеклассового  общества. В основе этих процессов  лежал переход к земледельческо-скотоводческой экономике, возникновение общественного  разделения труда.

Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное  дробление общин на семьи, становившиеся  самостоятельными хозяйственными ячейками, приводило к превращению воспитания из всеобщего, равного, контролируемого  общиной в семейно-сословное. Основные функции воспитания, цели, содержание и формы которого все больше различались  для разных социальных групп населения, сосредоточивались в семье. Инициации  утратили свой всеобщий характер и  стали достоянием элиты, институтом, закрепляющим ее привилегированное  положение, возвышающим над основной массой общинников, подчеркивающим исключительность элиты.

________________________________________

* - Фроянов И. Я. История  России с древнейших времен  до начала XX века. М., 1992

 

В VI-IX вв. у восточных славян уже вполне сформировалось четыре социальных слоя - общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодализирующаяся знать  и языческое жречество. Воспитание представителей каждой общественной группы имело свои специфические черты.

Цели воспитания и соответственно средства, используемые для их достижения, определялись теми конкретными потребностями, которые обусловливали необходимость  воздействовать на психику детей, руководить их поведением, передавать детям знания, прививать умения и навыки, формировать  ценностные ориентиры. Общая направленность воспитания, осуществляемого в конкретных жизненных ситуациях, была неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой социальной группы. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определяющую его общую конечную направленность.

Идеалы различных социальных групп, получая педагогическое преломление, помогали взрослым придать соответствующую  направленность развитию личности ребенка, обратить его преимущественно к  производственной (сельскохозяйственной или ремесленной), военно-политической, или религиозной культовой деятельности.

Воспитание детей основной массы населения - крестьян-земледельцев, живших в VI-IX вв. соседскими общинами, осуществлялось в семье. Роль родителей в воспитании детей заметно возрастала. В патриархальных семьях мальчики и девочки, достигнув  определенного возраста, воспитывались  главой семьи и его женой.

С момента рождения и до 3-4 лет ребенок преимущественно  находился на попечении матери, что, однако, не исключало участия отца и других членов семьи в его  воспитании. Мать, а вместе с ней  и другие члены семьи заботились о ребенке, обеспечивали по мере его  взросления усвоение им элементов жизненно необходимого опыта. На этом этапе жизни  ребенка его воспитание было тесно  связано с уходом за ним.

К 3-4 годам ребенок начинал  выполнять посильную работу, помогая  старшим, главным образом матери. Воспитание осуществлялось в практике повседневной жизнедеятельности. Старшие  члены семей поощряли игры, развивающие  у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые  для будущей производственной деятельности.*

С семи лет начинался новый  период в жизни ребенка, новый  этап в его воспитании. Девочки, осваивали  «женские» виды работ - учились вести  домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.п.

Воспитание у восточных  славян в VI-IX вв. все более приобретало  семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда.

 

Воспитание  и обучение в Киевском государстве

 

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится  к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла  девичье училище при Андреевском  монастыре в Киеве, где девочек  обучали чтению, письму, пению и  швейному делу: «Всеволод заложил  церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».** В Суздале в XII веке также было учреждено женское  училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния  в основанных ею монастырях обучала  не только монахинь, но женщин-мирянок.

_______________________________________

* - Очерки по истории  школы и педагогической мысли  народов СССР//с древнейших времен  до конца XVII века п/р Э.Д.Днепрова. М., Педагогика, 1989

**-История отечественного  образования. Учебное пособие.  Хрестоматия /стр.18

 

На основании этих и  других данных можно считать, что  в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI века митрополит Данил в  своих поучениях говорил, что  обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам».

Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является впервые  напечатанная в 1574 году кирилловскими  буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта  учебная книга, содержащая усовершенствованную  систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными  педагогическими идеями.

К XVI веку относится также  сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который  учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» целиком посвящены вопросам воспитания детей.

«Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о  суровой дисциплине, советует применять  телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению  к детям «Домострой» призывает  родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого  обращения): «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец - сыновей, мать - дочерей, кто к чему способен, какие  кому Бог способности даст».*

 

Просвещение в XVI - XVII вв.

 

В XVI - XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных  идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы  формирования личности тесно связывались  со взглядами на место человека в  обществе, с вопросом о равенстве  людей. На основе учения о природном  равенстве отечественные просветители делают вывод, что все люди рождаются  одинаковыми, и различия между ними зависят от воспитания и окружающей среды. Наиболее полно в соответствии с духом своего времени учение о факторах, влияющих на формирование личности, разработано Симеоном Полоцким («Вечеря душевная»). Почти на 12 лет  раньше Джона Локка он выступил против теории «врожденных идей». Особенно сильно, по его мнению, среда и  воспитание влияют на человека в годы ранней юности. Он сравнивал сердце ребенка с воском и считал, что  воспитатель может из легко поддающегося его влиянию ребенка воспитать  и светолюбивого орла и землеточивого  крота. Ни злоба, ни добродетель не приходят по наследству от родителей к детям. «Итак, смотрите, родители, как вы должны воспитывать своих детей: добрые слова и примеры хороших дел  отпечатывайте на том воске, слова  божественные, а не мерзкие и кощунственные, на тех досках и закон божий  пишите».**

_______________________________________

*-История отечественного  образования. Учебное пособие.  Хрестоматия / стр.33

**-История педагогики  в России. Хрестоматия / стр.48

 

Воспитание  и образование при Петре I

 

К началу XVIII века в экономической  и культурной жизни России произошли  серьезные изменения, но все-таки страна продолжала отставать в своем  развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости  выдвигало необходимость проведения реформ в государстве. Развитие промышленности, введение новых форм производства, реорганизация администрации, упорядочение государственных дел, создание самой  мощной в Европе армии требовали  более высокого уровня образования  и развития науки. Поэтому Петром I одновременно были проведены реформы  и в области просвещения. Особенность  этих реформ в том, что они носили разносторонний характер: создавали  условия для получения массового  образования, специального и профессионального  обучения и подготовки научных кадров.

Реформы Петра I косвенно помогли  образованию женщин. В дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным  языкам, танцам, музыке, гувернанток  и бонн для обучения светским манерам, рукоделию. При этом главное внимание обращалось на внешнее воспитание, заключавшееся в «политесе» - обходительности  в обращении. Встречались единичные  школы для девочек в Прибалтийском  крае России, в Москве при лютеранской  церкви (с 1694 г.) и Петербурге при  церкви святого Петра (с 1703 г.). Это  были смешанные школы для детей  иностранцев. Появились и частные  школы, где девочек обучали «Для домашнего обихода» чтению (письму обучали только в некоторых школах). Среди указов Петра I один касался  вопросов обучения женщин. В этом указе (1724 г.) монахиням предписывалось воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек сверх того прядению, шитью и другим мастерствам.*

Во 2-ой половине XVIII века для  девочек из привилегированных семей  создавались частные пансионы, большинство  которых содержали иностранцы, преимущественно  французы и француженки, среди которых  нередко попадались малообразованные, невежественные люди, приехавшие в  Россию за наживой.

Как правило, пансионы предназначались  для детей одного пола и лишь в  некоторых случаях мальчики и  девочки обучались вместе. Большинство  пансионов находились в Москве и  Петербурге. Курс обучения определялся  содержателем.

И все же, несмотря на открытие отдельных частных пансионов, образование  женщин во второй половине XVIII века оставалось преимущественно домашним, считалось  делом семьи, заботой родителей, нередко вынужденных пользоваться услугами невежественных иностранцев. Указ 1755 года, запрещавший иностранцам, не выдержавшим специальный экзамен, обучать детей, остался на бумаге.

Информация о работе Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века