Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:53, реферат
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
В первобытном обществе воспитание
осуществлялось преимущественно в
процессе включения детей в конкретные
виды деятельности. Однако уже на заре
человеческой истории существовали
первые институализированные формы
воспитания - специальные ритуалы. Среди
них особую роль играли возрастные
инициации, имевшие место, как свидетельствуют
данные фольклористики, и у предков
восточных славян. В первобытных
родовых общинах подростки, достигшие
половой зрелости, проходили специальную
подготовку, в ходе которой их учили
охотиться и изготовлять орудия
труда, развивали волю и выносливость,
приучали быть дисциплинированными, приобщали
к религиозным тайнам. Эта подготовка
завершалась обрядом инициаций,
в ходе которого подростки должны
были показать свою физическую и социальную
зрелость. Прошедшие испытания
В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи.
Различия в воспитании
детей определялось их полом. Мальчиков
готовили преимущественно к мужским
видам деятельности (охота, изготовление
орудий труда), а девочек - к женским
(собирательство растительной пищи, ведение
домашнего хозяйства, уход за детьми).
Это обусловливалось
В VI-IX вв. педагогическая практика
восточных славян претерпела заметные
изменения. Хотя воспитание детей по-прежнему
осуществлялось главным образом
в процессе включения их в различные
виды деятельности, хотя продолжали существовать
обряды инициации и различия в
воспитании девочек и мальчиков
продолжали оставаться очень существенными,
на характер воспитания оказывали сильное
внимание процессы, связанные с разложением
первобытнообщинного строя и
формированием раннеклассового
общества. В основе этих процессов
лежал переход к
Зарождение имущественного
и социального неравенства, постепенное
дробление общин на семьи, становившиеся
самостоятельными хозяйственными ячейками,
приводило к превращению
______________________________
* - Фроянов И. Я. История России с древнейших времен до начала XX века. М., 1992
В VI-IX вв. у восточных славян
уже вполне сформировалось четыре социальных
слоя - общинники-земледельцы, ремесленники,
племенная феодализирующаяся
Цели воспитания и соответственно
средства, используемые для их достижения,
определялись теми конкретными потребностями,
которые обусловливали
Идеалы различных социальных
групп, получая педагогическое преломление,
помогали взрослым придать соответствующую
направленность развитию личности ребенка,
обратить его преимущественно к
производственной (сельскохозяйственной
или ремесленной), военно-политической,
или религиозной культовой
Воспитание детей основной массы населения - крестьян-земледельцев, живших в VI-IX вв. соседскими общинами, осуществлялось в семье. Роль родителей в воспитании детей заметно возрастала. В патриархальных семьях мальчики и девочки, достигнув определенного возраста, воспитывались главой семьи и его женой.
С момента рождения и до 3-4 лет ребенок преимущественно находился на попечении матери, что, однако, не исключало участия отца и других членов семьи в его воспитании. Мать, а вместе с ней и другие члены семьи заботились о ребенке, обеспечивали по мере его взросления усвоение им элементов жизненно необходимого опыта. На этом этапе жизни ребенка его воспитание было тесно связано с уходом за ним.
К 3-4 годам ребенок начинал выполнять посильную работу, помогая старшим, главным образом матери. Воспитание осуществлялось в практике повседневной жизнедеятельности. Старшие члены семей поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей производственной деятельности.*
С семи лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап в его воспитании. Девочки, осваивали «женские» виды работ - учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.п.
Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. все более приобретало семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда.
Воспитание и обучение в Киевском государстве
Первое известие об обучении
девочек в древней Руси относится
к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна,
сестра Владимира Мономаха, открыла
девичье училище при
______________________________
* - Очерки по истории
школы и педагогической мысли
народов СССР//с древнейших
**-История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия /стр.18
На основании этих и
других данных можно считать, что
в X-XIII веках при церквах и монастырях
учреждались училища для
Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.
К XVI веку относится также
сборник наставлений
«Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого обращения): «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец - сыновей, мать - дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности даст».*
Просвещение в XVI - XVII вв.
В XVI - XVII вв. интерес к причинам,
определяющим различия между людьми,
сильно возрос. В это время борьба
против религиозного догматизма и феодализма
слилась с критикой теории «врожденных
идей» и пропагандой идей всесильности
образования. Взгляды на факторы
формирования личности тесно связывались
со взглядами на место человека в
обществе, с вопросом о равенстве
людей. На основе учения о природном
равенстве отечественные
______________________________
*-История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия / стр.33
**-История педагогики в России. Хрестоматия / стр.48
Воспитание и образование при Петре I
К началу XVIII века в экономической
и культурной жизни России произошли
серьезные изменения, но все-таки страна
продолжала отставать в своем
развитии от западноевропейских государств.
Сохранение национальной независимости
выдвигало необходимость
Реформы Петра I косвенно помогли
образованию женщин. В дворянские
семьи стали приглашать учителей
для обучения девочек иностранным
языкам, танцам, музыке, гувернанток
и бонн для обучения светским манерам,
рукоделию. При этом главное внимание
обращалось на внешнее воспитание,
заключавшееся в «политесе» - обходительности
в обращении. Встречались единичные
школы для девочек в
Во 2-ой половине XVIII века для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионы, большинство которых содержали иностранцы, преимущественно французы и француженки, среди которых нередко попадались малообразованные, невежественные люди, приехавшие в Россию за наживой.
Как правило, пансионы предназначались для детей одного пола и лишь в некоторых случаях мальчики и девочки обучались вместе. Большинство пансионов находились в Москве и Петербурге. Курс обучения определялся содержателем.
И все же, несмотря на открытие
отдельных частных пансионов, образование
женщин во второй половине XVIII века оставалось
преимущественно домашним, считалось
делом семьи, заботой родителей,
нередко вынужденных