Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:53, реферат

Описание

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам.

Работа состоит из  1 файл

история образования в россии.docx

— 71.41 Кб (Скачать документ)

Реализация этих задач  на практике была малоуспешной; женщины - и в Англии, и во Франции - заинтересовались ими даже меньше мужчин. Некоторое  распространение теории Фурье и  Оуэна получили в низшем слое образованной части английского и французского общества. В рабочей же среде сохраняла  популярность идея о семье, в которой  муж является добытчиком, а жена - домохозяйкой. Участие работниц в  общественных организациях первой половины 19 в. (чартистских, профсоюзных и  др.) служила лишь подкреплением  мужским инициативам, не имея феминистской направленности. К 50-м г. 19 в. политическое участие женщин из рабочей среды  в них резко снизилось, а неприятие  феминизма усилилось[9,c.65].

Социализм (утопического толка) и феминизм были объединены менее  полувека. Их связывала общая идея о том, что через воспитание личности нового типа можно достичь политических и социально-экономических изменений. Последним выражением объединения  двух социально-философских теорий было творчество последователя Р.Оуэна  британца Уильяма Томпсона, написавшего  в сотрудничестве с Анной Уиллер, ведущей феминисткой 1820-1830-х г.г. «Воззвание одной половины человечества, женщин, против претензий другой половины человечества, мужчин» (1824г.). Воззвание вскрывало наличие взаимосвязи политической, экономической и личной власти, демонстрировало множественность способов закабаления женщин. Однако приемлемых путей преодоления неравноправия оно не предлагало, так как авторы считали, что интересы обоих полов совпадут, едва только женщины станут свободными и «радость партнерства превзойдет радость деспотизма»[10,c.45].

Во второй четверти 19 в. требования феминисток в разных странах стали  облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял  вопрос о доступе женщин к высшему  образованию (в Азии, Латинской Америке  и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о  женском образовании поднимался мужчинами). Далее встал вопрос о  законодательных реформах. Всюду  женщины боролись против двойных  стандартов в отношении полов, за реформы в области права собственности, развода, возможности работать. Следующим  этапом была постановка вопроса о  праве голоса для женщин как средстве для обеспечения законодательных  реформ.

Во Франции борьба женщин за право голоса заставила их присоединить свои требования к общей критике  социального порядка: в ходе революции 1848г. там была сделана новая неудачная  попытка включить требование женского равноправия в общий список демократических  преобразований. В Германии выразительницей  идей женского равноправия в это  время стала Луиза Отто-Питер - одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847г.). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и  работу, экономической независимости, права голосовать. После поражения  революции 1848г. здесь тоже наступило  время реакции, женщины Германии отошли от политики, их общества запрещались, а газеты подвергались цензуре. В  Англии женскому движению повезло больше: в 40-е гг. в Шеффилде и Манчестере - центрах радикальной оппозиции - появились организации, требовавшие  предоставления женщинам равных с мужчинами  прав и продолжавшие свою деятельность до конца 19 в[1,c.77].

Самым же успешным оказалось  женское движение в США. В 1848г. в  городе Сенека Фолз (штат Нью-Йорк) 68 женщинами  и 32 мужчинами, участниками Движения против рабства, была подписана Декларация позиций и резолюций, касавшаяся положения женщин. Она начиналась словами: «Все женщины и мужчины  созданы равными…». Заявив требования предоставления женщинам прав на собственность, образование, оплачиваемый труд и участие  в политической и религиозной  жизни общества, Декларация стала  поворотным пунктом в истории  американского и мирового феминизма, положив начало формированию его  либерально-реформистского направления. Участницы и участники встречи  в Сенека Фолз не отрицали существующего  общественного порядка, но желали расширить  правовую защиту женщин и дать им равные с мужчинами права, в частности - и избирательные[3,c.123].

Рождение либерального феминизма  в Старом Свете связано с именами  Марион Рейд («Мольба за женщину», 1845г.) и жены известного писателя Д.С.Милля, сохранившей свою фамилию, - Гарриет  Тейлор («Избирательные права для  женщин», 1851г.). Одну из самых известных  своих книг - «Подчиненность женщины» (1851г.) - Д.С.Милль написал под влиянием и при участии жены. Вслед за Г.Тейлор, Д.С.Милль считал брак «единственным  видом рабства, признаваемым новейшими  законами», так как воспитание женщины  и выработка в ней ожидаемых  «слабостей», считал он, ограничивают свободу ее жизненного выбора и обрекают на роль сексуального объекта. Книга  формулировала цели феминистской пропаганды, чтобы «женщина могла подняться  из положения прислуги до положения  партнера»[2,c.25].

Социальную базу либерального феминизма середины - второй половины 19в. составляли представительницы привилегированной  части общества, образованной и интеллектуальной части среднего и высшего классов. С середины 19 в. они стали создавать кружки и группы (особенно успешным был «Комитет женской собственности» в Лондоне, 1855г.), придавая большое значение «респектабельности» своих действий. Подчеркивая общность интересов всех женщин и свое противостояние интересам мужчин, реформистки считали, что с помощью новых законов помогут решить свои проблемы женщинам всех социальных слоев. Некоторое своеобразие имел либеральный феминизм в США, где викторианские религиозные идеалы о женских добродетелях оказались в странной смеси с либеральными положениями о правах личности и равенстве, ее правовой, экономической и социальной независимости.

С середины 19 в. берет начало противостояние либерального европейского и американского движения за права  женщин и марксизма. К.Маркс и  Ф.Энгельс не считали тему угнетения  по признаку пола важным аспектом своей  теории, поэтому их взгляды не включали анализа женского социального опыта. Их последователи, развернув широкую  пропаганду в середине - второй половине 19 в., считали себя выразителями интересов  всех угнетенных без различия пола. Они открыто критиковали либеральных  феминисток как выразительниц интересов  лишь образованной и сравнительно обеспеченной части женского населения и рассчитывали привлечь на свою сторону тех, чьи  интересы оказались обойдены либералками - прежде всего женщин из рабочей  среды. Вынужденные нести двойное  бремя - семейных забот и работы на фабрике, - работницы и жены рабочих  оставались в то время социально  пассивными. Улучшение своего положения  они видели не в приобретении гражданских  и политических прав, а в возможности  оставаться в семье и спокойно вести хозяйство. Марксисты обещали  им единовременное решение этой и  всех других проблем в случае, если женщины-работницы и жены рабочих  поддержат подготавливаемый ими  социальный переворот, который ликвидирует  угнетение всех социальных групп. Эти  обещания основывались на представлении  о невозможности существования  патриархата и внеэкономического  угнетения женщин в обществе, свободном  от частной собственности и эксплуатации[5,c.47].

Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса положили начало развившимся позже  социалистическому и марксистскому  направлениям в феминизме. В центре внимания марксистов всегда была тема женского труда. Высокая оценка значимости экономического фактора в обеспечении  самостоятельности и равноправия, историзм (рассмотрение прав и привилегий лишь в определенном историческом контексте) и, следовательно, понимание историчности любой идеологии (в том числе  идеологии мужского превосходства) обогатили феминизм теоретически и  методологически. Марксизм первым в  мировой истории идей рассмотрел проблему принуждения не как однонаправленный процесс, но как процесс взаимодействий, в которых участвуют и угнетаемые (в классическом марксизме - пролетарии, а марксистском феминизме - женщины)[9,c.67].

В 19 - начале 20 в. феминистки с марксистскими взглядами составляли меньшинство. Либеральный же феминизм быстро развивался, сторонники его  преобладали. Самыми массовыми либерально-феминистские организации были в США и Великобритании; менее массовыми - в Германии, Швеции, Дании, Исландии и Японии; средние - в Канаде, Франции, Голландии, на Кубе и в Мексике. Масштаб движения был связан с его целями (политические права); с долей в населении  городского, образованного среднего класса; с поддержкой, оказываемой  другими слоями населения и организациями (например, влиятельными политиками - мужчинами); с политикой, которую проводило  правительство (лояльность; ограничения  права женщин участвовать в организациях; прямое подавление женского движения); с культурными особенностями (более  развитым движение было в протестантских странах)[7,c.56].

С середины 19 в. и в Старом, и в Новом Свете образованные женщины привилегированного класса стали активнее включаться в общественную жизнь, требуя политического равноправия. Основные центры борьбы за него оказались  во второй половине 19 в. в Англии и  США, отчего английский термин «суфражизм», означающий избирательное право  вообще, вошел в историю как  определение политического направления  в феминизме.

Первая постоянная группа сторонников и сторонниц предоставления женщинам права голоса (англ. suffrage) в  Британии - Шеффилдская ассоциация за предоставление права голоса (Sheffield Association for Female Suffrage) была создана в 1851г. К 1867г. в Манчестере при активном участии Лидии Беккер и Ричарда  Панкхерста было создано «Общество  женского избирательного права». Активистки общества во главе с Л.Беккер развернули бурную пропагандистскую деятельность, начав издание «Женского суфражистского журнала», приобретя в довольно короткий срок известность и авторитет. В 1868г. общество было преобразовано в  Национальную федерацию суфражистских  обществ (НФСО), которая в течение  года объединила 5000 членов и по примеру  которой в 1869г. была создана женская  суфражистская ассоциация в США. Благодаря беспримерной активности ее членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к  голосованию (в 1869г. об этом объявил  Вайоминг, в 1893г. - Колорадо, в 1896г. - Айдахо и Юта)[2,c.23].

Когда в 1888г. феминистки разных стран объединились в «Международный совет женщин», сторонницы борьбы за право голоса составили в нем  самую значительную часть. Входившие  в нее члены британской НФСО (около 50 000) организовывали демонстрации, шествия, банкеты и пикники, туры по стране, приемы, встречи с религиозными и  женскими организациями. К рубежу веков  под ее давлением английский парламент  принял законы, предоставляющие право  незамужним состоятельным женщинам поступать в университеты, медицинские  школы, владеть собственностью и  управлять ею (с 1882г.), а с 1894г. дал  женщинам право голоса на местных  выборах.

Обзаведясь своим штатом сотрудников, издавая газету «Общее дело» («The Common Cause»), НФСО старалась  распространить идеи суфражизма в Уэльсе, Ирландии и Шотландии, опираясь на дух  независимости этих земель. Ярким  примером достижимости целей для  американских и английских суфражисток  служили Новая Зеландия, где имущие женщины получили активное избирательное  право (хотя и не могли быть избранными) в 1893г., и Австралия, где в 1902г. женщины  получили и активное, и пассивное  избирательные права[4,c.34].

Однако в Англии принятие закона о праве женщин участвовать  не только в местных, но и в парламентских  выборах все откладывалось. Это  привело к разочарованию ряда членов НФСО в либеральных методах  борьбы. Недовольные объединились вокруг радикальной феминистски Эммелин  Панкхерст (жены Р.Панкхерста) и ее дочерей  Эвелин и Кристабель. Руководимое  ими Манчестерское отделении  НФСО в 1903г. заявило о своем преобразовании в Женский социально-политический союз (ЖСПС), который породил новое  направление в суфражизме: милитантство (от militant - воинственный)[10,c.143].

Если интересы суфражисток (Суфражистки (или суфражетки, англ. suffragettes, от англ. фр. suffrage — избирательное право) — участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни. Считали возможным вести борьбу, применяя радикальные акции.) были представлены в программных требованиях Лейбористской партии (создана в 1900г.), что укрепляло сотрудничество женщин и мужчин в политике (в 1904г. был создан «Международный альянс за избирательные права женщин», объединившего и мужские, и женские организации), то «милитантки» (которых в США именовали «суфражетками», противопоставляя умеренным суфражисткам) твердили о своей внепартийности и отказывались сотрудничать с мужчинами. Их организация признавала только женское членство. Пропагандировались воинственные методы привлечения внимания к требованию права голоса для женщин: милитантки/суфражетки разбрасывали листовки с гостевой галереи парламента, приковывали себя наручниками к перилам в общественных местах, устраивали несанкционированные митинги и шествия, разбивали камнями окна правительственных зданий, а оказавшись в тюрьме - объявляли голодовки в знак гражданского неповиновения. В отличие от НФСО, в ЖСПС принимались и женщины-работницы, что существенно расширило социальную базу движения за женское избирательное право[8,c.63]. Переход милитанток к открытым покушениям на собственность ведущих политиков (поджоги, разгромы, воздействие кислотой), т.е. усиление террористических приемов борьбы, дискредирировало организацию и дало новые аргументы противникам женского равноправия. Перспективы получения женщинами права голоса без применения радикальных средств (как случилось во входившей в состав Российской империи Финляндии в 1905г.) заставили суфражисток и НФСО публично порвать с милитантками и добиться предоставления женщинам права голоса без их помощи в 1928г.

 

В Германии незадолго до реформации открыты были в Любеке и Нюрнберге отдельные городские школы для девочек. Согласно желанию Лютера, подобные школы (Mädchenschulen) открыты были в очень многих городах, но все это были лишь школы начальные. С конца XVII в. стали возникать частные средние учебные заведения для женщин, но общество относилось к ним вполне равнодушно, хотя за Женское образование О. ратовала тогда известная Анна-Мария Шурман. Первое в Германии общественное Женское образование среднее учебное заведение основано было в начале XVIII в. по инициативе педагога Ратиха, предложившего новую систему обучения, одинаковую для детей обоего пола. С 1774 г. Женское образование средние учебные заведения стали открываться, под именем "высших школ для девушек" (höhere Mädchen или Töchterschulen), в Бреславле, Ганновере, Кюстрине, Любеке и др. городах. В 1786 г. в Дессау устроено было Женское образование училище по плану Базедова. Еще в первой четверти текущего столетия не насчитывалось в Германии и десятка средних школ для женщин; но с конца первой его половины число таких школ растет с поразительной быстротой, так что в настоящее время среднее Женское образование О. может считаться в Германии вполне общедоступным, хотя уровень его невысок. Кроме начальных школ, одинаковых по курсу и по числу лет с мужскими, и городских училищ для девушек от 6 до 15 лет, существуют в Германии высшие Женское образование школы (соответствуют нашим средним), имеющие 9 или 10 классов, и посещаемые девицами от 6— до 16-летнего возраста. За весьма незначительными исключениями, это — открытые учебные заведения, содержимые за счет городов. Главное внимание обращается в них на закон Божий и отечественный язык; затем преподаются иностранные языки, история, география, естествоведение, арифметика, алгебра и геометрия, чистописание, рисование, пение, рукоделие и гимнастика. В 1872 г. состоялся в Веймаре съезд учительниц и учителей этих школ, положивший основание "Обществу попечения о женских учебных заведениях", ежегодно устраивающему съезды и много сделавшему для развития среднего женского образования, которое вообще в Германии находится накануне реформы.

В Англии женщины получили доступ к школьному образованию только в XVIII столетии, когда возникли так называемые благотворительные школы (Charity Schools); но в них обучение не шло дальше грамоты и катехизиса. В 1869 г. издан был закон, благодаря которому многие школы (в одном Лондоне в его окрестностях — 25) открыли свои двери для женщин. Особенно сильное и благотворное влияние на развитие Женское образование О. в Англии оказало основанное в 1874 г. "Общество ежедневных школ для девушек" (Girls Public Day School Company), которое к 1890 г. открыло 34 школы (7000 учениц) и при этом успело значительно повысить уровень преподавания. Типу наших гимназий соответствуют в Англии High Schools for Girls. В начале 1880-гг. Англия стояла в деле Женское образование О. впереди всех западноевропейских государств, но затем ее опередила Франция.

Информация о работе Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века