Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:53, реферат

Описание

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам.

Работа состоит из  1 файл

история образования в россии.docx

— 71.41 Кб (Скачать документ)

Императрица лично знала  всех воспитанниц, десятерых из которых  она всегда назначала своими пансионерками, то есть сама платила за их обучение. Она уделяла большое внимание здоровью «мариинок», некоторых во время каникул вывозили в Гатчину  или Павловск на отдых.

В институте был свой Устав, разработанный Г.И. Вилламовым. Как  и в других закрытых учреждениях, распорядок дня здесь был строгим. Вставали в «мариинке» в 6 утра, после  молитвы шли завтракать, обычно пили чай с хлебом. Потом два часа уроков и рукоделие, а в 12 часов  — обед, после которого до 2-х часов  длился отдых. Затем возобновлялись занятия и продолжались до 5 часов. В 8 вечера — ужин, в 10 часов институтки отправлялись спать.

Платья «мариинок» были кофейного  цвета, а пансионерки носили голубые. Телесные наказания считались нежелательными, но иногда допускались, хотя классные дамы старались воспитывать учениц, прежде всего словом и внушением.

 

 

 

 

Женские гимназии

В 1857 году у Н.А. Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи  могли бы посылать дочерей для  основательного образования, за незначительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института  свои соображения о возможности  открыть при том же институте  особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих  семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение  для этих классов он предполагал  найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

По его замыслам женское  училище должно было состоять под  покровительством императрицы Марии  Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь главному совету. Ближайшее заведование  училищем вверялось, по назначению государеву, особому попечителю, а для непосредственного  наблюдения за обучением девиц назначались  начальник и главная надзирательница  с утверждения государыни, назначение же прочего педагогического персонала  утверждалось попечителем.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц, но допускалось  и большее число, если имелись  средства для открытия параллельных классов.

Учебный курс включал в  себя: русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский  и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские  хозяйственные рукоделия, танцы  и рукоделие.

Иностранные языки и танцы  были необязательными предметами, и  за их обучение вносилась дополнительная плата.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, К.П. Петров, позже - И. Рашевкий, А.Н. Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное  образование и развить их умственные способности. Большое значение они  предавали естественным наукам.

Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство  «домашней учительницы».

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка  курса велась в направлении приближения  его к курсу в институте  благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.

Следует отметить, что в  Мариинских гимназиях складывались своеобразные виды и формы внеклассной  работы: общеобразовательные чтения для учениц, литературные беседы, встречи  с писателями и литературными  деятелями, лекции о текущих событиях, дополнительные чтения по курсу наук, выпуск гимназических журналов.

Женские гимназии ведомства  императрицы Марии были платными учебными заведениями, причем плата  за обучение превышала плату в  мужских гимназиях. Сеть женских  гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских  гимназий и прогимназий составило 958.

30 сентября 1918 года было  принято «Положение о единой  трудовой школе РСФСР», а с  1 октября того же года учебные  заведения всех ведомств перешли  в ведение Народного комиссариата  по просвещению. Так закончилась  деятельность Ведомства учреждений  Императрицы Марии, а также  деятельность подведомственных  ему учреждений, а богатейший  опыт, накопленный ими в обучении  и воспитании, был, на долгие  года предан забвению.

 

Бестужевские  курсы

 

Бестужевские курсы - система  высшего образования для женщин. Были основаны на систематическом, университетском  характере преподавания. Первые курсы  открылись в 1878 году в составе  словесно-исторического и физико-математического  факультетов Санкт-Петербургского университета кружком прогрессивной  интеллигенции во главе с ректором университета, ученым-ботаником, профессором  А.Н. Бекетовым. Министерство просвещения  поставило во главе курсов профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина, по фамилии которого они и получили свое наименование. Среди организаторов  курсов были Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А. П. Философова. К преподаванию в новом учебном заведении были привлечены крупнейшие ученые, в их числе Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, С.Ф. Платонов.

Изначально срок обучения на курсах был 3 года. С 1881 года он увеличился до 4 лет. На курсы принимались женщины  не моложе 21 года, получившие среднее  образование. Обучение было платным, но многие педагоги читали лекции безвозмездно.

Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для  чего курсы располагали богато обставленными  кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных  лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и  других высших учебных заведений  Петербурга, курсы стали подготавливать самостоятельный преподавательский  персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при  курсах в качестве ассистенток или  руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили  с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах  естествоиспытателей.

В 1886 году Бестужевские курсы, как и другие высшие женские учебные  заведения, были закрыты правительством и лишь в 1890 году, после настойчивых  ходатайств представителей прогрессивной  интеллигенции, возобновили свою деятельность. Однако теперь курсы лишились автономии, повысилась плата за обучение, был  введен ряд ограничений.

В 1906 году права Бестужевских курсов были частично восстановлены. Выпускницы получали право преподавать во всех классах женских средних учебных  заведений и четырех младших  классах мужской средней школы. В 1914 году на Бестужевских курсах насчитывалось 6996 слушательниц; выпускницы получали право преподавать в женских  средних учебных заведениях.

 

Проблемы женского профессионального образования  в России XIXв.

 

Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки.

Еще в 1888 году при Министерстве народного просвещения была учреждена  комиссия по вопросам женского профессионального  образования. Комиссия разработала  «Положения о двух типах женских  профессиональных школ». Предполагалось, что в школах первого типа будет  установлен семигодичный срок обучения. В первых пяти классах должны были изучаться общеобразовательные  предметы, а в двух последних - специально ремесленные. В школах второго типа срок обучения ограничивался четырьмя годами, причем преподавание общеобразовательных  и специальных предметов проводилось  на всех курсах.

Организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900г. при отделении  «Ученого комитета по техническому и  профессиональному образованию  Министерства народного просвещения» был создан специальный отдел  для руководства уже существующими  тогда немногочисленными женскими профессиональными учебными заведениями.

К началу ХХ века (1901г.) во всей России насчитывается только 129 небольших  женских профессиональных школ, в  которых было 9920 учащихся.

Как отмечает А.И. Рослякова, «отсталость женского профессионального  образования отмечалась даже правительственными органами». Так, в объяснительной записке  к проекту закона о женских  профессиональных учебных заведениях, представленного Министерством  народного просвещения в Государственную  Думу 18 февраля 1914г. говорилось: «Женское профессиональное образование в  России не организовано и развито  в весьма недостаточных размерах. Законоположения, касающиеся народного  просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные  заведения для профессионального  образования женщин обязаны своим  учреждением преимущественно частной  инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они  остаются не объединенными и, в большинстве  случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ».[5]

Подавляющее большинство  женских профессиональных школ и  курсов обучало белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым ремеслам, считавшимися тогда в России женскими профессиями.

Проблемами женского профессионального  образования в царской России занимался известный педагог  и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональное образование  в России было обусловлено потребностями  самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды  на женское профессиональное образование.

И.Н. Михайлов подразделял  женские профессиональные школы  на четыре разряда или категории:

1) Профессиональные школы.  По уровню образования они  приближались к женским прогимназиям, но в них усиленно преподавались  специальные предметы. В профессиональные  школы брали девочек после  окончания трехклассной начальной  школы. Срок обучения четыре  – пять лет. В последних  классах ученицы специализировались  в каком-то ремесле:

белошвейное дело, вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и т.д.

2) Специальные школы, классы, курсы (при гимназиях и прогимназиях), где общее образование не продолжалось, и главное внимание уделялось  изучению специальных предметов.  В качестве примера можно привести  рукодельные классы. Наряду с  этим существовали курсы коммерческой  арифметики и черчения.

3) Женские профессиональные  школы, в которые девочки поступали  без предварительного экзамена  и где учебный курс начинался  с обучения грамоте. Программа  обучения была рассчитана на  шесть - семь лет. 

4) Школы, в которых преподавались  различные ремесла, рисование,  иногда счетоводство и черчение  и при поступлении требовалось  знание курса только начальной  школы. В этих школах общеобразовательные  предметы не проходили. К таким  школам можно отнести школу  М.И. Иевлевой в Петербурге.

Отдельное, но немаловажное значение представляли учебные мастерские. Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу.

Женщины стремились получать высшее образование наравне с  мужчинами. Но долгое время вопрос о  высшем образовании женщин оставался  под запретом. Бытовало мнение, что  серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему  образованию невозможно было сдержать.

Получение высшего образования  в России являлось особенной проблемой  для женщин в дореволюционной  России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские  женщины, получившие высшее образование, учились за границей.

Первым кратковременным  опытом явилось слушание 10 женщинами  платных лекций по химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины  посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию.[6]

В 1870 основаны Владимирские курсы в С.-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола, в 1872 - общеобразовательные курсы В.И. Герье в Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической  академии в С.-Петербурге (с 1876 - Женские  врачебные курсы), в 1878 - высшие женские  курсы в С.-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее женское  образование приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц.

Информация о работе Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века