Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:53, реферат

Описание

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам.

Работа состоит из  1 файл

история образования в россии.docx

— 71.41 Кб (Скачать документ)

Усиление в стране просветительного движения и распространение прогрессивных  идей оказали свое влияние на развитие школы и, в частности, на женское  образование. В своих проектах И.И. Бецкой вынужден был поставить вопрос о женском образовании, хотя и  был убежден, что женщина предназначена  для семейной жизни. Идея формирования «новой породы людей» привела к учреждению особых учебных заведений для  женщин.

В 1754 году были учреждены  первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых  преподавали «мастерицы».*

_______________________________________

* - Очерки по истории  школы и педагогической мысли  народов СССР//XVIII - первая половина XIX века п/р М.Ф.Шабаева. М., Педагогика, 1972

 

Женское воспитание и образование при  Екатерине II

 

Екатерина II в 1762 году начала свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение  различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704 - 1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. Он представил Екатерине доклад об общей реорганизации  в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под  названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем  говорилось о необходимости воспитать  в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать  с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все  это время они должны быть изолированы  от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых  людей. «Посему ясно, что корень всему  злу и добру воспитание: достигнуть же последнего с успехом и с  твердым исполнением не инако  можно как избрать средства к  тому прямые и основательные. «Держась сего неоспоримого правила, единое токмо  средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов  и матерей, которые могли бы детям  своим те же прямые и основательные  воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим  детям, и так следуя из родов в  роды в будущие веки».[4]

Таким образом, начало женского образования в России принято  считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого был основан  Смольный институт при Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Названный «Воспитательным обществом  благородных девиц», Смольный институт вместе с организованным здесь же училищем для малолетних девушек  недворянского происхождения («мещанским училищем») должен был стать по задумке  императрицы Екатерины II центром  женского образования, нацеленного  на подготовку будущих «домоводок»  и хозяек.

Изданный устав «Общества  благородных девиц» 5 мая 1764 года разделял воспитанниц на четыре возраста, таким  образом, что каждая воспитанница, поступив в "Общество" в шестилетнем  возрасте, должна была пробыть в  нем не менее 12 лет. Устав определил  численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского  сословия. Во главе учебного заведения  ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница  по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Так же было предписано открыть  привилегированные учебные заведения  для детей дворянства во всех губернских городах.

В созданных по уставу 1786 года для малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного  меньше, чем мальчиков (в 1800г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное  народное училище).

С 1796 года после смерти Екатерины  по указу Павла I дела "Воспитательного  общества" были переданы в руки его  жены Марии Федоровны, чем было положено начало Ведомству учреждений Императрицы  Марии - управлению, ведавшему в России до 1918 года

22 декабря 1797 года Мария  Федоровна, на собственные средства, открыла в Петербурге училище.  Оно было рассчитано на обучение 50 беднейших сирот мещанского  сословия, названное вскоре Мариинским  институтом. С 1798 по 1807 годы созданы  еще четыре аналогичных женских  училища в Москве и Петербурге.

С 1843 года начинают создаваться  епархиальные училища - средние учебные  заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы  в тех районах, пунктах, где имелось  не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для  развития женского образования в  России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить  сословную организацию женских  школ.

19 апреля 1858 года в Санкт-Петербурге  открыто первое в России женское  среднее учебное заведение. Оно  находилось под покровительством  императрицы Марии Александровны  (то есть подчинялось Ведомству  императрицы Марии) и в ее  честь получило название Мариинское  женское училище. В 1862 году  Мариинское училище переименовали  в женскую гимназию. В дальнейшем  по ее образцу создали женские  гимназии в других городах  (только в Петербурге к 1866 году  открыли семь гимназий с семилетним  сроком обучения). Таким образом,  основание Мариинской гимназии  в Петербурге положило начало  существованию всей системы женского  среднего образования в России. Стоит отметить, что женские гимназии  «Ведомства учреждений императрицы  Марии» были платными, причем  плата за обучение превышала  таковую в мужских гимназиях.  К 1911 году в России действовало  35 Мариинских женских гимназий, где  учились 16 тысяч воспитанниц.

В первой половине 60-х годов XIX века начинает развиваться сеть учебных заведений. Первоначальное их название - женские училища первого разряда. Параллельно возникают и неполные средние учебные заведения - училища второго разряда (будущие женские прогимназии).

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских  женских гимназиях.

С 1872 года в России стали  открывать частные женские гимназии. В связи с высокой платой за обучение посещать их могли только дочери состоятельных родителей.

По инициативе и на средства общественности, стали создаваться  высшие учебные заведения университетского типа для женщин. Первым женским  университетом считаются Бестужевские курсы, основанные в 1878 году профессором  А.Н. Бекетовым. К поступающим на курсы предъявлялись высокие  требования: принимали лишь тех, кто  имел золотую медаль за отличные успехи в женской гимназии. Кроме того, они должны были сдать экзамен  на аттестат зрелости в мужской гимназии по латинскому языку и математике, свободно владеть французским, немецким языками. Если в 1878 году число слушательниц составило 800 человек, то в 1916 году уже 6 тысяч.

В 1896 году женщинам представилось  право поступать в институты  и университеты.

В 1897 году в Петербурге был  открыт женский мединститут.

Важным событием в истории  женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся  в 1912 году. На нем подвергалась расширенной  критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.

Таким образом, видно, что  число учащихся девушек росло. Главное, что росло не только число учащихся, но и их соотношение: 1856г. - 36.9тыс. (8,2%), 1896г. - 810.3тыс. (21.3%), 1911г. - 2130.1тыс. (32.1%).

Следует отметить, что достаточно длительное время, воспитание и формирование личности девушки шло в одном  направлении - раскрытие в девушке  тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни. Акцент делался  на формирование в ней роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые ей были нужны в будущей семейной жизни.

 

Характеристика  основных женских учебных заведений

 

Смольный институт

 

Смольный институт благородных  девиц - первое в России женское учебное  заведение, положившее начало женскому образованию. Смольный институт был  учрежден как закрытое учебное заведение  для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным  условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей.

В институт принимали дочерей  дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу  входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов  нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.

В младшем возрасте девочек  учили Закону Божьему, русскому и  иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.

Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м –  словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело.

Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались  в младший класс для практического  ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и  с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными  прогулками, играми на свежем воздухе  или в залах. Воспитанницы учились  круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились  экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится.

Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили  значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более  половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы  носили зеленые платья, а пансионерки  частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные  собрания и любительские театральные  представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи.

Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, т.к. русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных  языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте  учили монахини.

Наказания не допускались, и  единственным средством исправления  провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной  служил всегда к воздержанию других от подобных поступков»

Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого  цвета: в младшем возрасте - коричневого  или вишневого цвета и белые  передники. Позднее цвет их платьев  изменился на кофейный, за что девочек  стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует  близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность.

Цели образования в  Смольном институте были изменены после  обследования его «Комиссией для  заведения в России благородных  училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число  часов на его изучение и вести  преподавание всех предметов на русском  языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в  институте чисто женскими

В 1848 году «мещанская половина»  Смольного института, была преобразована  в Александровское училище, и  в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.

Следует отметить, что императрица  постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного  института. Она дозволяла воспитанницам  писать ей письма, при посещениях знакомилась  с постановкой учебного и воспитательного  процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах  и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.

По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские  «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами.

 

Мариинский институт

 

Учебное заведение было открыто 22 декабря 1797 года как училище для  беднейших сирот мещанского сословия. 17 ноября 1800 года по Высочайшему повелению  учебное заведение Императрицы  Марии Федоровны получило официальное  наименование: «Мариинский институт».

Первый выпуск состоялся  в 1802 году. Мария Фёдоровна лично  следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки.

В 1828г. скончалась Мария Фёдоровна  и закончился первый период в становлении  Мариинского института. После её смерти покровителем института был  Николай I, такой чести не удостаивалось  ни одно учебное заведение России. Затем покровительство перешло  Великой княжне Елене Павловне (супруге  Михаила Павловича).

В институт принимались девочки  от 10 до 12 лет - исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия. Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам.

Учебное заведение ставило  себе целью «сделать из них честных  и добродетельных женщин, хороших  и сведущих хозяек, попечительных  нянек или надзирательниц за детьми, а в случае нужды, надежных и исправных  прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время  крайне не хватало. Ряд учебных предметов  преподавались на иностранных языках.

Информация о работе Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века