Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:53, реферат
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам.
В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу. Однако дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института.
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.
Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей.
К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой.
В конце 90-х годов 19 века -
начале 20 века благодаря усилиям
демократической интеллигенции
растет число женских гимназий и
других типов средних женских
учебных заведений. В некоторых
из них явочным порядком были пересмотрены
учебные программы, расширены курсы
математики, истории, литературы. В
связи с возросшим спросом
на педагогические кадры расширилось
количество педагогических классов
при гимназиях, окончив которые
абитуриентки получали право преподавания
в начальной школе и
В середине 90-х годов 19 века
в России действовало фактически
лишь одно высшее женское учебное
заведение - Бестужевские курсы, учрежденные
в 1878 году в Петербурге как частное
учебное заведение и не дававшие
воспитанницам никаких прав. Попытки
демократической интеллигенции
расширить рамки женского высшего
образования встречались
______________________________
* - Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР // конец XIX - начало XX века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1991
Правительственная реакция
80-х годов создала на пути женского
высшего образования в России
непреодолимый барьер, разрушить
который демократическим силам
удалось лишь в условиях общественно-политического
подъема конца 19 - начала 20 века. Новым
типом высшего женского учебного
заведения в России явились открытые
в 1896 году в Петербурге известным
ученым и общественным деятелем П.Ф.
Лесгафтом курсы воспитательниц
и руководительниц физического
образования. Видный ученый-гуманист,
горячий сторонник равноправия
женщин, П.Ф. Лесгафт сумел создать
уникальную для своего времени высшую
женскую школу, которая по своим
учебным планам и программам, методам
преподавания и всему внутреннему
строю резко отличалась от высшей
школы любого государства, предоставлявшего
женщине высшее образование. Под
благотворным влиянием передовых педагогических
и общественных идей, носителем многих
из которых был П.Ф. Лесгафт, курсы
постоянно расширяли и
Таблица 1.
Динамика роста образованности женского населения России
(середина 19 века - начало 20 века)
1856 г. |
1896 г. |
1911 г. |
||
Число учащихся девочек, тыс. |
36.9 |
810.3 |
2130.1 |
|
Процент к числу всех учащихся |
8.2 |
21.3 |
32.1 |
|
Процент к женскому населению |
0.1 |
1.3 |
2.6 |
|
После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной. По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек, среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин.
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.*
______________________________
* - Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР // конец XIX - начало XX века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1991
Заключение
Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.
Остановившись более подробно
на проблемах женского образования
в России, было замечено, что долгое
время в обществе сохранялось
негативное отношение к женскому
образованию. У женщин, особенно это
касается низших сословий, существовали
трудности в получении любого
образования (будь то начальное, среднее
или высшее). Образование и воспитание
женщин проводилось в соответствии
с потребностями общества и носило
прагматический, утилитарный характер.
Воспитательно-образовательный
C момента формирования
в XVIII в. высших учебных заведений
дискриминация женщин в сфере
высшего образования являлась
официальной государственной
И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А.В. Тыркова: "...Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7]
Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось и отношение к женскому образованию.
В заключение хочется отметить,
что женское образование –
это не раздельные уроки или раздельное
обучение, это даже не идеология
преподавания. Это признание равных
прав и возможностей, это равное
отношение к образованию
История женского образования в Европе.
Начало 18 века - период некоторого
отступления от идей женской рациональности
и равенства с мужчинами. Особую
популярность в среде привилегированных
классов получила тогда идея культивирования
женской «слабости» (появилось выражение
«слабый пол»). Но уже к середине
столетия критические голоса французских
просветителей способствовали разоблачению
мифа о женщине как неравном мужчине
существе «второго сорта». Вольтер
обличал несправедливость женской
доли; Дидро полагал, что униженное
существование женщины есть «следствие
определенных гражданских законов»
и обычаев; Монтескье писал, что
женщина может и должна участвовать
в общественной жизни; Гельвеций
доказывал, что гражданская «
На протяжении всего 18 века
женщины европейских стран
В США свой голос в защиту женских прав первой подняла Абигейл Смит Адамс (1744-1818г.г.), которую считают первой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776г.).
В предреволюционной Франции
поборницы женских прав (мадам
де Суаси, мадам де Гакон-Дюфур) также
обращали внимание на женское бесправие.
Однако главный документ Великой
Французской революции, провозгласившей
в 1789г. лозунг свободы, равенства и
братства всех людей независимо от
их происхождения, - Декларация прав человека
и гражданина - был принят все
же без учета женских требований
и объявил свободными и равными
только мужчин. Они же были названы
позже «активными» гражданами. Как
ни резок был появившийся вслед
за Декларацией Протест
Практически одновременно с
О. де Гуж, в 1792г., свою книгу «Защита
прав женщины» опубликовала в Англии
и, одновременно, в США Мэри Уоллстонкрафт
(1759-1797г.г.), поставив ряд актуальных
вопросов эгалитарной социальной философии.
Писательница полагала, что способность
к рациональному мышлению не связана
с полом, не зависит от него, а
женская «слабость» и готовность
покоряться есть ничто иное, как
следствие мужского стремления воспитать
их в женщинах. Впервые в истории
и задолго до современных дебатов
об экономической роли домашнего
хозяйства, М.Уолстонкрафт сделала
вывод о том, что в обществе,
где домашние обязанности не оплачиваются,
будет сохраняться
В том же 1792г. в Германии вышла книга Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1741-1796г.г.) - «Об улучшении гражданского положения женщины». С ее публикации началась история феминистской мысли в его стране. В своей книге фон Гиппель требовал равных прав для обоих полов и настаивал на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенных мужчин, поскольку «женщинам внушили, что они неспособны к независимой политической деятельности».
К началу 19 в. формирование феминистских
теорий оказалось подкреплено