Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:53, реферат

Описание

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам.

Работа состоит из  1 файл

история образования в россии.docx

— 71.41 Кб (Скачать документ)

В 1897 году в Петербурге был  открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи  получили равные с мужчинами права  как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу. Однако дипломы женских высших учебных  заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению  с гимназическим аттестатом, за исключением  Медицинского института.

Важным событием в истории  женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся  в 1912 году. На нем подвергалась расширенной  критике существующая система образования  женщин, строго встал вопрос о равенстве  в правах женщин и мужчин в образовании. Съезд принял много обстоятельных  решений и дал толчок дальнейшему  развитию женского образования. Женщины  России оказались на пути к положению  наиболее образованных женщин мира.

 

Женское образование в России в конце XIX начале XX вв

 

На рубеже веков школа  продолжала оставаться многотипной. В  стране работало 60 типов различных  начальных учебных заведений, имевших  различные уставы, программы, уровень  преподавания и образовательный  ценз учителей.

К началу 20 века значительно  расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных  лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы  на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой.

В конце 90-х годов 19 века - начале 20 века благодаря усилиям  демократической интеллигенции  растет число женских гимназий и  других типов средних женских  учебных заведений. В некоторых  из них явочным порядком были пересмотрены учебные программы, расширены курсы  математики, истории, литературы. В  связи с возросшим спросом  на педагогические кадры расширилось  количество педагогических классов  при гимназиях, окончив которые  абитуриентки получали право преподавания в начальной школе и прогимназиях. Под напором общественно-педагогического  движения правительство вынуждено  дать разрешение на открытие ряда женских  средних специальных учебных  заведений. В 1897 году, например, в Петербурге был открыт женский медицинский  институт, в 1903 году - педагогический институт.

В середине 90-х годов 19 века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное  заведение - Бестужевские курсы, учрежденные  в 1878 году в Петербурге как частное  учебное заведение и не дававшие воспитанницам никаких прав. Попытки  демократической интеллигенции  расширить рамки женского высшего  образования встречались правительством в штыки.*

________________________________________

* - Очерки по истории  школы и педагогической мысли  народов СССР // конец XIX - начало XX века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1991

 

Правительственная реакция 80-х годов создала на пути женского высшего образования в России непреодолимый барьер, разрушить  который демократическим силам  удалось лишь в условиях общественно-политического  подъема конца 19 - начала 20 века. Новым  типом высшего женского учебного заведения в России явились открытые в 1896 году в Петербурге известным  ученым и общественным деятелем П.Ф. Лесгафтом курсы воспитательниц и руководительниц физического  образования. Видный ученый-гуманист, горячий сторонник равноправия  женщин, П.Ф. Лесгафт сумел создать  уникальную для своего времени высшую женскую школу, которая по своим  учебным планам и программам, методам  преподавания и всему внутреннему  строю резко отличалась от высшей школы любого государства, предоставлявшего женщине высшее образование. Под  благотворным влиянием передовых педагогических и общественных идей, носителем многих из которых был П.Ф. Лесгафт, курсы  постоянно расширяли и совершенствовали программу подготовки своих слушательниц. В канун революции 1905-1907 годов  здесь преподавались все естественные науки и целый ряд гуманитарных дисциплин, в том числе история, история литературы, философия, психология. К работе на курсах были привлечены многие видные ученые. Курсы П.Ф. Лесгафта готовили кадры не только для столичных  городов, но и для российской провинции.

 

 

 

 

Таблица 1.

Динамика роста  образованности женского населения  России

(середина 19 века - начало 20 века)

 
 

1856 г.

1896 г.

1911 г.

 

Число учащихся девочек, тыс.

36.9

810.3

2130.1

 

Процент к числу всех учащихся

8.2

21.3

32.1

 

Процент к женскому населению

0.1

1.3

2.6

 
         

После революции 1905-07 годов  несколько увеличилось число  учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной  России не только было лишена возможности  получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной. По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось  только 289 женщин-казашек, среди туркменов  до революции было только 7 грамотных  женщин.

Важным событием в истории  женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся  в 1912 году. На нем подвергалась расширенной  критике существующая система образования  женщин, строго встал вопрос о равенстве  в правах женщин и мужчин в образовании.*

________________________________________

* - Очерки по истории  школы и педагогической мысли  народов СССР // конец XIX - начало XX века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1991

 

Заключение

Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и  в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине  в целом и ее образованию в  частности.

Остановившись более подробно на проблемах женского образования  в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось  негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это  касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее  или высшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс  находился в прямой зависимости  от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал".

C момента формирования  в XVIII в. высших учебных заведений  дискриминация женщин в сфере  высшего образования являлась  официальной государственной политикой  вплоть до начала XX в. Долгие  годы государственные высшие  учебные заведения предназначались  исключительно для лиц мужского  пола. Состав студенчества жестко  регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности  России ее власти были принципиальными  противниками совместного обучения  мужчин и женщин в средней  и высшей школе.

И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность  самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском  съезде по женскому образованию, журналистка  и общественный деятель А.В. Тыркова: "...Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать  её хочет новая женщина"[7]

Итак, проблемы женского образования  имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к  женщине – менялось и отношение  к женскому образованию.

В заключение хочется отметить, что женское образование –  это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология  преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины  и мужчины.

 

История женского образования в Европе.

Начало 18 века - период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегированных  классов получила тогда идея культивирования  женской «слабости» (появилось выражение  «слабый пол»). Но уже к середине столетия критические голоса французских  просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как неравном мужчине  существе «второго сорта». Вольтер  обличал несправедливость женской  доли; Дидро полагал, что униженное  существование женщины есть «следствие определенных гражданских законов» и обычаев; Монтескье писал, что  женщина может и должна участвовать  в общественной жизни; Гельвеций  доказывал, что гражданская «непросвещенность  женщин есть только следствие ее неполного  и неправильного воспитания». При  явной критической направленности высказываний просветителей о феодально-сословном  браке, они воздержались от признания  за женщинами прав на полную гражданскую  состоятельность, способность выступать  субъектами истории. Развив идею «естественного права» по отношению к женщинам, Ж.-Ж.Руссо включил в ее состав миф о «природном предназначении»  мужчин и женщин, надолго закрепив в общественной мысли взгляд на природно-физиологическую  обусловленность общественного  разделения труда по половому признаку [9,c.54].

На протяжении всего 18 века женщины европейских стран принимали  активное участие в жизни общества. Масса женщин работала на себя и  обладала экономической независимостью; простолюдинки были вольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны, пытались вмешиваться  через их посетителей - своих друзей - в политику. В общем хоре требований свободы от деспотизма женщины просили  признания их прав на гражданскую  жизнь - на образование, на труд, на уважение в семье и обществе[10,c.44].

В США свой голос в защиту женских прав первой подняла Абигейл  Смит Адамс (1744-1818г.г.), которую считают первой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776г.).

В предреволюционной Франции  поборницы женских прав (мадам  де Суаси, мадам де Гакон-Дюфур) также  обращали внимание на женское бесправие. Однако главный документ Великой  Французской революции, провозгласившей  в 1789г. лозунг свободы, равенства и  братства всех людей независимо от их происхождения, - Декларация прав человека и гражданина - был принят все  же без учета женских требований и объявил свободными и равными  только мужчин. Они же были названы  позже «активными» гражданами. Как  ни резок был появившийся вслед  за Декларацией Протест французских  женщин против созыва парламента (Генеральных  Штатов) без их участия, французская  Конституция 1791г. отнесла женщин к  «пассивным» членам общества, не дав  им права избирать и быть избранными. Отказ включить женщин в категорию  «свободных» и «равных» и привел к возникновению во Франции движения в защиту женских гражданских  и политических прав - феминизма. Инициативу женского движения в этой стране и  славу первой французской феминистки приписывают Олимпии де Гуж, составившей  в 1791г. Декларацию прав женщины и  гражданки. В Декларации содержались  требования предоставления женщинам политических, в том числе избирательных  прав, возможности занимать государственные  посты. Недовольство женских масс во Франции, быстро организовавшихся в  женские клубы и собрания, подстрекательства  к «походам» и бунтам, пыталось ввести в правовые рамки «Общество  женщин революционных республиканок» - первая женская политическая организация, также возникшая в 1791г.. Однако ее деятельность была в 1793г. запрещена  Конвентом, а вскоре и автор Декларации Олимпия де Гуж была отправлена по ложному доносу на гильотину. Вскоре революция во Франции пошла на спад. В 1795г. женщинам Франции запретили  появляться в общественных местах и  на политических собраниях, а в 1804г. император Наполеон издал Указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины[11,c.34].

Практически одновременно с  О. де Гуж, в 1792г., свою книгу «Защита  прав женщины» опубликовала в Англии и, одновременно, в США Мэри Уоллстонкрафт (1759-1797г.г.), поставив ряд актуальных вопросов эгалитарной социальной философии. Писательница полагала, что способность  к рациональному мышлению не связана  с полом, не зависит от него, а  женская «слабость» и готовность покоряться есть ничто иное, как  следствие мужского стремления воспитать  их в женщинах. Впервые в истории  и задолго до современных дебатов  об экономической роли домашнего  хозяйства, М.Уолстонкрафт сделала  вывод о том, что в обществе, где домашние обязанности не оплачиваются, будет сохраняться экономическая  зависимость женщины от мужа. Домашние дела и материнство М.Уолстонкрафт именовала «формой разумного  гражданства», рассматривая их как  общественные обязанности, а не как  источник личного удовлетворения или  страдания женщины[9,c.61].

В том же 1792г. в Германии вышла книга Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1741-1796г.г.) - «Об улучшении  гражданского положения женщины». С  ее публикации началась история феминистской мысли в его стране. В своей  книге фон Гиппель требовал равных прав для обоих полов и настаивал  на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенных мужчин, поскольку  «женщинам внушили, что они неспособны к независимой политической деятельности».

К началу 19 в. формирование феминистских теорий оказалось подкреплено развитием  социально-философских концепций  социалистов-утопистов - Сен-Симона и  Шарля Фурье во Франции и британца Роберта Оуэна, полагавших, что личным примером и с помощью образования  и просвещения можно положить конец неравенству полов. В многочисленных, но недолговечных социалистических коммунах, возникших под влиянием их идей, роль женщин была одной из самых  обсуждаемых тем. Общим во взглядах социалистов-утопистов на проблему полов была убежденность в том, что  равноправия мужчин и женщин невозможно достичь в существующей общественной системе, что нужно радикальное  ее изменение, в частности - уничтожение  частной собственности. Строя предположения  о возможности создания идеального общества, эти теоретики полагали, что в будущем не только женщине  должна быть предоставлена возможность  участвовать в общественном производстве, но и мужчине необходимо будет  иметь обязанности по дому и воспитанию детей (Ш.Фурье был поборником этого, настаивая на полном отказе от разделения труда не только в семье, но и в  обществе - однако даже в его коммунах все обычные женские обязанности  лежали по-прежнему на женщинах). Семью  социалисты-утописты считали источником мужской власти над женщинами, бастионом  эгоистического индивидуализма, ограничивающим свободу выбора. Свободу любви  и смены партнера, равное право  на которую должны были иметь оба  пола, рассматривали как необходимую  основу свободного общества[8,c.34].

Информация о работе Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века