Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:57, реферат
Термин "Возрождение" (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) впервые употребил итальянский живописец, архитектор и историк искусства, ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1512-1574) в книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550). Он вводит его, говоря об упадке живописи, скульптуры и архитектуры, которые со времен античности "низвергались до крайней своей погибели", но так как "природа этих искусств сходна с природой и других, которые как человеческие тела родятся, растут, стареют и умирают", возможно "понять поступательный ход возрождения искусств и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни".
Часть 1 2
1.Великие гуманисты эпохи Возрождения 2
2. Русские мыслители о противоречиях русской культуры (Н. Бердяев, Н. Лосский, И. Ильин, Н. Федотов) 4
3. Культура 20 в. после 1917 г. 6
Часть 2. Религия как культурный феномен 10
1. Понятие религии. 10
2. Происхождение религии. Древние формы верований. 11
3. 1150—1152 Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский (Ярославская область), Россия. 13
Список использованных источников 16
В - Э. Неизвестный
С - В. Сидур
13. Назовите известную скульптуру, подаренную Советским Союзом ООН в
1957 г.
А - "Рабочий и колхозница" В. Мухиной
В - "Перекуём мечи на орала" Е. Вучетича
С - "Родина-мать" Е. Вучетича
14. Когда впервые советские учёные получили изображение лунного ландшафта ?
А - в 1966
В- в 1970
С - в 1976
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Другие определения религии:
Также религия может пониматься в таких смыслах, как:
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.
Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми т. п.
В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).
Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.
На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:
Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии быланимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпохааниматизма, оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм).
Основатели марксизма также разработали концепцию, согласно которой корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сперва перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Также широко известно выражение «религия есть опиум народа», получившее известность благодаря деятельности К. Маркса.
Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже что различные объекты и места, такие как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики — как мы могли бы их себе вообразить — сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности.
Некоторые из исследователей полностью отвергают мысль о существовании дорелигиозного периода, а в качестве обоснования своего взгляда утверждают, что «современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное».
Однако другие исследователи считают, что все утверждения о том, что религия изначально присуща человеку, не выдерживают критики. По их мнению дорелигиозный период длился очень долго, вплоть до формирования неандертальца. Некоторые из них так же полагают, что признаки, свидетельствующие о наличии религиозных представлений и обрядов, становятся действительно многочисленными и убедительными лишь для периода верхнего палеолита (около 40-18 тысяч лет назад). С определением времени возникновения религиозных обычаев тесно связана проблема определения различия и разграничения первобытных «формирующихся людей» (архантропов и палеоантропов) и первобытных людей современного физического типа (неоантропов, Homo sapiens), к которым принадлежали люди верхнего палеолита, именуемые обычно кроманьонцами.
Спасо-Преображенский собор – древнейший храм в Переславле-Залесском. Он был заложен Юрием Долгоруким в 1152 году, приблизительно в одно время с другими соборами, заложенными великим князем во Владимире, Кидекше и Юрьеве-Польском. Спасо-Преображенский собор в Переславле из всех построек Юрия Долгорукого сохранил наиболее близкий к первоначальному вид. Ровесники собора – высокие земляные валы − также сохранились до наших дней, хотя и стали немного ниже.
Белокаменный собор невелик по площади, он строился для небольшого числа молящихся: приближенных князя, воинов, городской знати. Территория, обнесенная валами, была по сравнению с многими древними городами довольно большой, и кроме Спасского собора здесь было множество других храмов для простого народа. Собор был поставлен не в центре города, а вблизи крепостного вала, у Спасской проездной башни, которая до наших дней не сохранилась. Здесь же, у северного вала, располагались деревянные княжеские палаты, из которых вел ход прямо на хоры собора. В сущности, это был дворцовый княжеский храм; наименование собора он получил благодаря тому, что здесь проводили службы высшие иерархи Церкви.
Строительство собора было начато Юрием Долгоруким, однако о завершении работ сведения противоречивы. В одних летописях утверждается, что при Долгоруком строительство было завершено, по другим же – что увидеть собор законченным он не успел, а строительство завершал сын Юрия, князь Андрей Боголюбский, в 1157-1160 гг. Связь собора с русскими правителями не прерывалась никогда − в соборе были крещены князь Ярослав, отец Александра Невского, и Юрий, сын Дмитрия Донского; здесь бывали Даниил Московский, Иван III, их семьи, сюда не раз приезжал на богомолье Иван Грозный. В XIII-XIV веках в соборе погребали переславских удельных князей и членов их семей; советские археологи в 1930-х годах вскрыли несколько княжеских захоронений и обнаружили под полом собора интереснейшие резные саркофаги. Точно известно, что в западном углу собора были похоронены князья Дмитрий Александрович (1294г.) и его сын Иван Дмитриевич (1302г.).
Собор Спаса Преображения выстроен из белокаменных блоков, между внешней и внутренней стенами засыпан бутовый слой − щебень и строительный мусор, залитые раствором. Благодаря такому способу постройки собор и стоит до сих пор, и, хочется надеяться, простоит еще не одно столетие.
Композиция храма традиционна для Древней Руси: четырехстолпный одноглавый храм с тремя апсидами, высокий, без подклета, с хорами, где сидели князь и его семья. Стены храма снаружи просты, лишены какого-либо декора, за исключением фрагментов сохранившихся фризов на апсидах. Только гладкие плоские лопатки делят фасады храма на три части. Вероятно, и изначально собор Спаса Преображения не был так богато изукрашен, как, например, Дмитриевский собор во Владимире или храм Покрова на Нерли. Конечно, в те времена его венчала не большая луковичная глава, а шлемовидная. Суровый, без прикрас, вид собора, его высокие узкие окна-бойницы, мощные стены и весь строгий силуэт не хуже летописей передают дух тех времен, когда он был построен…
Собору с первого столетия своей жизни приходилось переживать тяжелые времена. Уже в 30-х годах XIII века его разграбили и подожгли ордынцы хана Батыя; все разорения, выпавшие на долю Переславля-Залесского, касались и главного его собора. Он не раз горел, оставался без всей своей ценной утвари, но мощные каменные стены и своды его устояли против пожаров и войн – как с ордынцами, так и с соседями-князьями и, позднее, с литовцами. Краткую летопись невзгод, доставшихся собору, можно сейчас прочесть на мраморной доске, установленной внутри в конце XIX века, после капитальной реставрации собора, лишившей его почти всех древних фресок.
Интерьер собора по композиции своей так же прост, сдержан и лаконичен, как и внешний его вид. Четыре мощных столпа поддерживают свод, на который поставлен большой световой барабан с окнами-бойницами. Однако княжеский центральный храм, конечно, не стоял с белыми гладкими стенами − он был великолепно расписан, в нем хранилось множество икон и святынь. Сейчас мы можем только представлять себе по многочисленным описаниям ценностей и утвари, хранившихся в соборе, как богато были украшены его стены и иконостас. Росписи, сделанные вскоре после постройки собора, частично сохранялись в нем вплоть до конца XIX века. В 1862 году древние фрески на сводах обнаружил под позднейшими росписями владимирский краевед Н.А.Артлебен. Во время реставрации в 1890-х годах фрески были скопированы, а потом сняты и вывезены, но куда они пропали, осталось неизвестным. Исчезли также и копии. Уцелели только два небольших фрагмента, которые теперь хранятся в Государственном историческом музее.
В Третьяковской галерее сейчас хранится храмовая икона Спасо-Преображенского собора, написанная знаменитым иконописцем Феофаном Греком (сейчас предполагается, что наряду с великим мастером над иконой работали и его ученики). Икона Преображения была написана к обновлению и новому освящению собора в начале XV века, после того, как здание сильно пострадало во время очередного штурма Переславля татаро-монголами. В 1923-1924 годах икону вывезли на реставрацию в Москву, но в Переславль не возвратили, а поместили в Третьяковской галерее, где ее можно увидеть и сейчас. В соборе же ныне помещена копия иконы.
Ремонтировали собор и еще раз в XV веке (в алтарной части сохранились граффити, свидетельствующие об этом), и в XVII-м. В конце XIX века собор снова капитально реставрировался. Еще до этого, в 1848 году, выразительное позакомарное покрытие было заменено на более практичное четырехскатное. В 1890-х годах храму постарались придать максимально «благолепный» вид. Для этого полностью обновили внешнюю облицовку фасадов, росписи, поставили новый мраморный иконостас в византийском стиле, заменив прежний деревянный, привезенный сюда из какой-то церкви.