Игра как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:33, реферат

Описание

Проблема игры занимает значительное место в педагогике. Установлено, что наибольшее воспитательное значение игра имеет для детей и подростков. У взрослых игра уступает место учению, труду, то есть другим видам продуктивной деятельности человека. Применительно к взрослым игра чаще всего рассматривается как «несерьезная» деятельность.

Работа состоит из  1 файл

Теория и практика деловых игр.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)
     
 
Козловская Л. И.  
кандидат педагогических наук, 
профессор кафедры педагогики 
социокультурной деятельности 
Белорусского государственного 
университета культуры  
 

ИГРА  КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ  ФЕНОМЕН  

Проблема игры занимает значительное место в педагогике. Установлено, что наибольшее воспитательное значение игра имеет для детей и подростков. У взрослых игра уступает место учению, труду, то есть другим видам продуктивной деятельности человека. Применительно к взрослым игра чаще всего рассматривается как «несерьезная» деятельность.

Истоки термина  «игра» уходят в далекое прошлое. Упоминание об игре встречается в индийских ведах, Библии, сочинениях древних философов. Величайшие мыслители прошлого Платон и Аристотель высоко оценивали педагогическое значение игры. Платон писал: «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез во всем, что к этому относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения»[1].

Сегодня также заметен  повышенный интерес ученых различных  областей науки к проблеме игры. Она изучается историками культуры, этнографами, психологами, педагогами, искусствоведами, исследователями в области спорта, экономистами, математиками. Так, например, известны выражения: «игра ребенка», «игра актера», «игра сил», «игра света и тени», «игра судьбы», «игра случая», «игра природы», «деловая игра».

В толковых словарях определяют значения этих выражений, однако их различие не представляется достаточно ясным. Известный психолог С.Л.Рубинштейн по этому поводу спрашивает: «Что же такое игра — доступная для ребенка и непостижимая для ученого?» [2]. Cловарь русского языка определяет игру как тот или иной способ, каким развлекаются, как комплект предметов для игры [3]. Педагогическая энциклопедия определяет игру как вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. Обратим внимание на то, что в «Педагогическом словаре» отсутствует понятие «игра», а упоминаются лишь «игры детские» — как один из основных видов деятельности детей и важнейшее средство их воспитания.

В настоящее время исследователи в области социокультурной деятельности обращаются к игре как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности и даже реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры — обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Вспомним О.Мандельштама: «Он опыт из лепета лепит и лепет из опыта пьёт». Игра несет и дидактическую нагрузку. В ней человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Она создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Наполненность игры эмоционально-познавательным содержанием — главная ее особенность.

Игра — своего рода эталон поведения, способ усвоения социальных ролей личности, основа формирования этического человека. Игра — это и отдых, и компенсация недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает вокруг себя некую условную действительность и в ней — наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей. Поэтому потребность в игре сохраняется и у людей, давно вышедших из детского возраста, но дети непосредственны, они легко включаются в игру и воспринимают ее как реальность. Взрослые ощущают на себе власть условностей, укоренившихся в сознании и представлении, согласно которым игра — занятие пустое, недостойное серьезного человека. Вот почему чтобы включиться в процесс игры, большинству людей нужно сделать над собой определенное усилие, сбросить сковывающие их психологические цепи — и далеко не все способны сделать это самостоятельно. Для этого необходим человек, который проявит инициативу, организует игру, вовлекая в нее окружающих.

Как часть культуры игра, несомнено, имеет самостоятельное значение, являясь формой связи поколений, средством передачи социальных ценностей, знаний, навыков. Игра — это и форма человеческого общения. Потребность человека в общении, обмене информацией с другими людьми относится к числу важнейших факторов его существования. Общение в игре — типичная рановидность человеческого поведения. Оно обусловлено не внешней необходимостью, а внутренними личностными мотивами: человек входит в контакт с другими людьми по собственному желанию и добровольно обязуется подчиняться установленным в игре правилам.

Спецификой игры в социокультурной сфере является то, что она выступает в разных качествах, прежде всего как игровая форма и игровой компонент. Игровая форма — это игра в чистом виде, где процесс является одновременно и результатом. В таком виде игра выступает в социокультурной работе парков культуры и отдыха, клубов любителей игры (шахматистов, любителей кроссвордов, интеллектуальных и азартных игр). Игровая форма существует «сама по себе», для человека привлекателен процессуальный характер игры. Кроме того, игровая форма характтеризуется специфическим игровым контекстом, внутренним «миром игры», который строится и поддерживается с применением специальных средств, предполагает наличие позиций или ролей участников и особых механизмов, позволяющих порождать движение игры, ее содержание. Под содержанием игры мы понимаем: сюжет, правила игры и игровое действие, входящее в игру для достижения цели.

Сюжет — это сфера действительности, которую человек отражает в игре. Сюжеты игр в социокультурной сфере разнообразны: професиональные, бытовые, сказочные и т.д.  Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, от его кругозора, от той исторической эпохи, в которой он живет.

Правила в игре — это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Правила игры — это одно из важных организующих ее элементов. Они определяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров.

Игровое действие реализует  сюжет игры и включает такие элементы как неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т.д.

Игровой компонент — это группа игр, выступающая составной частью других форм деятельности человека. Он является частью клубных объединений, праздников, обрядов, школьных уроков, кружковых занятий, где проявляется по-разному: это могут быть разнообразные шуточные соревнования, ритуалы посвящения в члены объединения, принятие устава объединения. Кроме того, игровой компонент может быть выражен в виде «сквозной игры» типа «Почта», «Поиск пары», «Поговорим по телефону», на балах, карнавалах, праздниках, презентациях, шоу-программах.

Игровой компонент  в социокультурной сфере используется и как средство учебно-воспитательной работы, выступая в форме учебной игры. Особое значение в воспитании тех или иных качеств имеют учебные игры, направленные на развитие творческой фантазии, культуры речи, ритма, пластики, силы, ловкости. Учебная игра — лучшее средство непринужденного и результативного развития музыкального слуха, мимики, пантомимики, невербального общения, выносливости, коррекции негативных психических состояний.

Игровая программа — это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. В одном случае она выступает как самостоятельная часть праздников, обрядов, вечеров отдыха, школьных балов, дискотек, в другом — в качестве конкретной формы социокультурной деятельности, например: «Вечары на канапе», КВН, «А ну-ка, девушки!», «Паўлінчыны забавы», «Спортландия», «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг», «Несцерка на масоўцы». Профессииональная деятельность социального педагога — организатора игровой досуговой деятельности — разнообразна. Такой педагог работает в различных социумах: культурно-досуговых учреждениях, оздоровительных, спортивных, реабилитационных центрах, ему приходится решать проблемы одиноких, безработных, беженцев, лиц девиантного поведения и др. В зависимости от направленности игровые программы могут быть следующими.

  • Интеллектуально-познавательные — в них преобладают интеллектуальные игры: викторины, игры со словами, игры с буквами, кроссворды, анаграммы, игры-тесты и др.
  • Конкурсные — состоящие из разнообразных конкурсов: профессиональных, шуточных, сказочных;
  • Физкультурно-оздоровительные — состоящие из подвижных игр, состязаний в силе и ловкости, выносливости, укреплении воли;
  • Фольклорные, включающие народные игры, танцы, хороводы, массовое пение, обрядовые игры;
  • Театрализованные, где ведущим является персонифицированный образ, герой того или иного произведения, сказочный герой.
  • Азартные, или коммерческие, — программы, включающие в основном азартные игры, или игры шанса, где успех во многом зависит от культуры организации игры и везения.
  • Профилактико-реабилитационные, включающие игры для коррекции негативного психического состояния клиента и реабилитации инвалидов.

Матрица игровых  программ требует тщательного отбора игр. Выделим следующие основные принципы такого отбора.

  • Принцип этической направленности игровых программ. Педагогическая эффективность игры раскрывается через ее содержание. Содержание игр, включенных в игровую программу, должно нести позитивный этический потенциал. В этом важнейшая воспитательная функция игры.
  • Принцип соответствия содержания игр общему замыслу и целям игровой программы. Игры определяют характер программы, ее воспитательный потенциал, ее колорит и темпоритм. Например, при проведении игровой программы на празднике «Купалле» в игре должны учитываться структурные особенности построения праздника, его содержание, место проведения, состав участников. Такими играми могут быть «Скокі праз вогнішча», «Слуцкія паясы», «Пацяг», игра-конкурс на лучший веночек, хороводы с элементами танца и игры и т.д.
  • Принцип свободного вхождения в игру и выхода из нее. Он предполагает свободное включение в игру участников, проявление изобретательности и инициативы во время прохождения игрового процесса, развитие и дополнение сюжета игры и свободный выход из игрового пространства.
  • Принцип одинаковости правил игры для всех ее участников. В этом отношении все участники игры находятся в равном положении, игра превращается в демократическое действо.
  • Принцип многообразия форм игры. Игровая программа должна включать широкий спектр игровых форм: поединки, конкурсы, викторины, массовые игры, аттракционы, игры с эстрады, лабиринты, шоу-игры. Использование разнообразных игр в программах придает им массовость, зрелищность, а их участники имеют возможность выбрать игру согласно своим склонностям, интересам.
  • Принцип сочетания игр с художественно-выразительными средствами, т.е.  музыкой, танцами, песнями, репризами и монологами ведущего, художественным оформлением игрового пространства, оригинальным реквизитом. Сочетание игры с художественным сопровождением позволяет оригинально выстроить драматургию программы. Кроме того, все это придает программе зрелищность, яркость, праздничность.

В практической деятельности работников социокультурной сферы при создании сценариев игровых программ могут применяться и другие принципы в зависимости от региональных условий, квалификации специалиста, материально-технического обеспечения.

В качестве основных приемов, используемых в игровых программах, можно выделить следующие:

  • Массовое пение, являющееся средством общегруппового сплочения. Например, два хора — «хор Несцеркі і хор Лявоніхі», «хор Деда Мороза и хор Снегурочки», которые при помощи песни ведут между собой диалог.
  • Хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление чувства сплоченности и снятия напряжения. Это могут быть парные, групповые танцы, конкурсы под разные мелодии, общий танец или хоровод всей аудитории (змейка, ручеек, танец утят и т.д.).
  • Слайд-программа  — она выполняет несколько задач: снятие напряжения, расслабление и активизацию творческой деятельности участников.
  • Дискуссия, возникающая во время проведения программы. Она является элементом «мозгового штурма» и позволяет активизировать интеллектуальный ресурс аудитории.

Таким образом, специфика  организации игр в социокультурной деятельности заключается в том, что игра выступает в трех качествах: игровая форма — игровой компонент — игровая программа.

Немаловажным фактором в успешной организации игрового процесса является личность игротехника, или ведущего игрового общения. Его отличают такие качества, как общая эрудиция, художественный вкус, такт, умение общаться. Кроме того, организатор такого мероприятия должен строго придерживаться отмеченных ранее принципов отбора игр в программу. Его отличают умение активно вмешиваться в групповой процесс и наоборот — уметь молчать, создавая условия для свободного раскрытия творческих способностей участников игры. Основной задачей ведущего является не демонстрация своих способностей (хотя и они должны быть незаурядными), а создание условий для проявления творчества и самодеятельности участников игровых программ.

Выделим следующие  этапы работы ведущего во время игрового процесса.

  • Определение целей и задач предстоящей игровой программы, которая должна соответствовать интересам и потребностям ее участников, композиционное построение программы.
  • Отбор содержания и форм игры, подготовка места для ее проведения, подготовка необходимого реквизита, художественно-музыкального оформления программы.
  • Работа ведущего непосредственно на площадке, включающая приглашение на игру, объяснение условий игры, обеспечение хода игры и подведение ее итогов. Последнее может выполнить специально созданное жюри игровой программы.

Таким образом, успешность работы ведущего игровых программ определяется его индивидуальным стилем — имиджем (от англ. image — образ). Основа имиджа — это самопознание, постижение собственного «Я». Основными слагаемыми имиджа ведущего игр являются духовность и целостность личности. Последнее качество предполагает единство внутреннего и внешнего облика ведущего игр. Внутренний мир характеризуется рядом качеств: природных, приобретенных в ходе воспитания и образования и профессиональных. Внешняя привлекательность ведущего определяется гармоничным телосложением, элегантностью в манерах, изысканностью вкуса, врожденной обаятельностью и талантом привлекать к себе внимание. Ведущий всегда сосредоточен на поиске своих выигрышных качеств и свойств, которые определяют эффективность (и эффектность) его работы. Это и громкий и уверенный голос, манера держаться во время ведения программы, уровень информированности, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Особая роль в организации и проведении игровой деятельности отводится центрам игры, предназначенным для детей, молодежи и семьи, инвалидов, пенсионеров. Центр игры может быть создан во внешкольном учреждении, клубе, детской студии, летнем оздоровительном лагере, учреждении социально-педагогической реабилитации. Для его функционирования должна быть выделена специально оборудованная комната. Она может быть разделена на несколько площадок, позволяющих осуществить работу по типу «открытых дверей». Создаются такие условия, когда даже случайно попавший сюда человек чувствует себя непринужденно и свободно. Важной особенностью работы центра является осуществление деятельностного подхода, основанного на интересе человека к тому или иному виду игры, свободном характере участия в ней. В центре участник игры реализует возможности позитивного самовоспитания, лежащего в основе любого воспитания.

В работе центра предусмотрена возможность совместного семейного участия в различных формах игрового общения. С этой целью разрабатываются специальные игровые программы: «Когда мы за столом», «День именинника», «Вечары на канапе», «Отдыхаем всей семьей» и т.д.  При определении основных игровых площадок учитываются основные мотивы включения человека в процесс игры, среди которых выделяют мотивы: общения, реализации своего «Я», развлечения, творчества, утилитарные и др. Лучшие игры и игровые программы формируют фонд игротеки центра. Для записи игр используются игровые карточки следующей формы.

Название  игры _________________________________________ 
Инвентарь _________________________________________

Место проведения ______________________________________

Педагогическая цель __________________________________

Построение Содержание игры Правила Примечание
       
 
 

В центре игры находится «банк идей», в котором хранятся наиболее интересные предложения по разработке и внедрению инновационных игровых программ.

Литература:

  • Платон. Собр. соч. в 3-х томах.- 1972. Т.1.-- С.107.
  • Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2.- М.: Педагогика, 1989.- С.64.
  • Ожегов С.И.Словарь русского языка.- М.: Русский язык.- 1978.- С.218.
 

Информация о работе Игра как социокультурный феномен