Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:02, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать научно обоснованную технологию планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Объект исследования – планирование как функция управления социально-культурной деятельностью в условиях Вооружённых Сил РФ.
Предмет исследования – технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Введение.
Глава 1. Методологические основы планирования деятельности социокультурных учреждений.
1.1. Сущность, виды и общая характеристика планирования в учреждениях культуры.
1.2 Принципы и методы планирования культурно-досуговой работы.
Глава 2. Анализ практики планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.1. Система планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.2. Анализ опыта планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Глава 3. Пути совершенствования технологии планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
3.1. Совершенствование технологии информационного обеспечения планирования культурно-досуговой работы.
3.2. Технология организации разработки планов культурно-досуговой работы клуба воинской части (Дома офицеров).
3.3. Использование технологии бизнес-планирования в
деятельности учреждениях культуры.
Заключение.
Список литературы.
Военный университет
______________________________
Военно-гуманитарный факультет
Кафедра
социально-культурной деятельности
на
тему: Технология планирования
культурно-досуговой
работы в воинских частях
и учреждениях культуры.
Выполнил
Курсант Литвинов И.В..
Группа___________
Научный руководитель
Колношенко В.И.
к.и.н., доцент
Допустить к защите
В Государственной аттестационной комиссии
Заведующий кафедры социально-культурной деятельности
___________________Б. Воробьев
«____»____________2010г.
Москва 2010
Содержание:
Введение.
Глава 1. Методологические
основы планирования деятельности социокультурных
учреждений. 1.1.
Сущность, виды и общая характеристика
планирования в учреждениях культуры. 1.2 Принципы и методы планирования культурно-досуговой работы. Глава 2. Анализ практики планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры. 2.1. Система планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры. 2.2. Анализ опыта планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры. Глава 3. Пути совершенствования технологии планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры. 3.1. Совершенствование технологии информационного обеспечения планирования культурно-досуговой работы. 3.2. Технология организации разработки планов культурно-досуговой работы клуба воинской части (Дома офицеров). 3.3. Использование технологии бизнес-планирования в деятельности учреждениях культуры. Заключение. Список литературы. Приложения. |
3 6 6 19 26 26 32 40 40 45 52 59 60 63 |
Введение
В современных условиях в стране происходят кардинальные перемены во всех сферах общественной жизни. Идет процесс становления и развития новых экономических, социально-политических и духовных отношений, основанных на рыночных принципах.
В этих условиях требуется новая, рыночная модель управления деятельностью людей, в том числе и в сфере культуры, стимулирующая их инициативу, предприимчивость, творчество, хозяйственный риск, укрепление партнерских связей и т.п.
Исторический опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рыночной системе отношений в наибольшей степени соответствует менеджмент. В этих условиях менеджмент проявил себя как наиболее эффективный способ управления. Возникнув в промышленности, менеджмент в последние годы активно используется во всех сферах жизни и деятельности людей, в том числе и в сфере культуры. В этой связи возникли различные разновидности менеджмента: производственный, финансовый, социальный и многие другие.
Социокультурный менеджмент, функционирующий в сфере культуры и досуга, базируется на общих теоретико-методологических принципах. Вместе с тем, важно учитывать его специфику, обусловленную особенностями социально культурной деятельности.
В отечественной науке за последние несколько лет появились первые работы по проблеме социокультурного менеджмента.
Однако следует учитывать, что по мнению многих ученых и специалистов, работающих в области менеджмента, теория и практика социокультурного менеджмента в нашей стране и за рубежом находится в стадии становления. В научном знании о социально-культурном менеджменте еще существует много пробелов и недостаточно разработанных практических вопросов. Одной из таких актуальных проблем социокультурного менеджмента является планирование деятельности организации культуры.
Актуальность и практическая значимость исследуемой проблемы обусловлено той ролью, которую выполняет планирование в управленческом процессе:
Во-первых, планирование придаёт всей деятельности организации культуры чёткую направленность, согласованность, определённость и конкретность, что несомненно способствует повышению эффективности культурно-досуговой работы.
Во
вторых, планирование – сложный
трудоёмкий процесс, требующий умелого
использования специальной
В организации культуры планированием её работы занимается её руководитель. В частности, обязанностях офицера по организации досуга – начальника клуба отмечается, что он планирует и организует КДР в полку. Поэтому, от уровня его профессионализма, знания теоретико-методологических основ технологии планирования, умения применять их на практике во многом зависит результативность и эффективность деятельности организации культуры, культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать научно обоснованную технологию планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Задачи исследования:
Глава
1. Методологические основы планирования
деятельности социокультурных учреждений.
1.1.
Сущность, виды и общая характеристика
планирования в учреждениях культуры.
Планирование деятельности социокультурного учреждения связано с реальной практикой управления, поскольку менеджмент по определению представляет собой не что иное, как эффективное и рациональное достижение целей любого учреждения социокультурной сферы на основе планирования, организации, руководства и контроля.
Планирование - это процесс определения целей и показателей деятельности учреждения на будущее, а также постановки задач и оценки необходимых для их решения материальных и людских ресурсов.
Собственно, планирование как определяющая функция менеджмента не может не включать в себя все другие функции управления, поскольку: организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах и секторах учреждения и распределение ресурсов между ними; руководство связано с использованием влияния менеджеров для мотивации сотрудников к достижению поставленных целей учреждения, высоких результатов совместной деятельности; контроль означает наблюдение за действиями сотрудников, точным выполнением намеченных целей.
Планирование - начальный этап универсального управленческого цикла, призванного обеспечить целенаправленную и организованную деятельность персонала организации культуры.
Планирование- это:
1.Процесс
выработки и принятия решений,
позволяющих обеспечить
2.Процесс
разработки и оформления
План- это документ, в котором раскрывается содержание и организации работы.
Функция планирования обеспечивает решение следующих задач:
1.Определение (разработку) целей деятельности организации (целеполагания);
2.Создает
основу для проектирования
3.
Обеспечивает выбор
4.Способствует организации и координации труда персонала;
5.
Создает систему стандартов и
плановых показателей, что
6.
Создает условия
Таким образом, все функции менеджмента и функции планирования тесно связаны той или иной целью, которую ставит перед собой каждое социокультурное учреждение или организация. Именно в планировании заложены все основные функции управления.
Поэтому планирование является сложным и неоднозначным процессом, который предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков. В организации планирования особое внимание следует уделить целям социокультурного учреждения и их постановке, потому что именно с этого начинается процесс планирования.
Понятия "цели" и "планы" являются неотъемлемой частью деятельности любого учреждения и организации социокультурного типа.
Цель - это желаемое состояние будущего, достичь которого стремится организация, она и существует ради определенного результата, в процесс достижения которого вовлечены все ее сотрудники.
Для достижения такой цели организация разрабатывает "маршрут" своего движения, в процессе которого решаются конкретные задачи, средства их достижения, облеченные в конкретный документ, именуемый планом. Таким образом, цель, подкрепляемая средствами ее достижения, определяется термином "планирование".
Планирование на каждом уровне опосредуется верхними и нижними структурами учреждения. В заявлении о миссии содержится информация о том, что представляет собой социокультурное учреждение и для чего оно собственно существует.
Процесс планирования начинается с определения миссии, обуславливающей главную цель учреждения ожидаемый результат его деятельности. Заявление миссии как внутри учреждения, так и по отношению к внешней аудитории является основой для стратегического (долгосрочного) уровня целей и планов (уровень всего учреждения), для формирования тактического уровня (уровень отделов, секторов), для операционного уровня (сотрудники в отдельности).
Миссия учреждений социокультурной сферы определяется общими стратегическими целями - формированием и развитием человека в окружающей его социально-культурной среде.
В эпицентре социально-культурной деятельности находится личность, ее духовное развитие и воспитание, раскрытие творческого потенциала, личностного сознания и поведения, способность к социальной адаптации, защите от социальных потрясений.
Вместе с тем, каждое учреждение социокультурной сферы имеет и свои индивидуальные социально-культурные задачи и функции, которые определяют их миссию. Смысл градации миссии этих учреждений - не в дроблении стратегических целей социокультурной деяхельности, а в углублении и конкретизации характерных задач, определяемых типологией учреждений и их предназначением.
Типы социокультурных учреждений определяются миссией и характером программируемой деятельности. Здесь можно выделить несколько больших групп учреждений, отличающихся в целом по характеристикам культурных процессов, по формам поведения аудитории, хотя внутри них существует множество градаций этих характеристик: