Технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы разработать научно обоснованную технологию планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Объект исследования – планирование как функция управления социально-культурной деятельностью в условиях Вооружённых Сил РФ.
Предмет исследования – технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.

Содержание

Введение.
Глава 1. Методологические основы планирования деятельности социокультурных учреждений.
1.1. Сущность, виды и общая характеристика планирования в учреждениях культуры.
1.2 Принципы и методы планирования культурно-досуговой работы.
Глава 2. Анализ практики планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.1. Система планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.2. Анализ опыта планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Глава 3. Пути совершенствования технологии планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
3.1. Совершенствование технологии информационного обеспечения планирования культурно-досуговой работы.
3.2. Технология организации разработки планов культурно-досуговой работы клуба воинской части (Дома офицеров).
3.3. Использование технологии бизнес-планирования в
деятельности учреждениях культуры.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.Техн.план..doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)

    3.Формирование проблемы.

    При этом основное внимание уделяется изучению проблем:

    - укомплектованности учреждений  социокультурной сферы специалистами,  их социальному и профессиональному  статусу;

     - объемов и источников финансирования деятельности учреждений культуры, использованию коммерческих видов культурного

    обслуживания, спонсорства и меценатства;

     - материальной базы сети учреждений  культуры, ее доступности для  населения, инфраструктуры досуга  и другим.

     Полученный  в результате диагностики материал используется как основа для выработки  и формулировки приоритетных направлений  развития социокультурной сферы, определения  их взаимосвязи.

     4. Определение цели и основных направлений программы.

     Цель  программы должна соизмерялся с возможностями организации культуры и, главное, с социокультурной ситуацией в регионе.

     Целевая установка обуславливает направленность всей социокультурной программы.

     5. Разработка, оформление и утверждение (принятие) социокултурной программы.

     Замысел программы представляет собой научно обоснованную идею построения новой  по структуре и содержанию, или  видоизменения существующей  социокультурной  модели, программируемых процессов, объектов и субъектов.

     Достоинства и недостатки социокультурной программы определяются на основе следующих критериев:

     - научная обоснованность (значение  объекта, актуальность, острота,  потенциальная возможность последующего  научного развития проблемы);

     - социально-культурные выгоды (улучшение  социально-культурных условий населения региона, повышение его культурного статуса);

     - технологическая  реализуемость,  институциональная обеспеченность;

     - оптимальная стоимость программы;

     - реальность и эффективность полученных  результатов.

     В целом программа должна оптимально вписываться в институциональный процесс социокультурной деятельности, не нарушая существующие организационно-управленческие, финансово-хозяйственные связи и отношения.

     Итак, социокультурное программирование представляет собой комплекс мероприятий, обусловленных ресурсами, временем, местом субъектами и объектами, проблемой и целью. Оно выходит за рамки обычного линейного планирования. Социокультурная программа не подменяет перспективное планирование территориальных и отраслевых субъектов управления. Она дополняет их, координирует использование сил и средств и направлена, в основном, на решение межотраслевых социокультурных программ и создает, тем самым, хорошие предпосылки для эффективного планирования социально-культурной деятельности. 

2.2. Анализ  опыта планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры. 

     Опыт  планирования культурно-досуговой  работы в воинских частях и учреждениях  культуры изучался автором в период войсковой стажировки в 2009 – 2010 учебном  году в войских частях Московского военного округа. Материалы исследования имеются в приложении 1 – 15.

      Как уже отмечалось, план мероприятий учреждения культуры должен соотноситься с интересами военнослужащих и членов их семей, которые нужно изучать и знать работникам культуры.

      Данные мониторинга по ряду гарнизонов Московского военного округа раскрывают следующую картину отношения данной категории людей к клубным учреждениям, целей посещения этих учреждений, их культурно-досуговых и социально-культурных предпочтений.

      В широком понимании, культурные запросы представляют собой совокупность интересов представителей всех субкультур, социальных групп и отдельных индивидуумов, проживающих на конкретной территории. Культурные интересы различных ассоциаций, клубов по интересам, землячеств и других структурированных общественных организаций чаще всего носят осознанный, декларированный уставами и другими документами характер. Для реализации своих культурных целей они располагают соответствующими ресурсами.

      Большинство опрощенных (54,9%) считают, что клубное учреждение в их жизни играет большую роль и без него было бы жить скучно.

      Примечательно, что четвертая часть опрошенных людей более или менее регулярно посещают клуб, но могли бы обойтись и без него, что характерно для областных центров и городов. Выявлена закономерность - интерес к клубным учреждениям возрастает обратно пропорционально численности проживающих людей в гарнизоне.

      Среди причин низкой посещаемости клубных учреждений люди называют: загруженность работой, отсутствие свободного времени (30,6%); семейные обстоятельства (20,1%); материальные затруднения; наличие в квартире аудо- и видеотехники (15,7%).

      Понятно, что эти причины вызваны социально-экономическими условиями жизни людей и не связаны с работой клубных учреждений. Понижение активности населения в социокультурной сфере обусловлено комплексом причин.

      Посетителей военных учреждений культуры не устраивает качество и формы проводимых мероприятий (55%), люди хотят дифференцированной работы с возрастными категориями населения (46%), хотят получать в клубе образовательные услуги, профессиональные консультации (40%), набор современных культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных услуг (55%).

      Все это означает, что при целевом планировании, как, впрочем, и других методах планирования, следует учитывать новые явления в социокультурной сфере, связанные с изменением внешней среды, отношением населения к социокультурному учреждению, социальными экономическими проблемами.

      В военных учреждений культуры, в которых работают талантливые клубные работники, появляется много элитных, ночных, развлекательных клубов для состоятельных граждан. Новые клубы активно действуют в таких жизненно важных сферах, как: экология, воспитание детей, сохранение народных промыслов и народной культуры, благоустройство территорий, охрана памятников истории и культуры. Все они исповедуют принцип добровольности, клубную атмосферу общения и взаимодействия.

      Многие клубы не используют в целевом планировании и удовлетворении запросов населения очевидные формы работы, которые могут не только привлечь население в клуб, но и принести доход. К этим формам относятся: обучение работе на компьютерах, курсы иностранных языков, обучение бальным и современным танцам, спортивное единоборство, организация семейных торжеств, выезды в областные театры, экскурсии и походы по историческим местам, обучение прикладным видам искусства и др.

Как показывает исследование, технология планирования КДР в воинских частях и учреждениях культуры предполагает ориентацию на определённую систему принципов. Важнейшими среди них являются:

  1. Принцип научности. Ориентирует на использование выводов и рекомендаций наук по содержанию, формам, методам и технологии планирования КДР. Важнейшие значения в этой связи имеет использование рекомендаций науки социологии, культуры, психологии досуга, социально-культурной деятельности, социокультурного менеджмента и др. .
  2. Принцип целенаправленности и непрерывности. Требует чёткости и конкретности в выработке целей организаций культуры в соответствии с её миссией.

     План  КДР должен отражать комплекс целей, достижения которых будет обеспечивать качество культурного обслуживания военнослужащих,  членов их семей. Цель - желаемый результат. На основе сформулированных целей определяются задачи КДР. Задача – что надо сделать, чтобы  достичь цели.Цели и задачи обычно фиксируются в перспективном плане КДР.

     Непрерывность предполагает планирование как непрерывный  процесс разработки перспективных, текущих и оперативных планов.

  1. Принцип конкретности. Ориентирует на чёткость и ясность формулируемых задач, планируемых мероприятий КДР, определение сроков их исполнения и исполнителей. План должен отвечать на вопросы: что сделать?  в какие сроки? и кто ответственный за исполнение? Мероприятия должны быть контролируемыми.
  2. Принцип реальности. Предполагает учёт условий и реальных возможностей выполнения плана КДР, его обеспеченности материальными ресурсами, наличие времени на подготовку и проведение конкретны мероприятий, уровень профессионализма кадров КДР и т.п. 
  3. Принцип связи с жизнью, задачами личного состава подразделений и воинских частей. Предполагает планирование КДР увязывать с планами боевой и общественно-государственной подготовки, службы войск. КДР должна содействовать решению этих задач.
  4. Принцип гибкости. Реализация данного принципа достигается путём своевременного реагирования на меняющуюся обстановку, внесения соответствующих  корректив в планы КДР с учётом этих изменений.
  5. Принцип экономичности.  Его суть состоит в том, чтобы затраты на плановую деятельность не превышали ожидающую от него эффективность.
  6. Принцип комплексного подхода к планированию, т.е. обеспечения единства и согласованности всех направлений деятельности, форм, методов, исполнителей.

       По содержанию план должен  отражать приоритетные задачи  КДР. В нем должны быть отражены  разнообразные формы, методы и средства их решения. Они отражены в ряде приказов и документов МО РФ.

  1. Принцип коллективности разработки планов. При разработке планов должны привлекаться специалисты (наиболее подготовленные) руководители подразделений управлений культуры, культурно-досуговый актив, командиры подразделений и их заместители по воспитательной работе. Планы работы клуба, например, могут обсуждаться на культурно-досуговом совете, на совещании командиров и заместителей по воспитательной работе. Их пожелания и предложения учитываются.

     Вместе  с тем исследование показало, что на практике в планировании КДР в воинских частях и учреждениях культуры имеются существенные недостатки. Важнейшие из них являются:

Отсутствие  чёткой целевой направленности;

Нереальность  выполнения;

Несогласованность мероприятий по времени, месту, исполнителям;

Отрыв от жизни  и деятельности войск;

Однообразие (бедность) форм и методов КДР;

Неконкретность  формулировок задач и  мероприятий;

Не предусматриваются  вопросы материального и финансового  обеспечения планируемой работы;

Слабый контроль выполнения планов.

     Требования  к планированию культурно-досуговой  работы в воинских частях и учреждениях  культуры Вооруженных Сил РФ реализуется  в приказах и директивах МО РФ.

     Так, в приказе МО РФ  № 79 от 28 февраля 2005г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ» отмечается:

     1. Планирование культурно-досуговой  работы с различными категориями  военнослужащих, гражданским персоналом  и членами семей военнослужащих  осуществляется дифференцированно,  с учетом культурных запросов, уровня образования, возрастных и иных особенностей.

     2 Для военнослужащих, проходящих  военную службу по призыву,  в предвыходные и выходные, предпраздничные  и праздничные дни демонстрируется  не менее двух художественных  кинофильмов, призванных формировать у военнослужащих постоянную готовность к выполнению своего воинского  долга перед Родиной, содействовать их героико-патриотическому воспитанию, способствовать повышению уровня образования и культуры.

   3. В ротах (и им равных) создаются  и постоянно пополняются видеотеки лучших художественных и документальных фильмов.

     4. В выходные и праздничные дни  организуется посещение военнослужащими  театров, музеев, концертных залов,  других культурно-зрелищных учреждений  и спортивных объектов; фотообслуживания  личного состава; проведения спортивных, досуговых игр других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и восстановлению физического и психологического стояния военнослужащих.

     5. При организации досуга и отдыха  военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, лиц гражданского персонала и членов их семей ежедневно планируется и проводится вечер отдыха, чествования передовых военнослужащих и их семей, военных династий и другие мероприятия. Проведение для них культурно-досуговых мероприятий в местах постоянной дислокации воинских частей осуществляется за плату.

Информация о работе Технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры