Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:02, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать научно обоснованную технологию планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Объект исследования – планирование как функция управления социально-культурной деятельностью в условиях Вооружённых Сил РФ.
Предмет исследования – технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Введение.
Глава 1. Методологические основы планирования деятельности социокультурных учреждений.
1.1. Сущность, виды и общая характеристика планирования в учреждениях культуры.
1.2 Принципы и методы планирования культурно-досуговой работы.
Глава 2. Анализ практики планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.1. Система планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.2. Анализ опыта планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Глава 3. Пути совершенствования технологии планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
3.1. Совершенствование технологии информационного обеспечения планирования культурно-досуговой работы.
3.2. Технология организации разработки планов культурно-досуговой работы клуба воинской части (Дома офицеров).
3.3. Использование технологии бизнес-планирования в
деятельности учреждениях культуры.
Заключение.
Список литературы.
3.Формирование проблемы.
При этом основное внимание уделяется изучению проблем:
-
укомплектованности учреждений
социокультурной сферы
- объемов и источников финансирования деятельности учреждений культуры, использованию коммерческих видов культурного
обслуживания, спонсорства и меценатства;
-
материальной базы сети
Полученный в результате диагностики материал используется как основа для выработки и формулировки приоритетных направлений развития социокультурной сферы, определения их взаимосвязи.
4. Определение цели и основных направлений программы.
Цель программы должна соизмерялся с возможностями организации культуры и, главное, с социокультурной ситуацией в регионе.
Целевая
установка обуславливает
5. Разработка, оформление и утверждение (принятие) социокултурной программы.
Замысел программы представляет собой научно обоснованную идею построения новой по структуре и содержанию, или видоизменения существующей социокультурной модели, программируемых процессов, объектов и субъектов.
Достоинства и недостатки социокультурной программы определяются на основе следующих критериев:
-
научная обоснованность (значение
объекта, актуальность, острота,
потенциальная возможность
- социально-культурные выгоды (улучшение социально-культурных условий населения региона, повышение его культурного статуса);
-
технологическая
-
оптимальная стоимость
-
реальность и эффективность
В целом программа должна оптимально вписываться в институциональный процесс социокультурной деятельности, не нарушая существующие организационно-управленческие, финансово-хозяйственные связи и отношения.
Итак,
социокультурное
2.2. Анализ
опыта планирования культурно-досуговой
работы в воинских частях и учреждениях
культуры.
Опыт планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры изучался автором в период войсковой стажировки в 2009 – 2010 учебном году в войских частях Московского военного округа. Материалы исследования имеются в приложении 1 – 15.
Как уже отмечалось, план мероприятий учреждения культуры должен соотноситься с интересами военнослужащих и членов их семей, которые нужно изучать и знать работникам культуры.
Данные мониторинга по ряду гарнизонов Московского военного округа раскрывают следующую картину отношения данной категории людей к клубным учреждениям, целей посещения этих учреждений, их культурно-досуговых и социально-культурных предпочтений.
В широком понимании, культурные запросы представляют собой совокупность интересов представителей всех субкультур, социальных групп и отдельных индивидуумов, проживающих на конкретной территории. Культурные интересы различных ассоциаций, клубов по интересам, землячеств и других структурированных общественных организаций чаще всего носят осознанный, декларированный уставами и другими документами характер. Для реализации своих культурных целей они располагают соответствующими ресурсами.
Большинство опрощенных (54,9%) считают, что клубное учреждение в их жизни играет большую роль и без него было бы жить скучно.
Примечательно, что четвертая часть опрошенных людей более или менее регулярно посещают клуб, но могли бы обойтись и без него, что характерно для областных центров и городов. Выявлена закономерность - интерес к клубным учреждениям возрастает обратно пропорционально численности проживающих людей в гарнизоне.
Среди причин низкой посещаемости клубных учреждений люди называют: загруженность работой, отсутствие свободного времени (30,6%); семейные обстоятельства (20,1%); материальные затруднения; наличие в квартире аудо- и видеотехники (15,7%).
Понятно, что эти причины вызваны социально-экономическими условиями жизни людей и не связаны с работой клубных учреждений. Понижение активности населения в социокультурной сфере обусловлено комплексом причин.
Посетителей военных учреждений культуры не устраивает качество и формы проводимых мероприятий (55%), люди хотят дифференцированной работы с возрастными категориями населения (46%), хотят получать в клубе образовательные услуги, профессиональные консультации (40%), набор современных культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных услуг (55%).
Все это означает, что при целевом планировании, как, впрочем, и других методах планирования, следует учитывать новые явления в социокультурной сфере, связанные с изменением внешней среды, отношением населения к социокультурному учреждению, социальными экономическими проблемами.
В военных учреждений культуры, в которых работают талантливые клубные работники, появляется много элитных, ночных, развлекательных клубов для состоятельных граждан. Новые клубы активно действуют в таких жизненно важных сферах, как: экология, воспитание детей, сохранение народных промыслов и народной культуры, благоустройство территорий, охрана памятников истории и культуры. Все они исповедуют принцип добровольности, клубную атмосферу общения и взаимодействия.
Многие клубы не используют в целевом планировании и удовлетворении запросов населения очевидные формы работы, которые могут не только привлечь население в клуб, но и принести доход. К этим формам относятся: обучение работе на компьютерах, курсы иностранных языков, обучение бальным и современным танцам, спортивное единоборство, организация семейных торжеств, выезды в областные театры, экскурсии и походы по историческим местам, обучение прикладным видам искусства и др.
Как показывает исследование, технология планирования КДР в воинских частях и учреждениях культуры предполагает ориентацию на определённую систему принципов. Важнейшими среди них являются:
План КДР должен отражать комплекс целей, достижения которых будет обеспечивать качество культурного обслуживания военнослужащих, членов их семей. Цель - желаемый результат. На основе сформулированных целей определяются задачи КДР. Задача – что надо сделать, чтобы достичь цели.Цели и задачи обычно фиксируются в перспективном плане КДР.
Непрерывность предполагает планирование как непрерывный процесс разработки перспективных, текущих и оперативных планов.
По содержанию план должен
отражать приоритетные задачи
КДР. В нем должны быть
Вместе с тем исследование показало, что на практике в планировании КДР в воинских частях и учреждениях культуры имеются существенные недостатки. Важнейшие из них являются:
Несогласованность мероприятий по времени, месту, исполнителям;
Не предусматриваются
вопросы материального и
Требования к планированию культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры Вооруженных Сил РФ реализуется в приказах и директивах МО РФ.
Так, в приказе МО РФ № 79 от 28 февраля 2005г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ» отмечается:
1.
Планирование культурно-
2
Для военнослужащих, проходящих
военную службу по призыву,
в предвыходные и выходные, предпраздничные
и праздничные дни
3. В ротах (и им равных) создаются и постоянно пополняются видеотеки лучших художественных и документальных фильмов.
4.
В выходные и праздничные дни
организуется посещение
5.
При организации досуга и