Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:02, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать научно обоснованную технологию планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Объект исследования – планирование как функция управления социально-культурной деятельностью в условиях Вооружённых Сил РФ.
Предмет исследования – технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Введение.
Глава 1. Методологические основы планирования деятельности социокультурных учреждений.
1.1. Сущность, виды и общая характеристика планирования в учреждениях культуры.
1.2 Принципы и методы планирования культурно-досуговой работы.
Глава 2. Анализ практики планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.1. Система планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.2. Анализ опыта планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Глава 3. Пути совершенствования технологии планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
3.1. Совершенствование технологии информационного обеспечения планирования культурно-досуговой работы.
3.2. Технология организации разработки планов культурно-досуговой работы клуба воинской части (Дома офицеров).
3.3. Использование технологии бизнес-планирования в
деятельности учреждениях культуры.
Заключение.
Список литературы.
Оценивая плюсы и минусы нормативного метода планирования, отметим, что он ориентирует специалистов в основном на усредненный характер работы, сдерживает инициативу, так как указывает лишь на границы, ниже и хуже которых работать нельзя.
В любом виде планирования составление плана всегда подкрепляется оценкой возможностей и ресурсов реализации намечаемых задач. Речь идет о балансовом методе планирования, который тесно соприкасается с другими методами планирования. Балансовый метод предполагает обоснование возможностей осуществления любого плана: перспективного, текущего, тематического, конкретного мероприятия, культурной программы и т.д.
Следует различать финансовые, материальные и кадровые балансы. Вполне очевидно, что деятельность любого социально-культурного учреждения не может осуществляться без составления сметы доходов и расходов, как на определенный период времени, так и на конкретные мероприятия. Такая смета фактически представляет собой стоимостной баланс, в котором, прежде всего, указываются источники и статьи доходов и расходов, имеющегося бюджетного финансирования. Расхождение или дисбаланс доходов и расходов предполагает дополнительную их корректировку, при этом желательно идти не по пути секвестра (урезания статей расходов), а двигаться в направлении развития дополнительных видов деятельности, доход от которых может закрыть дефицит расходной части баланса.
Таким же образом составляются балансы по другим разделам, подкрепляющим и обеспечивающим выполнение содержательной стороны планируемой работы.
Подводя итог сказанному в этом параграфе, отметим, что каждый из методов планирования имеет свои плюсы и минусы, а, следовательно, не является единственным и универсальным.
Поэтому для различных видов планов и на различных этапах планирования целесообразно использовать различные методы планирования. Другими словами, наиболее эффективным в практике планирования деятельности учреждений социально-культурного типа является не отдельно взятый метод, а сочетание различных методов.
План учреждения культуры, например, может охватывать различные временные периоды, сложный комплекс решений и количество информации, которое нарастает с каждым днем, в конечном итоге может значительно повлиять на любое принятое решение.
Отсюда следует вывод: планирование в масштабах учреждения представляет собой непрерывный процесс, направленный на изменения, относящиеся к будущему.
Необходимо иметь и такой план, который можно постоянно корректировать, а не жесткий план, который нельзя выполнить. Если план нужно все время изменять, поскольку учреждение должно адаптироваться к новым условиям, тогда его коллектив берет на себя функции управляющего субъекта.
Разрыв между намерением и осуществлением при жестком планировании невозможно устранить добрыми намерениями или даже жесткой дисциплиной. Гибкое планирование работы коллектива учреждения культуры устраняет проблему расхождения плана с фактической деятельностью.
В
природе не существует абсолютного плана:
любой план неизбежно видоизменяется
в процессе реализации, когда учреждение
и его коллектив не осознают ежедневных
несоответствий, которые возникают в процессе
реальных событий, планы становятся трудно
выполнимыми. Любой вид плана мало чего
стоит, если в учреждении культуры не налажен
учет, контроль и отчетность над его выполнением.
Выводы по главе:
1.Цель (цели) и целеполагания является ключевой проблемой планирования деятедьности организации.я. Ее основу составляет миссия организации, выражающая ее главную цель и смысл существования.
Миссия организации реализуется в ее стратегии и политике.
В организации разрабатываются система целей (подцелей) по различным направлениям ее деятельности.
2. Важнейшей функцией управления является планирование. В организации планирования разрабатывается на уровнях: стратегическом и оперативном (тактическом).
Стратегический уровень планирования предполагает работу по прогнозированию развития организации на длительный период.
На
основе стратегического планирования
разрабатываются оперативные
Глава
2. Анализ практики планирования
культурно-досуговой
работы в воинских
частях и учреждениях
культуры.
2.1. Система
планирования культурно-
В Вооруженных Силах РФ принято особая система планирования. Поскольку КДР является ставной частью воспитательной работы, то её планирование осуществляется в рамках этой системы.
Так, в Приказе МО РФ №235 от 1997г «О Домах офицеров, офицерских клубах и клубах воинских частей», №79 от 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» отмечается:
Планирование воспитательной работы осуществляется на основании приказов и директив Министра обороны, решений соответствующих командиров (начальников), исходя из стоящих перед войсками (силами) задач:
- в видах, в военных округах (на флотах), родах войск Вооружённых Сил.
-
в главных и центральных
- в полках, батальонах (и им равных) – на период обучения;
- в ротах (и им равных) – на месяц.
Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах по планированию подготовки войск (сил), учебно-воспитательного процесса, других решаемых войсками (силами) задач. При этом обеспечивается согласованность с регламентирующими эти виды жизнедеятельности нормативными документами.
Текущее планирование воспитательной работы до объединения включительно осуществляется на месяц и по конкретным задачам, а также в соответствии с перспективным и комплексным планированием.
В распорядке дня солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву, предусматриваются воспитательные мероприятия – на менее 2 раз в неделю по 50 минут в вечернее время.
На период подготовки и в ходе проведения мероприятий боевой и мобилизационной подготовки, боевого дежурства (боевой службы), оперативной и боевой подготовки, караульной и гарнизонной служб планируется их морально-психологическое обеспечение.
В приказе МО РФ № 235 от 1997 «О домах офицерах, офицерских клубах, клубах воинских частей» отмечается, что в Вооружённых Силах РФ деятельность учреждений культуры организуется на основе перспективных и текущих планов. Они разрабатываются с учётом задач обучения и воспитания личного состава воинских частей, их пожеланий и утверждается заместителями командиров по воспитательной работе.
Перспективное планирование организаций культуры определяется миссией и общими стратегическими целями. Их перспективные планы существенно отличаются от планов других организаций, так как свое будущее они не связывают с показателями прибыли.
В перспективных планах определяются действия, которые учреждение культуры намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения его ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг.
Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В учреждениях культуры тактические планы определяют конкретные мероприятия социокультурной деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.
Оперативные планы разрабатываются в структурных подразделениях учреждений культуры. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач (подготовка конкретных культурно-досуговых программ) и направлены на выполнение тактических планов.
На
основе оперативных планов строится
деятельность специалистов, творческих
работников и структурных подразделений.
Оперативные планы могут
Разновидностью оперативных
В перспективном планировании социокультурной деятельности особую актуальность имеет такая его разновидность, как программирование.
Социокультурное программирование представляет собой процесс подготовки целей и задач развития социокультурной организации, рассчитанной на длительный период. Социально-культурная программа - это совокупность организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованными по времени, ресурсам и исполнителям.1
Цель программирования — объединить усилия всех, реальных и потенциальных субъектов социокультурной деятельности по достижению ее целей.
Таким
образом, социокультурное
Финансовые
и материально-технические
В
Вооруженных Силах Российской Федерации
правовой основой программирования
культурно-досуговой работы является
директива Министра обороны РФ №
Д-64 от 1993 года «Об организации культурно-
В частности, предусматриваются меры по развитию культурно-шефской работы, поддержанию делового сотрудничества организаций культуры с федеральными и муниципальными органами и учреждениями культуры, творческими союзами. В этой связи требуется заключать с ними договоры о культурном шефстве над воинскими коллективами. Для координации кулътурно-досуговой работы в гарнизонах, воинских частях и на кораблях, при необходимости, создавать культурно-досуговые советы. В документе предлагается обеспечить взаимодействие всех местных учреждений культуры, гарнизонных спортивных клубов, спортивных коллективов, офицерских собраний, женсоветов и других организаций, созданных в гарнизонах и частях в соответствии с действующим законодательством об общественных объединениях, в разработке и реализации культурно-досуговых программ.
Следует учитывать, что разработка социально-культурных программ дело сложное и трудоемкое. Технология разработки таких программ предполагает выработку и осуществление определенной системы управленческих мероприятий:
1.Формирование первоначальной идеи (гипотезы) социокультурной программы. Такая идея возникает, как правило, в процессе практической социокультурной деятельности.
2.Проведение всестороннего исследования объекта - социокультурной системы со всеми ее учреждениями и организациями, характером и интенсивностью процессов, ресурсной базой, кадровым обеспечением, развитостью внешней среды и активностью человеческого потенциала. Диагностика социокультурной системы осуществляется, как правило, специалистами по проблемам управления социально-культурной деятельностью, что позволяет выявить основные ее проблемы, прогнозировать тенденции и варианты развития социокультурной ситуации, определить цель будущей программы. Однако по отдельным вопросам они могут обращаться к экспертам (ученым, юристам, экономистам) для получения консультаций и разработки отдельных направлений деятельности.