Технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы разработать научно обоснованную технологию планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Объект исследования – планирование как функция управления социально-культурной деятельностью в условиях Вооружённых Сил РФ.
Предмет исследования – технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.

Содержание

Введение.
Глава 1. Методологические основы планирования деятельности социокультурных учреждений.
1.1. Сущность, виды и общая характеристика планирования в учреждениях культуры.
1.2 Принципы и методы планирования культурно-досуговой работы.
Глава 2. Анализ практики планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.1. Система планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.2. Анализ опыта планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Глава 3. Пути совершенствования технологии планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
3.1. Совершенствование технологии информационного обеспечения планирования культурно-досуговой работы.
3.2. Технология организации разработки планов культурно-досуговой работы клуба воинской части (Дома офицеров).
3.3. Использование технологии бизнес-планирования в
деятельности учреждениях культуры.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.Техн.план..doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)

     Оценивая плюсы и минусы нормативного метода планирования, отметим, что он ориентирует специалистов в основном на усредненный характер работы, сдерживает инициативу, так как указывает лишь на границы, ниже и хуже которых работать нельзя.

     В любом виде планирования составление плана всегда подкрепляется оценкой возможностей и ресурсов реализации намечаемых задач. Речь идет о балансовом методе планирования, который тесно соприкасается с другими методами планирования. Балансовый метод предполагает обоснование возможностей осуществления любого плана: перспективного, текущего, тематического, конкретного мероприятия, культурной программы и т.д.

     Следует различать финансовые, материальные и кадровые балансы. Вполне очевидно, что деятельность любого социально-культурного учреждения не может осуществляться без составления сметы доходов и расходов, как на определенный период времени, так и на конкретные мероприятия. Такая смета фактически представляет собой стоимостной баланс, в котором, прежде всего, указываются источники и статьи доходов и расходов, имеющегося бюджетного финансирования. Расхождение или дисбаланс доходов и расходов предполагает дополнительную их корректировку, при этом желательно идти не по пути секвестра (урезания статей расходов), а двигаться в направлении развития дополнительных видов деятельности, доход от которых может закрыть дефицит расходной части баланса.

     Таким же образом составляются балансы по другим разделам, подкрепляющим и обеспечивающим выполнение содержательной стороны планируемой работы.

     Подводя итог сказанному в этом параграфе, отметим, что каждый из методов планирования имеет свои плюсы и минусы, а, следовательно, не является единственным и универсальным.

     Поэтому для различных видов планов и на различных этапах планирования целесообразно использовать различные методы планирования. Другими словами, наиболее эффективным в практике планирования деятельности учреждений социально-культурного типа является не отдельно взятый метод, а сочетание различных методов.

     План учреждения культуры, например, может охватывать различные временные периоды, сложный комплекс решений и количество информации, которое нарастает с каждым днем, в конечном итоге может значительно повлиять на любое принятое решение.

     Отсюда следует вывод: планирование в масштабах учреждения представляет собой непрерывный процесс, направленный на изменения, относящиеся к будущему.

     Необходимо иметь и такой план, который можно постоянно корректировать, а не жесткий план, который нельзя выполнить. Если план нужно все время изменять, поскольку учреждение должно адаптироваться к новым условиям, тогда его коллектив берет на себя функции управляющего субъекта.

     Разрыв между намерением и осуществлением при жестком планировании невозможно устранить добрыми намерениями или даже жесткой дисциплиной. Гибкое планирование работы коллектива учреждения культуры устраняет проблему расхождения плана с фактической деятельностью.

     В природе не существует абсолютного плана: любой план неизбежно видоизменяется в процессе реализации, когда учреждение и его коллектив не осознают ежедневных несоответствий, которые возникают в процессе реальных событий, планы становятся трудно выполнимыми. Любой вид плана мало чего стоит, если в учреждении культуры не налажен учет, контроль и отчетность над его выполнением. 

     Выводы  по главе:

     1.Цель (цели) и целеполагания является ключевой проблемой планирования деятедьности организации.я. Ее основу составляет миссия организации, выражающая ее главную цель и смысл существования.

     Миссия  организации реализуется в ее стратегии и политике.

     В организации разрабатываются система целей (подцелей) по различным направлениям ее деятельности.

     2. Важнейшей функцией  управления является  планирование. В организации планирования разрабатывается на уровнях: стратегическом и оперативном (тактическом).

     Стратегический уровень планирования предполагает работу по прогнозированию развития организации на длительный период.

     На  основе стратегического планирования разрабатываются оперативные планы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ практики планирования культурно-досуговой  работы в воинских частях и учреждениях культуры. 

2.1. Система  планирования культурно-досуговой  работы в воинских частях и  учреждениях культуры. 

     В Вооруженных Силах РФ принято  особая система планирования. Поскольку  КДР является ставной частью воспитательной работы, то  её планирование осуществляется в рамках этой системы.

          Так, в Приказе МО РФ №235 от 1997г «О Домах офицеров, офицерских клубах и клубах воинских частей», №79 от 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» отмечается:

          Планирование воспитательной работы осуществляется на основании приказов и директив Министра обороны, решений соответствующих командиров (начальников), исходя из стоящих перед войсками (силами) задач:

     - в видах, в военных округах  (на флотах), родах войск Вооружённых Сил.

     - в главных и центральных управлениях  Министерства обороны, объединениях, соединениях, организациях Вооружённых  Сил – на учебный год;

     - в полках, батальонах (и им равных) – на период обучения;

     - в ротах (и им равных) – на  месяц.

     Воспитательная  работа отражается отдельным разделом в документах по планированию подготовки войск (сил),  учебно-воспитательного процесса, других решаемых войсками (силами) задач. При этом обеспечивается согласованность с регламентирующими эти виды жизнедеятельности нормативными документами.

     Текущее планирование воспитательной работы до  объединения  включительно осуществляется на месяц и по конкретным задачам, а также в соответствии с перспективным  и комплексным планированием.

       В распорядке дня солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву, предусматриваются воспитательные мероприятия – на менее 2 раз в неделю по 50 минут в вечернее время.

     На  период подготовки и в ходе проведения мероприятий боевой и мобилизационной  подготовки, боевого дежурства (боевой службы), оперативной и боевой подготовки, караульной и гарнизонной служб планируется их морально-психологическое обеспечение.

     В приказе МО РФ № 235 от 1997  «О домах  офицерах, офицерских клубах, клубах воинских частей» отмечается, что  в Вооружённых Силах РФ деятельность учреждений культуры организуется на основе перспективных и текущих планов. Они разрабатываются с учётом задач обучения и воспитания личного состава воинских частей, их пожеланий и утверждается заместителями командиров по воспитательной работе.

     Перспективное планирование организаций  культуры определяется миссией и общими стратегическими целями. Их перспективные планы существенно отличаются от планов других организаций, так как свое будущее они не связывают с показателями прибыли.

     В перспективных планах определяются действия, которые учреждение культуры намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения его ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг.

     Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В учреждениях культуры тактические планы определяют конкретные мероприятия социокультурной деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.

     Оперативные планы разрабатываются в структурных подразделениях учреждений культуры. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач (подготовка конкретных культурно-досуговых программ) и направлены на выполнение тактических планов.

     На  основе оперативных планов строится деятельность специалистов, творческих работников и структурных подразделений. Оперативные планы могут разрабатываться в форме планов-графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые операции и работы.

       Разновидностью оперативных планов  организации культуры являются  планы по проведению выходных  и праздничных дней. В воинской части такие планы разрабатываются офицером по организации досуга - начальником клуба, согласовываются с заместителем командира части по воспитательной работе, другими заинтересованными лицами и утверждаются командиром воинской части.

     В перспективном планировании социокультурной деятельности особую актуальность имеет такая его разновидность, как программирование.

     Социокультурное программирование представляет собой  процесс    подготовки целей  и задач развития социокультурной  организации,    рассчитанной на длительный период. Социально-культурная программа - это     совокупность организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованными по времени, ресурсам и исполнителям.1

     Цель  программирования — объединить усилия всех, реальных и потенциальных субъектов социокультурной деятельности по достижению ее целей.

     Таким образом, социокультурное программирование интегрирует в себе деятельность не столько одного учреждения культуры в отдельности, сколько всей совокупности субъектов этой деятельности, объединенных по территориальному, отраслевому, объектному и другому признаку, оно решает проблему социокультурного развития в целом, определяет основные направления и виды деятельности, их конечные и промежуточные цели, сроки и исполнителей. Поэтому социокультурное программирование может и должно осуществляться субъектами управления на территориальном, многоотраслевом уровне, а затем использоваться и конкретизироваться в низовых структурах организации культуры.

     Финансовые  и материально-технические средства под программы выделяются заинтересованными  местными государственными и коммерческими  структурами и организациями, а  также федеральными, республиканскими, краевыми, областными структурами.

     В Вооруженных Силах Российской Федерации  правовой основой программирования культурно-досуговой работы является директива Министра обороны РФ №  Д-64 от 1993 года «Об организации культурно-досуговой  работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». В документе сформулированы общие задачи и направления культурно-досуговой работы и определены меры по обеспечению взаимодействия всех субъектов управления этой деятельностью.

     В частности, предусматриваются меры по развитию культурно-шефской работы, поддержанию делового сотрудничества организаций культуры с федеральными и муниципальными органами и учреждениями культуры, творческими союзами. В этой связи требуется заключать с ними договоры о культурном шефстве над воинскими коллективами. Для координации кулътурно-досуговой работы в гарнизонах, воинских частях и на кораблях, при необходимости, создавать культурно-досуговые советы. В документе предлагается обеспечить взаимодействие всех местных учреждений культуры, гарнизонных спортивных клубов, спортивных коллективов, офицерских собраний, женсоветов и других организаций, созданных в гарнизонах и частях в соответствии с действующим законодательством об общественных объединениях, в разработке и реализации культурно-досуговых программ.

     Следует учитывать, что разработка социально-культурных программ дело сложное и трудоемкое. Технология разработки таких программ предполагает выработку и осуществление определенной системы управленческих мероприятий:

     1.Формирование первоначальной идеи (гипотезы) социокультурной программы. Такая идея возникает, как правило, в процессе практической социокультурной деятельности.

     2.Проведение всестороннего исследования объекта - социокультурной системы со всеми ее учреждениями и организациями, характером и интенсивностью процессов, ресурсной базой, кадровым обеспечением, развитостью внешней среды и активностью человеческого потенциала. Диагностика социокультурной системы осуществляется, как правило, специалистами по проблемам управления социально-культурной деятельностью, что позволяет выявить основные ее проблемы, прогнозировать тенденции и варианты развития социокультурной ситуации, определить цель будущей программы. Однако по отдельным вопросам они могут обращаться к экспертам (ученым, юристам, экономистам) для получения консультаций и разработки отдельных направлений деятельности.

Информация о работе Технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры