Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:51, реферат
Речь пойдет о процессах формирования собственно элитологии и ее авторах,
т.е. о периоде, охватывающем последнее столетие. Признанными основателями
элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г.Моска,
В.Парето, Р.Михельс.
1. Классические теории элит
2. Современные теории элит
3. Политическая элита в России
4. Понятие массовая и элитарная культура
5. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
6. Жанры массовой культуры
7. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам
8. Заключение
9. Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА»
АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕФЕРАТ
по культурологи досуга
на тему:
Теория
элит, элитарной и
массовой культуры
Выполнила
Студентка 1 курса
14 группы очного отделения
Черкаева
Алёна
2010г.
Содержание
1. Классические
теории элит.
Речь пойдет
о процессах формирования
т.е. о периоде, охватывающем последнее столетие. Признанными основателями
элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г.Моска,
В.Парето, Р.Михельс. Им удалось достаточно предметно и конкретно
сформулировать основные
положения научно-философской
представить их в форме определенной системы взглядов относительно того
социального слоя, который в силу обладания наибольшим количеством
позитивных качеств, видов ценностей и приоритетов (власть, богатство,
происхождение, культура, сила воли, место в церковно-духовной сфере и т.д.)
занимает наиболее
влиятельные позиции в
К представителям первого поколения элитологов, научная деятельность
которых приходится на конец XIX—первую треть XX века, относятся также
французский политолог Ж.Сорель, выдающийся немецкий социолог М.Вебер,
испанский культуролог и политолог Х.Ортега-и-Гассет.
Они сформулировали азбуку современной доктрины элитаризма. Их
многочисленные последователи развивали и переосмысливали отдельные
положения, но фундаментальные основания остаются и поныне практически
незыблемыми. Именно они сделали элиту предметом специального исследования,
попытались дать ей дефиницию, раскрыть структуру, законы функционирования,
роль в социальной и политической системе. Особую практическую значимость
имеют открытые ими закономерности циркуляции и смены элит, элитарная
структура общества
как необходимость и как
Пальма первенства в формулировании современных теорий элиты принадлежит
Гаэтано Моске и Вильфреду ГТарето. Причем между этими авторами и их
последователями шел и продолжается спор о приоритете. В.Парето стал
знаменит, пользовался европейской известностью задолго до того, как стал
известен Моска. Но целостную концепцию правящего класса, его роли в
социально-политическом процессе (в первых трудах Моски термин «элита»
отсутствует, зато его широко использует Парето) впервые выдвинул именно
Моска. Позднее Моска обвинял Парето (не без некоторых оснований) в
принижении его заслуг в разработке теории политической элиты, сетовал на
то, что тот не сослался должным образом на его работы, которые знал и в
значительной мере использовал. Во всяком случае, и Моска, и Парето
высказали ряд сходных идей. Они достаточно убедительно доказали, что
наличие сильной правящей элиты во главе с авторитетным лидером —
непременное условие динамичного развития общества.
Концепция правящего класса как субъекта политического процесса была
сформулирована Гаэтано
Моско в книге «Основы
в 1896 г. и получившей
широкую известность после
расширенного издания в 1923 г. Но особенно возросла популярность Моски
после перевода его книги на английский язык под названием «Правящий класс».
Обратимся к этой книге — классике элитологии.
Исходный пункт концепции Моски — деление общества на господствующее
меньшинство и политически зависимое большинство (массу). Господство элит —
закон общественной жизни. Вот как формулирует Моска свое кредо по этому
поводу: наличие правящих слоев становится очевидным даже при самом
поверхностном взгляде. (Обратим внимание на эту мысль, которой обычно не
придают значения и в которой, может быть, больше смысла, чем первоначально
вкладывал в нее даже сам ее автор). Моска фиксирует наше внимание на том,
что очевидно уже на уровне обыденного сознания — наличие в обществе
управляющих и управляемых, то есть обыденное сознание, которому чаще всего
мало ясны причины деления общества на классы, не улавливает сущности
социально-политических отношений. В любой общественной системе есть власть
имущие и есть безвластные. Во всех обществах, начиная с едва приближающихся
к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда
взаимодействуют два социальных класса — класс, который правит, и класс,
которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все
политические функции, монополизирует власть, в то время как другой, более
многочисленный, управляется и контролируется первым1. Причем таким
способом, который обеспечивает функционирование политического организма. В
реальной жизни мы все признаем существование такого класса. Не случайно эту
мысль приводит и комментирует большинство исследователей элитаризма как
классическую формулировку основ теории элит.
Но поскольку управление общественными делами всегда находится в руках
меньшинства влиятельных людей, с которыми сознательно или бессознательно
считается большинство, Моска ставит под сомнение сам термин демократия.
Демократию он считает камуфляжем все той же власти меньшинства. Ее он
называет плутократической, признавая, что именно в опровержении
демократической теории в основном заключается задача его теоретического
поиска.
Но ведь известно, что власть меньшинства над большинством в той или иной
степени легитимизируется, т.е. осуществляется с согласия большинства. Чем
же объясняет этот феномен Моска? Прежде всего тем, что правящее меньшинство
всегда является организованным меньшинством, ... во всяком случае, по
сравнению с неорганизованной массой.Суверенная власть организованного
меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Власть всякого
меньшинства непреодолима для любого представителя большинства, который
противостоит тотальности организованного меньшинства.
Однако есть и еще одно обстоятельство, легитимизирующее эту власть: это
то, что представляющие ее индивиды отличаются от остальной массы такими
качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже
моральное превосходство. Другими словами, представители правящего
меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися,
которые глубоко почитаются в обществе, в котором они живут. Главные среди
них — образование, смелость, гибкость, сила убеждения, готовность
использовать силовые методы по отношению к противнику. Эти качества крайне
важны для представителей правящих сил, ибо массы, по мнению Моски, в
принципе апатичны и всегда склонны благоговеть перед силой. Только при
сильном лидере массы успокаиваются, а элита становится неуязвимой.
Весьма убедителен тезис Моски и о необходимости для власть имущих
материального и морального превосходства, а также военной доблести,
которая, по его мнению, особую роль играла на ранних стадиях развития
общества, а сейчас такой роли не играет, хотя и имеет немаловажное
значение. В обществах, отличающихся высоким уровнем цивилизации, особую
значимость приобретает интеллектуальное превосходство управленческого
меньшинства и богатство. Доминирующей чертой правящего класса стало в
большей степени богатство, нежели воинская доблесть; правящие скорее
богаты, чем храбры. И далее: В обществе, достигшем определенной стадии
зрелости, где личная власть сдерживается властью общественной, власть
имущие, как правило, богаче, а быть богатым — значит быть могущественным. И
действительно, когда борьба с бронированным кулаком запрещена, в то время
как борьба фунтов и пенсов разрешается, лучшие посты неизменно достаются
тем, кто лучше
обеспечен денежными
По мнению Моски, связь тут двусторонняя: богатство создает политическую
власть точно так же, как политическая власть создает богатство. Здесь
проявляется внешнее сходство позиций элитарис-тов с марксистской концепцией
общественного устройства. Но это только видимость. Моска, в отличие от
Маркса, утверждал, что
фундаментом общественного
экономика, а политика, не базисные отношения, а надстроечные, политические.
И вот почему. Правящий или политический класс концентрирует руководство
политической жизнью в своих руках, объединяет индивидов, обладающих
«политическим сознанием» и решающим влиянием на экономику, на экономическую
элиту. С переходом от одной исторической эпохи к другой изменяется состав
правящего класса, его структура, требования к его членам, но как таковой
этот класс всегда существует, более того, он определяет исторический
процесс. А раз так, то задача элитологии состоит в исследовании условий
Информация о работе Теория элит, элитарной и массовой культуры