Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:51, реферат
Речь пойдет о процессах формирования собственно элитологии и ее авторах,
т.е. о периоде, охватывающем последнее столетие. Признанными основателями
элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г.Моска,
В.Парето, Р.Михельс.
1. Классические теории элит
2. Современные теории элит
3. Политическая элита в России
4. Понятие массовая и элитарная культура
5. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
6. Жанры массовой культуры
7. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам
8. Заключение
9. Литература
государственной службы и местного самоуправления; рационализация и
демократизация технологий принятия политических и управленческих решений,
устранение в этом деле противоречий, неясностей и правовой неразберихи;
введение в практику ориентированного на результат, четко скоординированного
систематического контроля и рейтинго-вой оценки всех ведомств и структурных
подразделений государственного аппарата (контролинга); подотчетность высших
руководителей, приближение их к народу; повышение личной ответственности
каждого работника
за качество и своевременность
государственными службами услуг, в том числе путем создания единых
обслуживающих центров; создание в учреждениях атмосферы доброжелательности,
доверия и взаимопомощи.
В современном демократическом обществе господствующие классы пестуют
правящую элиту, заботятся о ее высоком авторитете и достойном имидже
аппарата. Они хорошо понимают, что власть всегда персонифицирована, что
принадлежность к ней определяется не только официальным статусом и
должностью, а прежде всего профессиональной подготовленностью человека, его
деловитостью и способностью нести ответственность за последствия своих
решений, его культурой.
4.Понятие
массовая и элитарная
культура на основании
трех источников информации
Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше — элитарной. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.
Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.
Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора.
Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой.
Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую (см.: массовая культура). При этом народная культура находится практически в стадии музеефикации - консервации или превращается в сувенирный бизнес.
Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам Культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства.
Возможна также
фиксация внимания на функционировании
и модификации традиционных видов
искусства и появлении новых.
К последним относятся
Массовая культура
Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем располагали город и деревня. Вспомним, как важна была газета для творческой лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось его творчество, живи он в середине ХХ в. — в эпоху радио, кино и телевидения с их разветвленной системой жанров и новостей через каждые полчаса, бесчисленных газет и журналов, видео, компьютером и Интернетом, телефоном, рекламой, авторской песней, блатным фольклором, детскими страшилками, анекдотом, комиксами, джазом, роком, поп-музыкой, матрешками, лозунгами, троллейбусами, самолетами и спутниками?
Цель массовой культуры
Для чего нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два полушария в человеческом мозгу. Для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности , когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом.
Именно таким образом
массовая культура противопоставляется
фундаментальной культуре. (Еще одно
понятие - откуда взялось?) Именно поэтому
эта культура была так нужна Достоевскому
— прообразу культурного
Для массовой культуры
характерен антимодернизм и
Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное —в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.
Массовая культура,
будучи одним из самых ярких проявлений
социокультурного бытия современных
развитых сообществ, остается сравнительно
малоосмысленным феноменом с
точки зрения общей теории культуры.
Интересные теоретические основания
исследования социальных функций культуры
(и в том числе массовой) были
разработаны в последние годы
Э.Орловой [4]. В соответствии с ее
концепцией в морфологическом строении
культуры можно выделить две области:
обыденной культуры, осваиваемой
человеком в процессе его общей
социализации в среде проживания
(прежде всего в процессах воспитания
и общего образования), и специализированной
культуры, освоение которой требует
специального (профессионального) образования.
Промежуточное положение между
этими двумя областями с
Со времени разложения
первобытного общества, начала разделения
труда, социальной стратификации в
человеческих коллективах и сложения
первых городских цивилизаций возникла
и соответствующая
Нам достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).
Прежде всего, речь идет о субкультуре сельских производителей, называемой народной (в социально-демографическом плане), или этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих специфических черт).
Несколько иные функции
имеет субкультура городских
производителей, которая на заре цивилизации
формировалась как ремесленно-
Третья социальная
субкультура – элитарная. Под
этим словом обычно подразумевают особенную
утонченность, сложность и высокую
качественность культурной продукции.
Но это не самая важная черта элитарной
субкультуры. Ее главная функция
– производство социального порядка
(в виде права, власти, структур социальной
организации общества и легитимного
насилия в интересах
5.
Основные проявления
и направления массовой
культуры нашего времени
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;
массовая общеобразовательная
школа, тесно коррелирующая с
установками "субкультуры детства",
приобщающая учащихся к основам
научных знаний, философских и
религиозных представлений об окружающем
мире, к историческому
средства массовой
информации (печатные и электронные),
транслирующие широким слоям
населения текущую актуальную информацию,
"растолковывающие" рядовому человеку
смысл происходящих событий, суждений
и поступков деятелей из различных
специализированных сфер общественной
практики и интерпретирующие эту
информацию в "нужном" для ангажирующего
данное СМИ заказчика ракурсе, т.е.
фактически манипулирующие сознанием
людей и формирующие
система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям и т.п.;
Информация о работе Теория элит, элитарной и массовой культуры