Теория элит, элитарной и массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:51, реферат

Описание

Речь пойдет о процессах формирования собственно элитологии и ее авторах,
т.е. о периоде, охватывающем последнее столетие. Признанными основателями
элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г.Моска,
В.Парето, Р.Михельс.

Содержание

1. Классические теории элит
2. Современные теории элит
3. Политическая элита в России
4. Понятие массовая и элитарная культура
5. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
6. Жанры массовой культуры
7. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам
8. Заключение
9. Литература

Работа состоит из  1 файл

теория элит.docx

— 106.98 Кб (Скачать документ)

государственной службы и местного самоуправления; рационализация и

демократизация технологий принятия политических и управленческих решений,

устранение в этом деле противоречий, неясностей и правовой неразберихи;

введение в практику ориентированного на результат, четко  скоординированного

систематического  контроля и рейтинго-вой оценки всех ведомств и структурных

подразделений государственного аппарата (контролинга); подотчетность  высших

руководителей, приближение  их к народу; повышение личной ответственности

каждого работника  за качество и своевременность предоставляемых

государственными  службами услуг, в том числе путем  создания единых

обслуживающих центров; создание в учреждениях атмосферы  доброжелательности,

доверия и взаимопомощи.

В современном демократическом  обществе господствующие классы пестуют

правящую элиту, заботятся  о ее высоком авторитете и достойном  имидже

аппарата. Они хорошо понимают, что власть всегда персонифицирована, что

принадлежность к  ней определяется не только официальным  статусом и

должностью, а прежде всего профессиональной подготовленностью  человека, его

деловитостью и  способностью нести ответственность  за последствия своих

решений, его культурой. 
 

4.Понятие массовая и элитарная культура на основании трех источников информации                                

 

Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше — элитарной. Причем по разным оценкам потребителями  элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.

Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей  и иерархия персон. Взвешенная система  оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.

Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим  количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят  через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного  отделения только следуют из количественного  фактора.

Музыка Моцарта  в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия  в упрощенном варианте, звучащая как  сигнал вызова мобильного телефона,—  явление культуры массовой.

Итак, в отношении  субъекта творчества - восприятия можно  выделить народную культуру, элитарную  и массовую (см.: массовая культура). При этом народная культура находится  практически в стадии музеефикации - консервации или превращается в  сувенирный бизнес.

Элитарность и массовость имеют равное отношение как к  феноменам Культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например,  стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства.

Возможна также  фиксация внимания на функционировании и модификации традиционных видов  искусства и появлении новых. К последним относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные  виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимо-соединения и комбинации.

Массовая культура

Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся  средствам массовой коммуникации. В  этом смысле массовой культуры в ХIХ  в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем располагали  город и деревня. Вспомним, как  важна была газета для творческой лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось его творчество, живи он в середине ХХ в. — в эпоху  радио, кино и телевидения с их разветвленной системой жанров и  новостей через каждые полчаса, бесчисленных газет и журналов, видео, компьютером  и Интернетом, телефоном, рекламой, авторской песней, блатным фольклором, детскими страшилками, анекдотом, комиксами, джазом, роком, поп-музыкой, матрешками, лозунгами, троллейбусами, самолетами и спутниками?

Цель массовой культуры

Для чего нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны  два полушария в человеческом мозгу. Для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности , когда  нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом.

Именно таким образом  массовая культура противопоставляется  фундаментальной культуре. (Еще одно понятие - откуда взялось?) Именно поэтому  эта культура была так нужна Достоевскому — прообразу культурного деятеля  ХХ в. - Я бы и этот абзац убрала.

Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если модернизм и авангард  стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в  ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному  количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что  наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом  обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное —в тоталитарных обществах она практически  отсутствует, отсутствует деление  культуры на массовую и элитарную. Вся  культура объявляется массовой, и  на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных  развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с  точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания  исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э.Орловой [4]. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой  человеком в процессе его общей  социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует  специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между  этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов  от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным.

Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в  человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных  с их образом жизни, материальными  средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии  и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей  культуры стали называть социальными  субкультурами.

Нам достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в  производстве средств физического  и социального существования  человека, в поддержании или нарушении  социальной организации и регуляции  жизни общества (порядка).

Прежде всего, речь идет о субкультуре сельских производителей, называемой народной (в социально-демографическом  плане), или этнографической (в плане  наибольшей концентрации соответствующих  специфических черт).

Несколько иные функции  имеет субкультура городских  производителей, которая на заре цивилизации  формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, постбуржуазной (социалистической) и  т.п., хотя функционально оставалась той же самой. 

Третья социальная субкультура – элитарная. Под  этим словом обычно подразумевают особенную  утонченность, сложность и высокую  качественность культурной продукции. Но это не самая важная черта элитарной  субкультуры. Ее главная функция  – производство социального порядка (в виде права, власти, структур социальной организации общества и легитимного  насилия в интересах поддержания  этой организации), а также обосновывающей этот порядок идеологии (в формах религии, социальной философии и политической мысли). Элитарную субкультуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей – шаманов, жрецов и т.п., очевидно, является наидревнейшим специальным профессиональным образованием); высочайший уровень социальных притязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается "нормальной" психологией любой элиты). Разрыв между обыденной и специализированной составляющими этой социальной субкультуры так же, как и в буржуазной субкультуре, до недавнего времени был не очень велик. Усвоенные с детства знания и навыки аристократического воспитания, как правило, позволяли без дополнительного обучения исполнять обязанности рыцаря, офицера, придворного, чиновника любого ранга, да и монарха. Пожалуй, лишь функции священнослужителей требовали специальной подготовки. Такая ситуация продержалась в Европе до XVIII-XIX веков, когда элитарная субкультура начала сливаться с буржуазной, превращаясь в высший слой последней. Одновременно существенно возросли требования к профессиональной подготовленности исполнителей элитарных функций, что привело к возникновению соответствующих учебных заведений (военных, дипломатических, политико-административных).

5. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени 

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

индустрия "субкультуры  детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно  производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы  и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного  воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной  стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных  форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных  миропредставлений, закладывающих  основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;

массовая общеобразовательная  школа, тесно коррелирующая с  установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам  научных знаний, философских и  религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности  людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует  перечисленные знания и представления  на основании типовых программ и  редуцирует транслируемые знания к  упрощенным формам детского сознания и понимания;

средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям  населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных  специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту  информацию в "нужном" для ангажирующего  данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием  людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам  в интересах своего заказчика (при  этом в принципе не исключается возможность  существования неангажированной журналистики, хотя практически это такая же нелепость, как и "независимая  армия");

система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания и  пр., контролирующая и формирующая  политико-идеологические ориентации населения  и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям и т.п.;

Информация о работе Теория элит, элитарной и массовой культуры