Теория элит, элитарной и массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:51, реферат

Описание

Речь пойдет о процессах формирования собственно элитологии и ее авторах,
т.е. о периоде, охватывающем последнее столетие. Признанными основателями
элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г.Моска,
В.Парето, Р.Михельс.

Содержание

1. Классические теории элит
2. Современные теории элит
3. Политическая элита в России
4. Понятие массовая и элитарная культура
5. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
6. Жанры массовой культуры
7. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам
8. Заключение
9. Литература

Работа состоит из  1 файл

теория элит.docx

— 106.98 Кб (Скачать документ)

без оснований относят  и Жоржа Сореля, французского теоретика, критика

буржуазной демократии, которую он называл раем для финансистов. Сорель с

большим темпераментом  доказывал, что демократия — обман, что теория власти

народа и капиталистическая  практика разительно противоречат друг другу, что

подобная политическая система, именуемая ее апологетами  демократией, в

действительности  есть олигархия финансовых тузов.

При этом неизбежно  возникает вопрос, с каких позиций  критикуется демократия

— слева, с леворадикальных  позиций исторического материализма, или справа,

с позиций правого  радикализма. Сорель более склонялся  к критикам справа.

Сорель писал, что  в «век масс» углубляется противоречие между утопией

(идеологией элиты)  и «популярными мифами» (идеологией  масс). Первая

апеллирует к умам с высокоразвитой способностью к  рассуждениям

(специфическое качество  элиты). Напротив, воздействие «популярных  мифов»

основано на внушении, на гипнотизировании масс; чем глубже они воздействуют

на «массовые инстинкты», чем больше щекочут нервы толпы, чем активнее

провоцируют слепое, стихийное начало, тем они действеннее7. Сорель во

многом следует  за концепцией массовой психологии Г.Лебона. В свою очередь,

ряд идей Сореля развил К.Маннгейм в своей известной  книге «Идеология и

утопия». Большой  вклад в развитие теории элит внесли крупнейшие социальные

мыслители конца XIX —  первых десятилетий XX века: М.Вебер, прежде всего в

связи с учением  о политике как особой форме профессиональной деятельности,

и З.Фрейд — социально-психологическим  обоснованием элитаризма. Их взгляды

будут рассмотрены  нами специально.

Еще раз отметим, что заслуга основателей элитологии в том, что они

вычленили объект и  предмет науки, систематизировали  накопленные знания о

правящих меньшинствах, попытались сформулировать закономерности

формирования, структурирования и смены элит, особенности их

функционирования  в различных конкретно-исторических-условиях. Мы не

исключаем, что они  могли, увлекшись, что вполне естественно, предметом

своего исследования, заблуждаться, в гипертрофированной форме отражать

сущность, место и  роль элит, недооценить роль неэлит и широких народных

масс в историческом процессе. Не исключено выполнение некоторыми из них

пропагандистского социального заказа на апологетику  элит и власть имущих

вообще. Не учитывать  это в работе над первоисточниками нельзя. 
 
 

  2. Современные теории элит. 

Макиавеллистская  школа

Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким  теоретическим,

а впоследствии (преимущественно  после второй мировой войны) и  эмпирическим

исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это.

Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не

тративших современной  значимости, являются уже вкратце  рассмотренные

концепции макиавеллистской школы (Моска, Парено Михельс и др.). Их

объединяют следующие  идеи: 

1. Особые качества  элиты, связанные с природными  дарованиями и воспитанием

и проявляющиеся  в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за

власть. 

2. Групповая сплоченность  элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не

только общностью  профессионального статуса, социального  положения и

интересов, но и элитарным  самосознанием, восприятием себя особым слоем,

призванным руководить обществом. 

3. Признание элитарности  любого общества, его неизбежного  разделения на

привилегированное властвующее творческое меньшинство  и пассивное,

нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из

естественной природы  человека и общества. Хотя персональный состав элиты

изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей  основе неизменны.

Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и

дворяне, народные комиссары  и партийные секретари, министры и президенты,

но отношения господства и подчинения между ними и простым  людом сохранялись

всегда. 

4. Формирование и  смена элит в ходе борьбы  за власть. Господствующее

привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие

высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет

добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому  скрытая или явная

борьба за место  под солнцем неизбежна. 

5. В общем конструктивная, руководящая и господствующая  роль элиты в

обществе. Она выполняет  необходимую для социальной системы  функцию

управления, хотя и  не всегда эффективно. Стремясь сохранить  и передать по

наследству свое привилегированное положение, элита  имеет тенденцию к

вырождению, Утрате своих выдающихся качеств. 

Макиавеллистские  теории элит подвергаются критике за преувеличение значения

психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и

активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных

реальностей государств всеобщего благоденствия, циничное отношение к борьбе

за власть. Такая  критика во многом не лишена оснований. 

Ценностные теории

Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты. Они,

как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной  конструктивной

силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению  к демократии,

стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни  современных

государств. Многообраз. ные ценностные концепции элит существенно

различаются по степени  защиты аристократизма, отношению к  массам,

демократии и т.д. Однако они имеют и ряд следующих  общих установок: 

1. Принадлежность  к элите определяется обладанием  высокими способностями и

показателями в  наиболее важных для всего общества сферах деятельности.

Элита — наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на

удовлетворение ее важнейших потребностей. В ходе развития у общества

отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные

ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей  наиболее

важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими  современным

требованиям. Так  в ходе истории произошла смена  аристократии, воплощающей

нравственные качества и прежде всего честь, образованность и культуру,

предпринимателями, в хозяйственной инициативе которых  нуждалось общество.

Последние же, в свою очередь, сменяются менеджерами  и интеллектуалами —

носителями столь  важных для современного общества знаний и управленческой

компетентности.

Некоторые современные  сторонники ценностной теории элит утверждают, что

лишь индустриальное и постиндустриальное общество становится подлинно

элитарным, поскольку  «покоившееся на владении частной собственностью

классовое господство сменилось в нем господством  групп, которые

рекрутируются отныне не по крови или владению собственностью, а на основе

деловой квалификации». 

2. Элита относительно  сплочена на здоровой основе  выполняемых ею

руководящих функций. Это — не объединение людей, стремящихся  реализовать

свои эгоистические  групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся

прежде всего об общем благе. 

3. Взаимоотношения  между элитой и массой имеют  не столько характер

политического или  социального господства, сколько  руководства,

предполагающего управленческое воздействие, основанное на согласии и

добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая

роль элиты уподобляется руководству старших, более знающих  и компетентных

по отношению к  младшим, менее осведомленным и  опытным. Она отвечает

интересам всех граждан. 

4. Формирование элиты  — не столько результат ожесточенной  борьбы за власть,

сколько следствие  естественного отбора обществом  наиболее ценных

представителей. Поэтому  общество должно стремиться совершенствовать

механизмы такой  селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной

элиты во всех социальных слоях. 

5. Элитарность —  условие эффективного функционирования  любого общества. Она

основана на естественном разделении управленческого и исполнительского

труда, закономерно  вытекает из равенства возможностей и не противоречит

демократии. Социальное равенство должно пониматься как  равенство жизненных

шансов, а не равенство  результатов, социального статуса. Поскольку люди не

равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и  активности,

то для демократического государства важно обеспечить им примерно одинаковые

стартовые условия. На финиш же они придут в разное время и с разными

результатами. Неизбежно  появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры. 

Некоторые сторонники ценностной теории элит пытаются разработать

количественные показатели, характеризующие ее влияние на общество. Так, Н.

А. Бердяев на основе анализа развития разных стран и  народов вывел

«коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной части населения к

общему числу грамотных. Коэффициент элит, составляющий свыше 5%, означает

наличие в обществе высокого потенциала развития. Как  только этот

коэффициент опускался  до примерно 1%, империя прекращала существование, в

обществе наблюдались  застой и окостенение. Сама же элита  превращалась в

касту, жречество8. 

Ценностные представления  о роли элиты в обществе преобладают  у современных

неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для  демократии.

Но сама элита  должна служить нравственным примером для других граждан и

внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах. 

Теории демократического элитизма

Основные положения  ценностной теории элит лежат в основе концепций

демократического  элитизма (элитарной демократии), получивших широкое

распространение в  современном мире. Они исходят  из предложенного Йозефом

Информация о работе Теория элит, элитарной и массовой культуры