Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:51, реферат
Речь пойдет о процессах формирования собственно элитологии и ее авторах,
т.е. о периоде, охватывающем последнее столетие. Признанными основателями
элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г.Моска,
В.Парето, Р.Михельс.
1. Классические теории элит
2. Современные теории элит
3. Политическая элита в России
4. Понятие массовая и элитарная культура
5. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
6. Жанры массовой культуры
7. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам
8. Заключение
9. Литература
специалистов. Без такого потенциала уровень внутренней самоорганизации управленческих структур и эффективность власти были бы во много раз ниже.
Но, с другой стороны, это имеет и негативную сторону, о чем мы говорили
выше. Добавим еще
и то, что положение
воспитывает в нем снобизм, склонность к бюрократизму, высокомерие, зачастую
определенную своеобразную сопротивляемость новому, скептическое отношение к
инициативе молодых политических лидеров. В России же есть еще одна
особенность. Завладев властью, наш чиновник тут же стремится к
собственности и привилегиям, любит выглядеть солидно: кабинет, секретарь-
референт, компьютер, зычный голос, жесткий взгляд. А значит, многие из них
будут служить кому угодно, лишь бы сохранить кресло, обладать властью и
использовать ее для наживы.
В этих условиях чиновники лишь тем и занимаются, что штурмуют собственность
и власть не ради общества, преследуя не государственные, а сугубо
меркантильные цели. Такое чиновничество не укрепляет государство, а
разъедает его. Поэтому сейчас для нас главное — отделить государство от
собственности. Власть и собственность должны дифференцироваться, а не
интегрироваться. Правда, в разумных пределах. Другая крайность в этом деле
не менее опасна. Паразитизм чиновничества и огромной армии министров,
парламентариев, помощников и референтов, жадно прильнувших к сытной
кормушке, порождают паразитизм предпринимателей, лживость и лицемерие
директорского корпуса, а за ними — стагнацию в обществе, углубление
кризиса, развал государственности и движение страны в сторону третьего
мира. Традиционной язвой российской системы государственной службы является
коррупция. Сейчас она достигла опасного уровня и стала угрожать
национальной безопасности, что требует от общества, прежде всего от
правительства, самых решительных действий по искоренению этого зла, по
оздоровлению всего государственного аппарата.
Не случайно исследователи не только в нашей стране, но и на Западе
продолжают настаивать на том, что госслужащий должен быть независим от
доходов, которые может принести ему политика, когда он состоятельный
человек и имеет достаточный постоянный доход. И еще: многие считают, что в
нынешних условиях более эффективна система, предусматривающая широкую
сменяемость служащих после того, как избиратели выразили предпочтение
другой партии, то есть призывают к более гибкому сочетанию принципов
сменяемости и пожизненного найма; планирования карьеры и исполнения
должности на профессиональной основе.
И это мнение
отражает некоторые
например, новые назначения
на руководящие посты в
в период с 1958 по 1974 год составили 14%, 1974-1976 гг. - 25%, 1981-1983
гг. - 31%, а в период с марта 1986 по март 1987 года возросли до 40%. Все
это заметно сужает поле самостоятельности этой категории руководителей,
снижает уровень мотивации и их заинтересованность в продвижении по
служебной лестнице. Тем более, что государственному служащему многое
запрещается.
Для успешной
работы на государственной
ответственных должностях, надо уметь проявлять взвешенность и разумность13,
способность балансировать между курсом выборных инстанций, интересами
своего ведомства и ожиданиями граждан, строить прочные рабочие
взаимоотношения с избранными и назначенными на политические должности
лицами, быть искренне лояльным к тому государству, которому служишь. В
конечном итоге это означает умение сочетать политическую и социальную
эрудицию, профессиональный опыт, способность наладить контакт с
избирателями, готовность взять на себя ответственность, решительно
действовать в неординарной ситуации.
И снова кажущееся противоречие: чиновники как опытные и сознательные люди
достаточно хорошо разбираются не только в своих служебных делах, но и в
политических проблемах. А к политике их не допускают. По крайней мере в
общих делах государства они могут участвовать лишь в строго ограниченных
рамках. Реально же они обладают значительно большими возможностями
вторгаться в сферу политических отношений. Тем более, если они работают в
информационно-аналитических центрах, в аппарате законодательных органов.
Поэтому многие из чиновников охотно откликаются на просьбы политиков помочь
им, видят свой патриотический долг в том, чтобы действовать политически
компетентно и ответственно, прилагают немало усилий к тому, чтобы их первые
руководители, правительство действовали грамотно и эффективно. Они работают
не просто за зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным
интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей не главное. И таких
работников немало, что подтверждают данные исследований.
Для успешной работы
в государственных и
мнению самих служащих, ныне приоритетное значение имеют такие ценности, как
уважение людей (92,0%), профессионализм и активная самореализация
способностей (88,8%), порядочность, честность (84,6%), интеллигентность
(65,5%). О почете и славе серьезно «мечтает» не более 12% первых
руководителей. В целом у людей здоровые и перспективные жизненные
установки. Чем выше уровень профессионализма и грамотности у руководителей,
вовлекаемых в делание политики и совершенствование социальных отношений,
тем больше внимания и уважения они проявляют к простым ценностным аспектам
жизни. Такие лидеры с большей готовностью работают с выборными органами, с
инициативными группами граждан, общественными организациями. Таким
руководителям нужен и соответствующий аппарат, нужны помощники, работающие
не за деньги, а на совесть. Поэтому для таких работников научная
организация труда в аппарате, изучение трудовых затрат, хронометрирование
времени на службе — ценности малозначимые. Они бесполезны. Статистические
данные нельзя соотнести
с качеством выполненной
духовно-нравственной составляющей. Скорость исполнения поручения,
своевременно и «гладко» написанный документ еще не являются показателями
качества умственной деятельности, демократичности и социальности труда
чиновника. Нельзя, скажем, оценивать качество работы судьи или следователя
только по тому, сколько потребовалось времени на расследование дела и
вынесение приговора.
Отсюда и главный вывод по данному вопросу: сейчас для государственного
строительства нет актуальнее задачи, чем формирование корпуса
высококвалифицированных специалистов управленческого труда, имеющих большой
практический опыт
и нравственно воспитанных
говорят, что добрые деяния происходят от доброго воспитания, доброе
воспитание — от хороших законов, а хорошие законы — от жизни и
образованности тех, кто их готовит. Даже в условиях кризисов и смут.
Много лет назад-А.Токвиль высказал хорошую мысль о том, что основная цель
демократической власти состоит не в упорядочении нищенского существования
граждан, а в укреплении благополучия людей. С этим трудно не согласиться.
Труднее реализовать на практике, тем более в условиях, когда общество и
государство находятся «в ловушке» системного кризиса. Это требует
кардинального изменения системы функционирования современной
государственной власти, оптимизации деятельность чиновничьего аппарата. Их
действия должны
быть конструктивными и
принципах научности,
конкретно-исторического
и социального контроля.
При этом следует иметь в виду, что проблему государственной службы с каждым
днем решать становится все труднее и труднее. Ибо затрагивает она не
простые житейские
стороны, а глубинные социально-
идеологические предпочтения и мировоззренческие ориентиры многих людей.
Политический окрас всегда усиливает социальное соперничество, вовлекая в
него государственные структуры, партии, оппозицию, духовные и политические
авторитеты. На лиц, реально занятых разрешением реальных проблем, начинают
наваливаться соображения, не имеющие к самой проблеме прямого отношения.14
Поэтому, рассуждая о соотношении политики и государственной службы, следует
сразу уяснить, что от политики надо избавляться всюду, где можно без нее
обойтись. Мы, конечно,
не говорим о «стерильной
государственной службы, что невозможно. Но от излишней политизации
управленческих и
организационных отношений
госслужба должна быть надежно защищена от произвола сменяющихся партий,
правительств и министров, а народ — от произвола чиновников и всевластия
аппарата. Особенно, если он граничит с тоталитаризмом и авторитаризмом.
Задача политиков не в мелочной опеке аппарата, а в глобальном отслеживании
ситуации в обществе
и своевременном выявлении
формировании и балансировке политических целей и программ, составлении
планов и контроле вместе с оппозицией, за их реализацией. Это во-первых.
Во-вторых, оптимизация государственной службы и обновление менталитета
аппаратчика — один из ведущих факторов повышения эффективности политической
системы и ее элиты. А это в свою очередь диктует необходимость более
широкого привлечения в аппарат профессионалов, ответственных и нравственно
устойчивых работников,
улучшение информационно-
государственных структур,
четкого разграничения
сотрудников, укрепление исполнительской дисциплины.
В-третьих, большей слаженности во взаимодействии политиков и
государственной службы будет способствовать реализации мер, направленных на
преодоление авторитаризма и бюрократизма. Прежде всего таких, как
децентрализация и упрощение бюджетного процесса, устранение противоречий и
несогласованности
правового регулирования
Информация о работе Теория элит, элитарной и массовой культуры