Теория элит, элитарной и массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:51, реферат

Описание

Речь пойдет о процессах формирования собственно элитологии и ее авторах,
т.е. о периоде, охватывающем последнее столетие. Признанными основателями
элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г.Моска,
В.Парето, Р.Михельс.

Содержание

1. Классические теории элит
2. Современные теории элит
3. Политическая элита в России
4. Понятие массовая и элитарная культура
5. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
6. Жанры массовой культуры
7. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам
8. Заключение
9. Литература

Работа состоит из  1 файл

теория элит.docx

— 106.98 Кб (Скачать документ)

специалистов. Без  такого потенциала уровень внутренней самоорганизации управленческих структур и эффективность власти были бы во много раз ниже.

Но, с другой стороны, это имеет и негативную сторону, о чем мы говорили

выше. Добавим еще  и то, что положение профессионального  служащего

воспитывает в нем  снобизм, склонность к бюрократизму, высокомерие, зачастую

определенную своеобразную сопротивляемость новому, скептическое отношение к

инициативе молодых  политических лидеров. В России же есть еще одна

особенность. Завладев властью, наш чиновник тут же стремится  к

собственности и  привилегиям, любит выглядеть солидно: кабинет, секретарь-

референт, компьютер, зычный голос, жесткий взгляд. А значит, многие из них

будут служить кому угодно, лишь бы сохранить кресло, обладать властью и

использовать ее для наживы.

В этих условиях чиновники  лишь тем и занимаются, что штурмуют собственность

и власть не ради общества, преследуя не государственные, а  сугубо

меркантильные цели. Такое чиновничество не укрепляет  государство, а

разъедает его. Поэтому  сейчас для нас главное — отделить государство от

собственности. Власть и собственность должны дифференцироваться, а не

интегрироваться. Правда, в разумных пределах. Другая крайность  в этом деле

не менее опасна. Паразитизм чиновничества и огромной армии министров,

парламентариев, помощников и референтов, жадно прильнувших  к сытной

кормушке, порождают  паразитизм предпринимателей, лживость и лицемерие

директорского корпуса, а за ними — стагнацию в обществе, углубление

кризиса, развал государственности  и движение страны в сторону третьего

мира. Традиционной язвой российской системы государственной  службы является

коррупция. Сейчас она  достигла опасного уровня и стала  угрожать

национальной безопасности, что требует от общества, прежде всего от

правительства, самых  решительных действий по искоренению  этого зла, по

оздоровлению всего  государственного аппарата.

Не случайно исследователи  не только в нашей стране, но и  на Западе

продолжают настаивать на том, что госслужащий должен быть независим от

доходов, которые  может принести ему политика, когда  он состоятельный

человек и имеет  достаточный постоянный доход. И  еще: многие считают, что в

нынешних условиях более эффективна система, предусматривающая  широкую

сменяемость служащих после того, как избиратели выразили предпочтение

другой партии, то есть призывают к более гибкому  сочетанию принципов

сменяемости и пожизненного найма; планирования карьеры и исполнения

должности на профессиональной основе.

  И это мнение  отражает некоторые объективные  тенденции. Во Франции,

например, новые назначения на руководящие посты в центральной  администрации

в период с 1958 по 1974 год  составили 14%, 1974-1976 гг. - 25%, 1981-1983

гг. - 31%, а в период с марта 1986 по март 1987 года возросли до 40%. Все

это заметно сужает поле самостоятельности этой категории  руководителей,

снижает уровень  мотивации и их заинтересованность в продвижении по

служебной лестнице. Тем более, что государственному служащему многое

запрещается.

  Для успешной  работы на государственной службе  особенно, а тем более на

ответственных должностях, надо уметь проявлять взвешенность и разумность13,

способность балансировать  между курсом выборных инстанций, интересами

своего ведомства  и ожиданиями граждан, строить прочные  рабочие

взаимоотношения с  избранными и назначенными на политические должности

лицами, быть искренне лояльным к тому государству, которому служишь. В

конечном итоге  это означает умение сочетать политическую и социальную

эрудицию, профессиональный опыт, способность наладить контакт  с

избирателями, готовность взять на себя ответственность, решительно

действовать в неординарной ситуации.

  И снова кажущееся  противоречие: чиновники как опытные  и сознательные люди

достаточно хорошо разбираются не только в своих  служебных делах, но и в

политических проблемах. А к политике их не допускают. По крайней мере в

общих делах государства  они могут участвовать лишь в  строго ограниченных

рамках. Реально же они обладают значительно большими возможностями

вторгаться в сферу  политических отношений. Тем более, если они работают в

информационно-аналитических  центрах, в аппарате законодательных  органов.

Поэтому многие из чиновников охотно откликаются на просьбы политиков  помочь

им, видят свой патриотический долг в том, чтобы действовать  политически

компетентно и ответственно, прилагают немало усилий к тому, чтобы их первые

руководители, правительство  действовали грамотно и эффективно. Они работают

не просто за зарплату, а во имя того, чтобы служить  наивысшим национальным

интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей не главное. И таких

работников немало, что подтверждают данные исследований.

Для успешной работы в государственных и муниципальных  органах власти, по

мнению самих служащих, ныне приоритетное значение имеют такие  ценности, как

уважение людей (92,0%), профессионализм и активная самореализация

способностей (88,8%), порядочность, честность (84,6%), интеллигентность

(65,5%). О почете  и славе серьезно «мечтает»  не более 12% первых

руководителей. В  целом у людей здоровые и перспективные  жизненные

установки. Чем выше уровень профессионализма и грамотности  у руководителей,

вовлекаемых в делание  политики и совершенствование социальных отношений,

тем больше внимания и уважения они проявляют к  простым ценностным аспектам

жизни. Такие лидеры с большей готовностью работают с выборными органами, с

инициативными группами граждан, общественными организациями. Таким

руководителям нужен  и соответствующий аппарат, нужны  помощники, работающие

не за деньги, а  на совесть. Поэтому для таких  работников научная

организация труда  в аппарате, изучение трудовых затрат, хронометрирование

времени на службе —  ценности малозначимые. Они бесполезны. Статистические

данные нельзя соотнести  с качеством выполненной работы, с глубиной ее

духовно-нравственной составляющей. Скорость исполнения поручения,

своевременно и  «гладко» написанный документ еще не являются показателями

качества умственной деятельности, демократичности и  социальности труда

чиновника. Нельзя, скажем, оценивать качество работы судьи  или следователя

только по тому, сколько  потребовалось времени на расследование  дела и

вынесение приговора.

Отсюда и главный  вывод по данному вопросу: сейчас для государственного

строительства нет  актуальнее задачи, чем формирование корпуса

высококвалифицированных специалистов управленческого труда, имеющих большой

практический опыт и нравственно воспитанных чиновников. Ведь правильно

говорят, что добрые деяния происходят от доброго воспитания, доброе

воспитание —  от хороших законов, а хорошие  законы — от жизни и

образованности тех, кто их готовит. Даже в условиях кризисов и смут.

Много лет назад-А.Токвиль  высказал хорошую мысль о том, что основная цель

демократической власти состоит не в упорядочении нищенского существования

граждан, а в укреплении благополучия людей. С этим трудно не согласиться.

Труднее реализовать  на практике, тем более в условиях, когда общество и

государство находятся  «в ловушке» системного кризиса. Это  требует

кардинального изменения  системы функционирования современной

государственной власти, оптимизации деятельность чиновничьего аппарата. Их

действия должны быть конструктивными и прагматически  выстроенными на

принципах научности, конкретно-исторического подхода, законности, гуманизма

и социального контроля.

При этом следует  иметь в виду, что проблему государственной  службы с каждым

днем решать становится все труднее и труднее. Ибо  затрагивает она не

простые житейские  стороны, а глубинные социально-классовые  интересы,

идеологические предпочтения и мировоззренческие ориентиры  многих людей.

Политический окрас  всегда усиливает социальное соперничество, вовлекая в

него государственные  структуры, партии, оппозицию, духовные и политические

авторитеты. На лиц, реально занятых разрешением  реальных проблем, начинают

наваливаться соображения, не имеющие к самой проблеме прямого  отношения.14

Поэтому, рассуждая  о соотношении политики и государственной  службы, следует

сразу уяснить, что  от политики надо избавляться всюду, где можно без нее

обойтись. Мы, конечно, не говорим о «стерильной деполитизации»

государственной службы, что невозможно. Но от излишней политизации

управленческих и  организационных отношений следует  уходить и помнить, что

госслужба должна быть надежно защищена от произвола сменяющихся  партий,

правительств и  министров, а народ — от произвола  чиновников и всевластия

аппарата. Особенно, если он граничит с тоталитаризмом и авторитаризмом.

Задача политиков  не в мелочной опеке аппарата, а  в глобальном отслеживании

ситуации в обществе и своевременном выявлении грозящих опасностей,

формировании и  балансировке политических целей и  программ, составлении

планов и контроле вместе с оппозицией, за их реализацией. Это во-первых.

Во-вторых, оптимизация  государственной службы и обновление менталитета

аппаратчика — один из ведущих факторов повышения эффективности  политической

системы и ее элиты. А это в свою очередь диктует  необходимость более

широкого привлечения  в аппарат профессионалов, ответственных  и нравственно

устойчивых работников, улучшение информационно-аналитического обеспечения

государственных структур, четкого разграничения функциональных обязанностей

сотрудников, укрепление исполнительской дисциплины.

  В-третьих, большей  слаженности во взаимодействии  политиков и

государственной службы будет способствовать реализации мер, направленных на

преодоление авторитаризма  и бюрократизма. Прежде всего таких, как

децентрализация и  упрощение бюджетного процесса, устранение противоречий и

несогласованности правового регулирования политической деятельности,

Информация о работе Теория элит, элитарной и массовой культуры