Теория элит, элитарной и массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:51, реферат

Описание

Речь пойдет о процессах формирования собственно элитологии и ее авторах,
т.е. о периоде, охватывающем последнее столетие. Признанными основателями
элитологии и ее «патриархами» являются итальянские социологи Г.Моска,
В.Парето, Р.Михельс.

Содержание

1. Классические теории элит
2. Современные теории элит
3. Политическая элита в России
4. Понятие массовая и элитарная культура
5. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
6. Жанры массовой культуры
7. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурам
8. Заключение
9. Литература

Работа состоит из  1 файл

теория элит.docx

— 106.98 Кб (Скачать документ)

массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.), инициируемые правящими или  оппозиционными элитами с целью  вовлечения в политические акции  широких слоев населения, в большинстве  своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего  смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного и  иного психоза;

массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные  учения и движения, экстрасенсорика, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", провокативные "утечки информации", слухи, сплетни  и т.п.), упрощающая сложную систему  ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между  явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки  иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне и пр.), партикуляризирующая  сознание (абсолютизирующее единичное  и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это в конечном счете  освобождает людей, не склонных к  сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход  эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически  по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением  архитектуры), массовые постановочно-зрелищные  представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного  развлекательного досуга (соответствующие  типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу. Здесь  потребитель, как правило, выступает  не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется  на активное включение или экстатическую  эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих отношениях эквивалентом все той  же "субкультуры детства", только оптимизированным под вкусы и  интересы взрослого или подросткового  потребителя. При этом используются технические приемы и исполнительское  мастерство "высокого" искусства  для предачи упрощенного, инфантилизированного смылового и художественного  содержания, адаптированного к невзыскательным  вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Массовая художественная культура достигает  эффекта психической релаксации нередко посредством специальной  эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала  и его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно тиражирование  уникального, культурно значимого  и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п. (опять-таки на основе карнавального  принципа профанирования сакрального);

индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного  имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а  также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);

индустрия интеллектуального  и эстетического досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально  или эстетически развивающие  кружки по интересам, разнообразные  общества собирателей, любителей и  поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также  все, что попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному  любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" у населения, актуализирующая  взгляды на торжество просвещенности и гуманности, на "исправление  нравов" посредством эстетического  воздействия на человека и т.п., что  вполне соответствут еще сохраняющемуся в культуре западного типа "просвещенческому" пафосу "прогресса через знание";

система организации, стимуляции и управления потребительским  спросом на вещи, услуги, идеи как  индивидуального, так и коллективного  пользования (реклама, мода, имиджмейкерство  и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов  и потребностей, имитирующая в  массовых и доступных по ценам  моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в  ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида;

разного рода игровые  комплексы от механических игровых  автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности, развивающие  определенного рода психомоторные  реакции человека, приучающие его  к быстроте реакции в информационно  недостаточных и к выбору в  информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в  программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в  общеразвивающих и развлекательных  целях:

всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, "Интернет" и т.п., расчитанные  не на подготовленных специалистов в  соответствующих областях знаний, а  на массовых потребителей "с улицы", что также развивает просвещенческую  мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к  средневековому принципу "реестрового" построения знания (3).  

6.Жанры массовой культуры 

Необходимым свойством  продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она  имела коммерческий успех, чтобы  ее покупали и деньги, затраченные  на нее, давали прибыль. Занимательность  же задается жесткими структурными условиями  текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры. может быть примитивной с точки  зрения элитарной фундаментальной  культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а  наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной — только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех.. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, — отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них:  детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или  как его называют последнее время, «чиллер» (от англ. chill — дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.

Пользуясь терминами  семиотики, можно сказать, что жанры  массовой культуры должны обладать жестким  синтаксисом — внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать  глубокий смысл.

В ХХ в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в  синтаксическом плане построен чрезвычайно  жестко. Наиболее ясно это показал  в 1920-х гг. В. Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что  в ней всегда присутствует одна и  та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать  и представить в логических символах .

Тексты массовой литературы и кинематографа построены  так же. Зачем это нужно? Это  необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным.  Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются.

Повторяемость —  это свойство мифа - в этом глубинное  родство массовая  и элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.

Разновидностью текстов  массовой культуры  являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты , но не в себе самих, а в окружающей реальности . Так, наиболее известные культовые тексты советского кино — «Чапаев», «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны» — провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры. формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми, элементами повседневной жизни языка.

Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре  построена сложно и утонченно, так  влиять на внетекстовую реальность не может.

Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский  прием в такой степени осваивается  фундаментальной культурой, что  становится штампом. Тогда он может  использоваться текстами массовой культуры.  В качестве примера можно привести знаменитые советские кинематографические афиши, где на переднем плане изображалось огромное лицо главного героя фильма, а на заднем плане маленькие человечки кого-то убивали или просто мельтешили (в зависимости от жанра). Это изменение, искажение пропорций — штамп сюрреализма. Но массовым сознанием он воспринимается как реалистический ,хотя все знают, что головы без тела не бывает, и что такое пространство, в сущности, нелепо.

6. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами            

 Я полагаю,  что традиционное противопоставление  народной и элитарной субкультур  с точки зрения осмысления  их социальных функций является  совершенно неубедительным. Оппозицией  народной (крестьянской) субкультуре  представляется городская (буржуазная), а контркультурой по отношению  к элитарной (культуре эталонов  социального порядка) видится  криминальная (культура социального  беспорядка). Разумеется, невозможно  население какой-либо страны полностью  "расписать" по тем или  иным социальным субкультурам. Определенный  процент людей по разным причинам  всегда находится в промежуточном  состоянии либо социального роста  (перехода из сельской субкультуры  в городскую или из буржуазной  в элитарную), либо социальной  деградации ("опускаясь" из  буржуазной или элитарной "на  дно" в криминальную). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Следует отметить, что в национальной культуре (в отличие от сословной) дети, скажем, британской королевы и дети рабочего-поденщика из граства Суффолк получают общее среднее образование по более или менее однотипным программам (национальный образовательный стандарт), читают одни и те же книги, изучают одни и те же английские законы, смотрят те же телевизионные передачи, болеют за ту же футбольную команду и т.п., а качество их познаний в поэзии Шекспира или британской истории в большей мере зависит от их личных способностей, нежели от различий в программах общего образования. Разумеется, когда дело доходит до получения специального образования и профессии, возможности сравниваемых детей существенно разнятся и зависят от социальных обстоятельств их жизни. Но национальный стандарт на уровне общего среднего образования, единоообразие в содержании общей социализации и инкультурации членов сообщества, развитие средств массовой информации и постепенная либерализация информационной политики в современных странах более или менее обеспечивают общенациональное культурное единство граждан и единство норм их социальной адекватности. Это и есть национальная культура в отличие от сословной, где для разных социальных групп разнились даже нормы социального поведения.

Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми "гидами" по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и непременно побеждают, и пр.

Хотя массовая культура, безусловно, является "эрзац-продуктом" специализированных "высоких" областей культуры, не порождает собственных  смыслов, а лишь имитирует явления  специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными  навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровня восприятия "малокультурного" потребителя, не стоит оценивать  это явление однозначно негативно. Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной  культуры (сословного типа), аккумулирующей социальный опыт городской жизни  в доиндустриальную эпоху, утрачивают свою эффективность и практическую актуальность, а массовая культура фактически принимает на себя функции  инструмента обеспечения первичной  социализации личности в условиях национального  общества со стертыми сословно-классовыми границами. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся  обыденной культуры, отражающей социальный опыт жизни уже на индустриальном (национальном) и постиндустриальном (во многом уже транснациональном) этапах развития, и в процессах селекции ее пока еще весьма неоднородных по своим характеристикам форм может  вырасти новый социокультурный  феномен, параметры которого нам  еще не ясны.

Информация о работе Теория элит, элитарной и массовой культуры