Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76
6. Контрольно-учетная функция - учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков[4,40c.].
Налоговая система и Республики Казахстан представлена следующими видами налогов и других обязательных платежей в бюджет:
1. налоги:
2.другие обязательные платежи в бюджет:
сборы:
плата:
Для Казахстана особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
Условно можно выделить системы принципов, рассмотрим каждый принцип в отдельности:
В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и представляя привилегии другим.
Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находится в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности).
В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.
А согласно принципу вертикальной справедливости, лица которые находятся в неравном положении, должны находится в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).
С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, как законодатель урегулирует порядок изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся между собой государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.
К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан:
1. Принцип обязательности налогообложения. Налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.
2. Принцип определенности налогообложении. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.
3. Принцип справедливости
налогообложения.
4. Принцип единства
налоговой системы. Налоговая
система Республики Казахстан
является единой на всей
5. Принцип гласности налогового законодательства. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях[7,87c.].
Таким образом, налоговая система – это установленные в законном порядке совокупность видов налогов, форм и методов их построения, структура и звенья управления с их функциями, целями и задачами. Органами управления являются налоговый комитет Министерства Государственных Доходов РК, региональные налоговые комитеты. Налоговая система Республики Казахстан действует на пяти принципах налогообложения. Налоги в Казахстане прошли длительную эволюцию развития от натуральной формы уплаты до денежной.
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики Казахстан
Казахстан долгое время находился в составе социалистического государства, где в условиях государственной собственности налоговая система была не развита, что, в свою очередь, приводило к неразвитости налоговых отношений между государством и обществом, в лице налогоплательщиков.
Формирование сознания – достаточно сложный и длительный процесс. Чтобы гражданин добросовестно выполнял свои обязательства перед государством, необходимо с самого раннего возраста привить ему мысль о том, что «налоги - цена цивилизованного общества». Частично эту задачу можно решить введением курса «Налоги и налогообложение» в программе общеобразовательной школы и на всех ступенях средне-специального и высшего образования. Так, если в школе будет разъяснена сущность налога, то при получении средне-специального и высшего образования гражданам можно разъяснять их права и обязанности, особенности уплаты отдельных видов налогов, то есть формировать правовую и налоговую культуру граждан.
Вместе с тем, не нужно забывать, что теория всегда должна находить подтверждение на практике, особенно когда речь идет об обучении. Мало просто объяснить, что «налоги - цена цивилизованного общества», нужно доказать, что те условия, которые создает государство - «цивилизованное общество», действительно стоят требуемой за них «цены» в виде отдельных налогов. Так вполне объяснима сознательность граждан США, Франции, Швеции и других стран по уплате налогов: они видят реальные результаты своих действии и готовы добровольно отдать за них часть своих доходов, в то же время, идеальными налоговые системы этих стран не назовешь, есть и там проблемы, требующие разрешения.
Таким образом, государство, наряду с воспитанием граждан страны, должно обеспечить условия для гармоничного развития общества и каждого гражданина в отдельности, и тогда проблема «недоимки» по причине несознательности граждан будет решена. С другой стороны, налоги - острый и социально опасный инструментарий, и им следует пользоваться весьма осторожно и продуманно. И, конечно же, на научной основе. Государство должно это также иметь в виду[8,C.111-112].
Переход на рыночные отношения, начавшийся в восьмидесятые годы с появлением первых элементов смешанной экономики, сопровождался коренными преобразованиями во всех сферах и отраслях экономики, в том числе в системе налогообложения, Трансформация налоговой системы за период становления рыночной экономики в стране осуществлялась в трех направлениях: были введены прямые налоги и косвенные и создавалась система дополнительных сборов и платежей в различные фонды.
Налоги претерпели существенную длительную эволюцию. Еще в рабовладельческом обществе существовали преимущественно натуральные сборы: продовольственный фураж.
В период Римской империи
уже применялись подобие
Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно назвать жертвоприношения.
Современная налоговая система должна отвечать следующим требованиям:
1. Стабильность налоговой системы;
2. Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);
3. Льготирования конечной
продукции, а не факторов
4. Субординация местных
и общегосударственных налогов.
(Разграничение сфер
5. Равенство перед
законом всех
6. Законодательное право
налогоплательщика на
7. Простота налоговой
системы (Способ реального
8. Нейтральность системы
налогообложения (Совершенно
Простейшей, исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, т. е. Налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Однако первыми видами денежных платежей граждан явились не прямые налоги, а пошлины, т.е. плата за услуги, предоставляемые государством отдельным гражданам.
Налоги как таковые использовались в качестве чрезвычайной меры. Более того, обложение налогами собственных подданных, считалось сначала оскорбительным , напоминая дань с покоренных народов, и не совместимым со званием свободного гражданина. Более широкое распространение получили менее заметные косвенные налоги. Вплоть до XX века в большинстве стран мира эта форма налогообложения была основной. Косвенные налоги и по ныне не выполняют фискальную роль значительной силы практически во всем мире.
В Казахстане вначале налоги взимались в натуральной форме, затем постепенно перешли в форму денежную. Налоги как инструмент финансовой политики особое значение имеют в преобразовании основ экономических и производственных отношений.